Навалом диаграмм, которые сопровождают объявления о продаже лифов, или их отзывы. Непонятные цветные столбики, циферки, аббревиатуры. Отдельным фетишем в сообществе любителей электротранспорта являются три веселых буквы – SOH. Впервые я услышал их задолго до приобретения первой электрички, но что сие значит - особо не парился: СОХ не СОХ, да собственно пох)))
Однако время и второй по счету лиф сделали свое дело: информация сама достигала меня по мере эксплуатации. Она не нова, но кому-то из читателей обязательно пригодится.
Состояние батареи определяют на глаз "палками"/ "делениями" на приборной панели. Максимальное количество – 12, и дальше только меньше. Норма у 10 летней машины – 7-8 //, у 5 летней – 9-10 //. Точные показатели самочувствия (SOH, Ahr и пр.) определяют с помощью OBD адаптера (автосканер ELM327 v1.5. ), который подключается в специальный разъем, находящийся под рулевой колонкой, и приложения на телефон, смартфон, планшет. Чаще всего – это Лиф спай.
SOH – степень здоровья батареи, подается к столу в процентах. С конвейера она равна 100%, а дальше по мере эксплуатации уменьшается. Когда полезно знать СОХ?
1. При оценке старения авто относительно себя же. Измерили сох в мае, повторили в сентябре – увидели снижение процент-два – норм, больше усохло за это время – значит что-то делаете не то со своим лифом.
2. При выборе одного авто из множества аналогичных. Ключевое слово – аналогичных. Сравнивать СОХ корректно у электромобилей с одинаковой заводской емкостью 24 с 24 квт, 30 с 30 квт, 40 квт с 40 квт и т.д.
На моей практике лиф в кузове зео 2011 года выпуска имеет 62% СОХ, азео 2016 года выпуска - 77%. Обратим внимание, на степень деградации батареи между 2016 и 2011 годом, которая составляет 15 процентов за 5 лет, или около 3 процентов в год.
A-hr (ампер-час) – это запасаемая емкость батареи. Абсолютная величина и поэтому она более универсальна для сравнения, чем СОХ. Состояние батареи лифов с разной емкостью: 24 квт и 30 квт, 30 и 40 нужно сравнивать между собой по ампер-часам, а не по процентам остатка СОХ.
Пример. Сравниваем два лифа. Один 24 кВт, другой 30 кВт. Оба одного года выпуска, имеют плюс-минус одинаковый пробег и визуальное состояние. Какой авто предпочтительнее взять? 30ку? Не факт. Опытный лифовод сделает свой выбор исходя из количества ампер-часов. Чем их больше может запасать батарея, тем дальше проедет лиф на одном заряде. При прочих равных. Не забываем, что прочих равных не бывает хотя бы потому, что 30 квт лиф тяжелее 24квт версии, а значит при одинаковых ампер-часах более легкая 24-ка уедет дальше. Смотрим ампер-часы и решаем, стоит ли переплачивать за 30-ку.
На примере моих автомобилей: у зео емкость составляет 41 ампер-часов (едет 90км в отличных условиях (тепло, но не жарко, едем без климата), у азео – 50 ампер-часов (едет 140 км, но это я измерял в октябре (прохладно, частично пользовался печкой), летом будет больше). Надо обратить внимание на то, сколько на 1 ампер-часе проезжает лиф. От 0,46 км на 1 ампер-часе летом (90 км делим на 41 ампер-часов) на ЗЕО до 0,36 км на ампер - часе на АЗЕО в октябре. Используя эти данные вы можете рассчитать реальный прогнозный пробег на лифах первого поколения летом в городе с пологим рельефом. Можете на него ориентироваться. Зимой азео значительно экономичнее, чем зео. Насколько? Намного! Подробнее в отдельном дополнении, т.к. невозможно объять необъятное.
Количество быстрых и медленных зарядок.
Напрямую – это не является характеристикой состояния батареи, но отражает образ жизни :) Быстрые зарядки я сравниваю с фастфудом, а медленные - со здоровым питанием. На короткой дистанции изменения нашего тела и здоровья от регулярного потребления трансжиров мы не увидим, но вот если стать завсегдатаем ресторанов быстрого питания на длительное время, то потеря формы и здоровья будут налицо. С батареей также. Кто бы что не говорил, но в процессе быстрых зарядок элементы питания нагреваются значительно сильнее, чем при медленных. Поэтому в жаркую погоду я бы рекомендовал воздержаться от CHA-DE-MO. Когда наступает усиленная деградация батареи? После ее нагрева до 35 градусов по цельсию, или после 40 градусов??? У меня нет такой информации. Но тут, я думаю, - лучше перебздеть.
Некоторые пытаются связать пробег с количеством зарядок. Мол, зарядок много и, если умножить на 100-160 км (километраж, который способен дать лиф на одном заряде), получим реальный пробег. Такая логика нежизнеспособна: мало какой лифовод заряжает авто, выкатывая его предварительно полностью. Наоборот, на практике, если даже пробег в течение дня составил всего 15 км, при первой же возможности лиф поставят на зарядку, чтобы авто был готов отдать свой максимальный потенциал в следующей поездке. Также при установке зарядки по таймеру (такая опция есть в лифе и активно используется, когда есть двухтарифный счетчик), один цикл зарядки отражается программным обеспечением, как 2 зарядки. Т.к. при постановке зарядного пистолета в порт машины, кратковременно подается напряжение, и несколько сотых киловатта забрасываются в батарею машины в тестовом режиме – это одна зарядка. Ночью, когда стартует заряд по таймеру – вторая.
В представленном скриншоте ODO - это пробег, QCx - быстрые зарядки, L1/L2 – медленные. Японец любил быстрые зарядки, вероятно, без них моя батка была б жирнее на пару тройку процентов.
Народные мудрости о состоянии батареи, которые родились в сообществе лифоводов-первопроходцев:
1. Деградация батареи (снижение показателя СОХ) в первые несколько лет (3-4) после схода с конвейера идет чуть более высокими темпами, чем после указанного возраста. В целом, нормальным считается деградация в 3-4 процента за год при щадящей эксплуатации.
2. Щадящая эксплуатация – это недопущение условий постоянного перегрева батареи, длительного простоя электромобиля (полностью заряженного или полностью разряженного), постоянного глубокого разряда электромобиля.
3. СОХ падает (читай батарея деградирует) у АЗЕО 2012,2013 и начала 2014 года выпуска быстрее, чем у ЗЕО 2011-2012 и АЗЕО 2014 и моложе.
4. Больше - не всегда значит лучше. Есть мнение, что 24 квт 2015-2017 гг – оптимум по соотношению цена/качество/долговечность. Я бы конкретизировал это так: лучше выбрать 24 квт с ахр 50 квт часов, чем 30 квт с такой же ахр. Потому что: А. Будет дешевле, Б. Уедет дальше на одном заряде.
5. Уже достаточно давно нечистоплотные торгаши научились «крутить» в нужную сторону параметры здоровья батареи: чтобы программное обеспечение показывало то, что хочет продавец, а не то, как обстоят дела на самом деле. Лекарство от этого только одно – личный тест с полной выкаткой батареи до суха и определением реального запаса хода.
P.S.
Разговор глухого и немого:
«Твоя кошка и гавкнуть не может, проку от нее», – сказал глухой слепому,
«Гавкнуть?! Перепонки лопнут, я что глухой что ли! Толи дело кошка мурлычет – песня просто», – подумал немой.
Оба остались при своем: один при кошке, другой при собаке.
Это диалог некоторых радикально настроенных приверженцев электромобилей и машин с ДВС. Народ, покупайте, владейте, наслаждайтесь тем, что сами выбрали и не мешайте получать удовольствие от своего выбора другим. Сколько людей, столько и мнений.
Всем добра!