И снова здравствуйте. Я, конечно, думал что напишу дополнение, но не думал что так скоро… На радость электро-писсимистам я на днях имел ровно тот бледный вид, о котором писал выше. Но об этом надо по порядку…
Напоминаю, что действие разворачивается в Сибири, где недавно были обычные Сибирские температуры. Минус 40 для нас не трагедия. Однако! Мои религиозные убеждения не позволяют мне эксплуатировать _собственные_ транспортные средства при температурах ниже минус 25-27 градусов. Спорить со мной по этому поводу не стоит, я безусловно прав. На время холодов я пользуюсь чужими Газелями. А холода не заставили себя ждать!
Как только я увидел морозный прогноз, я загнал Лифчика в гараж, зарядил, и пересел на общественный транспорт. Обычное дело! Но холода подзатянулись, и холодильник (такой большой белый шкаф с едой) опустел. Морозным субботним днем я решил рвануть на рынок и в магазин. За окошком минус 35…. В гараже минус 18. Я ничего не боюсь, батарея утеплена и на ходу подогреется, да и я не надолго… Да и немного интересно, как Лифчик поведет себя на морозе?
В гараже я спокойно завелся (там ведь тепло! минус 18) и поехал на рынок. По пути выяснил еще одну вещь – забортный термометр останавливается на температуре минус 30 и все! Холоднее, по его мнению, быть не может. Может я не прав и у кого-то были показания ниже? На японском Лифе? Поделитесь знаниями.
С рынка я тоже уехал без приключений, поехал в магазин. Там чуть призадержался, пока вино выбирал с помощью Vivino… Загрузил покупки, а машина не включается!!!
Приступ паники прошел через пару минут, начинаем анализировать…
При попытке включения у меня загорается гирлянда аварийных сигналов, контроль зарядки 12 вольтовой АКБ, черепашка и сообщение «Нажмите на тормоз и кнопку старт». А я на что давил? На нейтраль могу поставить, и это все. Раз пять-десять я попробовал разные комбинации надавливаний разными ногами и разными пальцами, но результат оставался неизменный. Мысль начинает суматошно работать. Может он не желает включаться при температуре ниже -30? Что-то я такого в инструкции не припомню, да и только недавно я спокойно включился у рынка… Я решил что замерз. Не я сам, меня-то бросило в жар, ВВБ замерзла… Достаю сканер OBD, благо он у меня с собой, запускаю ЛифСпай. Да все нормально! Температура ВВБ минус 11 градусов. Чего тебе надо, сволочь? Может свинцовая АКБ козлит? Так вроде отродясь не было такого, она же почти новая, ей скоро 5 лет и работает она в щадящем режиме, стартер-то крутить не надо…
Ладно, прячем свою электромобильную спесь в задний карман, и идем к соседям по парковке со словами: «Дядя, дай прикурить!». Сибиряки – народ отзывчивый. Сам я тоже не раз заводил коллег-автомобилистов. Прицепились. Постояли пару минут. Не отцепляю провода. Пробую включиться – фиг! Такая же гирлянда. Ну так значит свинцовая АКБ не при чем? Отпускаю добровольца со словами благодарности. Беру тайм-аут на раздумье.
А что тут думать? Надо вызывать спасательную бригаду. Звонок другу. Посмеялись, он едет на подмогу, я сам греюсь в магазине. Продумываю стратегию вытаскивания меня. Все ведь не так-то просто. Электричку нельзя буксировать на нейтрали под страхом сгорания инвертора! А у меня «D» не включается! Значит надо тянуть очень медленно… Деваться-то не куда! До дома 4 км, не вызывать же эвакуатор?
Прибыла подмога. Я объяснил диспозицию и нашу тактику. Чтобы подцепиться тросом, надо вытолкнуть руками с парковки, встав на нейтрать. Сажусь за руль, безнадежно жму кнопки … А ОН ВКЛЮЧИЛСЯ! Нормально, без гирлянд! И сам поехал. Полные штаны радости! Бегом в родной гараж! Под присмотром спасательной бригады.
Когда-то, не очень давно, был такой сериал – «Как я не встретил вашу маму». Я потому так долго и подробно рассказывал свои приключения, чтобы произнести одну фразу из этого сериала:
«ИТАК, ДЕТИ… ЧЕМУ НАС УЧИТ ЭТА ИСТОРИЯ?»
Поразмышляв, я пришел к выводу, что виновата свинцовая АКБ. Ведь ВВБ была теплая! Почему не сработала «прикурка»? Так может тупо контакта не было? Сложно судить о качестве контакта на грязных клеммах, если стартер крутить не надо!
Не претендуя на истину, ход мыслей следующий:
В гараже АКБ после недельного простоя была еле живая и весьма холодная. За короткую поездку к рынку и магазину она вообще ни сколько не зарядилась, а зато замерзла в лед. А еще постояв немного, она не смогла обеспечить нужный для включения ток.
Почему потом включилась? Так я же помолился электрическим богам! Может мои безуспешные попытки включиться немного разогрели АКБ? Помните старый совет, заводить замерзшую машину после того, как «погреете» АКБ дальним светом фар?
Про ВВБ. Опять же по американской инструкции, речь идет о -25 градусах замерзания. Кучу японских Лифов обездвижили при -20 градусах ВВБ. Что-то опять наша реальность не сходится с заокеанскими пожеланиями, прям как в политике… Вот и рассказывайте после этого истории о пользе прочтения инструкции!
После того как я для себя ответил на вопрос: «Кто виноват?», сразу за деревом замаячил другой вопрос…
Нет, новый АКБ я не стал покупать. Мой же почти новый, и если бы я относился к нему помилосердней, то не попал бы в такую дурацкую ситуацию. Это научный факт – мерзлый свинцовый АКБ не в состоянии брать заряд. Я решил его утеплить! Таким же материалом, что и утепление ВВБ. Полностью обернул. Со всех сторон. Заодно поискал на нем дату выпуска. Странно… Вроде машина октября 2014 года, а АКБ 30 неделя 2016 года… Зачем меняли? Неужто родной сдох?
Кроме того, я решил, что в целях профилактики просадки напряжения при включении, будет полезно добавить конденсаторы в параллель с АКБ. Подцепил то, что завалялось в карманах. Два по 2700 мкФ. Это до смешного мало. Пусть хоть так пока побудет, пока не найду что-то посерьезнее, размером с канистру.
А еще мне стало интересно, а сколько пожирается электричества с АКБ в режиме покоя? Нормальный бензиномобиль с магнитолой и сигналкой (они и являются главными потребителями) в режиме покоя потребляет от 10 до 30 милиАмпер. Если жрать больше, то АКБ быстро сядет, машина не заведется…
Взял тестер и пошел мерить потребление Лифа. «Ну ни чего себе!» - это я перевел свои мысли с матершинного… Потребление колеблется от 150 до 350 милиАмпер. «Да ведь это много!» (опять перевод с матерного).
Вот и открылась для меня тайна Мадридского двора. Которую знают все посвященные, но нам не говорят. ЛИФ ПРОСТО ВЫЖИРАЕТ АКБ! Посчитайте, при усредненном токе в 250 милиАмпер за 4 часа съедается 1 АмперЧас, за сутки 6 АмперЧас, за 5 дней 30 АмперЧас! Неновый АКБ будет разряжен в ноль!
Производитель знает про эту ситуацию и в инструкции по эксплуатации (для американцев) очень невнятно блеет о том, что надо бы заряжать электромобиль каждые пять дней, не бросать его на морозе, и что подзарядка свинцового АКБ будет сама периодически включаться, моргая сигнальным значком. А не могли сделать потребление поскромнее?
А что же делать нам? Частично мое мнение я уже озвучил. Для начала утеплить АКБ. Конденсаторы на 40 000 – 100 000 мкФ не помешают для несвежего АКБ. Надо следить за здоровьем АКБ с помощью нагрузочной вилки из магазина аккумуляторов. При длительном простое отключать АКБ (это спорный вопрос). При пользовании в мороз подгадывать так, чтобы заряжать авто не сразу после приезда, а к планируемуму выезду. Ну и не надеяться, что на Лифе АКБ будет ходить супер-долго… И уж если приходится менять АКБ, то может стоит посмотреть в сторону гелевых. Они лучше берут заряд по морозу. Как там ценник?... И строго следить на предмет глубоких разрядов!
Искренне надеюсь, что изложенная информация будет полезна текущим и будущим владельцам Nissan Leaf.
P.S.… Еще пару слов о том, что творится в комментариях…
Перед покупкой своего Лифа я прочитал ВСЕ отзывы. И есть такой факт – в комментариях порой творится Cpачь. Удивлен, что у меня все мирно. Приятно!
На всякий случай повторю квинтэссенцию своего мнения:
В Сибири без подогрева ВВБ – никуда. Без гаража – никуда. Проходимость в снегу – ниже среднего по палате. Не все живут или хотят жить в частном доме или в Краснодаре, и это их выбор! Подвеска в Лифе – как и у всех Ниссанов – не очень (обойдемся без мата). В минус 27 я поеду на работу на Газели. Давайте денежки считать в своем кошельке. Самое главное, что вам дал господь – это свобода выбора.
Если после прочтения моего рассказа у вас остались вопросы – то прочтите его еще раз с начала…
Этот рассказ я написал только для того, чтобы Вы улыбнулись.
Улыбайтесь, господа!... Улыбайтесь!
Чао!