Всем привет. Прошло уже почти два года с момента приобретения Примеры, пару месяцев назад сменил автомобиль, поэтому хочу резюмировать опыт эксплуатации. Изложу для начала плюсы и минусы автомобиля, отмеченные за время владения. Без пары «ложек дегтя» не обошлось, поэтому с них и начну:
1. надежный, проверенный годами эксплуатации на многих моделях Ниссана, достаточно простой и неприхотливый двигатель SR20DE удивляет своей прожорливостью при недостаточном уходе и/или на некачественном топливе. Прошлой зимой расход топлива меня приятно удивил: порядка 12-14 литров на сотню, этой зимой поразил – до 18-20 литров на ту же сотню. Жрет как бык помои и не давится! Режим смешанный: город/трасса, большая часть пробега по городу, прогревы два-три раза в сутки: два перед началом езды и один ночной в сильные морозы. Обычно конский расход на среднестатистическом японце это результат неправильной работы датчика (датчиков) или заезженные до предела расходники. Я особо переживал за состояние MAF-сенсора (датчика массового расхода воздуха): он достаточно чувствителен к качеству воздушного фильтра (кстати, необходим фильтр с пропиткой) и срокам его замены да еще и стоит чуть ли не на порядок дороже, чем на многих других автомобилях. Ради интереса в одной конторе я узнал его цену. Порядка 15 тыс. рублей, более дешевые аналоги найти не удалось. Я читал про установку на Примеру отдельными умельцами Бошевского расходомера от «десятого» ТАЗа. В принципе, вариант: говорят, работает нормально, но подробно пока не интересовался за ненадобностью.
Однако диагностика двигателя показала, что за расходомер я переживал зря: скончался лямбда-зонд. Все остальные параметры и датчики в норме. Разброс цен на кислородники от 1100 за универсальный NGK неизвестного происхождения до 2700 за оригинальный датчик на SR20DE Примеры. Я купил универсальный NGK за 1600 руб. но не на авторынке, а в специализирующейся на Ниссанах фирме, потому и цена несколько выше. После установки значительно сократился расход топлива, точно не считал еще, но приблизительно в полтора-два раза, то есть до упомянутых выше 12-14 литров. Идеальный расход, если учесть, что автомобиль на автомате и полном приводе, температура за бортом отрицательная, а стиль езды активный и езжу я по городу на небольшие расстояния.
Однако радовался недолго: судя по выросшему к августу расходу топлива (до 15 литров на сотню по городу с кондиционером) и слегка ухудшившейся динамике, снова надо диагностировать двигатель и что-то мне подсказывает – опять кислородный датчик. Встречал уже в сети мнения, что на нашем бензине он долго не живет. Что ж, весьма вероятно. Хоть стоит относительно недорого и то ладно. Свечи менял зимой, сразу после диагностики двигателя – поставил обычные NGK BKR5EY-11, хотя и на стоявших до этого иридиевых ездить еще можно было. После замены кислородного датчика, кстати, машина стала заводиться с полоборота (еще бы, ведь до замены бензин в цилиндры лился нещадно) плюс ощутимо возросла динамика на средних оборотах. После экспериментов с сортами топлива решил остановиться на 96-м, причем заодно сменил и заправку. Динамика получше, чем на 92-м и такая же, как на 98-м. Со сменой места работы, правда, пришлось сменить и постоянную заправку. На новой вместо 96-го какой-то непонятный 95 Евро неоднозначного качества, поэтому езжу на 92-м. А зимой только на 92-м: известно, что при низких температурах он предпочтительнее.
Других сюрпризов двигатель не преподносил. Заводится с полоборота, не капризничает, посторонних звуков не издает, масло не ест вообще, от замены до замены один уровень. Динамика тоже на достойном уровне.
2. Полноприводные Примеры -- редкость на наших дорогах плюс у них сравнительно сложная задняя многорычажная подвеска. У японских переднеприводных Пример сзади обычная балка, а европейские, насколько я помню, на любом приводе многорычажные. Запчасти на заднюю подвеску в свободной продаже найти практически нереально, почти все только под заказ или на разборках. Но это в случае серьезного ремонта, с расходниками чуть попроще. Сервис сейчас на достойном уровне, тот же Exist выручает. Поэтому перманентный дефицит некоторых расходников и запчастей к минусам модели не отнесу. Цена/качество куда показательнее, но с этим как раз у Примы все в порядке. В принципе, на Примеру должны подходить некоторые запчасти от Авенира (может, что-то и от Блюберда) ведь машины собраны на одной базе, но какие именно, я пока не интересовался за ненадобностью. Вообще подвеска на Примере в целом достаточно надежная и проблем не доставляет, хотя и она нюансов не лишена: через 8 месяцев после покупки (ближе к ноябрю прошлого года) едва ощутимо, а потом все настойчивее начала побрякивать передняя подвеска и застучал в правых поворотах левый ШРУС. Но, учитывая состояние иркутских дорог и затянувшийся на два года глобальный ремонт основных дорог города (Иркутск теперь как после артобстрела), к ремонту подвески я морально был готов и не особо расстроился по этому поводу.
3. При осмотре перед покупкой выяснилось, что моя Примера пережила небольшой удар в переднюю часть еще в Японии. Впоследствии это подтвердилось и ФАСТом. Однако отремонтирована она была достаточно качественно (а насколько придирчиво я выбирал автомобиль, можно прочитать в предыдущем отзыве) плюс уже было некоторое представление о специфике авторынка, так что факт ремонта Примеры меня не сильно расстроил: подержанный автомобиль, не с аукциона, особых иллюзий на этот счет не испытываю.
4. Не минус, так, наблюдение. Стоявшие целую неделю в начале января морозы порядка 33...37 градусов сильно разнообразили повседневный быт водителей. К сожалению, я оказался в их числе: поленившись прогреть на ночь двигатель, утром машину завести не смог. Двигатель схватывал, но мощности аккумулятора не хватило, поэтому пришлось отогревать картер и уносить домой аккумулятор. Свечи не прокаливал, после четырех часов прогрева обогревателем Примерка завелась без проблем. В сильные морозы давило масло из-под сальника коленвала, после морозов прошло. Вообще же до минус 25-27 градусов авто заводится уверенно с первого раза, ниже 27-28 чуть тяжелее, иногда со второго раза. Автозапуском по таймеру я не пользуюсь. Эксплуатировать авто в такие морозы, конечно, насилие, но оставлять на несколько суток -- значит заморозить намертво, что еще хуже.
Помимо двигателя замерзли электроприводы замков дверей и привод антенны, пять дней подряд двери закрывал вручную и ездил в тишине дабы не насиловать лишний раз электропривод антенны. Полный привод в такие морозы -- что-то с чем-то: пока машина не прогреется, ползет еле-еле, как будто за «пятую точку» держат. После спада холодов все заработало нормально. В январе же заметил, что перестала работать блокировка замка багажника. При этом электропривод срабатывал, из чего я сделал вывод, что сломалась тяга привода либо сам замок. Так и оказалось: отломилась тяга, не выдержала морозов. Приварили с отцом сваркой, поставили -- держалась два месяца, снова отвалилась. Переварили более тщательно. Деталь мелкая, работа ювелирная, поэтому с первого раза не получилось.
Резюмируя: наши морозы автомобиль переносит достойно, с одним-двумя ночными прогревами заводится гарантированно в любой мороз.
5. Как я уже упоминал в прошлом отзыве, датчик уровня топлива откровенно врал, показывая пустой бак при наличии в последнем порядка 20—25 литров бензина. Снятие и ревизия датчика -- процедура не самая тривиальная, поэтому так до него и не добрался, забил: то времени нет, то желания. Особенно после того, как заглянул под пол багажника и увидел узкий лючок и кучу шлангов. Лениво. На скорость не влияет и ладно.
Еще мне не понравилась подсветка панели приборов: она желтого цвета и довольно тусклая. Ну и мелкий недостаток: нет подсветки замка зажигания. Удобная вещь, зря ниссановцы на ней сэкономили (да, тойотоводы и иже с ними, тут вы можете слегка поиронизировать).
Климат-контроль — штука удобная, но мне ненужная, поэтому я всегда использовал ручной режим. Спорный момент, кому-то возможно, наоборот, удобнее: режимы обдува и скорость вращения вентилятора выбираются циклически, кнопками. Отвлекает от дороги, так как приходится вместо однократного нажатия или поворота рычажка искать перебором нужный режим. Часто промахиваешься и приходится щелкать заново. Не минус, конечно -- так, нюанс…
6. Хотел написать про посредственную шумоизоляцию, но не буду, упомяну вскользь: слышно, как работает подвеска, слышен шелест шин, после 120 км/ч появляются ненавязчивые аэродинамические шумы. А почему не стал писать: полноценный полный привод и цепной двигатель с банкой на выходе не позволят адекватно оценить уровень шума. Ну и само собой, универсал заведомо шумнее седана. Поэтому сложно однозначно сказать, соответствует шумоизоляция на Примере классу или нет.
7. Мне не понравился способ крепления бамперов к кузову на Приме -- слишком ненадежно: в районе колесных арок они прикручены саморезами по одному на каждую сторону и довольно тонкая пластмасса ничем не усилена. А по периметру бамперы просто вставлены в пазы-защелки на кузове, поэтому нижние четыре точки крепления бамперов не особо помогают -- бамперы провисают. Передний бампер отрывал уже пару раз и, судя по следам ремонта, не только я. Поэтому усилил все нижние точки крепления алюминиевыми полосками и армировал металлической сеткой верхние.
11-е поколение Пример изначально создавалось для города/трассы, причем европейцами для европейцев, а не японцев: жесткая короткоходная подвеска, длинные свесы, длинная база. Обвесы геометрическую проходимость сводят на нет, хотя справедливости ради надо отметить: расстояние до трансмиссии и деталей подвески неплохое и днище проработано грамотно. Что ж, при завидной управляемости на асфальте невысокую геометрическую проходимость можно простить. Полная универсальность во всем тоже не есть хорошо. Особенно отчетливо я это понял, прокатившись в один день по трассе сначала на Импрезе, потом на Примере. Небо и земля. На Примере что 90, что 160 -- скорость не чувствуется и контроль над дорогой полный, как по рельсам идет. Выше 120-130 км/ч на Импрезе мне ехать было некомфортно. У обеих машин достойная управляемость как вообще, так и на фоне одноклассников, но разница между ними весьма ощутимая. Зато в городе Импреза крайне комфортная: двигатель тяговит на низах (да-да, та самая двухвальная полторашка, которая «не едет», мне даже после двух литров Примеры показалась достаточной для сносного передвижения по городу). Плюс ко всему Импреза юркая, площадь остекления большая, обзорность вперед и по бокам отличная, но вот слишком широкие задние стойки напрягают иногда.
А еще (и именно поэтому я пересел на Импрезу) расход у нее просто сказочный после Примеры -- летом 6-7 литров на сотню, зимой 9-11 (до 12 в морозы). На данном жизненном этапе расход бензина для меня весьма критичен, а в будущем все-таки хочу пересесть на 2.5-3-литровый двигатель. Драйверские амбиции покоя не дают. Импрезу не насилую и езжу очень спокойно, но душа требует. Два литра и полный привод вспоминаю периодически. Зимой на Примере ездить сплошное удовольствие, уверенность в ней полная (в штатных ситуациях, естественно. В абсолют не возвожу).
Вот и все минусы, замеченные мной за год. Понятно, что некоторые из них характерны и для многих других японцев (та же подсветка, климат-контроль, шумоизоляция, полный привод), но мне тем не менее захотелось о них сказать.
Перейдем к более приятному – к плюсам:
1. Даже базовые комплектации Пример достаточно богатые, а моя была практически полной. Ксеноновые фары с электрокорректором, люк с электроприводом, климатконтроль, велюровый салон, подлокотник с подстаканниками в заднем сиденье, обвесы, линзовые противотуманные фары, 15-ти дюймовое литье, заводская тонировка, честный полный привод со всяческими блокировками-вискомуфтами, передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости, распорка между чашками передних стоек, банка из нержавейки с солидным соплом и приятным тембром на выпуске. Весь нештатный тюнинг – рычаг селектора АКПП с отделкой кожей и углеволокном. Все остальное с завода (если точнее, с придворного ателье Autech).
2. Отзывчивый, впечатляющий подхватом с 2500—3000 оборотов двигатель в сочетании с неплохой подвеской скрашивает недостатки автоматической коробки, которая к тому же адаптивная. Если тошнишь как пенсионер, «педаль в пол» это сравнительно плавный разгон с небольшим скачком оборотов, бывает даже без переключения вниз. Лечится несколькими активными ускорениями, после которых «стреляет» вполне достойно. Я Турерами, СИРами и прочими турбоЛегасями не избалован, а на фоне одноклассников с сопоставимой мощностью едет Прима весьма и весьма достойно. Полный привод позабавил «заднеприводными» повадками: добавив газу в повороте или при разгоне на скользком покрытии можно повилять задом. При более резком обращении с педалью газа происходит характерный для полноприводного автомобиля снос. На дорогах общего пользования до подобных ситуаций лучше не доводить, в чем я пару раз, дабы лучше прочувствовать поведение машины, убедился на пустом протяженном участке дороги и на ледовой трассе местных GTшников: отлавливать автомобиль, будучи обычным водителем без соответствующей подготовки довольно сложно. Можно, но сложно. Но можно. Но сложно… Поэтому горячим головам советую на полном приводе грань знать: она гораздо дальше, чем на моноприводе, но выйдя за нее, с машиной можно и не совладать.
В общем, полный привод штука отличная, в некоторых ситуациях незаменимая, прибавляет уверенности на скользком покрытии, но только в штатных ситуациях. Справедливости ради отмечу, что на дорогах общего пользования она мне проблем не доставляла: как уже сказал выше, пределы управляемости проверял в пустых, безлюдных местах. Импрезу я взял на переднем приводе, ибо расход меньше, подвеска проще, а все споры по поводу того, что настоящая Субару должна быть только турбо на механике и полном приводе, меня мало волнуют. Может быть в будущем, когда я смогу позволить себе Легаси или Форестера, подумаю и о механике, и о турбине, но не сейчас. Хотя мне больше нравится Глория с турбомотором.
3. Вернемся к Примере. Явный плюс -- весьма привлекательная цена при более богатой базовой комплектации в сравнении с конкурентами. Два года назад Калдина как основной соперник стоила на 40-60 тыс. родных деревянных дороже Примеры, сейчас цены сильно скакнули вверх и разница эта иной раз доходит до 100 тыс. Примера в 11-м кузове за 200 тыс. и Калдина в 210-м за 300 -- обычное явление в наших краях, хотя такой разброс искусственный, вызванный традиционно повышенным спросом на Калдину и такой же традиционной нелюбовью к отдельным ниссановским моделям, в число которых незаслуженно попала Примера.
Кстати, Тойотоводы любят хвастаться распространенностью и дешевизной запчастей и сервиса. Сколько угодно, но только не в противовес более-менее распространенным моделям Ниссана: что-то дороже, что-то дешевле. Небольшие сложности возможны только с запчастями задней подвески, о чем я уже говорил выше: полноприводная Примера – редкость на наших дорогах. На переднеприводную все в наличии, многое есть на разборках. Заказать контрактные запчасти сейчас тоже не проблема да и цены вовсе не обязывают валидол с собой носить. Это радует.
К сожалению, выпускалась 11-я Прима только до 2000 года, поэтому беспробежную сейчас уже не найти, а Прима в 12-м кузове это какое-то недоразумение. «Антикризисные меры» Карлоса Гона.
4. Очень стойкий к коррозии кузов. Серьезный плюс. Две зимы в по российским дорогам, соляной коктейль, постоянный град из под колес и вмятина с царапинами до металла (есть грех: не заметил столбик на парковке) -- как следствие много сколов и царапин на кузове, но НИ ОДНОГО очага ржавчины на внешних кузовных панелях и лишь мелкие точки на днище и деталях подвески.
5. Просторный салон и багажник. Места в салоне хватает всем, втроем сзади сидеть вполне комфортно. Приятно, что передние и боковые стойки не завалены салон в угоду аэродинамике и стилю: в районе головы и плеч что сзади, что спереди места навалом. Салон вполне пригоден для ночевки вдвоем: спинки задних сидений складываются, образуя совершенно ровную площадку, причем для этого не надо даже снимать подушку заднего сиденья и подголовники. Салон превращается в спальное место двумя простыми движениями. Общее приятное впечатление слегка омрачают задние стойки – сильно сужают свободное пространство в районе коленей. На переднеприводной Примере ситуация чуть получше, ведь задняя подвеска у нее другая. Заднее сиденье складывается по частям, в спинке, как я уже говорил, есть подлокотник с двумя подстаканниками. Мелочь, а приятно.
Чтобы комфортно устроиться на водительском месте с ростом выше среднего, приходится идти на компромиссы -- недостаточная регулировка подушки сиденья по высоте заставляет практически полностью сдвигать сиденье назад, иначе устают от постоянного напряжения колени, что естественно комфорта заднему пассажиру не прибавляет (особенно сидящему за водителем: с правой стороны автомобиля под днищем расположена труба выхлопной системы, поэтому места для ног у пассажира меньше). Хотя сам за собой я садился нормально, в сиденье коленями не упирался. Но вообще я считаю, это проблема многих автомобилей японского производства малого и среднего класса – все-таки сами японцы в большинстве своем невысокого роста. И пусть 11-я Примера имела явно выраженную европейскую направленность, проблему это не решило. Хотя в Импрезе подушка водительского сиденья еще короче, в ней удобно устроиться тоже сложно.
Тем не менее факт: долгие переезды за рулем Примеры особого дискомфорта не вызывают. Более 300 км в сутки не ездил, но и это показатель: за рулем не устаешь. Кстати, на Примерах с двигателем 1.8 литра (или в более простой комплектации, поправьте, если кто в курсе) передние сиденья лишены боковой поддержки и сидеть в них не так удобно. Впрочем, по части эргономики я уже придираюсь. Сплошь и рядом встречаются куда менее удобные подержанные японцы.
Про музыку рассказывать особо нечего: я пока к таким капитальным вложениям не готов. Штатную 2DIN магнитолу с отгнившими контактами поначалу заменил простенькой 1DIN с mp3, через полгода демонтировал ее, поставил конвертор FM/AM-диапазона, пропаял и установил обратно штатную магнитолу. Радио играет и ладно.
Что имеем в итоге: автомобиль добротный, ремонтопригодный, относительно простой и, как следствие, недорогой в обслуживании, то есть в качестве семейного автомобиля -- «то, что доктор прописал». При достаточно интересной подвеске со спортивными задатками странным кажется то, что Примеру в 11-м кузове никогда не комплектовали турбодвигателем и даже 190-сильный SR20VE ставили только в паре с вариатором. Жаль. 150-сильная Примера достаточно заводная, но через некоторое время и ее мощности становится мало.
На фоне конкурентов Примера выделяется достаточно богатой базовой комплектацией при ощутимо меньшей цене и сопоставимом качестве. По дизайну и эргономике салона самую малость проигрывает той же Калдине в 210-м кузове, но и разработана Примера была на два года раньше Калдины. Опять же, Примера мне показалась чуток просторнее Калдины. Легаси немного больше габаритами и оснащен неплохо, потому и стоит дороже. Аккорд стоит особняком. Этаким эстетом со спортивным характером. Конечно, сравнение будет не в пользу Примеры – она более простая, массовая, что ли, хотя и не теряется совсем на его фоне. Особенно в плане ездовых характеристик.
Пожалуй, это все, что я хотел рассказать во втором отзыве. Сейчас, как уже говорил выше, езжу на Импрезе. Овощ-недопривод, минимальная комплектация «I», 2003 год. Хотел Фамилию С-вэгон, но и Импрезу рассматривал как вариант. Ценник на С-Вэгоны сильно задран, пришлось остановить выбор на Импрезе, о чем, в принципе, не жалею. О ней через некоторое время напишу в другом отзыве.
На этом отзыв заканчиваю. Сильно не пинайте: все вышеизложенное – личное субъективное мнение. Текста много, есть такое дело. Писать я люблю, но стараюсь грамотно и по делу. Надеюсь, не зря старался.
Вложения за первый год эксплуатации:
1. КАСКО -- 25 тыс. рублей, ОСАГО – 1300 руб.
2. Сигнализация с автозапуском + иммобилайзер – 10 тыс. руб.
3. Первая после покупки замена масла: Castrol Magnatec GTX 10W-40 4л (из бочки) -- 1120 руб. плюс промывка 3,5л – 200 руб., фильтр масляный -- 200 руб.
4. Лампы галогенные в противотуманки Narva H3 12V55W 48321 -- 120 руб. за 2 шт.
5. Замена масла: Castrol Magnatec GTX 5W-40 4л (канистра) -- 1600 руб., фильтр масляный неоригинал -- 250 руб.
6. Комплект новых летних шин Amtel Planet 205/55 R15 – 8000 руб.
7. Антифриз TCL зеленый 10 литров -- 1120 руб., замена -- 329 руб. плюс промывка системы охлаждения -- 152 руб.
8. Две б/у шины Yokohama IceGuard IG10 195/65 R15 – 3400 руб. за обе.
9. Шиноремонт – 700 руб.
10. Аккумулятор 65 А/ч -- 2500 руб.
11. Развал/схождение -- 700 руб.
Вложения за второй год эксплуатации:
1. КАСКО – 27 тыс. рублей, ОСАГО -- 1410 руб.
2. Диагностика двигателя -- 1000 руб.
3. Свечи NGK BKR5EY-11 -- 95 руб./шт.
4. Ремонт сколов и трещин на лобовом стекле -- 1350 руб. (КАСКО)
5. Бронирование фар пленкой – 2200 руб. за обе.
6. Передний кислородный датчик NGK – 1600 руб.
7. Замена масла Castrol Magnatec GTX 5W-40 4л (канистра) + масляный фильтр неоригинал – 1700 руб.
8. FM/AM-конвертор – 250 руб.
9. Повторители указателей поворотов для Цефиро А32 (такие же, как на Приме, только рассеиватель потолще) – 500 руб. за пару. Дорого, про Depo поздно вспомнил.
Конечно, не все расходы указаны: что-то забыл, что-то писать вовсе не обязательно. Бензин тот же.
Воздушные фильтры менял часто, несколько раз в год, поэтому включать каждый отдельно в список смысла нет. Цены: от 300 руб. за корейский до 540 руб. за японский (условно японский, так как неоригинал – не проверишь). Все с пропиткой, естественно.