Прим. – текст был написан в конце весны.
Предисловие.
Итак, всем здаров и гутен морген! Я долго откладывал на потом, но непреодолимая тяга к творчеству и созиданию таки сподвигла меня на очередной опус. Как несложно догадаться, данный машинописный труд посвящен, хотя я даже скажу больше – создан, благодаря появлению в моем семейном гараже нового автомобиля. Как сказали бы адепты культа прулеводства – Правильный! истинно японский автомобиль с рулем именно там, где и нужно. Пускай бюджетный и небольшой, но все равно – рожденный в стенах священных японских автомобильных храмов (по странному стечению обстоятельств, либо в силу невежества, в других странах именуемых автозаводами, или того хуже – автосборочными производствами) и вобравший в себя всю страсть и любовь японского народа к качественным автомобилям. Ну, то есть японец чистокровный, без VIN-а, с табличками с кучей иероглифов, все как полагается. Хотя насчет качества может я и поторопился, ну да будущее покажет.
Нужно сказать, что читать я очень люблю. В том числе и автомобильные статьи и отзывы. Причем отзывы не про новые авто или авто премиум класса, где владельцы либо кипятком уссыкиваются от рулежки (в пробках, как правило), кожи мамонта в салоне или стильных часиков и зарядки для ифона, либо где сквозит неприкрытым снобизмом в стиле Джереми Кларксона, безвременно ушедшего из всеми любимой телепидарачи. Нет, в такие отзывы я даже не заглядываю – читать приходится о купленной сигналке у дилера за 30 тыщ, щенячьей радости от подаренных ковриков и аптечки, а каждый второй комментарий в стиле «за ХХХ только пять»… Пустая трата времени, хотя кому-то нравится. Я предпочитаю тратить свое время на чтение отзывов в стиле «чиним все подряд», «восстание из мертвых» или «реставрация». Их как бы тоже не очень то и много, но иногда попадаются действительно стоящие шедевры. В той же степени, что и читать, нравится мне также и писать отзывы про автомобили, которыми я владел или владею. Причем долго, много, иногда нудно – помогает оценить машину, наметить какие-то пути дальнейшего движения в реализации задуманных идей, да и просто полезно делиться опытом. И, как показывает практика, эти труды кому-то да помогают. Плюс приятно делиться позитиффом, полученным в результате достижения задуманных идей. Да, позитифф, он такой – полдня провозишься в гараже, весь измажешься, изматеришься (а без этого никуда), но зато результат работы греет душу и здорово тешит самолюбие. Понятное дело, что в принципе, о новой машине из салона много то и не напишешь, хотя у меня вроде получилось неплохо –
Отзыв о Ford Mondeo был достаточно хорошо оценен, хотя какие-то мудаки и ставили двойки. Но что-то большее «выжать» уже было трудно, основные косяки я все честно описал, да и машину продал давненько. На другой чаше весов лежит, не побоюсь этого слова – монументальный, незавершенный и поныне труд (даже отзывом уже это не назвать) про мою нынешнюю машину -
Отзыв о Subaru B9 Tribeca. А ведь я еще о многом не написал, многое остается что называется, за кадром, многое в процессе претворения в жизнь. Так что продолжение о субаре будет и здесь, и на драйве, где я недавно зарегился. А еще у меня есть мотоцикл… Хотя что-то я отвлекся. В общем, так или иначе, но данным набором букоф я решил пополнить копилку отзывов, чтение которых займет у человека приличное количество времени (читать полезнее, чем залипать в телек). В лучших традициях жанра включу в отзыв все сопутствующие темы, начиная от мук выбора, рассказа о свежекупленной машине (да что можно нового про Марча написать то?), проведении ТО, и заканчивая ремонтом и особенностями эксплуатации. Плюс, есть у меня планы по переделке внешнего вида машины, о которых я тоже подробно упомяну по ходу дела. Итак, переходим к вступлению.
Вступление.
Жизнь городского человека, работающего пять дней в неделю с 8 до 17 (ну или как там еще бывает) преисполнена многими радостными моментами, один из которых – поездки на работу и обратно утром и вечером. И хорошо бы на личном автомобиле, чтобы не принимать тонны любви от обнимающих тебя счастливцев в общественном транспорте. Лично я не понимаю, как можно жить и работать в таком режиме, поэтому предпочитаю не стоять в утренних и вечерних пробках, теряя без толку драгоценное время. Мое непонимание не разделяла моя любимая супруга, которая, в отличие от меня, работала именно в таком режиме. Хотя она разделяла мое искренне нежное и трепетное отношение (пусть и не так сильно) к общественному транспорту нашего славного города. Поэтому в дни моего нахождения в городе я был вынужден в силу семейных обстоятельств и заботе о любимой женщине заниматься организацией доставки ее к месту дома и работы (а до этого и учебы), не говоря уже про салоны, магазины и прочие места, которые постоянно посещают представительницы прекрасного пола. Со временем пришло понимание, что для полноценной жизни в городском ритме в нашей семье нужна вторая машина и второй комплект документов на право управления транспортными средствами. Через пару месяцев после этого супруге успешно выдали права. Все это время я слушал рассказы про учебный тазик, который постоянно ломался, ползал как попало, закипал на дороге и про разных мудаков, которые любят посигналить людям в машинах с буквой «У». Плюс маршруты почему-то все проходили по дорогам, где шел ремонт, была куча ям и колдоебин, что очень оживляло и разнообразило учебную езду. Тем не менее, успешно сдав без каких бы то ни было проблем экзамены, моя пассия, довольно демонстрируя мне новое водительское удостоверение, поставила вопрос ребром: «Где мой новый Mercedes ML?» К такому повороту событий я оказался не готов, но после непродолжительных переговоров, удалось сбить цену будущей машины. Приоритеты у нас были банальны до безобразия: маленькая, миленькая, дешевая (я осознавал будущие неизбежные траты на ремонт). Что интересно, автомат сначала не рассматривали – жена возражала: «Да я же не умею на нем ездить – я же на механике училась!» Научил за один вечер ездить на автомате, на Трибеке :) Так что – автомат. Полезли на дром, начали искать варианты. А варианты самые обычные – Витцы, Марчи, Пассо, Фиты и им подобные. Витц жена сразу отшила – нет и все тут, банальщина типа (Марч то ппц какой оригинальный выбор). Очень желанным был вариант Сузуки Сплэш, но он довольно редко встречается и стоит сильно неадекватно. Различные трехцилиндровые кей-кары уже я решил не рассматривать всерьез, хотя тот же Пассо или Субарик Р2 нам очень нравились, даже посмотрели потом вживую парочку. Но цена на тот же Марч была совсем ненамного выше, а машинка чуть серьезнее. Очень сейчас рад, что не взяли кей-кар – позже напишу поподробнее, что имею ввиду. Я пробовал настаивать на Фите в новом кузове, но че-то не сошлись мы во мнениях, да и цена была уже выше первоначально спланированного бюджета. Короче, решили не выеживаться сильно с первой машиной и брать че попроще. В итоге выбор пал на Марч. Особых нареканий к этому автомобильчику у меня не было, кроме того момента, что какой-то женственный он все таки. И цвет надо брать интересный, иначе как-то совсем грустно. Начались поиски. Учитывая цену и модель будущей машинки, заказывать, ждать месяцами и везти через полстраны считал нецелесообразным, а потому сузил круг поиска в пределах города и +100км в округе. Нашел в объявлениях 5-7 вариантов, которые и посмотрел за пару дней по городу. Выпуск осматриваемых автомобилей был примерно от 2003 до 2012 годов. Одни были ушатанные, другие вполне себе приличные с виду. Причем цена не особо то и отличалась – максимум тысяч на 20-30. И комплектация одна и та же практически у всех, хотя были варианты и совсем бедные. Разный только цвет. Марч в новом кузове понравился, но особо чето я не нашел преимуществ перед старым, а ценик был выше на 50-80 штук. В итоге выбор пал на один Марчик серебристый с коричневым салоном, не особо ушатанный. Хотелось конечно более интересный цвет, но решили, что для первого авто и этот будет вполне хорошим вариантом, тем более цена была приемлема, плюс хозяйка чуть уступала еще немного. Через пару дней загоняю его на диагностику – все живенько, целенько, кроме переднего бампера, по движке нареканий нет, ходовка целая вся, в салоне на вид – муха не сидела, но на лобовом стекле трещина. Подписываю ДКП. Жена дала имя машине – Марчён.
Итак, пора написать пару слов о герое сего произведения.
Марчён.
Nissan March, кузов K12, выпуск 2009 года, двигатель CR12DE, передний привод, АКПП. Пробег чуть больше 90 тысяч км, скорее всего родной. Праворукий япошка серебристого цвета с коричневым салоном. Первоначальный осмотр выявил следующие косяки: не горит несколько лампочек в фарах, передний бампер под замену (снизу трещина была и чуть притерт слева по ходу движения), на левом крыле рядом с бампером небольшая вмятинка, на лобовом стекле термическая трещина по всей длине, магнитола родная японская двухдиновая заблокирована и просит диск восстановления чего-то там, резина всесезонка Dunlop родного размера 165/70/14 в хорошем состоянии. Сигналка нормальная установлена, как у меня на Трибеке, так что даже разбираться не пришлось. По салону – все очень чисто и опрятно, есть родные ворсовые ковры, в багажнике запаска нулевая, все ключи и принадлежности, в бардачке пачка японских книжек и бумаг. Електромишура стандартная – климат на крутилках, кондер, электрозеркала (без складывания и обогрева) и т.д. Как я узнал позже, не самая бедная комплектация – есть вообще барабанище без заднего дворника, без регулировок зеркал и т.п… Майфуна двухдиновая ничерта не понимает (или я ее). В принципе все. Ездить можно и не париться. Но это не мой случай – чинить буду нещадно. Но об этом после.
Вообще, в салоне все достаточно хорошо сделано и собрано, откровенных косяков я не обнаружил. И места спереди очень много – ничего не давит, пространства хватает с избытком (в той же приоре ноги некуда деть). Я, когда слева сижу, так вообще ноги могу вытянуть, спинку чуть откинуть (нормальные удобные ручки, а не крутилки) и лежать, кайфовать. Сзади места тоже вполне достаточно для поездок по городу – вчетвером ездили и не испытывали никаких неудобств, причем я сидел и сзади. Ростом я не карлик, весом тоже не обделен, так что комментарии про метр с кепкой прошу оставить. В багажник влезает спокойно пара сумок, либо все пакеты из магазина. Плюс есть подполье с запаской, но без органайзера. Понравилась обивка сидений и тканевые вставки на всех дверях. Что категорически не нравится – большой, тонкий и не очень удобный руль, который не регулируется по вылету (только по углу наклона). Слишком он близко стоит к приборке – из-за этого достаточно не отодвинешься, хотя пределы продольной регулировки сидений позволяют отодвигать их достаточно далеко. Т.е. все время хочется принять чуть более горизонтальное положение, но приходится сидеть прямо, тянуться к рулю. Соответственно и ноги согнуты чуть более, чем того хотелось бы. И выходить из-за руля тоже не очень удобно – мешает. Еще не понял для, чего нужна регулировка по высоте сиденья, которая по своему действию более походит на наклон подушки. Так и так настраивал – один хрен, неудобно и все. Наверное, это все же особенность посадки машин подобного класса и размера, чем недостаток конкретной модели, и привыкнуть можно. Да и после Трибеки все же надо делать скидку на размеры и посадку (хотя там тоже посадка далеко не идеальная). Но в остальном – полный порядок. Обзорность очень хорошая, работа печки понятна и удобна, подрулевые переключатели тоже понравились. Свет нормальный вроде, но не более того – для города сойдет. Материалы салона и элементы управления не создают впечатление, что на чем-то сэкономили больше, чем в машине классом выше. Все сделано очень хорошо. А бардачек… Когда заглядываю в него, вспоминаю оный на моей Трибеке и плачу от горя (даже не помню, что я там храню – по-поему ничего, так как туда вообще ничего не помещается, кроме пачки жвачки). В нем можно, наверное, даже запаску хранить – настолько он объемный. Если бы еще был подлокотник, то было бы совсем уж хорошо (но этот вопрос решаем). Единственное, с чем я не нашел общий язык – штатная двухдиновая майфуна японческая. Радио и СД – это мой предел использования ее функциональности в этой лингвистической войне. Она еще какие-то карты показывает, календурь и прочую чушь, но басурманщина сплошная. Еще плюс – можно нажимать на экран в перчатках, по словам жены.
Вообще, когда сажусь за руль этой машинки, сразу как-то настроение приподымается, на лице появляется туповатая улыбка – прикольно на ней ездить. Шустрая, юркая, маневренная, ни разу не овощ. Откровенно говоря, не ожидал такого поведения на дороге. Стоит ли упоминать про парковку? Кажется, что можно на ней заехать в гаражный бокс, там развернуться и выехать тем же ходом. Но вот что напрягает, так это отношение окружающих к таким букахам – откровенно пренебрежительное. Постоянно находятся любители подрезать, посигналить, практически никогда не пускают в свой ряд при перестроении, вообще как будто не замечают. Манера езды на таких компактных машинках отличается все же от оной при управлении более крупными авто, тем более кроссоверами или паркетниками – сидишь низко, не так хорошо видно, что происходит впереди, ямы многие приходится проезжать аккуратнее, так как подвеска короткоходная и легко пробивается на больших неровностях, сильнее и чаще притормаживать, что-то вообще приходится объезжать, так как колея недостаточно широкая, а клиренс не так велик. В эти моменты едущие сзади начинают нервничать не по делу, особо талантливые даже сигналят. А уж если на машине сзади еще наклеен желтый значок «!» - водитель за рулем просто превращается в магнит для любителей самоутвердиться не по делу. Я знаю, о чем говорю – бывает, что несколько раз в день пересаживаюсь с Трибеки на Марча, и по одной и той же дороге приходится ехать в разной манере. Думаю не надо объяснять, в чем разница. Но тут уж мало что можно поделать – так что старюсь не обращать внимания. И стараюсь не зажимать новичков и маленькие машинки. Как люди ездят на кей-карах, где колеса еще меньше, движки слабее, подвески, считай, нету – я вообще боюсь представить.
В общем, мое отношение к подобным авто изменилось в корне – у них есть свои плюсы и их, безусловно, не так уж и мало.
Первоначальные вложения.
Как уже было сказано выше, у машины было несколько не особо критичных косяков, устранением которых я и поспешил заняться в первую голову. Итак, практически сразу после покупки было сделано следующее:
Ревизия всех лампочек в фарах, фонарях, и салоне. Заменил негорящие габариты спереди, стопы, поворотники сзади. Попутно снял фары (не совсем теперь понимаю, как это я без снятия бампера тогда их умудрился снять) и посмотрел, где какие лампы, чтобы знать на будущее. Ближний - H11, дальний - H1, поворот - W21W, габарит - W5W.
Понятное дело – масло, свечи и фильтра. Масло купил то же самое, что и для Трибеки – Idemitsu 5W30. Свечки решил поставить обычные (маркировку даже и не упомню сейчас), а не покупать модный иридий или платину по 600-700р. Как бы не спорю со многими тестами и испытаниями иридиевых свечей и выводами о пользе их применения, но сам факт того, что для такой недорогой машинки комплект свечей стоит 2,5-3 тысячи (при цене контрактного мотора в 15-20 тысяч где-то, для сравнения) заставляет разум усиленно сопротивляться подобным рода тратам. Тем более что пробег в год будет явно меньше 10 тысяч км, а раз в год при проведении ТО можно и поменять их – спокойно отходят они это расстояние, а может и больше. Хотя гложет все же мысль, что и мотор ровнее будет работать, и заводиться лучше будет, и расход чуть-чуть пониже станет. Возможно при наличии свободной деньги и приобрету комплект иридиевых свечей, но пока есть более насущные статьи затрат по машине. Хотя бы с воздушным и масляным фильтрами проблем не возникло - ни с наличием, ни с ценой. А вот салонный фильтр пришлось поискать. На форуме марчеводов нашел маркировку его (тоже постараться пришлось), начал шерстить конторы в городе на предмет наличия. До этого пробил цену по интернету и неприятно удивился – абсолютно обычный фильтр, но стоит порядка 600 рублей, досанкционных замечу. Еще и с первого раза толком не получилось найти его в дебрях салона. Даже стал сомневаться в его наличии, но потом все же удалось его обнаружить. Процесс замены, опять же, не блещет удобством, это еще мягко говоря. Бывшие хозяева воткнули на его место что-то непонятное, меньшее по размеру, болтавшееся свободно и не выполнявшее свои функции абсолютно. В автомат пока не лазил.
Интересный момент – после проведения ТО заметил, что машина ну очень резво едет и кое-как удерживается тормозами. Ну и по звуку было слышно, что обороты высокие. Сразу лезу в интернеты на форумы и понимаю, что слетели настройки ХХ – для Марчей это оказывается распространенная проблема. А надо то было всего лишь снять клеммы с аккумулятора, перед тем как снимать впуск. Но ничего фатального – ищу инструкции по настройке ХХ. Их оказалось несколько вариантов, и у кого-то работает один, у кого-то другой, хотя все они похожи. Распечатываю все и иду пробовать решить проблему. Это оказалось довольно простым занятием, если под рукой есть секундомер. Короче, прогрел мотор, выключил все, включил, потопал педалькой газа сколько то раз – со второго раза получилось. Обороты устаканились, машина поехала как нужно.
Лобовое стекло поставили новое в проверенном сервисе. Вечером отдал машину – утром забрал. Все сделали отлично. Обошлось 4,5тр кажется за стекло и работу по замене.
В один прекрасный дождливый осенний еще день, умер аккумулятор. Стоял какой-то японский, весь в иероглифах. До этого все нормально работало. Вот что значит японское качество – не стал отравлять жизнь хозяевам медленным издыханием, а тихонько сделал себе карачун ночью, подлец эдакий. Разбираться с ним было лень, да и не внушал он доверия мне, так что побежал в магазин за новым. Родной аккумулятор мелкий, с тонкими клеммами. Подобрал примерно по размеру такой же, но чуть длиннее (хотя места под капотом для него полно), марки Tudor, ценой около 2,5тр, точную модель не помню, фото не делал тогда, но нареканий по нему нет – работает нормально. Один раз только в январские морозы за -30С замерз конкретно за пару дней стоянки на холоде, но тут уж ничего не поделаешь – отогрел, зарядил, воткнул. Работает, куда ж ему деться.
Как я уже писал ранее, машина была обута во всесезонную резину Dunlop с абсолютно незапоминающимся буквенно-цифровым названием размерности 165/70/14, плюс черные штамповки с родными колпаками в количестве трех штук (четвертого не было – наверное, где-то в канаве валяется). Лично я считаю, что в наших условиях всесезонная резина – это та, которая толком не выполняет свои функции ни зимой, ни летом. Хотя бывшая хозяйка уверяла, что ездила на ней без проблем. Хозяин – барин. Поэтому сразу принимаю решение покупать новые колеса. Как раз была осень, и скоро было необходимо переобуваться. Почитал отзывы о резине в интернетах и остановил свой выбор на проверенном бюджетном варианте – Nordman 4. Размерность взял ту же – 165/70/14. Сразу же приобрел и диски, без каких-то выкрутасов, фирмы iFree. Ценник за колеса в сборе вышел что-то около 17тр, что радует. Ну, что сказать – нормальные диски, нормальная резина, смотрится машинка намного лучше на них. Жена за зиму ни разу нигде не застряла. Наоборот, рассказывала пару историй, как она безжалостно объезжала по сугробам зарывшиеся в снежную кашу машины, под удивленные взгляды их владельцев. В горку хорошо гребет. Ту есть и заслуга машины – небольшой вес, передний привод, свесов спереди и сзади практически нет. Я сам за рулем частенько катался – мне поведение автомобиля понравилось на этих колесах. Единственный неприятный момент – один разок при движении по Розочке (Томичи поймут) развернуло машину в колее и бросило в сугроб. Тут уж не знаю, на что грешить – на состояние дороги, на слишком узкий профиль или на отсутствие системы стабилизации (считаю очень большим недостатком), а может просто на рельсы колесо попало. Скорее все сразу сыграло свою роль. Возможно, что будь колеса пошире, держак был бы получше, хотя в колее было бы еще хуже поведение, тем более что машинка короткая и развернуть ее проще простого. Слава автомобильным богам, что никого не зацепило. За рулем тогда была жена, жутко перенервничала в тот момент. Спасибо автолюбителям – ни одна сука не остановилась и не предложила помощь. Напомню – зима, вечер, машина со значком «!» стоит припаркованная в сугробе, моргает аварийкой. Я в тот момент совершал героический трудовой подвиг на севере области. Ну, ничего, сама смогла приколотить номер обратно, вылезти из сугроба, доехать до дома. С тех пор по этой улице не ездит. Последствия – сломанный бампер (новый, но об этом позже) и оторванный передний ГРЗ. Ничего страшного – бывает всякое. После зимы, когда колеса снял, помыл их, осмотрел и увидел, что на паре из них не хватает шипов. Процентов 5-7% наверное улетело. Скорее всего, стояли они на передней оси, а дамы ой как любят сначала крутить руль, а потом ехать. На задних практически все на месте. Ну да ладно, поставлю на следующий сезон их назад, на пару-тройку зим еще хватит точно. Износ равномерный – практически нулевой, никаких грыж и проколов. Хотя есть все равно желание попробовать на следующую зиму поставить размер 185/65/14, но это пока в стадии обдумывания, скорее всего там и останется. Всесезонку старую продавал полгода, кстати, но продал таки недавно за бесценок – надоело мне запинаться об нее в гараже. Колпаки до сих пор на продаже – два штуки осталось.
Проблема с заблокированной магнитолой (работало только радио, по-моему) решилась самым бюджетным способом. Магнитола марки Nissan, модель 28090-CT01A. Гугель и рутрекер помогли найти нужный образ диска для нее. Скачал, записал, воткнул – началось что-то в ее недрах происходить. Работает, урчит, показывает иероглифы, сплошная басурманщина. Кое-как смог настроить радостанции автопоиском, но сама башка эта мне жутко не нравится. Большая, а тупая – даже mp3 с простого CD-диска читать не умеет. Как временное решение, для работы в нашем радиодиапазоне, прикрутил конвертер частот, купленный за полторы сотни рублей. Работает он нормально, но иногда ловит помехи какие-то – приходится переключать радиостанцию. На субаре уже пару лет радио не слушаю, ибо звуки рекламы (эти черти там все как сговорились – в одно и то же время по всем станциям идет реклама, жуткая и убогая донельзя) вызывают жуткое отвращение, а нормальных радиостанций (после закрытия Кнопки ФМ и Нашего Радио) и не осталось вовсе. Есть мысль попробовать поискать у нее на задних разъемах вход AUX, но это опять же, полумера. Так что голову однозначно менять буду в будущем. Хочется поставить однодиновый вариант с кармашком, так как нормальных двухдиновых, не перегруженных бесполезными и ненужными функциями, за адекватные деньги что-то не могу найти. Хотя может быть все же стоило получше поискать. Тогда же, когда мучал радио, снял хитрую японскую приблуду, которая, как мне кажется, предназначена для оплаты проезда по платным автодорогам. Представляет из себя небольшую коробчонку, в которую вставляются карточки размером со стандартную кредитку, плюс сопутствующая требуха. При включении зажигания она постоянно пиликала, че-то бормотала по-японски, жутко бесила. Пришлось полморды разобрать, чтобы вытащить ее, проводку, антенну, но дело того стоило.
Постановка на учет и прохождение техосмотра проблем не доставили. Хотя я вот думаю сейчас – там же фары косые, наклеек нет, лампы не повернутые. Или сейчас на это закрывают глаза при осмотре? Помню точно, что свет проверяли, но ничего не сказали. Хотя может быть, как постоянному клиенту простили. Так или иначе, но со светом буду разбираться чуть позже.
Что касается расхода, то тут я был не очень приятно удивлен – он оказался высоким для такой крохи, как мне кажется. Точной цифры нет, так как жена пробеги от заправки до заправки не засекает, бортового компьютера нет, а я езжу на ней редко. В среднем на 1000р хватает залить полный бак 95-го бензина – от состояния «уже горит лампа» до состояния «стрелка зашкаливает» (вообще, есть подозрение, что указатель ерунду какую-то показывает) – это примерно 31-32л. Хватает на пробег около 300км, это очень примерно, иногда больше, иногда меньше. Т.е. цифра расхода по городу получается около 10л/100км. Зимой я как-то высчитал даже 12л/100км, но были морозы и постоянные прогревы. А я то предполагал, что цифра будет около 7-8 л/100км. Думаю, летом удастся поточнее замерить. Получилось – цифра около 8-9л/100км.
В общем, машинка прошедшую зиму отъездила нормально, однако в результате эксплуатации выявились некоторые проблемы, ну или особенности. Об этом далее.
Далее.
В начале отзыва я писал уже, что при покупке на машине был поврежден передний бампер и чуть замято переднее крыло слева – последствия неудачной парковки бывшей хозяйки. Ничего фатального, чисто косметические косяки, так что решил пока оставить как есть. Тем более скоро зима, и мало ли в каком сугробе чего зацепишь – машинка то не сильно высокая. Как чувствовал тогда. Короче, через пару месяцев после покупки влетает в переднюю левую часть по касательной один недоброжелатель. Как целился. В принципе, ничего серьезного не было повреждено – еще чуть сильнее замято крыло, но вот бампер уже под замену. Так или иначе, за день нашел новый бампер (черт его знает, какой фирмы и от какой модели, вроде как от одной из версий микры, судя по каталогам) и крыло. Стоит все очень недорого – 3тр и 1,2тр за бампер и крыло, если не ошибаюсь. Отдаю в ремонт проверенному человеку, нашему форумчанину Диме, который мне ремонтировал Mondeo несколько лет назад. В итоге крыло он выправил, так что новое я потом сдал обратно, бампер поставил, покрасил. Все четко и хорошо, хотя он и указал косяки в прошлой покраске машины (ну он кузовной бог, ему виднее, я лично ничего не увидел). Но уже через месяц буквально, случился тот обидный разворот на Розочке, о котором я писал выше, и бампер треснул снизу в средней части, но это сильно в глаза не бросалось, ездить не мешало. Зиму так отъездили, ибо мало ли чего еще могло случиться. Не случилось. На новом бампере, кстати, заглушка буксировочного крюка была другой формы, чем ранее, так что пришлось искать в каталогах. Нашел, заказал, пришла деталюшка. По размерам подходит, садится четко. Покрасил ее из баллончика в серебристый цвет – почти один в один получилось. И еще в новом бампере были предусмотрены места для противотуманных фар. В нашей комплектации их не было, поэтому на первое время закрыл заглушками, которые также нашел через каталоги. Все неоригинал, но пластик хороший. Лучше бы я это сделал до того, как поставили бампер, так как была очень большая проблема установить правую заглушку – мешает бачок омывателя и подлезть ну очень трудно. Но потратив где-то полчаса и изрезав все руки, я все таки воткнул ее. С левой заглушкой проблем не возникло – перед ней ничего нет, для установки надо лишь вывернуть колесо и отогнуть подкрылок. С закрытыми технологическими отверстиями в бампере вид у машины сразу стал намного более опрятный.
С приходом холодов и началом зимней эксплуатации супругой было замечено, что машина долговато греется (указателя температуры ОЖ нет – вместо него есть две лампы, сигнализирующие низкую и высокую температуру) и синий (или все же зеленый?) градусник на приборной панели долго не гаснет, а при движении по дороге может иногда загораться. На тепло в салоне это никак не влияло, кстати. Явно дело было в термостате. Купил оригинал, заменил – проблема ушла, и вроде немного снизился расход топлива. Замена не сложная (три болта открутить), но самому было лень возиться со сливом антифриза, так что поехал на СТО. Кстати, печка жарит очень хорошо, даже слишком хорошо иногда.
Одна из моих любимых тем – вибро- и шумоизоляция. Что сказать могу – в Марче ее нет. Совершенно. Ну, хотя если быть справедливым, то в передней части в районе колесных арок вроде бы и были какие-то нашлепки вибры, точно не помню, сильно далеко я не стал залазить. Плюс в качестве шумки несколько кусков пенопласта снизу и войлочный ковер. На этом все. Остальная часть машины – голый металл. Барабан. Особенно в задней части. Едешь и слышишь просто все шумы от дороги, плюс вой покрышек и все остальное. Насчет дверей ничего не могу сказать – не разбирал еще, но думаю там ситуация аналогичная, хотя наличие мягких тканевых вставок немного улучшает ситуацию. Мириться с таким несовершенством в плане посторонних шумов я не мог, поэтому выделил пару дней и разобрал салон до определенной степени. Хотя, там и разбирать то особо нечего было. Вытащил сиденья, разобрал багажник, ковер поднял до передней перегородки практически. Дальше все, как по учебнику – клею вибру. Арки задние закатал ей практически полностью, далее дно багажника, пол уже не так фанатично, ибо там полно ребер жесткости, сильно не звенит вроде. Материалы, как обычно STP – Бимаст Бомб, Бимаст Супер, кое-где Вибропласт Сильвер (остались от прошлых работ). Шумка - Барьер 4мм, Бипласт 5мм, Маделин. Багажник и заднюю часть залепил практически полностью, на пол салона особо не стал ложить – там довольно толстый слой войлока лежит, поэтому считаю не обязательно. Багажник потом еле собрал – плотненько все садилось, фальшпол пришлось даже подрезать. Фото конечного результата не стал тогда делать, так что всех подробностей не упомню. Зато отлично помню, что результат работы очень порадовал – в салоне намного тише и комфортнее стало. В будущем собираюсь разобрать и прошумить двери обязательно, заднюю полку, плюс еще передние арки получше закатать. Разбирается там все элементарно. Если совсем будет хороший настрой, то и на пол и крышу еще что-нибудь кину.
Чего я совершенно не пойму, так это того факта, что фары можно включать даже когда ключа в замке зажигания нет. Пару раз уже были ситуации, когда после поездки их забывали выключать, несмотря на завывания пищалки в салоне – штатных ходовых огней нету, так что ездили какое-то время на ближнем свете. В один прекрасный момент надоело – купил в магазине обычные китайские фонари диодные, очень яркие (наверное, даже излишне), поставил в качестве ходовых. Подключали фары на сервисе, сделали все нормально, сигнал на включение взяли с генератора, но дополнительно еще навесом собрали схемку небольшую (пара резисторов, диодов, сильно не рассматривал) – ее принципиальное наличие я особо не оценил, но переделывать и разбираться мне лень, так что пусть работает. В скором будущем планирую переделать и реализовать выключение ДХО при включении габаритов и поднятом ручнике. Сами диоды спрятал в дебри переднего бампера, смотрится вроде нормально, но тут еще можно поэкспериментировать.
Вот примерно все, что случилось с машиной за срок владения чуть более полугода. Все это время я периодически читал форумы марчеводов, отмечал интересные вещи, которые делали люди и которые хотел реализовать сам. В итоге довольно плотно решил заняться доведением Марча до состояния, когда сам бы ездил с удовольствием. Часть задуманного уже сделана, часть только в процессе, многие в планах на будущее, но работа кипит. Об этом – в скором времени в дополнении.
З.Ы. Только после написания текста понял, что у меня нет ни одной нормальной фотографии Марча, которую можно было бы выложить – только в препарированном состоянии, в процессе ремонта. Постараюсь этот момент учесть в будущем.
З.З.Ы. Пока отзыв был в стадии редактирования, за примерно три месяца еще кое-чего было сделано по машине. Чтобы не выкладывать в дополнениях вставлю все в основной текст.
1. Перед началом летнего сезона встал вопрос о покупке летней резины. К этому моменту я уже начитался форумов марчеводов о различных вариантах размеров колес и дисков. Так как хотелось иметь второй комплект колес собранный на дисках, чтобы не мучиться с шиномонтажками, то стал смотреть, чего можно прикупить. Размер колес не стал брать экстремальный – 15 радиус вполне подходил и по деньгам, и по внешнему виду. Долго думал, какой размер резины поставить. Не хотелось терять в клиренсе или наоборот – ставить что-то сильно высокое, чтобы потом иметь возможные проблемы с задеванием арок или подкрылков. Так как родной размер 165/70/14, то по высоте почти один в один подходили 195/55/15 (выше на 4,5мм, чем сток) – на лето хотел широкие воткнуть. Но они выходили чуть дороже варианта 195/50/15 (ниже на 5мм, чем сток) и выбора моделей резины было меньше на тот момент. В итоге резину взял 195/50/15, модель Dunlop SP Touring T1. Диски все той же фирмы iFree цвет черный+серебро, модель не помню точную. Выглядит люто прикольно. Единственный неприятный момент – центральный колпачок на дисках для зимы и лета разной формы. Он плоский на летних 15-х колесах и выпуклой формы на зимних 14-х. А так как 15-ый диск чуть более узкий в центральной части, то при установке на заднюю ось часть ступицы выпирала через это отверстие и не давала поставить плоскую заглушку. На передней оси такого не было – там ничего не мешает. Решение оказалось элементарным – поменял местами заглушки на летних и зимних колесах, благо диски одной фирмы. В принципе, их любые можно поставить, но меня и эти устраивают полностью – все отлично ставится и ничего нигде не задевает. По деньгам летняя резина с дисками вышли не так уж бюджетно, как зимние колеса – около 23т.р. за четыре колеса. По поведению на дорогое никаких нареканий не могу высказать, разве что стоит упомянуть тот факт, что резина все же чуть-чуть низкопрофильная и это надо учитывать – Марч и так не сильно мягкий авто, а на таких тапках становится еще жестче. Но ямы и кочки машина не штурмует полным ходом, так что ездить вполне можно.
2. Вообще, желание придать машине более интересный вид появилось сразу после покупки. Так что сломанный в зимнем сугробе бампер стал поводом к началу действий. До этого момента опыта именно в починке бамперов у меня не было, но глаза боятся – руки делают. Загнал Марча в гараж, открутил бампер (проще простого – четыре болта и десяток клипс), принес домой, отмыл хорошенько и стал оценивать ситуацию. Повреждения были не особо фатальными – расколота нижняя часть по центру. По большому счету можно вообще было забить и не делать ничего – особо то и не видно было. Но рано или поздно от вибрации и тряски трещины пошли бы дальше – а это не очень хорошо. Ничего не делать – это удел дилетантов. Я же привык проходить долгий, нелегкий и тернистый путь. Поэтому с помощью эпоксидки, шпатлевки, пары металлических полос и десятка заклепок закрепляю все поврежденные места, зашкуриваю поверхность и, чтобы не возиться с покраской, решаю прибегнуть к любимому и более простому способу скрытия последствий ремонта – виниловая пленка, коей у меня было в избытке от прошлых экспериментов. Также удалил поперечные планки – получился своеобразный «рот». Перед тем, как мучать бампер, купил еще металлическую сетку с мелкой ячеей. Из нее вырезал заглушку этого самого «рта» и прикрепил на винты. Ох и непросто же это делать было в одну каску. Также подобные сетки поставил перед заглушками ПТФ, чтобы смотрелось в едином стиле. Работа с бампером заняла почти целый день. Ну и до кучи решил подрихтовать еще и две заглушки, которые ставятся над бампером. Выглядят они в стоковом варианте, я считаю, вообще не фонтан. Там уже было сложнее – пришлось применить паяльник, дремель с различными насадками, шкурку «крупного помола», чтобы вырезать центральную часть (очень толстый и вонючий пластик, скажу я вам), зашкурить все, далее затянуть места трепанации черным винилом, серебристые части обтянуть под карбон, чтобы смотрелось в едином стиле с бампером. Ну и плюс металлические сетки установить. Эта работа заняла еще один день. Зато результат того стоит, имхо. Вид получился очень необычный.
За черные сетки спрятал установленные ранее диодные ДХО. Когда они не горят, их там вообще не видно. Плюс ничего не летит в радиатор. На ДХО я, кстати, повесил еще одно реле, так что они гаснут при включении габаритов, либо ближнего света, как и положено по регламенту. Таким образом, ночью эта люстра никому не создает неудобств (дико ярко светят, хоть и повернуты они немного вниз), а днем отлично видна.
Одновременно с ремонтом бампера решился снять и покрасить внутреннюю часть фар. Разобрать фары оказалось довольно нетривиальным занятием, но строительный фен и пара отверток смогли решить проблему. Разобрал все, протер. Красить хотел серебристый декоративный элемент, который идет по всей площади фары практически. Ох и задолбался же я их шкурить – надо было убрать весь хром. Процесс не представляет собой ничего интересного – трем и материмся, трем и материмся. И так около часа, хотя как пойдет. Покрасил тупо из баллончика черной грунтовкой для пластика и сверху покрыл лаком. Всего слоев пять-шесть нанес – больше не стал. После высыхания собрал все назад. Процесс довольно простой – греем хорошенько, наносим на всякий случай новый герметик, собираем, скручиваем. Получилось неплохо, хотя стоило наверное как-то еще изнутри колпаки эти прозрачные полирнуть – есть кое-какие разводы или типа того. Но их не сильно видно.
Внешний вид пока такой и остается, хотя куплено уже кое-чего для дальнейших экспериментов, так что продолжать эту тему буду. Далее о паре других мелочей.
3. Подсветка багажника. Как ни странно, но об ее отсутствии узнал, читая форумы марчеводов. Посмотрел сам и убедился, что подсветки действительно нет. Решение уже нашли до меня – покупаем плафон освещения от какого-нибудь тазика и монтируем его в багажном отделении. Питание берется с плафона освещения салона. При открытии любой двери или багажника свет зажигается автоматически. Все просто. Я купил на авторынке плафон от Калины, воткнул в него мощный хороший диод, протянул провод, разъем взял от старого компьютерного вентилятора, коих у меня в избытке. Сам плафон врезал в заглушку задней правой стойки. Проверил – все работает отлично, свет хороший. Дел на все про все – минут 30 от силы.
В то же время решил переделать крепление заднего номера, ибо он висел хер пойми как, был изогнут, брякал на кочках, мешал открывать багажник и вообще по идее не был освещен, чем грешат многие авто. Купил рамку с подсветкой на том же авторынке, прикрутил ее на бампер, питание подсветки взял от стандартного фонаря освещения номера, провод протянул через отверстие в бампере, лампочки везде поставил диодные, с хорошим и ровным светом, чтобы свечение было одинаковым. На месте где раньше висел номер, пришлось отодрать все резинки, поролон, куски клея. Плюс на кузове отпечатались две гайки крепления номера – пришлось подмазать аккуратненько. На это место позже воткну табличку под формат японского номера.
4. Сейчас веду борьбу с брызговиками, которые должны быть установлены на машину по регламенту. До этого заказывал на ибее брызговики для Марча К13 – думал, что подойдут. Не подошли. Точнее задние я поставил более менее нормально, но передние совсем из другой оперы. Так что как временное решение на первое время прикрутил на перед универсальные брызговики из резины, постаравшись придать им максимально неубогий вид. Свою функцию они выполняли вполне сносно, на три с плюсом, но все равно я нашел и заказал с разборки на ДВ два родных передних брызговика. Обошлись они мне, кажется, рублей в 900, плюс доставка транспортной компанией. На вид были довольно пошорканные, фиолетового цвета, все исписанные маркерами разных цветов. Лист наждачной бумаги и баллончик с краской решили данную проблему. Красить решил в черный цвет. Прикрутил, посмотрел – вид стал намного лучше и гармоничнее. Плюс в дождь боковины теперь практически чистые. Результатом доволен. В планах теперь еще заменить и задние брызговики, благо цена на них вообще смешная.
На этом пока что все. В будущем буду дополнять. Всем удачи.