Так случилось, что вопросы про электромобиль начали мне поступать задолго до поступления самого электромобиля, купленного на японском аукционе Лифа. Чтобы облегчить себе задачу просвещения соплеменников в этом темном вопросе, я решил составить FAQ по вопросам, которые искал и решал для себя сам при выборе "машины на батарейке". Зачем покупать электромобиль и какие он дает преимущества - каждый решает для себя сам, материала в сети на этот счет море. Но если вы решили что "электро" вам НУЖЕН - мимо нижеприведенной десятки вопросов вам никак не пройти. Итак, про машину, которую я уже купил, но еще даже в глаза не видел :))
1. Она на батарейке или на бензине?
Она только на батарейке. Один электродвигатель под капотом и вариатор с одной передачей как в троллейбусе. Батарейка под полом, привод на передние колеса, схему можно посмотреть тут hybroid.ru/nissan-leaf-2016.html или mynissanleaf.ru/viewtopic.php?id=35. Если где-то вам встретится расход бензина у лифа - не обращайте внимания, это эквивалент стоимости зарядки, переведенный в бензин по непойми каким ценам.
2. Где ее заряжать?
В розетке. Обычной. Где взять розетку? Розетка есть в любом гараже или на автостоянке. Недалеко ушел от нас тот день, когда машину во дворе после 22 часов оставить - значит лишиться магнитолы/бензина/стекла/колес или всего этого сразу. Все ставили машины в гаражи и на стоянки и никого это не парило. Мой гараж в 8 минутах ходьбы от дома обошелся мне в 2016 году в 200 тыс.руб. - как раз примерно экономия на нулевой растаможке на электромобили в возрасте от 3 до 5 лет. За день по городу я больше 60 км не накатываю. За ночь (точнее, за 6-8 часов) батарейка Лифа зарядится от обычной розетки. Есть еще ускоренная зарядка, но в режиме гараж-работа-дом-гараж она не нужна.
3. Почему именно Nissan Leaf а не Тесла или другие электромобили?
7Он самый доступный по цене в России (трехлетка из Японии по состоянию на 2016г - 600 тыр в кузове ZE0 и 800 тыр в кузове AZE0), не считая Mitsubishi I-MiEV (этот можно встретить и по цене 400 тыр), но последний сильно проигрывает Лифу в мощности и запасе хода. Тесла при всех ее преимуществах (запас хода и мощность втрое больше чем у Лифа), б/у в РФ стоит под 3 млн.руб просто потому что она изначально позиционировалась как премиум-сегмент. Остальные иномарки (BMW I3, Chevrolet Volt и тп) хотя и немного выигрывают Лифа по отдельным позициям (где-то дизайн, где-то запас хода), появились совсем недавно и еще не прошли трехлетний рубеж, когда пошлина обнуляется. Через 3-4 года они составят достойную конкуренцию Лифу, как, кстати, и Тесла-3, выпуск которой обещан на конец 2017 года, а цена - вдвое ниже Тесл премиум-класса.
4. Сколько стоит эта машина и какие у нее комплектации?
Конкретно моя машина (кузов ZE0, комплектация G, пробег 30 тыс, 2012 год выпуска, выбранная мной на японском аукционе) обошлась мне в 620 тыр с доставкой до Тюмени. В кузове AZE0 обошлась бы в 800-820 тыр. Заказывал тут: vk.com/luxury_auto1 хотя найти и выбрать поставщика каждый в силах сам. По объявлениям на Дроме можно найти подешевле, но с пробегом по РФ и/или с ремонтом кузова, скрученным пробегом, замененной батареей (кому как повезет). Про отличия комплектаций (S, X, G) можно почитать тут: www.carwin.ru/hybrids/169-nissan-leaf. Про отличия поколений кузова ZE0/AZE0 тут: www.drive2.ru/l/4317452 mynissanleaf.ru/viewtopic.php?id=192 и на
drom.ru/reviews/nissan/leaf/87515/85893 Если кратко, то AZE0 процентов на 20% больше пробегает на батарейке за счет более эффективного инвертора, отказа от жидкостной печки, снижения крутящего момента двигателя и снижения веса авто по мелочи. Кто юзал оба поколения, пишет что оно не стоит 200 тыр разницы в цене.
5. Он что, с правым рулем? А с левым есть?
Да, мой авто это японец, с правым. Учитывая нижеизложенные пробеги, дальше города я на нем ездить не собираюсь, а в городе, в отличие от трассы, мне пофигу где руль, даже выходить удобнее на тротуар справа. Леворукий Лиф существует, можно найти американца или европейца, но это труднее и дороже. Из США б/у электромобиль вообще надо очень осторожно покупать, учитывая их климат (см. вопрос №8).
6. Сколько она пробежит на одной батарейке?
Заявленный запас хода на новой батарейке 190/230 км (ZE0/AZE0) но! это как сферический конь в вакууме: если на улице не холодно и не жарко, если ехать не быстро и не медленно, если тормозить рекуператором и не слушать громко музыку и тп. Реально пробег этого авто рапортуют оочень разный - от 60 км зимой до 240 км летом (подробно см по ссылкам в вопросе №4). Естественно, чем старее батарейка, тем меньше пробег, но об этом ниже. В 2015 году появилась комплектация Leaf с батареей 30кВтч (против 24Квтч у обычной версии), что обещает пробеги до 300 км на одной зарядке, правда, нулевая пошлина по ним возникнет не раньше 2018 года, а к тому времени на вторичный рынок подтянутся и другие конкуренты с аналогичными пробегами.
7. А как на ней ехать за город/на дальняк?
Пока никак. В дальней перспективе электромобили обещают нам зарядку, сопоставимую с дневным пробегом водителя (800-1000 км), а пока американцы и европейцы ставят электростанции каждые 50 км, а на той же Тесле при заявленном пробеге под 500 км уже сегодня заряжаться приходится не чаще 1-2 раза за суточный пробег на дальняке. В Рассеюшке нам пока такие опции недоступны, значит наслаждаемся технологиями будущего не дальше пригородной дачи. В конце концов, у каждого вида траспорта есть ограничения и я лично привык отвечать "никак" на вопросы типа: "а как на мотоцикле зимой ездить?", "а как на смарте трех детей возить", "а как на легковушке доски и диван перевозить" и тп.
8. Сколько лет проработает батарея пока не сдохнет совсем?
Во-первых, батарейки в машине и в телефоне - разные. Поэтому не стоит бояться что через 5 лет она сдохнет как в телефоне, то есть совсем. Срок жизни автобатарей увеличивается с каждым годом, эксперты пишут что даже в одном поколении Лифа батареи демонстрируют разную живучесть (2012 года живее 2011 года, а конец 2013 год живее 2012 года). По паспорту Лифа исследованиям других специалистов срок жизни батареи сильно зависит от двух факторов: как часто она перегревается (из-за ускоренной зарядки, из-за жаркого климата и тп) и как часто ее заряжают до 100% (рекомендуется заряжать на 80% чтоб продлить ей жизнь) - подозреваю что тоже из-за нагрева батареи при полной зарядке. По паспорту, батарею нельзя держать при температуре выше 49 градусов дольше 24 часов. Сам Ниссан заявляет что срок жизни батареи сопоставим со сроком жизни авто, в частности, утверждается что за 5 лет батарея потеряет не более 20% мощности. По факту: ооочень зависит от фактора нагрева. Например, в жарких штатах США батареи дохнут через 3 года. В холодном климате России при правильной эксплуатации они должны ходить даже дольше, чем заявляет Ниссан. Более подробные исследования (англ!) смотри тут: www.electricvehiclewiki.com/Battery_Capacity_Loss
9. Что делать с машиной когда батарейка таки подохнет?
Ответ очевиден - менять батарейку. Делать это придется нечасто. Хорошая батарейка с разборки стоит 1,5-2 тыс.$, что в итоге выходит все равно меньше, чем сэкономленные на бензине деньги, потому что делать это придется нечасто (см.вопрос №8). По словам очевидцев, замена батарейки некривыми руками дело несложное, хотя есть ряд нюансов. Подробнее можно почитать тут: mynissanleaf.ru/viewtopic.php?id=458 и ...id=459 Результат после замены батарейки: ездим еще 5-8 лет как на новой машине и в ус не дуем.
10. Как батарейка ведет себя при наших морозах?
Плохо себя ведет. Как любая батарейка, она не любит морозов. Во-1, ощутимо снижается запас хода при температурах ниже -20. Подробнее про запас хода см. опять вот тут:
drom.ru/reviews/nissan/leaf/87515/85893. Умельцы в РФ не парятся, ставят жидкостную вебасту на ZE0 или воздушную на AZE0. Запас хода зимой получается как летом, печка батарейку не жрет, расход бензина на вебасте - от 0,2л/час. Во-2, по паспорту Лифа его нельзя оставлять без розетки дольше чем на 7 дней при температурах ниже -25. Учитывая это, в разных электро-машинах есть разные способы подогрева батарей при морозе. Например в ZE0 с северным пакетом и во всех AZE0 есть электроподогрев батареи за счет самой батареи если температура за бортом опускается ниже -17. Однако тот, кто разбирал эти батареи, говорит, что подогрев сильно несерьезный - две тоненькие пластинки. В Теслах и Вольтах (судя по форумам) есть жидкостной подогрев, про его эффективность ничего не знаю. В любом случае вышеупомянутый гараж решает и этот вопрос на 100%: в самый лютый мороз ниже -20 в гараже у меня не бывает.