Был я честным, исправным ТАЗоводом (как говорится, мой дядя самых честных правил - иных же оставлял, как есть), но всему приходит своё "на фиг".
Как и на большинстве девяток, по большому кругу, у меня ничего не ломалось, но зато как доставала оставшаяся часть филе... Поменяв за раз эл/вентилятор на радиаторе и замок зажигания, меня пробило окончательно. Я взвизгнул «доколе!» и погрустнел. Или, сначала погрустнел, а потом взвизгнул… не важно, главное – что меня СПОДВИГЛО. Деньгов к тому времени я уже немного подкопил, но то чего хотел, оставалось недоступным (Тoyota Raum, Мazda Capella).
Копить денег долго и нудно тоже не очень радовало, должна же быть, в конце концов, золотая середина, жить, опять же, хочется сейчас…
Цены изучал долго, впрочем, как и варианты. На горизонте маячило что-нибудь беспробежное типа Mazda Demio или Familia. Правда, это "беспробежное" имело пробег под 150-180тыщщ и от души хоженный двигатель и ходовую, либо вызывало приступ смехопоноса от значений одометра 60-70тыс. и ржавых дисков с выпавшими колпачками на ржавых же осях...
Попробовал было продать свою трехлетнюю «девятку» - не сезон. Зима, крестьяне торжествуя (тут возможны варианты продолжения, но не будем останавливаться подробно)... Оставался только обмен с доплатой. Попробовал пару раз – не получилось. Хозяева Пульсара и Фамилии отказались меняться на ТАЗик, хотя сотворить обмен на японку - были согласны. Тут я уже перестал чего-либо понимать, ведь в Томске девятка самая продаваемая (и покупаемая) машина!..
Была…
Видимо что-то смешалось в доме… ну, в смысле времена меняются. Начал обзванивать по газетам, договорился, сходил посмотрел одну Demio. С одной стороны – понравилась (синяя, 1,5л, GLX версия), с другой – спинным мозгом чувствую, что в машину придется еще ввалить баков 500-700… Грязный салон, видавший виды (но без «коцок») кузов, убитые тормоза и задумчивая, эстонская коробка. Отказался.
Пошел смотреть белую Тойоту Короллу, также 98г.в.. Пробег = 145тыс.км.
А те же яйца, только в профиль, и ощущение такое, что япошонок в ней уголь возил, вытирая козявки о торпедо… Ценник в районе 6,4 килобакса. Отказался.
Краем глаза, в углу газеты, увидел объявление о Nissan Presea – позвонил – хозяина дома нет, но пообещали что перезвонит. ОК. Усадил жену считать злато по сусекам. Посчитала. Нехватает 300 баков…
Ну, как говорится, самое время впадать в отчаяние.
Тут звонит хозяин Пресеи, и даже непрочь поменяться. Но, я тонко и дипломатично намекнул что у меня ДЕНЕХ НЕТУ!!!... и, все еще, находясь в печали, отбил звонок.
Потом лежал, смотрел в потолок, и думал, где же эти гребаные 300 баков… Встал, пересчитал столбиком (недоверяю я этим каркуляторам, фантасты обещают что они весь мир погубят).
Не понял.
Еще раз.
- Ну!... Епрст!... Жена!.. (ору в коридор) хаю дую вду, женщина!.. Чему вас только в школах учили, блин!.. Расстроили вы меня, жена, очень и очень!..(по затылку стукнуть опасаюсь, так как у нее рука тяжелая…) Зачем же вводить меня в такую натуральную грусть… А ежель бы ты на Байкануре работала, что, так и заслала бы героев-космонавтов на пару сотен тысяч километров левее…
Но, как бы то ни было, а настроения моя вся повысилась… Перезваниваю хозяину Пресеи, говорю, так и так, говорю, накладочка вышла, обсохатился. Вы хочите денех – их есть у меня. ОК. Договорились встретиться, взаимно осмотреть железяки.
Лезу в Интернет, переворачиваю гору инфы по данной модели.
Так. Nissan Presea… 1,6 литра, 1998 год выпуска, марка Refina, 115 лошадей, люксовый вариант Nissan Sunny на базе 14-го кузова. Просвет – 15 см, ну что ж, «не сады», но жить попробовать можно. Лятна… Будем посмотреть.
На следующий день поехал на встречу. На улице все понизилось, а местами даже упало, до -24, но ничего, завелся, благо поставил месяц назад новый аккумулятор. Еду, ухи шапкой закрываю. Меня предупреждали еще при покупке – в «девятках» высокая панель – уж шибко холодная. И вот я еду, и отчаянно им верю… Как говорится, все понимаю, но сказать не могу. Но, надо сказать, стекла не затягивает, просто прохладно.
Встретились за городом. Его – два. В смысле – их. Перекупы.
- Какое масло в двигателе – хз (хрен знает), но менять надо через тысячу.
- Сколько машина прошла по «здесь» – хз.
- Бита была?
- Конечно.
- Где и как серьезно? (ой-вой, нету в жизни счастья…).
- Вот (показывает на четырехсантиметровую царапинку на капоте между фар).
Ладно, прыскаю в кулачок (смеюсь, всего лишь смеюсь – а гусары – молчать!), сам хожу вокруг агрегата. Красива, сволочь. Смотрю технологические зазоры – проблем нет, только передний бампер с правой стороны чуть-чуть поболе отстоит от капота, видать когда-то мордом уперлись в сугроб (но изнутри все тики-так).
И как-то я на нее «запал». Белый металик, он же «жемчуг», он же «снежная королева» - как вам будет угодно. Плавные, но стремительные обводы. Местами похожа и на Sunny, и на Mazda Capella. Зеленые стекла с защитой от ультрафиолета. Двери без арок, стекла просто ходят вдоль уплотнителя на кузове. Диски литые на R14 (хотя по комплектации должны быть R13). Резина липучка, и, похоже, совершенно новая. Что-то тикает в мозгу – почему новая резина?... Старая не пошеркана?.. Надо не забыть сделать развал – схождение…
Ладно, садимся ЗА руль… Ох, блин… Нет. ПОД руль… Да мля, как туда залазить-то… Мужики, говорю, руль ломается? – Да.
ОК. Поднял руль, попытка выйти замуж номер два. На ходу изобретаю методу – левая нога пошла под руль, присядка в кресло (блин, да вы че, фигуриста нашли что-ли!, я же так штаны на ж.. порву…), правая нога за ухо – хоп – я в хопре.
Сел. Жив. Штаны целы. В штанах все цело.
Итак, коробка автомат, две пониженные передачи (как, впрочем, везде). Тахометр (приятно аж жуть, только нафиг он на автомате?..), две подушки, кондей, печка – ураган и кипяток в одном флаконе. Салон чистый, не прокуренный и не прожженный. Регулировки по высоте переднего сиденья. Отодвинулся на салазках до упора – сижу как Буратино с вытянутыми руками к рулю тянусь. Такой хоккей нам не нужен – назад – подвинулись, зашибизьненько. Гидрач – песня, но не такой сопливый как на Нексии, хоть немного, но чувствуется обратная связь. Тормоза – очень мягкий ход, но ощутимый, не такой на осмотренной Демио – там просто ботинок до педали – она и хлюпнула… Газ – короткоходный, но приятный, с легким натягом.
Электронный одометр показывает 89000. Сначала я улыбнулся шЫроко, но по мере осмотра понял – да поди ж правда, епрст… Вообще-то одометров целых три. Один – общий, и два дневных, в смысле - дополнительных и сбрасываемых.
Сергей (перекуп) говорит, что хозяин был вовсе не хозяин – а хозяйка. Тыкает ПТС.
Первая регистрация в РФ – апрель 03 года. И сразу же перерегистрация на женское имя – т.е. машина ходила здесь и под бабой. Опаньки, меня это настораживает, видал я, че там после баб от машин остается… Смотрел я как-то Хуюндай Акцента 98 года, с хозяйкой во главе, так я на нем не смох… Люфт рулевой был такой, что на 70-ти я машину ровно удержать не смог. Сиденья прошерканы до дыр, что торчат… так, я отвлекся. И жысть наша вечная борьба, а тучи как люди…
Да нет, вроде все нормально, более того, все подозрительно хорошо. Двигатель запускается и работает изумительно, весь электрофарш функционирует без проблем. Зеркала на сервоприводах, складываются, раскладываются и регулируются джойстиком. Антенна радио выезжает при включении магнитолы. Музыка играет из всех 4-х спикеров. Стоит родной CD, но впихнуть в него нечего (гусары молчать). К стеклоподъемникам претензий нет, все ползает и закрывается. Двери закрываются одинаковым мягким клацаньем. Стекла на дверях не болтаются (все-таки как-то непривычно – стеклина торчит «в никуда»…). Ползю под железо – арки, пороги и пр. - не гнилые, не ржавые, все в норме, держат первоначальную форму. Жаль, нет брызговичков, видны легкие забросы каки на крылья и двери.
Ну что, надо смотреть на ходу. Я говорю, чето боязненно мне чужую автомобилю по трассе гнать, я на автоматах и, тем более, справа, никогда еще замечен не был.
Ладно, говорят, прокатим. Едем. Стрелка стоит на 110 (трасса кое-где обледенела и узкая), обороты – 2200, двигатель работает ровно и не в напряг. Передачи перескакивают без толчков, ровно. Колеса глотают, но слегка отбивают неровности, ощущение мягкой подвески, но плавания или крена при маневре нет.
- Жми, говорю, дудку в пол – АБС услышать хочу – можно сказать – мечтаю. Нажал. Легкий стрекот без подергушек. На Дэмии аж кузов дрожал и зубы стучали… Ладно, «зергут» в танковых войсках, возвращаемся.
Вышли. Качнул по каждой стойке – возврат четкий, без проблем. Не-не говорят, стойки в идеале. Пал на колени – точно, не вспотемши, все в норме.
Пнул колесо. Не-не говорят, литые диски и резина новая.
Помигай, говорю, лампочками. Не-не, говорят, вся электрика и оптика в норме. Верю, но не на слово. Попитка не питка, правда, таварищ Бэрия…
Открыли багажник (кнопка-дрюкалка из кабины – у водительского кресла, впрочем, как и лючок бензобака) – багажник большой, чуть побольше, чем в «девятке», только по высоте слаб. Не-не, говорят, все на месте. Под обивкой лежит прикрученный «банан», балонник и домкрат. Горит подсветка. Я-я, внатюрлих… приятно. Подспудно гляжу на жесть изнутри сзади, не-не, говорят, не битая, не крашеная.
Ладно, братцы ниф-ниф и нах-нах, откройте тайну ключика – то бишь капот.
Открыли, смотрим. Первый взгляд – фартуки не варены (может, это конечно, «девятошный» комплекс – но отказаться не могу…), жесть чистая, все путем, - не-не говорят, не битая, не…- релакс мен, вижу, вскрытие покажет.
Оффтоп: Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия…
Итак, двигатель чистый (но не мытый). Потеков и запотеваний масла нет. Все сухо, о’кей на Оби… Цепи не гремят. Тишина и пошептывание, даже характерного попискивания форсунок почти не слышно. Опа-на… Двигло GA15 DE – а это, говорю, мужики, типа а как вы с полуторалитрового агрегата - 1,6 литра начудили? Что за развод? Они глазками плюх-плюх, ага говорят, лажа имеет место быть, каемся, тяжелое детство… Ладно, летите голуби, летите… Чую нутром – сами лоханулись, не посмотрели. Ладно, лошадей осталось всего 105 (да данном двигателе), смотрим дальше…
Переписываю номер кузова – лелею мечту пробить дату выпуска, и если повезет, на угон. Потом понимаю – нафиг «угон» - если он ее снимать с учета пойдет, пусть и барахтается в случае чего, регистрация-то местная.
Ладно, дернул газулькин трос – машинка заурчала, с минимальным запозданием, еще резче – не чавкает, не давится (а может это опять «девятошный» комплекс…).
Глядим далее. Масло в коробке чистое аки слеза, розовое.
В двигателе – абзац… Не-не, говорят, менять его надо, менять, и не далее как через тыщщу. Ок, андестенд мальчонки с грязной… ну не будем об этом. Та-ак… водицу в бачке-омывале прихватило нафих… Эх, говорю, дяденька, пошто жужу тираните, незамерзайка 2 бака стоит, ужель трудно… Не-не, говорят, мы на ней не выездные, она у нас в гараже, а мы на нее только пару раз в день смотрим нежно… Ладно, смумрики, едем дальше.
Добрался до пыльников – целые, без трещин – не-не, говорят все пыльники хоро… - ладно, верю.
И все-таки очень уж мне самому на ней захотелось потрястись. Попросился слезно, ок – съехали на заснеженную проселку – поехал. Через двести метров, было ощущение, что я это делаю уже пару лет, несмотря на правый руль… Машина очень легка в управлении и прогнозируема. С той же Дэмио ну просто не сравнить. Покатался, развернулся, сдав задом – отметил про себя – заднее стекло не очень информативно, по зеркалам много удобнее, благо – они большие и чуть-чуть, еле уловимо сферические - мертвой зоны практически нет. Коробка работает четко, без лишних рассуждений «в себе». Толчки при переключениях передач ощутимы, но минимальны. Есть кнопка Овердрайва – с ней передачи становятся короткими (разрешается включение 4-й передачи) и машинка прибавляет в динамике. Жмешь нежно – едет ласково, топаешь в пол – нА тебе 5000 оборотов, приятный рокот и спиной в кресло… Резина – липучка просто песня, до этого я пИсал кипятком о своей шиповке GoodYear, а тут был просто поражен, на ней можно выделывать то, что шипам только снится…
Сиденья жестче чем на «девятке» или «Нексии», но удобные и с хорошей подушкой под поясницей. Вот правда, вынос табуретки под задницей, на «девятке» побольше будет, зато можно удобно откинуть спинку и отрегулировать переднюю и заднюю часть сиденья по высоте и с нужным наклоном.
Короче, впечатления от поездки остались самые приятные. Приехали, вылезли. Вернее, он вышел, а вылазил – я. Чуть «корень жизни» о баранку не прищемил. Так и ШурОй можно остаться… Низко, блин, весьма низко.
Ну, говорю, мужики, не знаю я, че еще сейчас посмотреть (и, блин, про подушки на двигателе забыл – хотя, и до сих пор так и не посмотрел, но двигатель не болтается и не резонирует), только что в трубу пукнуть… Кстати – труба: дым хороший, светлый, без синевы и «молока». Пердит… пардон, фукает исправно, труба не погнута (сказываются 14-е диски и резина на 185 – Фалькон – машина стоит высоко, клиренс вполне можно соотнести с «девяткой»).
Ну, говорю, аксакалы-кекусинкайцы, ладно, смотрите мою чамару… э-э… ласточку.
Осмотрели, попинали, завели – заглушили, раком поползали, одеяло с двигла сняли – пощупали. Ой, говорю, мужички хорошие, не-не, эти потения масла – это не то, что вы подумали – это просто я так ответственно масло менял, и слегка ливнул мимо воронки.
Ладно, говорят, Плохишь, верим.
А сами пальцами по стойкам водят ласково, и нежно так спрашивают – крашеная ведь, правда? Не-не, говорю, господа земляки, очень вы обидные слова говорите, мне их слушать – одно расстройство. Прежний хозяин, говорю (до перекупов), был начальником ГИБДД уездного городка неподалеку. Так ить, говорят, это не аргумент. Я подумал, мне понравилось, я подумал еще… Точно говорю, ваша правда, все эти начальники ГИБДД – полные лохи и бакланы (ну… в хорошем смысле слова, конечно). Но машина не бита и не крашена (это я знал точно – когда мы ее с друзьями выбирали, то только что по болтам не разобрали), за это вам ручается журнал «хочу все знать». Они еще раз поводили руками (ну, прям мануал терапия какая-то…), и сказали, ладно, Нильс с гусями (в голове), верим.
Короче, по цене и обмену сговорились, а, говорю, – торг уместен ли, очень мне это слово в вашем объявлении понравилось?.. Нет, говорят, деньги мы очень любим и уважаем, и отказываться от них нам совершенно противоестественно, а вот летнюю резину на R14 отдадим безвозмездно (т.е. - даром).
Ну, ладно, пионеры прерий, договорились, но с одним ремарком – пока я ей автосервисом геометрию кузова не проверю – не успокоюсь. Очень уж как-то все радужно и хорошо. Не-не, говорят… в смысле – да-да, без проблем, поехали.
На другой день созвонился с автосервисом и загнал машину на развал-схождение. Хохма в том, что геометрию кузова можно посмотреть на стенде для этих операций, но почему-то сервис эту услугу не афиширует, и более того – всячески скрывает. Благо, я через знакомого вышел на бригадира и попросил его это дело проконтролировать, а заодно привлечь кого-нибудь из жестянщиков на предмет выявления скрытых шпаклеванных косяков. Через час всё было известно – машина стукнута ни в каком виде не была, двигатель нормальный, рулевое, наконечники исправны, стойки живы.
Ну что ж, раз «сказки не обман» - берем – ударили по карманам, и на следующий день переоформили документы. Вышел я со справкой-счетом, и печалюсь пунктиром – страшно по городу на буржуйском, практически незнакомом агрегате, фурычить. Кто в Томске был, знает, до чего у нас узкие улицы и достаточно плотный поток движения. Плюс – точнее минус – стоит мороз 27 градусов и асфальт, как бы это сказать, не тот, что летом… Ладно, вздохнул, накинул ремень на шею… нет... на плечи и завелся. Надо сказать, на морозе машина стояла уже примерно 3-4 часа, но завелась с полтырка. Хотя аккумулятор стоит еще японский, на 46 ампер. Глазом отметил красноту на панели приборов – не гаснет датчик ручника, хотя колодки при отжимании ручника совершенно точно - отходят. Ладно, сделал скидку на мороз, и как показывает практика – был прав – на холоде прихватило датчик (то ли сырой был, то ли одно из двух - хз) – потом, когда оттаял машину – датчик погас.
Вдох-выдох, выжал тормоз - положение рычага D – поехали. Сначала с опаской. Ух ты еп… да все получается!.. Смелее, еще смелее, короче на сверку я приехал корифеем правого руля и трех обгонов. Раз, правда, пытался выдать щетки за поворотник, но это быстро прошло.
Оформил документы, поставил на учет – причем в полной мере оценив отсутствие диких очередей на регистрацию.
Ну что… Надо где-то «топнуть».
Уже вечереет, включил габариты – красиво, блин. Панель подсвечена мягким сиреневым цветом. Риски светятся голубым. Ну прям РиваДеЖанейра.
Забрал жену с работы (пришлось бибикать и мигать всем чем можно, чтобы она увидела во мне родственника) и поехал на трассу. Когда уже совсем начало темнеть, включил ближний свет… и офигел… На «девятке» у меня так не светил даже «дальний»… Правда, тут же на встречу летел таксист на пятерке, и по-доброму захреначил мне в упор дальним светом. Винить я его не стал, но щуриться на всякий случай при встречном авто – приготовился…
Что можно сказать, больше сотни давить не стал, трасса была в удручающе-скользком состоянии. Эту сотню набрал легко и совершенно не заметил как - скорость здесь чувствуется гораздо слабее. Машина не рыскает и не рычит. Также забоялся старого масла – знакомый на «Корсе» так двигло запорол… На скорости, при обдуве на морозном воздухе, начало затягивать стекла. Температура воздуха к тому моменту упала ниже -28. Вывернул вентилятор печки на максимум, и через 40сек и все рассосалось.
Скажу, что к работе режимов автомата привык на второй-третий день. Т.е., только после того, когда уже совершенно точно уяснил, где и в какой ситуации что можно ожидать от полуторалитрового движка на этом агрегате. Скажу так – это не двухлитровый Бэхарь (катался как-то на 320-м), но и не Нексия. Пожалуй, динамика ближе к «десятке» или Акценту, или даже их превосходит. Но «девятка», по-любому - отдыхает. Поймите меня правильно, я говорю о некоем средне-арифметическом, а не о замерах писек на светофорах, мне это не интересно.
Прогревается двигатель (и салон) раза в два-три быстрее девятки, также, достаточно долго стоит теплым. Как узкомордые это делают, я не знаю, утеплителей никаких вроде нет…
Надо отметить совершенно адекватное и четко прогнозируемое поведение автомобиля в целом, и руля/тормозов - в частности. Не помню, кто сказал эту фразу, но мне она дюже понравилась – машина останавливается там где надо – а не там, где получится…
При мягкой подвеске (скорее всего, разобью нафиг до весны, по нашим-то ледоухабам) машинка отлично входит в повороты, и совершенно не кренится. Заноса я на ней практически ни разу не ощущал. Когда темпер ночью упал до -33, я оставил ключи сторожу на стоянке – почти всю ночь она стояла молотила. Ушло порядка 10 литров горючки, но утром завелась с пол оборота. Бензин ест 92-й, а 95-й лить не буду, т.к. наслушался о неприхотливости Ниссановских двигателей, уж лучше раз в год форсунки помыть. Тем более – наслышан о качестве нашего 95-го…
На днях поменял масло и масляный фильтр (оригинал – 420руб). Залил Castrol 5W30 – рекомендуемая вязкость для двигателей подобного типа. Воздушный фильтр чистый, топливный – пока не менял.
Расход замерить еще было некогда, но, по ощущениям, меньше чем на «девятке», хотя без конкретных цифирь, утверждать ничего не берусь. Моя трахома… ну, в смысле, – «ласточка» летом ела порядка 7,6л на сотню в городе, что, считаю, достаточно неплохим показателем для «девятки».
При размеренной езде двигатель GA15DE «живет» в пределах 2…2,5 тысяч оборотов, при нежном форсаже доходит до 3…3,5. С «овердрайвом» и «гусями в голове», легко и непринужденно вертится до 5…6 тысяч, и не исходит на «визг», а лишь плавно и мощно «рычит». Наверно (хе-хе), с двухлитровым двигателем будет кучерявее, но пока так далеко я не думаю.
Хотелось бы отметить отличную шлифовку стекол, вода скатывается, не задерживаясь.
Расходников и запчастей в городе – хоть жоп… пардон, ассортимент их велик…
Сзади, в салоне места по длине достаточно, но высокий человек (выше 170…175см) обязательно упрется темечком в арку заднего стекла. Можно, конечно, сползти в режим «полулежа», благо, места для коленок достаточно, но сидеть так в дальней дороге… не знаю, не знаю… Спереди вообще без проблем.
В данной комплектации две подушки безопасности.
Спереди – дисковые тормоза, сзади – «барабаны».
Слегка поскрипывает торец торпедо об закрытую водительскую дверь, то ли зима на дворе, то ли – хз. Если не пройдет с первой оттепелью – попробую смазать силиконовой гадостью.
Штатный звук нареканий не вызывает, магнитола адаптирована на российский диапазон частот (предыдущим хозяйком), сидюк играет диски без проблем, а вот МП3 еще не пробовал – вряд ли девайс шестилетней давности умеет это делать…
Резюме:
Хороший вариант выбора среди машин ниже средней ценовой категории. Машинка несравнимо лучше чем Toyota Corsa, Huyndai Accent, Daewoo Nexia, Mazda Demio и Toyota Corolla низшей комплектации.
Но, необходимо отметить - это машина не для грибников, хотя на ней я уже пролазил там, где на "девятке" бы сначала задумался.
Городское авто, легкое (1060кг - против 940-970 от "девятки"), шустрое, динамичное (не смотря на полуторалитровый двигатель). Максимум фарша и фенечек за минимальные деньги (машинка все таки "люкс-комплектации").
Ну, вот, пожалуй, и хватит, это все, что я могу рассказать о войне во Вьетнаме…
Пису – пис. Врагам – жевачка.
Если вы дочитали всю эту ботву до конца – то варианта два:
1. вы мужественный человек.
2. у вас устали глаза.
Напоследок, хотелось бы сказать что совершенно не испытываю никакой неприязни к россейскому автопрому – просто каждому свое и за свои деньги. Но уровень технологий нашей промышленности, наводит, конечно, на грустные мысли…