Доброго времени суток, уважаемые! Прошёл год и девять месяцев с момента приобретения Патруля, накопился достаточный опыт эксплуатации, настала пора внести свою лепту в подборку отзывов об этом славном автомобиле. Но в начале немного философии, или почему Патрол.
Я не рыбак и не охотник, но с малых лет замечал в себе тягу к перемещению, к открытию новых мест, новых красот природы. А, как известно, не съезжая с асфальта не увидишь и сотой части этого великолепия. И покорение бездорожья на разных машинах, от копейки и нивы, до ЗиЛов 131, 157 оказалось заразным занятием. Мне требовался экспедиционник в сочетании с трофимобилем, но в начале 90-х, когда на наших дорогах стали появляться первые иномарки-внедорожники, таких слов я ещё не знал. А Патрол запал в сердце и голову с первого взгляда. Именно короткий Y60.
По мере изучения технической информации и интернета выбор стал более осознанным. Рассматривал коротышей Сафари 4,2 с ЛСД или Патрол 2,8 с блокировкой заднего дифференциала ценой около 300 т.р.
Год в Интернете я просматривал объявления о продаже Патрулей и Сафарей. Готов был ехать за машиной далеко, но подходящий вариант нашёлся рядом: в 120 км от дома.Патрол 92 г.в., в 2002г. из Германии, обитал в Сочи, потом в Подмосковье. Две печки, блокировка заднего дифференциала, люк, тонированные стёкла, стеклоподъёмники… В нагрузку предлагался бонус: куча запчастей в подарок. Поехали смотреть.
Чёрно-серый трёхдверный красавец. Передние крылья и правая дверь перекрашены поверх родной краски какой-то отслаивающейся серебрянкой. Большие зеркала, трещина на лобовом стекле справа. Рама и кузов снизу удивили отсутствием коррозии. Пятно ржавчины нашёл только на передней стойке под кронштейном антенны. Позже обнаружил поверхностную ржавчину на задней поперечине рамы и две маленькие (с 2-х рублёвую монету) дырочки в полу - под трубами к задней печке в ногах переднего пассажира и под педальным отсеком, ближе к двери.
Салон, учитывая год выпуска, в отличном состоянии. На спидометре 136000 , но первая цифра явно переставлена. Судя по состоянию КПП, пробег около 300 тысяч, подизношены синхронизаторы 3,4 и 5 передач, 2-ю выбивает на спусках. (Плавно скорости переключаются хорошо, иногда приходится делать двойной выжим, особенно зимой.)
Трансмиссия без потёков масла, двигатель тоже, работает ровно, не дымит. Динамика хорошая. Всё работает, кроме мелочей: не двигался один очиститель фар, не регулируются интервалы движения стеклоочистителей в прерывистом режиме, вентилятор отопителя работает только в максимальном режиме.
Поворотные шары ржавые, видно, долго стоял, чуть люфтит одна крестовина в переднем кардане. Похоже, ничего в подвеске не менялось с «рождения», кроме амортизаторов и тормозных дисков. Вопрос «брать – не брать?» не стоял. Конечно же, брать!
Первые впечатления о Патруле - это танк! Причём, достаточно комфортный и удобный. Этакое уютное внедорожное купе 2+2 (при необходимости 2+4). Для нашей семьи с двумя детьми младшего школьного возраста места достаточно, людям среднего роста и комплекции, коими мы и являемся, просторно. Для человека большой комплекции или в почтенном возрасте проникнуть на заднее сидение проблематично. В багажнике помещается всё необходимое.
К габаритам привык быстро. Обзорность назад как на грузовике, выручают большие зеркала. Кренов почти нет, меньше, например, чем на стоковом ВАЗ-08.
Двигатель RD28T имеет особенность, если обороты выше 2000 – тянет хорошо и прёт везде, если ниже, то в тяжёлых условиях сдыхает. Тягой на низах и надёжностью он проигрывает легендарному TD42, но выигрывает в динамике в городе и на обгонах. В любой подъём заезжает на пятой передаче, если обороты выше 2000.
Со временем выработалось два способа вождения по городу. Если не торопимся и на близкое расстояние, обороты держим в диапазоне 1000-2000, турбину не раскручиваем, двигаемся с достоинством, без резких перестроений, разгонов и торможений. Второй способ динамичный. Сильнее нажимаем на педаль газа, турбина раскручивается, стрелка тахометра легко взлетает от 2-х до 3-х тыс. оборотов. Ограничивают динамику частые переключения из-за коротких передач.
Подвеску можно назвать твёрдо-мягкой: небольшие неровности передаются жёстко, а большие, на которых почти все тормозят, Патрол проходит легко и без последствий. Причем, чем больше скорость, тем комфортнее ехать. Поэтому стихия Патруля – это грунтовки и бездорожье. Патрол позволяет ехать по грунтовкам с высокой скоростью, как по асфальту. Местами до сотни, 60-80 км/ч спокойно практически по любым грунтовкам, даже по снежной целине, если снег не достаёт до мостов. Непередаваемые ощущения, едешь как на паровозе по американским горкам!
Используем Патруля по назначению активно. Много путешествуем. Участвовали в экспедиции Средний Дон 2009г, в этом году тоже поедем. Участвуем в покатушках, в соревнованиях местного уровня. Но спорт – это несколько другая тема и другая философия. Там нужна отдельная машина, Патрол более универсален, поэтому в спорте так мало Патрулей и ТЛК-80. Пока дальше полутора тысяч километров не ездили, но желание путешествовать огромно. В этом году, если всё сложиться, заедем в Казахстан. Про экспедицию и покатушки можно посмотреть на сайте podonu.ru, на форуме в разделе наши экспедиции и прогулки есть ссылки на видео с Патрулём и фото с мероприятий.
Смотреть, как едет Патрол бывает не интересно. Он тупо едет, спокойно прёт как танк по грязи, снегу и т.д. пока не сядет на мосты или преодолеет препятствие. Об этом можно писать много, лучше расскажут фото. Геометрическая проходимость у коротыша на 35х колёсах отменная, позволяет ехать по любому природному (и не очень) ландшафту, кроме отвесных обрывов.
Кроме своего прямого назначения Патруль ежедневно развозит детей по школам и всяким занятиям в пределах микрорайона, где дороги занимают малую часть пути, а в основном это дворы, проезды, подъезды, которые круглый год у нас находятся в ужасном состоянии, особенно не чищеные зимой. Дети в Патруле едят, переодеваются в любой мороз (печки отлично работают). Вообще в Патруле можно жить, то есть ехать с утра до ночи, спать (в коротыше одному), есть и т.д. В нём от дороги не устаёшь, а получаешь удовольствие.
Конечно, проходимость Патруля для города избыточна. Всю вторую половину зимы работали спасателями, вытаскивали застрявших из снега и ледяной колеи. Особенно это любила делать жена. Она не сразу стала полноправным вторым водителем Патруля. Первый год просто пробовала прокатиться за городом, опасаясь габаритов, а ездила на восьмёрке. Потом как-то прочувствовала машину и стала такой фанаткой Патруля, что, говорит, ей ничего больше не нужно. Восьмёрка забыта и используется только когда нужно одновременно две машины.
Что делал кроме замены расходников.
Сразу после покупки обслужил передний мост: прочистили кулаки, заменили фетры, смазку, 1 нижний шкворневый подшипник (в нём засохла смазка), остальные были нормальные. Заменили все сайлентблоки и задние стойки стабилизаторов, ушло около 10 т.р.
Топливный бак был снаружи облеплен грязью, пропитанной соляркой. Снял, прочистил, промазал антикором (от солярки краска местами растворилась), заодно и раму с днищем обработал. Поменял хомуты, шланги привинтил с герметиком. Когда сливал солярку из бака, в конце лилась страшная смесь дизтоплива с водой и запахом бензина!
Осенью оказалось, что люк течёт. Залил на зиму чёрным герметиком, по весне прорезал лезвием, не удаляя. Хватило на полтора года. Теперь надо повторить процедуру или найти уплотнитель.
С наступлением холодов начали стрекотать и самовключаться хабы (автоматические). Поставил механические AVM (6т.р.) Задние фонари поставил от Сафаря (провода к тем, что в бампере обросли льдом и оторвались), 2т.р.
В двигателе перегорели 2 свечи накала, стал дымить сизым пару минут, пока не прогреется. Заменил на NGK, какие и стояли, по 1600 руб. за штуку. Проблема пропала.
Ремень ГРМ с роликами и сальниками поменял через год (был ещё хороший) вместе с бендиксом, обошлось в примерно 12 т.р. с запчастями.
Переделку начал с установки 33-их колёс (б/у) на дисках 10х15 с вылетом -38 и замены пружин на Добинсон + 2дюйма. Появилась вибрация, вылечил опусканием раздатки. Перестала включаться понижайка, немного подрезал и сдвинул чехол рычага. Кронштейн от пружины колдуна перенёс на 10 см вверх при помощи мет. уголка. Амортизаторы уже меняли до меня, Бильштайн, оставил, отлично справляются со своими функциями.
При установке колёс пришлось снять брызговики, а позже, и расширители (цеплялись задние и не выполняли своих функций). Вырезал арки под 35. Вместо фендеров и брызговиков закрыл все арки листовой резиной, в салоне стало тише. (Шумоизоляция и так была хорошая.) Расходы – 2т.р. на резину, дюралевая полоса, немного грунтовки, антикора, круг для болгарки и четыре дня неспешной работы в своё удовольствие.
На широких колёсах с большим вылетом Патрол стал нервно реагировать на колейность на плохом асфальте. Запрыгивает на гребни и не хочет ехать по колее (в грязи наоборот из колеи не выгонишь). Приходится ехать близко к обочине или по середине. На дисках с вылетом -13 этой проблемы нет. Ещё иногда стал проявляться эффект Шимми на скорости около 80км/ч. Поменял демпфер на Добинсон, сначала справлялся, потом перестал. Пока не вылечил, но приспособился. Надеюсь, вылечится предстоящей заменой всех шкворневых подшипников вместе с сальниками (сальники потекли, пора менять).
Зимой в морозы перестало выключаться сцепление. Заменили манжету в главном цилиндре привода сцепления (750р с работой). Морозы стояли -20-30, иногда до -36. 2 раза за зиму после ночной стоянки (Патрол живёт на улице) не завёлся из-за аккамулятора (не крутил). Вообще заводится с полоборота, в сильный мороз с живым акумом не дольше 3 секунд.
Диагностику двигателя сразу после покупки не делал, повода не было, да и дизелистов ещё не знал. Со временем повод созрел. Появилось какое-то бубнение, из-под прокладки ГБЦ в одном углу стало потеть. Пару месяцев назад обратился к спецу по дизелям, который поставил диагноз - прогар выпускного клапана. Вскрытие показало, прошневая ещё живая, выработка есть, но в пределах нормы. Один клапан прогорел. В ГБЦ трещин нет, но немного поведённая, начала прогорать прокладка. Голову шлифанули, клапан заменили, 2 форсунки поставили новые, одну довели до нормы, три были хорошие. В турбине люфт есть, но масло пока не сильно гонит. Затраты около 16 тыс. р.
После сборки и регулировки мотор заработал лучше, прибавилось мощности, разгоняться стал ещё резвее и при смене зимних 31 на летние 35-е динамика ухудшилась совсем не значительно, не так заметно, как до ремонта.
Вообще довелось поездить на разной резине: 235/75R15 (29дюймов, Нокиа-хака10 достались с машиной) – слон на роликах; почти лысые шоссейные 265/70р15 (эти стояли при покупке), невероятно широкие и дубовые Бриджстоун десерт дуэллер 33/12,5/15; новые ХакаLT с шипами 31/10,5/15 (отличная резина) и Гудрич МТ 35/12,5/15. Оптимальные для динамики с этим мотором 31-33 дюйма. Меньше – хуже, и так короткие передачи становятся ещё короче. На 33 динамика ухудшается, но приемлемо. Для 35 мотор слабоват (это писал до ремонта, теперь напишу остаётся приемлемой), за то какой кайф на бездорожье! Просто почаще включаем пониженную. Когда сотру гудричи, возможно остановлюсь на 33х дюймах.
Показания спидометра примерно совпадают с показаниями GPS-навигатора на 33-й разине. На 30-й меньше процентов на 10, на 35 – больше на 8-10%.
Расход: на стандартной резине по трассе укладывается в 10л/100км при скорости 80-100км/ч. При 110-130км/ч , а также в городе – 12-13л. На 33 колёсах прибавляется 2-3л на сотню, на 35 –примерно, как на 33, может, на литр больше в отдельных случаях (наверно потому, что у бриджа пятно контакта шире, чем у гудрича). По осеннему бездорожью - до 17л/100км на 35. А зимой по глубокому снегу первая пониженная, 3 тыс. оборотов, скорость 9км/ч, расход литров 25-30 наверно, а у Гран-чероки 5,2 (ездили вместе) мгновенный расход показал 99 литров! Заметил, что на грунтовках и не жестоком бездорожье расход выходит меньше, чем на плохом асфальте.
В среднем расход сейчас на 35-х, также как и зимой на 31-х, 15 литров на сотню.
Впереди переборка поворотных кулаков. К экспедиции хочу успеть сделать крепление порогов к раме (штатные сгнили), крепление всего, что необходимо в салоне, багажник на крышу для хайджека, лопаты и прочего грязного оборудования. В перспективе силовые бампера с лебёдкой и калиткой, а пока 35дюймовую запаску придётся возить на багажнике.
Итак, что имеем. Бескомпромиссный внедорожник, удобный, надёжный и долговечный, кторый спокойно едет по шоссе 130км/ч по GPS на 35дюймовых колёсах, оставляет многих позади на бездорожье, (кроме подготовленных катлет, которых перевозят по асфальту в прицепах и ремонтируют после соревнований), не выбивается из потока в городе (разве что внешним видом) и при желании может не отставать от самых шустрых водителей на среднестатистическом авто.
Сейчас автопром предлагает нам массу современных навороченных автомобилей. Но мне этого не нужно. Надоели уже однотипные вылизанные формы. Не нужно избыточное содержание, не соответствующее моим потребностям и реалиям жизни.
Есть и другие хорошие внедорожники кроме Сафарей-патрулей: крузаки, сурфы, рэнглеры, мостовые грандчероки, гелендвагены, дефендеры. Все имеют свои нюансы, плюсы и минусы, свой характер. Но именно сочетание конструктивных особенностей, эксплуатационных качеств, внешности и характера Патруля для меня является лутшим. И есть ещё что-то, что сложно выразить словами и проследить логически. Чем-то Патрол цепляет.
Отзыв заканчиваю. О чём не написал, в принципе, всё уже отражено в других отзывах. Если есть вопросы, задавайте в комментариях, постараюсь ответить. С уважением, Александр.