В голове уже давно сидела мысль о покупке машины поновее. Хотя менять машину особо не планировал. 7 лет эксплуатации Toyota Caldina AT211 не прошли для машины даром, но особых нареканий нет. Автомобиль нужен был в основном для жены, кататься по пробкам на работу и возить ребенка в сад. Но как-то всё удерживало появление дополнительных расходов на покупку и обслуживание нового автомобиля. Пока я случайно не узнал в Интернете, что из Японии достаточно недорого можно привезти электромобиль. Сначала сильно заинтересовался, но подсчитав все возможные риски с батареей, немного остыл. Подсчеты экономии никак не сводились к сверхвыгодной покупке. Начал потихоньку собирать информацию о машине и на второй волне интереса, после нескольких месяцев периодического изучения литературы, решил купить Nissan Leaf.
Основные доводы покупки:
- Можно обрести покой и избавится от мыслей о постоянно дорожающем бензине.
- Низкая стоимость содержания и экономия времени на посещение сервисов для обслуживания. Отсутствие бензонасоса, масел, катушек, свечей, стартера, ремней, частой замены колодок. Не то что это все очень дорого, просто требует постоянного внимания и затрат времени на обслуживание. Вся техническая часть Leaf это: тяговая батарея под полом, силовая установка под капотом (зарядное устройство, инвертор частотного преобразователя, электродвигатель, редуктор) и дальше как на обычном авто: привода, ступицы, тормоза.
- Комфорт передвижения в тишине, динамика разгона, эластичность хода и управляемость.
- Много машины за сравнительно небольшие деньги. Очень богатая комплектация. Даже не знаю машин такого года за такие деньги, у которых есть LED фары, 8 подушек безопасности, подогрев всех сидений и руля, круиз-контроль, Hands Free, магнитола с Bluetooth управлением со смартфона, камера заднего вида, кожаный салон. А в опциях еще может быть музыка Bose и камеры кругового обзора. Причина - низкие таможенные пошлины. Из-за отсутствия ДВС, даже сейчас после окончания срока действия нулевых пошлин, таможня на электромобили остается очень низкой. Что дает возможность приобщиться к технологичной и хорошо упакованной, но изначально дорогой машине, которая в немного подержанном виде имеет очень демократичную цену. К примеру, если в Японии захотеть купить новый автомобиль, то Nissan Leaf окажется по цене в одном ряду с TLC Prado 2.7.
- Возобновление импорта авто из Японии, после практически заградительного регламента установки кнопок Эра-Глонасс на все импортируемые машины с 01.01.2017. Ведь именно Япония считается странной, где лучше всего относятся к обслуживанию и содержанию автомобилей. Кнопки Глонасс начали ставить на машины с апреля, новости пестрили сообщениями, что скоро весь Дальний Восток будет купаться в кнопках, и будущее, казалось, будет очень прекрасным. Но зная наше государство, думалось продлиться это может не долго. Поэтому надо успеть купить хоть что-нибудь.
- Достаточно большая распространенность Leaf. Этот пункт важен при покупке запчастей и стоимости обслуживания. База и подвеска от Nissan Juke. Некоторые элемента салона так же от него.
- Достаточно много информации о машине в интернете на русском языке.
- Прохладный климат Сибири позволяет рассчитывать на большой ресурс литиевых аккумуляторов.
- Экологичность. При покупке электромобиля не стоит с пеной у рта рассказывать про экологию. Ведь электроэнергия так же берется от сжигания углеводородов. А само производство аккумуляторных батарей очень грязное. Кроме того, никто не придумал, как их безопасно утилизировать в промышленных масштабах. Но как вариант помощи японцам по утилизации пойдет в зачет заботы об экологии))
- Современные автомобили с ДВС в большинстве своем никак нельзя назвать надежными, рассчитанными на большой срок службы и беспроблемную эксплуатацию. Если бы до сих пор выпускали бюджетные машины с двигателями Тойота серий A, S и JZ то, наверное, искать какие-то сомнительные альтернативы мыслей было меньше.
- Еще один довод был в том, что в наших пробках стало очень жалко машину с ДВС. В виду нерационального использования бензина при езде по городу на холостых оборотах. Кольца от такой эксплуатации постепенно залегают. Расход масла хоть и не критичный, но на трассе потихоньку растет.
- Ну и обычный человеческий интерес к такому виду транспорта так же подтолкнул к покупке.
Конкуренты.
Манил ценой Mitsubishi I-MIEV, но там более простая система зарядки тяговой батареи, как я понял, нету или мало развита система автоматической балансировки по ячейкам. Приходится периодически проводить диагностику и уравнивание заряда ячеек в ручном режиме при помощи фирменного сканера. I-MIEV и сейчас можно притащить за 250т.р. во Владивосток. За эти деньги считаю, что неплохой поджопник. Но класс ниже, чем у Leaf. Остальные электрические машины такого класса значительно дороже и не так распространены.
Процесс покупки и регистрации.
Заказывал в Японии через компанию CARWIN. Выбрал ее из-за достаточно продуманного и простого сайта, удобного просмотра статистики, расчета пошлины и определения года выпуска, ну и конечно из-за положительных отзывов, в том числе на их ветке форума Drom. Изначально нацелился на Nissan Leaf с кузовом AZE0 т.е. от 2013 года В значительной мере из-за появления в этом кузове экономичного теплового насоса в отопителе салона, и как следствие отсутствие еще одного контура с тосолом. А также с увеличенным объёмом багажника, т.к. оттуда перенесли зарядный блок под капот. Обязательным требованием было наличие подогревов сидений и камеры заднего вида. Хотел приобрести комплектацию подешевле, но ставки не проходили, на 3й день не выдержал и завысил ставку на понравившейся лот из Токио, с оценкой R (заменено правое переднее крыло), максимальной комплектацией G c LED фарами и кожаным салоном, пробегом 67т.км. и размытой фоткой приборной панели с 11-12 делениями остаточной емкости батареи. Подкупило также наличие второго комплекта колес. Таким образом, в конце апреля за 610т. йен стал счастливым обладателем, на тот момент казалось куска железа с заградительным барьером в виде комплекса Эра-Глонасс. После покупки выяснилось, что колеса находятся у продавца, и я по не знанию не учел, что потребуется дополнительно доплатить за логистику в порту и растаможку колес. Предупредили о риске получить убитые штампы малого радиуса на лысой резине т.к. узнать, что там за колеса у продавца не представляется возможным. Решил рискнуть в расчете получить оригинальные диски комплектации G диаметром R17. К моей радости на фото из порта Тояма эти диски и оказались. Правда, летней резины на этих дисках осталось меньше половины, должно хватить на пару сезонов.
Машина куплена в конце апреля, и только в конце сентября были получены номера. Сейчас судя по отзывам машины с кнопками доставляют за пару месяцев. Cтоянка в японском порту бесплатная, но пришлось быстро отправлять машину во Владивосток из-за низкого остаточного заряда тяговой батареи. Значок "черепахи" об ограничении мощности еще не горел, но рисковать здоровьем самой дорогой части электромобиля не хотелось. Зарядить машину в японском порту оказалось практически нереально. Во Владивостоке сразу по выходу с таможни, для ожидания ПТС на обычной стоянке, машина была подзаряжена.
За долгие месяцы ожидания кнопки Глонасс было пережито много потрясений. Практически перед самым получением кнопки сгорела очередь в «Сумотори», в виду их отказа от установки кнопок Глонасс. С Волтон вообще история темная. Без 70 т.р. у них кнопку получить было просто нереально. После многочисленных жалоб они конечно начали выдавать кнопки за 23 т.р. (+7...15 т.р за СБКТС), но доверие к ним было потеряно. Кроме того, беготни с ними получается очень много. Решился на покупку заводской кнопки за 40 т.р. вместе с СБКТС и запустил процесс отправки машины автовозом. Срок получения ПТС - месяц.
В Томск машина доставлялась автовозом Фрейт-лайн. Обещали привезти за 2 недели, заняло месяц, и машина пришла практически одновременно с ПТС. Почта СДЭК тоже не выдержала сроки доставки документов. Обещали 4 дня, вышло 5. Плюс пара дней пока ПТС выдала таможня. В итоге постановка на учет происходила в последний день выделенного законом 10 дневного срока. При транспортировке Фрейт-лайн поцарапали левое заднее крыло, при приемке машины была сделана пометка в акте. Полировка не помогла, но без проблем оплатили покраску крыла. Так что в целом остался удовлетворен сервисом.
Покупка машины с аукциона это не то чтобы кот в мешке, но лотерея еще та. Особенно с остаточной емкостью батареи Leaf. Благо, что японцы хорошо относятся к обслуживанию машин, поэтому откровенные дрова попадаются очень редко.
Итак, что пришло по итогу. Очень хорошее состояние кузова. Днище как будто с завода выехала. Оценка R - не критично. Если сильно приглядеться на правое переднее крыло и сравнить с другой стороной, то все же видна небольшая разница в зазорах кузова. В остальном никаких признаков аварии. Батарея 11 делений из 12. Сканер OBDII через приложение Leaf Spy на смартфоне показал остаточную емкость батареи SOH - 79%, Ahr - 50,8. При полном заряде остаток хода показывает 130км. Но относиться к этим параметрам на только что купленной машине надо скептически. Т.к. на Leaf можно сделать сброс емкости батареи, а пересчет может занять недели, и происходит пересчет только в теплое время года. Так что следующим летом меня может ждать сюрприз. Думается маловероятным, что японец занимался такими махинациями. Зато наши соотечественники не упускают такой возможность увеличения стоимость машины при перепродаже. Может, кто знает, как проверить реальные параметры батареи, когда уже похолодало?
Из приятных мелочей от японца вместе с кабелем зарядки пришел второй ключ (не был указан в аукционном листе), а в багажнике оказались полка багажника, заводской комплект инструмента и воздушный компрессор накачки колес с бутылкой герметика для заделывания проколов. Использование данного герметика выглядит сомнительным занятием, хотя бы в виду его ограниченного срока годности. А вот компрессор оказался вполне работоспособным и полезным устройством.
Перед тех. осмотром купил аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и трос. На самом тех. осмотре были настолько удивлены машиной, что даже особо не прикапывались к свету фар. Вообще считаю, на такой машине к фарам нет смысла предьявлять особых требований, т.к. они и так опущены достаточно сильно вниз и не должны слепить водителей. И самое главное машина только для городской езды, где улицы в основном неплохо освещены.
В ГАИ при регистрации так же было много интереса и вопросов. Конопку Глонасс даже не спрашивали.
Про обслуживание.
В первую очередь была передела вилка зарядного кабеля под нашу розетку. Пришлось пару часов повозиться, чтобы срезать изоляцию с японской вилки, не повредив датчик температуры. Совет: когда большая часть резины вилки срезана, то не стесняйтесь пользоваться молотком, чтобы разбить пластмассовые кольца, в которых установлены штекеры вилки. Кабель имеет гибкие многопроволочные жилы, которые пришлось облудить перед затяжкой в нашей вилке. Датчик температуры сохранен и уложен в новую вилку. На машинах до 2012 года в кузове ZEO вилка разборная без температурного сенсора. Но там другая проблема, трансформатор в блоке зарядке на 200В бывает, перегорает. Решается заменой на российский аналог.
Заранее заказал серые коврики в салон INVITEX. 2500р.+ 500р. доставка. Коврики понравились, очень удобно мыть мойкой высокого давления, и не надо сушить. После удара рукой практически вся вода отбивается. По размеру немного великоваты, но спасают липучки, которые надежно крепят коврики на своих местах. Водительский был без дырок под заводские крючки, но дырки легко проделываются даже об эти же крючки по месту.
Разобрал панель и отключил разъем GPS на магнитоле, чтобы мультимедиа перестала брать японское время со спутников. Долго не мог зайти в скрытое меню настроек, чтобы изменить время. Хотя в интернете даже видеоролики есть. После тщательного штудирования Интернета оказалось, что заходить надо с выключенной аудиосистемой.
Сделал трехфазную мойку кузова машины с воском, почистил салон, помыл кожу сидений и обработал кондиционером.
Заменил фильтр салона на оригинал за 800р. Старый фильтр был очень грязный.
Заменил масло в редукторе. Масло слилось темное, но стружки на пробках-магнитах не было, только немного грязи. Влезло 1,5 литра Matic S за 2100 рублей на розлив + работа 500р.
Проверил тормозную жидкость - свежая.
Антифриз показал температуру замерзания -20 градусов. Кто в теме подскажите нормально ли это для контура охлаждения электромотора и инвертора? Если машина простоит пол дня в -30, что будет с таким антифризом? Менять заводской антифриз, рассчитанный на 200 000 км, не хотелось бы.
Желтые лампы накаливания габаритных огней (установлены в блоке фары дальнего света) совсем не смотрелись вместе с кристально белой LED оптикой ближнего света. Заменил лампы на PHILIPS VisionLED T10 W5W 6000K 12V 1W, 127916000KB2. Плюс 12В в разъеме габаритов находится со стороны красного провода. На LED лампочках полярность обозначена.
В планах смазать шлицы шрусов. Мне показалось иногда есть небольшой щелчок при начале движения после активного торможения. Nissan даже выпустил ремонтный бюллетень по этому поводу.
Впечатления о машине.
Кожаные сиденья выглядят богато, но зимой их практическое использование под сомнением. Даже при температуре +5 ощущение, что садишься на холодную железяку. Обогрев спасает, но не сразу. Чтобы почувствовать тепло и комфорт требуется ждать минут 5. Через 10 минут отключаешь. На зиму придется приобретать накидки или все-таки начать пользоваться таймером включения климат контроля. Еще как вариант можно купить приблуду в OBD разъем, чтобы включать климат по СМС. Заодно можно познать и укрепить навыки программирования таких устройств.
Очень понравился обогрев руля. 30 секунд и можно ехать без перчаток.
Пока холодов не познал. При небольшом минусе в машине тепло. Климат практически сразу после включения начинает дуть теплым. Но заметил одну неприятную особенность: при низкой скорости вращения вентилятора в салоне появляется еле уловимый запах гари. Мое предположение, что тэны не продуваются достаточным образом, начинают перегреваться и подгорать. Кстати, судя по отзывам ТЭНы лифа иногда перегорают. Как раз возможно из-за малой продувки на низких скоростях вращения вентилятора. На 4 скорости вращения вентилятора никакого запаха нет. Правда, если выключена музыка, то шум вентилятора в полной тишине становится назойливым.
Места в машине достаточно, но не сказать что много. При росте 189 и весе 100 кг - нормально. Кресло назад до упора в самом нижнем положении. На заднем сиденье с настройками переднего под себя сажусь с трудом, колени давят в переднюю спинку. Если неестественно полностью выпрямиться на заднем диване, то голова упирается в потолок. Люди ростом ниже никаких нареканий сзади не отмечают. Багажник после универсала маловат, но для пакетов с магазина места достаточно. Спинки заднего сиденья складываются, но с большим перепадом по высоте с багажником, ровного пола не получается. Если бы предусмотрели запасное колесо в багажник, как раз, наверное, ровный пол и получился.
При кажущихся внешних малых габаритах, машина всего на 12 см. короче калдины, а в ширину на пару сантиметров меньше крауна. По ощущениям при езде машина совсем не кажется маленькой.
Солнечная панель на спойлере для 12В батареи бортовой сети оказалась довольно полезной. После 5 месяцев простоя в Японии и Владивостоке никаких проблем с запуском машины не было.
Клиренс на стандартных колесах прямо сказать не большой. Особенно низко расположены выступающие части передних подкрылок, снизу бампера. Пару раз уже черканул ими по бордюрам и на яме во дворе. Зимой этот пластик может и отломиться. Решается установкой резины с профилем на 10 процентов выше, что сразу дает прибавку дорожного просвета в несколько сантиметров. Специально менять резину пока не планирую, придется привыкать ездить аккуратнее, но следующий комплект однозначно надо брать выше.
Динамика и управляемость.
В городе очень нравится режим ECO и усиленной рекуперации "B". Когда при движении отпускаешь педаль газа, машина включает режим рекуперации и возвращает энергию от вращения колес назад в батарею, т.е. машина сама начинает замедляться перед светофором и практически не использует тормозные колодки. Поэтому последние по слухам служат до 150 т.км.
Очень точное дозирование тяги педалью при старте и в движении. Если отпускаешь педаль тормоза на ровной поверхности, то машина начнет движение всегда в одном темпе, нет зависимости от того прогрет ли двигатель и коробка, включен ли кондиционер. Как мне показалось, есть система удержания автомобиля на уклоне. После отпускания тормоза в течении нескольких секунд тормоза не распускаются. Но если нажать на педаль газа машина мгновенно начинает ехать.
Читал и про недостаток у электротяги. Если машина немного уперлась во что-то колесами, то может так получиться, что газ прибавляешь, а машина все равно не начинает движение. А потом при более сильном нажатии педали резко стартует и ускоряется до заданного хода педали газа. Если не подозревать об этой особенности, то можно наломать дров при маневре в стесненных пространствах, в гараже, например. И в Интернете я такой инцидент встречал. Сам один раз попадал в такую ситуацию, что при заезде в гараж машина уперлась в выступ и не ехала. Но зная эту особенность, продавливал педаль ступенчато, второй ногой держа ногу над педалью тормоза. Но машина так и не дернулась. Возможно, в этом кузове доработали уже что-то.
Подвеска достаточная мягкая, по крайней мере, на зимних колесах R16 ямы проглатывает хорошо. К передней вообще никаких претензий. А вот задняя неприятно бухает, спрыгивая с лежачих полицейских. Из-за чего приходится снижать на них скорость до уровня общего потока.
Ну и теперь про разгон. Во многих отзывах именно эту черту восхваляют в Nissan Leaf. Не ездя на машине, я относился к этому скептически, но попробовав, понял, что не зря хвалят. Ускорение очень хорошее. Если выключить режим ECO, то на зимней резине при старте газ в пол от 0 до 30 км/ч колеса машины начинают проскальзывать на сухом асфальте при наружной температуре +5. В салоне при этом тишина, слышен соответствующий свист резины, противобуксовочная система еле сдерживает автомобиль на прямой траектории, а руль пытается вырваться из рук. Я бы сказал, что управление машиной в таком режиме даже опасно, поэтому я езжу в ECO.
С места ни с кем не гонялся. В ютубе есть видео, где Leaf обходит Outback 2.5 и BMW 528 лохматого года. Так что в динамике разгона сомневаться не приходится. Но наиболее сильно 250н*м проявляются с ходу, с 20-40 км/ч, когда скольжения колес практически нет. При нажатии педали газа происходит мгновенный рывок и ускорение, которое правда стихает ближе к 100 км/ч. Но именно этого рывка не ожидают соседи по потоку, а догнать вырвавшийся вперед электромобиль большинству машин уже просто не под силу.
Срез по недостатком.
- Машина только для города. Никуда дальше 100 км. даже соваться не стоит. Зимой я бы и на 70 не рискнул ехать.
- Покупка данной машины не выглядит сверх выгодной в виду желательного наличия второго автомобиля с ДВС для дальних расстояний и сильных холодов. Возможно, когда-нибудь, в России появится сеть электрозаправок, тогда можно будет еще подумать о межгороде, а в холода ездить на такси или общественном транспорте.
- Отсутствие фирменных сервисов. При возникновении нетипичных проблем придется выкручиваться самостоятельно или искать немногочисленных Кулибиных. Но пока в отзывах не встречал каких-то болячек у данной модели. Если никуда не лезть, то все будет работать очень долго.
- Неизбежное старение аккумулятора. Батарею электромобиля можно при необходимости восстановить, заменив лишь некоторые просевшие ячейки. Тяговую батарею целиком можно купить бу за 75 т.р. При этом свою разобрать и продать по ячейкам на запчасти, и даже возможно выйти по цене в ноль. Силовая установка с инвертором и электродвигателем бу имеет примерно такой же порядок цен, но ресурс у нее просто огромный.
- Обязательно наличие места для зарядки, как минимум ящик с розеткой возле дома или работы. В холодном климате обязательно иметь гараж или хотя бы холодный подземный паркинг с розеткой как в моем случае.
- В сильные холода машину надолго не оставишь на улице. Если температура батареи опуститься ниже -25, то Leaf не запустится. Чтобы герметичная батарея остыла от теплого состояния до -25, как я понял из других отзывов, надо чтобы машина простояла пару-тройку дней на морозе в -35 градусов. На леворульных машинах с этим проще, есть подогрев батареи. Некоторые владельцы праворульных Leaf кидают кусок греющего кабеля под корпус батареи.
- Быстрый расход электроэнергии аккумуляторной батареи при включённом отопителе салона. К примеру, в сильные сибирские холода можно включить отопитель и за половину дня полностью разрядить аккумулятор, так никуда и не съездив.
- Во время мойки высоким давлением под капотом оказывается мокро. Видимо через щели между огромными фарами и капотом просачивается. Немного напрягает. Но опять же, некоторые и под капотом моют Leaf высоким давлением. Успокаивает видео из ютюба, где Leaf под управлением испытателей Nissan без нареканий преодолевает 60см брод.
- Пропадет интерес к обычным машинам с ДВС. Во снах Tesla, на яву душа будет опечалена стоимостью Теслы.
- Графический интерфейс расхода энергии и постоянно уменьшающаяся цифра запаса хода, особенно при очередном резком старте, заставляют на подсознательном уровне чаще задумываться о более экономном режиме движения.
- Вторая машина в основном начинает простаивать.
Советы при покупке и эксплуатации.
Выбирать машину лучше с северных регионов, либо с маленьким пробегом. Самый главный враг батареи это высокая температура.
Судя по отзывам, при правильной эксплуатации батарея теряет емкость очень медленно. В моем случае японец видимо заряжал не правильно и терял по 4-5% емкости в год. Из основного, что указано в руководстве по эксплуатации - это не допускать долгих простоев батареи в сильный холод и жару, при возможности летом ставить в тенек. Не допускать долгого хранения батареи в полностью заряженном или полностью разряженном состоянии. От себя добавлю, что и не долгого хранения в крайних состояниях заряда лучше избегать. Самое главное в летнее время после дневной эксплуатации не ставить машину сразу на зарядку, а дать батареи остыть. И вообще лучше заряжать батарею по таймеру в прохладное ночное время. Т.е. приехал на стоянку, настроил на панеле таймер, подключил шнур и ушел. Машина сама рассчитает, когда начать зарядку, чтобы к назначенному времени быть заряженной. При этих простых рекомендациях батарея, предположительно, будет терять всего 1-2% своей емкости в год. Возможно, даже через 20 лет хватит съездить за хлебушком)). Как будет на самом деле, покажет только время.
Хотя производитель и заявляет, что менять масло в редукторе не обязательно, но все же рекомендую не пренебрегать этой возможностью при проверке каждые 30 т.км., и производить замену. Стружка и грязь в подшипниках редуктора совсем ни к чему.
Что не отличает электромобиль от обычного автомобиля, так это обслуживание подвески и замена тормозной жидкости.
На посошок
В целом машина хорошая и интересная. Люди часто интересуются. Из стандартных ответов интересующимся: машина нравится, едет бодро и тихо. На малых скоростях пешеходы слышат т.к. снаружи идет звук движения космического корабля из специального динамика (можно отключить кнопкой на панели и катиться в полной тишине). Заряжаюсь от любой розетки 220В, мгновенное потребление тока заявлено до 15А (при низкой температуре заряд идёт медленней), время зарядки 6-7 часов, удобно заряжать ночью, в батарею влезает около 20 кВт*ч на 50-100 рублей в зависимости от вашего тарифа. Есть немногочисленные экспериментальные бесплатные зарядки, в основном в рамках исследований университетов. Пробег на одном заряде в теплую погоду составляет около 100км, хватает на 2-3 дня. Зимой, скорее всего, будет 50-70км. Полностью батарею не выкатывал. Японцы умудряются проезжать 170 км. в испытательном цикле. Далеко ездить никак нельзя. Если кончится заряд, то вопреки инструкции, можно взять на буксир и даже зарядиться. Можно ускорить процесс заряда через порт быстрой зарядки, за пол часа от 380В набивает 80%, но таких станций всего несколько в нашей стране, в Томске пока таких зарядок нет, но обещают поставить. В холода ниже -30 ездить на ней не собираюсь.
Если недостатки для вас не критичны и легко устраняемы, а достоинства совпадают с вашими убеждениями и возможностями, то советую машину к покупке. Как второй авто для города - идеальный вариант. Надеюсь, отзыв будет полезен.
Удачи и взаимопонимания на дорогах!