Дневник электромобилиста-лифовода
Глава 4: Рабочая неделя. Повседневная эксплуатация.
Ну вот, электромобиль Ниссан Лиф начал выполнять свои должностные обязанности: ежедневно возить мою 100-килограммовую тушку из пункта А (г. Гатчина Ленинградской области, дом) в пункт В (г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, работа). Ведь в конечном итоге его приобретение для этого и задумывалось: вот уже два года я с понедельника по пятницу ежедневно езжу по этому маршруту, ежедневный пробег составляет около 100км.
Однажды, почесав репу, просто прикинув в голове, сколько мной за это время в атмосферу выброшено бензпирена, а в карманы Алексея Борисыча Миллера и Игоря Иваныча Сечина - кровно заработанных денег, я немного охренел от этих цифр. Перепроверил на калькуляторе. Получилось ещё больше. Подумав, прибавил к этому проводимую дважды в год процедуру замены масла и фильтров (у меня дизельный S-Max, поэтому каждые 10 тысяч меняется все, в т.ч. топливный фильтр). Цифры затрат прямо на глазах приближались к сумме госдолга США, а ведь я еще даже не включил в итоговый счёт ремонт и замену всяких агрегатов, которых у электромобиля просто нет: сцепление, ГРМ, свечи накаливания, форсунки, ТНВД... Все это на своем S-Max я не раз менял и ремонтировал, а это серьезные деньги.
Итоговая сумма в несколько сотен тысяч рублей за 2 (прописью - два!) неполных года настолько меня впечатлила, что вопрос о покупке электрички перестал быть вопросом, превратившись в дело времени. И вот это время настало. Вот такая предыстория.
Итак, я, свежеиспеченный обладатель электромобиля Ниссан Лиф, ежедневно езжу на работу из Гатчины в центр Питера и обратно на электромобиле. Какие же открытия я для себя сделал?
Первое: это реально. Уже сегодня можно купить машину, которая будет возить тебя на работу и обратно бес-плат-но. Даже если у тебя нет возможности как у меня заряжать машину на работе на халяву, стоимость заряда дома от сети по счетчику будет максимум 50-60 рублей. Это литр с небольшим грёбанного бензина, на котором из Гатчины ты доедешь только до Верево. Или до Тайцев на маршрутке.
Второе: это прикольно и необычно. Я говорю и о самом осознании того факта, что ты едешь и мысленно вертишь на болту Игоря Иваныча Сечина не тратишь ни копейки на бензин, не загрязняешь окружающую среду и смотришь на окружающих тебя водителей машин с ДВС как на говно с некоторым ощущением превосходства.
И я говорю о самом процессе управления этой машиной: вы когда-нибудь видели глаза закомплексованного стареющего лысеющего мужика с маленькой пиписькой Хозяина жизни на Большой Чёрной Машине с 3х-литровым двигателем, когда его со светофора с легкостью обходит какая-то серенькая машинка без выхлопной трубы? А я видел. И это прикольно. Чего и вам желаю. И правда, разгонная динамика у этого агрегата просто феерическая. Оно и понятно: нет никаких шестеренок, ремней и прочих приводов.
Третье: это кардинально меняет твой подход к манере вождения. В-общем-то я всегда был довольно сдержанным и дисциплинированным водителем, за 16 с лишним лет водительского стажа не имел за плечами ни одного ДТП и лишь единичные штрафы за минимальное превышение скорости. Но в последние годы, обзаведясь двухлитровым турбодизелем, делая ежедневно 100+км, я начал куда-то торопиться и не раз ловил себя на мысли, что еду 140 там, где можно только 90, постоянно кого-то обгоняю, злюсь и матерюсь на тех водителей, которые не хотят вместе со мной на тот свет ехать быстро. "Любишь, чтобы медленно, купи себе троллейбус, дятел!" - не раз кричал я обгоняемому мной спокойному дядечке на каком-нибудь "Рено-Логан", едущему по трассе ровно 90 км/ч. Немного покричал и сам купил себе троллейбус ))). Ну почти.
Я не говорю о том, что на Ниссан Лиф нельзя ездить 140 км/ч. Можно и 140, можно 150, в каком-то видосе я даже видел, как Лифа разгоняют до 160 км/ч. Но любая скорость выше 80 км/ч увеличивает расход энергии по экспоненте. Я не знаю точных расчетов, но по своим прикидкам и наблюдениям могу сказать, что оптимальная скорость для экономичного движения Ниссан Лиф болтается где-то между цифрами 65-75 км/ч, при движении на скорости 90 км/ч расход энергии увеличивается где-то на 5-10%, при 110 км/ч - уже на 15-20%, а при 130-140 км/ч - примерно наполовину. То есть, гонять можно, но недолго.
Сейчас я езжу на работу и обратно по трассе со скоростью не более 100 км/ч, спокойно и вдумчиво, не торопясь. И знаете, какой вывод я сделал?
Ни хрена по итогу не дает эта бешеная езда 120+. В первые дни после покупки электромобиля Ниссан Лиф я выходил из дома пораньше на 20 минут, зная о том, что не поеду очень быстро, и что в итоге? Тупо приезжал на работу на 10-15 минут раньше. То есть, все эти гонки с заносами, визгом шин, раскаленными тормозными колодками, матом, тоннами ненависти и сотнями убитых нервных клеток по итогу выливались для меня в 5-10, ну максимум 15 минут экономии времени. А оно, блин, того стоит вообще? Нет, конечно.
То есть, в процессе владения и управления электромобилем меняется твоя философия вождения: ты никуда не летишь, не материшься, не нервничаешь, не палишь шины и тормозные диски/колодки, а спокойно едешь по среднему или правому ряду трассы со скоростью 80-100 км/ч в состоянии просветления и в позе лотоса. И, что сука характерно, везде успеваешь. И это еще один большой жирный плюс обладания электромобилем. Кому-то (любителям погонять на сверхзвуковых скоростях и поубиваться об отбойники) он покажется сомнительным, но лично для меня он очевиден.
Еще один плюс плавно вытекает из минуса: электромобиль нужно заряжать, зачастую этот процесс происходит на зарядной станции где-то в городе и время зарядки даже на быстрой ChaDeMo может составлять 30-50 минут. Как я уже писал, в Питере большинство бесплатных зарядок расположено в таких местах, где звучат выстрелы, крики, рэп и ниггеры греют руки над костром в железной бочке куда собаки ходят умирать, и делать там абсолютно нехер. Что плохо для вас, неожиданно может стать хорошо для вашей машины: сидя в ней и имея полчаса свободного времени, вы неизбежно наведёте порядок в бардачке, отряхнёте коврики от мусора, протрёте торпеду, руль, центральную консоль от пыли, очистите фары и габариты от грязи, вытряхнете пепельницу, в-общем сделаете всё то, что обычно ленитесь делать, ссылаясь на нехватку времени. И будете делать это регулярно. Отчасти поэтому у подавляющего большинства лифоводов машина имеет ухоженный вид, несмотря на солидный возраст.
Теперь, наверное, стоит поговорить об экологии. Не буду кривить душой и говорить, что к покупке электромобиля меня сподвигла исключительно любовь к окружающей среде, забота о вымирающих гваделупских кроликах и всё такое. Разумеется, основным побудительным мотивом был и остается чисто экономический, меркантильный, если хотите. Километры, литры, деньги - вот основной мотив.
Но экология в этом деле лично у меня на твёрдом втором месте. Я всегда с трепетом и благодарностью относился к окружающей среде, природе, никогда не позволял себе оставить после пикника или рыбалки бутылки, банки, пакеты, как это принято у большинства россиян. Приехав на место загородного отдыха, первое что я делаю - это сбор и утилизация мусора, оставленного до нас предыдущими двуногими свиньями отдыхающими. Вообще, о чём говорить, если у меня дома стоит ёмкость для сбора севших батареек, а в гараже - коробка для перегоревших энергосберегающих ламп? А у жены на кухне под раковиной - два ведра для раздельного сбора отходов. Я считаю, что это нормально и правильно, но в глазах большинства сограждан это какая-то бездуховность, гейропство, подрыв устоев и разгибание духовных скреп. И вообще издревле на Руси не было никаких электромобилей, отродясь никто не собирал батарейки и лампы, это всё от лукавого, настоящий духовный россиянин должен напиться исконно русской водки, сходить в церковь, спеть гимн, послушать Ваенгу, проголосовать за "Единую Россию", засрать всё вокруг бычками, банками и окурками, и умереть с улыбкой на лице, не дожив до пенсионного возраста. Видимо, я не чистокровный россиянин.
Так что сейчас я езжу на работу на экологически чистом транспорте, заряжаю его во время рабочего дня, этого заряда мне хватает доехать до дома и следующим утром вернуться на работу. Зимой, возможно, потребуется дозаправка в воздухе подзарядка в гараже возле дома.
Пока рано делать какие-то далеко идущие выводы, первый детальный отчет с цифрами я сделаю после месяца эксплуатации, а пока эксперимент продолжается. Неделя прошла, полёт нормальный.
Всем спасибо за внимание и не переключайтесь, как говорится.