Октябрь 2019
Ещё раз всем привет.
Итак. Были пережиты самые суровые времена – Амурская зима. Напомню – AZE0 2013 г., комплектация G, индикатор остаточной ёмкости ВВБ – 9 делений. С этими параметрами ездил в -25, холоднее вроде как не было, ну и не насиловал агрегат в мороз, потому как не было необходимости. Впечатления от эксплуатации в зимний период – прохладно и далеко не уехать. Чтобы как-то сохранить приемлемый пробег приходится использовать режим «Эко», он, в свою очередь, экономит на обогреве, поэтому в салоне прохладно. Использование обогрева до +21 не эффективно, а +25 и более съедает почти 25 км пробега. Таким образом, при 100% заряда, в запасе, по прогнозу, было 60-65 км пробега. Для меня это было вполне приемлемо. Маршрут: гараж – работа – дела в обеденный перерыв (магазины и т.п.) – гараж. В остатке обычно было около 21-25 км пробега (на 17 начинало мигать и просить зарядку). Чтобы немного увеличить объём «заливаемого» заряда я разогревал батарею увеличением пробега и поездки в горку-с горки, пока индикатор рекуперации не начинал показывать второй (большой) кружок (известно, что батарея разогревается от нагрузки и от заряда) только после этого ехал в гараж. Может быть, кому-то этот способ пригодится.
В неотапливаемом гараже даже в -25 температура была не ниже -20 градусов и индикатор температуры батареи показывал одно деление выше красной зоны. Таймер заряда установлен на окончание заряда в 7 часов утра, т.е. к этому времени авто было заряжено и процесс заряда укладывался в ночной тариф. Таймер климат-контроля, в плане нагрева, не использовался, т.к. поездки были нерегулярными и греть авто «на всякий случай» смысла не было. Для удобства можно использовать систему управления OVMS от компании FastTech посредством Интернета или GSM, это дополнительно 10-12 тысяч расходов, но весьма удобно.
За время стоянки на улице в течение рабочего дня температура воздуха была обычно -17, -21 градус, и только раз индикатор температуры батареи опустился до красной зоны. Машина завелась, поехала на «черепахе», после пробежки рептилия исчезла, и к температуре батареи добавилось ещё одно деление.
Утеплением салона не заморачивался, но, на грядущую зиму, утеплил патрубки теплопровода «кониционерными» трубками и большим куском ватина. ВЭБАСТО ставить не буду – это точно, нет нужды.
С наступлением весны и лета проезд километров на 1 киловатте поднялся с 3,2 до 6,4, собственно, что и ожидалось. В мае упало девятое деление остаточной ёмкости ВВБ. Слегка расстроился... Если с 9-ю пробег по теплу прогнозировался на 110 км., то с 8-ю он снизился до 90 км. В целом это не нарушило моих привычек – как ездил в загородную зону отдыха на Мухинку без дозаправки, 35 км в один конец через горки, так и езжу. По секрету - на всякий беру с собой зарядный блок, удлинитель и за два часа могу зарядиться от обычной розетки на обратную дорогу с избытком. Проверил.
По совету мануала к авто летом заряд ставлю в режим "Long life", т.е. 80% заряд, зимой - "Long distance", 100%. ИМХО такое разделение режимов обусловлено нагревом\перегревом элементов ВВБ в режиме заряда 100% в условиях +20 градусов, и, как следствие, ускорением их деградации. 80% заряд не успевает сильно разогреть батарею, соответственно, деградация элементов от тепла меньше. Если есть другие версии - излагайте, будет интересно. )
В итоге:
1. Зимой ездить можно, хоть и недалеко;
2. Очень много энергии зимой отнимает поддержание климата, хоть какое-то утепление авто надо делать и утеплять гараж, хотя бы пологом, чтобы не задувало мороз, может даже ставить подогрев дна батареи инфракрасным обогревом (надо подумать);
3. Всё больше склоняюсь к тому, что и следующее авто будет электрическим (не гибридным);
4. Удобная эргономика, комфорт и отсутствие счётчика израсходованного бензина в голове провоцируют на катание чисто для удовольствия.
5. Отношение к этому аппарату скорее, как к велосипеду, чем как к автомобилю (хочется ездить и ездить).
6. Эксплуатационная стоимость около 100 рублей в месяц.
ЗЫ: Электромобильное сообщество пролоббировало в области отмену транспортного налога на электромобили и, в перспективе, строительство зарядных станций в областном центре и двух близлежащих райцентрах с дополнительными точками на перегонах. Надеюсь, так и будет. Мы ездим на будущем, ребята! ;)