Nissan Patrol Y61 4.8л
13 Лет с Патрулём
Nissan Patrol Y61 4.8 2006 гв я купил в 2007 году с пробегом несколько тысяч км специально как машину для внедорожных путешествий и охоты. С тех пор я проехал 100 тыс км, бОльшая часть из которых пришлась на грунтовки и бездорожье Австралии. Машину к сожалению сняли с производства, но думаю покупателям подержанных Патрулей будет интересен мой опыт. Много фоток ставить не буду – машина распространённая, фотографий в интернете хватает и без меня, но я заметил, что отзывы часто пишутся людьми после нескольких месяцев владения машиной. Я же отъездил на этой машине уже 13 лет и возможно мой отзыв из за этого более объективен.
Выбор машины
Этот Патруль я купил специально для поездок на охоту и ночных поездок по Австралии. Завести отдельную машину для внедорожных путешествий в своё время оказалось очень правильной идеей. До этого постоянно надо было искать компромис между приемлемой городской эксплуатацией и внедорожными качествами.
Такую машину можно приподнять, поставить грязевую резину и правильный прочный кенгурятник с лебёдкой. Отпадает необходимость менять машину каждые 5 лет из за большого пробега, соответственно можно вложить деньги в обвес, зная, что он прослужит много лет. Можно самому ковыряться в машине, не беспокоясь о гарантии. Наконец можно не бояться её поцарапать или испачкать салон, а по возвращении из поездки нет необходимости срочно мыть и разбирать барахло, можно оставить в машине до следующих выходных. Короче, если вы охотник/рыбак/джипер и финансы позволяют – настоятельно рекомендую завести для этого отдельную машину.
Первой машиной купленнной мною специально для внедорожных покатушек и охоты был меня Джип Wrangler, для дальних поездок у меня был на тот момент Гранд Чероки, но потом я решил купить паркетник для города, и понадобилась более подходящая машина для дальних поездок. Одна из особенностей Австралии – огромное количество кенгуру которые по ночам выходят на дороги (конечно не в больших городах, за городом). В некоторых местах при ночных поездках бывает сбиваешь по несколько кенгуру в час. Из за этого на машине обязательно должен стоять массивный кенгурятник, а на прокатных машинах не разрешают ездить по ночам.
В далёком 2007 году я выбирал между соткой, семидесяткой и патрулем. На сотке я до этого отъездил 5 лет, отличная машина, но второй раз покупать ту же самую машину не хотелось. Семидесятка не особо комфортна для поездок на дальние расстояния, а Патруль был немного дешевле сотки и по тем временам предлагал более продвинутый двигатель и коробку, хотя и уступал крузаку в комфорте и объёме салона. Собирался купить новую машину, тк не доверяю секонд хэнду, но знакомый знакомого продавал почти новую машину с пробегом 10 тыс и я точно знал, что машина была в хороших руках.
Двигатель и ходовая
Патруль предлагался с двумя движками, 4,8 бензин и 3л дизель. Трансмиссии и мосты тоже отличались. Бензиновая машина существенно мощнее дизеля и идёт в паре с мягким 5ти скоростным автоматом. Дизель шёл с 4мя скоростями и более слабыми дифференциалами. Кроме того 3х литровый дизель считался проблемным. Бензиновая машина намного тише, динамичнее и комфортнее. Дизель в плане акустики и вибраций просто трактор – по современным меркам уровень шума недопустимый. Немного пугало, что 90% патрулей продавалось с дизелем, тк он считался более экономичным. Однако почитав форумы я обнаружил, что все обладатели дизелей жалуются на недостаточную мощность, а многие чипуют и мудрят с выпускной системой в надежде увеличить мощность. Время показало правильность выбора – до сих пор даже современные японские дизели шумны и тряски, хотя прогресс есть и некоторые немецкие дизели уже приближаются к бензиновым по уровню комфорта.
Надо отметить один важный недостаток бензинового движка в патруле – под капотом нет места для второго аккомулятора.
13 Лет спустя
По трассе у поднятого патруля расход оказался 20л, что немногим больше 16 литров у дизельного двигателя так, что экономия на топливе оказалась не критичной и выбором своим я доволен. На сегодняшний день патрулёвский дизель безнадёжно устарел, а бензиновый движок выдаёт нормальные, по современным меркам 250лс, без лишнего шума и вибраций. Никаких проблем с двигателем не возникло. И двигатель и обвес работают в штатном режиме. Все регламентные работы я выполнял самостоятельно используя оригинальные расходники. 5 ступенчатая коробка переключается без рывков. Мосты и раздатка проблем не доставляют.
Тюнинг
Купив машину я установил (в основном самостоятельно)
• 3 дюймовый лифт подвески, включая замену рычагов и тяг.
• Пневматические блокировки ARB со встроенным под сиденьем компрессором
• Кенгурятник TJM и фонари IPF
• Защиту днища
• Увеличенную на 2,5 см резину Купер
• Лебёдку Warn 9500.
• Бензобак 140 литров
• Фаркоп и электронный блок управления тормозами прицепа
• Несколько лет назад поменял кассетную магнитолу на современную с блютузом.
13 лет спустя
Пришлось поменять несколько вариантов амортизаторов и пружин, прежде чем я подобрал оптимальную комбинацию. Совсем не понимаю людей поднимающих машины с помощью проставок, то есть понимаю, что делают из экономии, но ходовые качества при таком подходе ухудшаются катастрофически, собственно в Австралии проставки запрещены.
При подъёме машины приходится жертвовать плавностью хода, чтобы машину с выросшим центром тяжести не переставляло и не кренило из за слишком мягкой подвески. Сложно оказалось подобрать стойки стабилизатора – они ломались при сильном вывешивании колёс. Хорошо, что у меня есть доступ к вибростенду, и даже с ним мне пришлось менять заднюю подвеску три раза.
Все втулки рычагов я недавно поменял, тк появились люфты и резина визуально устала, благо операция не сложная.
Кенгурятник и фонари не ломались, следов ржавчины на кенгурятнике нет. Надо сказать, что кенгурятник ARB, когда то стоял у меня на Джипе Рэнглере, так вот тот ARBшный кенгурятник я умудрился погнуть и местами на нём появилась ржавчина, поэтому в этот раз я выбрал TJM. Со своей прямой функцией, кошением кенгуру, бампер справляется отлично. При наезде на животное его отбрасывает в сторону либо подминает под машину. На стекло ни одно кенгуру ни разу не выкинуло (распространённая проблема при неправильно сконструированном кенгурятнике).
Блокировки ARB и компресор работают без проблем, контур герметичен. Помнится во время установки мне пришлось повозиться, тк тогда в интернете было мало информации как их устанавливать. Сейчас наверное есть куча видео на ютубе.
Полугрязевая резина Купер STT ходит около 40 тыс км, но сильно мочалится на гравике. Не стал экспериментровать с другими брэндами и поменял 2 комплекта Купера STT, сейчас стоит Купер AT .
А вот лебёдка Warn оказалась полным гавном. Warn типа премиальный производитель, стоит в 4 раза дороже китайского аналога, но при этом у меня сложись стойкое впечатление, что мужики на колхозной МТС могли бы сконструировать лебёдку более грамотно. Двигатель лебёдки не герметичен и имеет сливное отверстие снизу. При проезде бродов и глубоких луж в лебёдку попадает вода. По задумке инженеров эта вода должна затем через отверстие сливаться. Конечно теоретически двигатель постоянного тока может работать и в воде, но вместе с водой в лебёдку попадает грязь, которая там затем остаётся. Прокладка между корпусом и статором мотора сделана из промасленной бумаги (бумаги!!!). Естественно всё это отказало в самый неподходящий момент, когда машина стояла по капот в говне. Я поставил новый электромотор, загерметезировал его, просверлил сверху корпуса новое вентиляционное отверстие и встаил в него сосок на который надел шланг и вывел под капот надев на конец топливный фильтр. С тех пор электромотор работает нормально. Вторая проблема – блок соленоидов. Контакты подгорают и требуют периодической чистки, но они слава богу легкодоступны, в отличие от самой лебёдки, находящейся внутри тяжеленного кенгурятника, снимать который надо вчетвером.
Короче лебёдку WARN не рекомендую, хотя возможно они с тех пор улучшили конструкцию
Салон и внешний вид
Комплектации патруля за 20 лет производства сильно отличаются в зависимости от года выпуска, страны и модели. Мне достался велюровый салон, кондиционер, круиз контроль, электрические стеклоподъёмники и зеркала. Не густо по современным меркам но, учитывая, что это не машина на каждый день, можно смириться с отсутствием электрорегулировок сидений и климат контроля.
Сиденья не самые удобные, но жить можно. В зеркалах иногда не видно машины в слепых зонах. Руль тяжеловат на парковках (в тч это из за больших колёс). Объём салона меньше чем у Крузака 100, скорее ближе к Прадо. Раздельные задние двери удобней откидного борта Крузака, тк можно с земли достать до конца багажника. Как правило достаточно открыть только одну створку, чтобы закинуть сумку, собаку итд, вторую створку с тяжёлой запаской открываешь реже.
Второй ряд сидений тесноват и на самом деле там не так много места для коленей. Есть ещё третий ряд, я им не разу не пользовался – снял сиденья и храню в гараже. В плане трансформации – сиденья второго ряда складываются не в пол, а вертикально к спинкам передних сидений, при этом на полу образуется ступенька, из за этого в машине нельзя спать – серьёзный для меня недостаток, тк я часто долблю пока не захочу спать.
13 лет спустя
Салон малость пообтрепался, пластик легко царапается, машина часто используется для охоты и посадка/высадка с оружием оставляет царапины. Внутренние накладки задних дверей тоже малость подрались, тк сделаны из какого то картона оклеенного дермантином. Торпеда от солнца стала липковатой – похоже её скоро придётся менять. Водительское сиденье пока не продавилось, руль не ободран. Салоны японок 90х годов не отличались особой износостойкостью, но в целом считаю что прочность салона заслуживает четвёрки, может быть с минусом. Помнится мой Крузак 100 после 5 лет и 180 тыс км тоже имел потёртости в салоне. Снаружи от солнца потускнели фары и выцвели пластмассовые накладки на крылья. Ржавчины нет, хотя регулярно езжу на пляж и солончаки.
Из современных наворотов не хватает регулировки вылета руля и круиз контроля с радаром.
Ходовые качества
По городу машина вполне нормально держится в потоке, управляемости конечно не хватает, и тормозная дистанция на большой резине довольно приличная, важно об этом не забывать пересев с легковушки. В общем и целом это конечно не самый правильный автомобиль для современного мегаполиса.
По ровной трассе машина идёт неплохо, большой двигатель хорошо дежит скорость в гору, не переключая передачи. При обгоне коробка немного летаргична, но переключает без рывков. Со штатными колёсами разгон был бы ещё лучше. Салон не особо шумный, можно разговаривать не повышая голоса на скорости, вибраций нет. На колдобинах не переставляет, доработанная подвеска намного лучше заводской сглаживает ухабы, а загруженная машина не проседает.
С разбитыми дорогами подвеска справляется неплохо, выше скорость меньше ям. Потряхивает конечно, но зато точно знаешь, что ничего не отвалится.
На грунтовках важно не забывать, что машина заднеприводная и заранее сбрасывать скорость в поворотах, хотя занос хорошо предсказуем и машина на удивление легко ловится рулём. Никаких электронных противозаносов у меня нет, АБС правильно заточена под грунтовки. Промоины можно проходить на скорости не опасаясь улететь с дороги. Хотелось бы конечно иметь постоянный полный привод – его очень не хватает на гравийках.
По бездорожью и колее машина идёт отлично, собственно поднятый Патруль считается лучшим в классе для жёсткого бездорожья. При включении понижайки коробка дольше держит передачи, тяги хватает. Снизу Патруль хорошо защищён, ничего не торчит, не боишься что то помять или поцарапать. Ходы подвески вкупе с блокировками – даже излишние, если не ездить по камням, то нет необходимости сильно поднимать подвеску. Блокировки позволяют двигаться даже при непостоянном контакте всех колёс с дорогой.
В дальних поездках , не хватает радарного круиз контроля и сиденья не самые комфортные. Я 177см 80кг езжу полностью отодвинув сиденье назад – высокорослые водители – имейте это в виду. Кондиционер работает неплохо, печка прогревается долго – но возможно в других странах другие настройки печек, в Австралии она на полную мощность выходит только минут через 15 езды.
В общем и целом внедорожники такого типа не самые комфортные автомобили, у меня было много джипов , и мне есть с чем сравнивать. Были например Паджера (купил подержанную насмотревшись ралли Париж -Дакар, мой первый внедорожник), Дискавери 2 (всё время ломался и не особо комфортнее патруля, уступает по проходимости), Сотка (отличная, надёжная машина, комфортнее и больше патруля ) , Гранд Чероки WK 5,7 (В Австралии он идёт как WH , отличный 8-горшковый движок , комфортная но маленький салон и вечно ломается), Wrangler (некомфортный на дальняк, маленький и шумный но проходимость лучше чем у Патруля , на удивление - не ломалась особо). Для тех кто думает купить Патруль в качестве основного автомобиля – имейте в виду, вам будет нехватать динамики и комфорта, хотя наверное в условиях России, где в основном маленькие движки бензиновый патруль на прямой вполне конкурентноспособен.
Надёжность
Надёжность в Австралии не просто предмет понтов. Плотность населения тут низкая, расстояния огромные, ближайший механик может находиться в тысяче километров, а запчасти в столице штата. До начала двухтысячных в регионах все поголовно ездили на Тойотах 70й серии разных конфигураций. Причём я не преувеличиваю – других машин во многих посёлках просто не встречалось. Для 70ток выпускалась куча аксесуаров, было хорошо налажего снабжение запчастями. В начале 2000х стали появляться сотки. Сейчас встречаются Двухсотки, Хайлаксы и даже Прады. Патрули используются в основном джиперами и туристами, у жителей глубинки Патруль не пошёл, Семидесятка прочнее, надёжнее, проще в ремонте и долговечнее. Правда в конце нулевых пикапы на базе патруля стали закупаться добывающими компаниями, но универсал так и не получил популярности. Зато Патрули очень популярны у джиперов.
За 13 лет и 90 тыс км случилось 3 поломки – лет 5 назад перестали работать оба динамика в передних дверях, потом потёк моторчик омывателя передних стёкол а недавно потёк сальник переднего моста. Всё это я поменял самостоятельно. Как я уже писал выше – спустя 10 лет поменял все резинки в подвеске – но они уже были не оригинальные, тк при настройке подвески я поменял все рычаги и амортизаторы. Немного провисла водительская дверь, не знаю можно ли её отрегулировать. В остальном всё работает штатно, даже заводские лампочки я не разу не менял. Надо учесть, что не смотря на небольшой пробег у машины не самая лёгкая жизнь – я много езжу по грунтовкам, разбитым дорогам и просто по бездорожью, часто с перегрузом и на больших скоростях.
Обслуживаю машину сам, в соответствии с сервисной книгой, никаких дополнительных ТО не делаю. Единственно поменял масло в коробке (хотя оно типа не требует замены) и на всякий случай шланги радиатора. Все точки сервиса легкодоступны, кроме замены последних двух свечей – для этого надо снимать коллектор и кучу троссовых приводов проложенных над двигателем.
Возможность самостоятельно отремонтировать машину важнейший фактор из за больших расстояний. Эвакуатор может обойтись в тысячи долларов и ждать его на жаре и с мухами можно неделю. В отсуствии связи и интернета, важны не только общие ремонтные нывыки, но и знание конкретного автомобиля. Забавный случай – в моей городской машине Мерседесе ML 500 умер аккомулятор, я знал, что он расположен под передним сиденьем. Отодвинув сиденье, я аккомулятора не обнаружил, решил, что наверное в праворульных машинах он под другим сиденьем, но и там был лишь ковёр. Осмотрел и общупал всю машину, но нигде не смог найти батарею, при этом почувствовал себя полным дебилом. Оказалось, для её замены надо разрезать ковёр под сиденьем, причём с изнанки ковра даже имеется надрез – вроде бы фигня, но без интернета я бы не в жизнь не нашёл аккомулятор. Таких заморочек в Патруле не может быть в принципе, из средств маскировки только пластмассовый кожух над двигателем.
Заключение
Патруль я продавать пока не собираюсь, поезжу ещё несколько лет, пока не начнёт ломаться. Да и не вижу приемлемой альтернативы . Двухсотка слишком дорогая, Прада уступает в проходимости и в Австралии идёт только со слабым и шумным дизелем, 62й патруль афигенная машина для дальних поездок но для бездорожья уже не годится. Патрулём я в целом очень доволен. Жалко, что таких простых и надёжных автомобилей больше не выпускают.
Плюсы
• Большой, прочный, надёжный автомобиль
• Мощный тяговитый бензиновый двигатель
• Надёжность
• Неплохой комфорт в дальних поездках для своего класса
Минусы
• Морально устаревшая конструкция
• Недостаточная для больших городов и горных дорог управляемость
• Не очень большой салон по меркам класса