Пишущий эти строки не считает себя знатоком, автолюбителем и даже страждущим водить. Скорее испытывает необходимость в передвижении семейства. Поэтому отзыв будет носить информационный характер, а не просветительский.
2 года ездил на Toyota Porte, 6 лет на Prius 20, обе с правым рулем, разумеется.
Porte – бомбический малыш с фантасической эргономикой и дизайном интерьера, хотя ассиметричная внешность вызывает легкое недоумение. Более удобной машины в плане посадки за рулем я не встречал.
Prius – великолепный друг и помощник, я был влюблен, как во внешний его образ, в каждую линию, так и в революционную, на то время, начинку. За долгое время наших «отношений» кроме резины, масла и фильтров ровным счетом ничего не менял, даже тормозные колодки.
С пополнением в семействе пришлось рассмотреть вариант повместительней, хотя в Приус, помимо водителя и 1 пассажира влезала дверь с наличниками и даже 2 велосипеда.
Хотелось микровэн типа Honda Freed, и обязательно гибридный. Но оказалось, что гибрид Honda и Toyota – в корне отличаются, да и стоил Freed почему-то выше моих ожиданий. Благодаря расширенному каталогу авто на Дроме я увидел еNV-200. Не могу сказать, что он произвел на меня какое-то особенное впечатление, но по характеристикам подходил более, чем достаточно, к тому же электрический.
Может, это покажется странным, но я стараюсь относиться к природе, как не отличной от меня самого. Нам ничего не стоит бросать мусор себе под ноги, выкидывать батарейки и ртутные градусники в баки, жечь пластик на костре, спиливать елки для недельной забавы на новый год и т.д. И очень сложно дисциплинировать себя, чтобы этого не делать.
Конечно, производство литий-ионных аккумуляторов – процесс совсем не экологичный, но в сравнении с жизнью ДВСных авто, жизнь электрокара более благоприятна для окружающей среды. Тем более, что аккумуляторы подлежат вторичной переработке.
Как ни странно, еNV-200 оказалась редкостью на японском рынке, данная модель выставлялась на аукционы раз в месяц. Два месяца я сотрудничал с компанией «N» в надежде найти eNV-200 пассажирского типа. Но ни поиск, ни общение не принесли плодов. За два месяца ставки не сыграли. Накануне третей попытки я решил просто поменять компанию и позвонил в Токи доки (не сочтите за рекламу). На следующий день после подписания договора ставка сыграла. После этапа растаможки вернули 180 т.р.!!! (оказалось дешевле, чем рассчитывали). Спустя 2 месяца машина оказалась в Москве. Забирал ее с жд тупика. В ночи. Хорошо, что попросил во Владивостоке ее зарядить, а то бы в ней и заночевал.
В группе «Moscow Leaf Club» мне дали вводные инструкции по эксплуатации и оказали теоретическую поддержку, потому, что вопросов возникало очень много). Итак, первым делом поехал на «заправочку». В режиме ECO машина едет довольно медленно, педаль газа требует дополнительных усилий. Когда ее отпускаешь, машина начинает тормозить и рекуперировать ход – впечатление довольно непривычное. Вообще, тормозит очень лихо, что придает дополнительной уверенности. На зарядной станции не обошлось без вопрошающих прохожих, да и до сих пор, стоя в пробке, водители часто справляются о чудомобиле.
На утро, в канун майских праздников, отправились на дачу в 50 км от дома. Пришлось перевозить полдома и самодельную тележку для каноэ. И рейлинги на крыше оказались как раз кстати. Машина становится намного бодрее без ECO режима, прям взлетает, и это сопровождается характерным свистом двигателя (очень приятный звук), но к сожалению, «взлетный» режим съедает 5-6 км от заряда. По пути, проезжая лежачие полицейские на скорости более 15 км/ч, заметил, что машина «козлит». Подумал, что это связано с количеством груза или особенностью минивэнов, но оказалось, что на задней подвеске нет амортизаторов, просто рессоры! Пусть это более надежный и экономичный вариант, но пассажиры сзади реально подпрыгивают).
Также из минусов можно выделить:
1. Отсутствие подлокотника. Необъяснимое упущение. Но, что забыли японские инженеры, учли китайские мастера. Так, на Алиэкспресс можно купить годный, хоть и хлипкий девайс за 2 рубля в трех цветовых исполнениях. Встает в подстаканники между кресел, как родной.
2. Отсутствие электрических приводов зеркал… Казалось бы, 21 век, что может быть проще? Но, оказывается, может.
3. Отсутствие регулировки сидений по высоте. Мне повезло, что я 193 см, а как быть людям пониже ростом? Хотя, скорее всего дело в посадке а-ля на стуле. Все равно сидеть очень удобно, поясница не затекает.
4. Отсутствие запаски (есть ремкомплект с компрессором).
5. Маленький бардачок. Это не укладывается в общую картину, учитывая, что под капотом можно уместить мешок картошки.
6. Бак омывайки на 0,7 литра. Это как возможно? Может быть разбрызгиватель сверхэкономичный?
Из неудобств. Владельцам электрокаров надо обеспечить пару удобных мест зарядки, получить карточку для общественных станций, и в общем-то все.
Плюсы:
1. Бесшумный ход. Это новое впечатление от вождения, знакомое только тем, кто катался.
2. Прекрасная динамика. На Youtube 10,5 сек до сотни, сам не проверял.
3. Вместительность.
4. Очень высокая посадка на уровне джипов.
5. Бесплатная парковка в городе.
6. Огромные зеркала. Не знаю, с подогревом или нет (не удивлюсь, если нет).
7. Форточки на окнах задних дверей. Простая безотказная система.
8. Подогрев руля и передних сидений в 2 режимах. В отличие от печки не жрет батарею, во всяком случае я не заметил.
9. Продуманная трансформация салона. Сложив и сдвинув задние сидения вперед, можно спокойно втроем уместиться в багажник и пить пиво. Передняя пассажирская спинка ложится на кресло, образуя ровный пластмассовый столик, под которым розетка.
10. Экономичность. Пока зарядки в Москве бесплатные, можно сказать, на «топливо» тратиться не нужно. На работе заряжаюсь раз в неделю, раз на даче. Увеличения платы за электричество не заметил (да и не следил).
11. Подсветка салона на 2 зоны + багажник.
12. Мультимедийная система (USB, Bluetooth, AUX, CD, TV, Navi (последние два адаптированы для Японии).
13. Камера заднего вида с обозначением поворота руля. Не знаю, с чем связано, но камера направлена довольно низко, дальше 5 метров ничего не видно. Но этого вполне хватает для парковочных маневров.
14. Безключевой доступ по кнопке. Хотя в Priusе в этом плане шагнули дальше, чтобы попасть внутрь не нужно нажимать кнопку, а потом дергать ручку. На внутренней части ручки приклеена сенсорная пленка, так что просто тянешь на себя ручку и вуаля.
15. Дистанционный климат. Включение установленной температуры с кнопки на ключе, например, из квартиры. С пятого этажа на удалении 200 м от подъезда включается без проблем.
16. Отъезжающие задние двери (хоть и без электропривода, как на Porte, но в условиях города удобство ощутимое).
17. Отсутствие ДВСных расходников и связанных с ними проблем.
18. Мощные лампы.
19. Ровный пол.
20. Подстаканники на уровне воздуховодов. Данная находка не свежа, но охладить/нагреть напиток можно.
21. Управляемая розетка в салоне (Включается водителем).
22. Климат для подпрыгивающих пассажиров. Под передним сидением установлен чемодан с воздуховодом.
23. Крепления детского кресла ISOfix (2 шт.).
При подъеме в горку километры таят, как снежинки на ладони, но при спуске можно пользоваться нейтралкой, и они возвращаются обратно. Также если тащишься в пробке без рывков, то заряд практически не тратится, порой прибавляется. Авто склоняет к рациональному использованию мощности, привыкаешь думать наперед, контролировать нажатия на педаль газа, рано или поздно это меняет стиль вождения на размеренный.
Полный «бак» показывает в среднем 140 км в ECO режиме после 5-6 часовой зарядки. Не могу сказать, что мне этого недостаточно. Летом кондиционер съедает 20-30% километража и все равно хватает на поездку на дачу и обратно. Больше ездить и не приходится. В редких случаях по иным семейным делам.
Комментарии в отношении малого запаса хода обоснованы и понятны. Но почему нам стало нужно преодолевать все большие и большие расстояния? Человека постоянно и беспрерывно носит там и здесь, как ветер носит сухой лист. Автомобиль, самолет, ракета, к сожалению, как необходимость человек перемещаться на немыслимые километражи – этап прогресса, создающий разрушение. Металлургия, добыча ресурсов для производства и обеспечения передвижений как будто незаметны на общем фоне повседневной жизни. Планета продолжает задыхаться от углекислого газа, трупы морских обитателей прибивает к берегам, птицы не возвращаются с зимовки в наши парки. Но люди сжигают бензин в 5-й литровых двигателях без малейших раздумий, ощущая себя сильными, но все равно не удовлетворенными.
Я езжу на работу на велосипеде круглый год с неописуемым удовольствием. Считаю, что прогресс должен приводить человечество к освобождению от привязанностей, а не наоборот. Привязанности к технике, к Luxury комфорту, к потребности в мощности, скорости и вытекающими из нее исходами и т.д.
Желаю всем мира и спокойствия.
Лето 2018