После двух лет обладания ВАЗ-2109 1994 года выпуска, которая успела за этот сравнительно короткий срок вдоволь испить моей кровушки, постоянно подкидывая мелкие пакости, в марте 2004 года я стал обладателем своего Ниссана. Брал машину в Улан-Удэ, гостя у родственников. Хотелось взять универсал, но и седаны тоже рассматривались. Думал купить Тойоту, но на рынке их было немного, и цены на них мне показались неоправданно высокими. Было много Мазд, но малочисленность марки и не самые лестные отзывы о ней перевесили их внешний лоск и молодые лета. Тогда Мазда была не так популярна, как теперь. Еще несколько подходящих на первый взгляд машин отпали при более придирчивом осмотре (авто явно делались перед продажей) – где пороги, лонжероны замазаны свежим герметиком и покрыты новой краской, где явно скрученые пробеги и погасшие цифры первого разряда электронных одометров, где песочек под уплотнительными резинками навевали на грустные мысли. Ну никак не может семилетняя Спасио пробежать всего 55 тысяч километров, не верю и все тут. Да и продавались такие машинки чаще всего перекупщиками. Дважды обойдя субботний авторынок, я уже привык к блеску полироля, первые впечатления улеглись, глаза разулись и тут я обратил внимание на нее. Что-то заставило меня присмотреться к этой машинке повнимательней. Стало ясно, почему я ее не сразу заметил. Похоже, я сразу поставил ее в один ряд с микролитражками вроде Тойоты Платц (а такие я брать не планировал). И действительно, снаружи Ниссан Пульсар выглядит меньше, чем внутри. Он довольно низкий, широкий, выглядит поджарым. Попробую теперь описать свои впечатления от машины. Места внутри достаточно для четырех взрослых и одного ребенка, но можно в небольшой тесноте разместиться и пятерым взрослым. Крыша не покатая, и головы задних пассажиров в потолок не упираются. Что-то среднее между хэтчбэком и универсалом (когда ставил на учет, гаишник даже затруднился определить тип кузова, спрашивал меня. А я что – в ПТС написано Wagon, записали в итоге универсалом). Очень широкие двери (задние тоже) существенно облегчают посадку / высадку как водителя, так и пассажиров, но на стоянке приходится быть аккуратным, чтобы не зацепить соседей. Хэтчбек на 13 см короче седана, но сказалось это лишь на объеме багажника - он не очень большой, практически во всех седанах-одноклассниках он больше, не говоря уже об полноценных универсалах. Положение спасает раскладывающееся в соотношении 1/3 и 2/3 заднее сиденье, что на деле довольно удобно. Можно ехать вчетвером и разложить 1/3 для поклажи, или ехать втроем и разложить 2/3 задней спинки. Сверху багажник закрыт снимающейся полочкой. Заднее сиденье удобное, мягкое, не то что в некоторых деревянных универсалах – обитая дерматином лавочка. Подушка заднего сиденья съемная, общая для всех пассажиров, но вот при полном раскладывании заднего сиденья ровной площадки не получится, да и места разместиться хватит только подростку. Но крупногабаритные грузы возить удобно. Изнутри багажник покрыт ворсистым черным материалом, в полу ниша для докатки. Язык не повернется назвать Пульсар дачно-огородной машиной, но при случае можно и картошку привезти. На полу салона были родные тканые ворсистые коврики с резиновой подкладкой. Есть похожая модель Lucino, у ней молдинги на крыше, чуть другая светотехника, еще по мелочам. Есть почти полный европейский аналог Альмера (а по ней есть и специальная литература).
О ездовых качествах. При покупке стояла липучка Bridgestone размерностью 165/60R14 на стальных дисках, родной же размер 175/70R13. У машины довольно жесткая подвеска, задние пассажиры особенно недовольны - их трясет на каждой кочке. Управляемость высока, все повороты проходишь как трамвай. Резвость 105-сильного движка чувствуешь только, когда едешь один или вдвоем. При полной загрузке или летом в жару с включенным кондиционером машина откровенно тупит. В городе предпочитаю ездить с выключенной повышающей передачей (O/D off), неплохо прибавляется в динамике разгона. Крейсерская скорость по трассе - 120-130 км/час, можно и выше, я даже пробовал однажды до 180 разгоняться (по спидометру), но ощущения от большой скорости те еще - шум мотора, шин, тряска кузова не располагают к подобного рода экспериментам. Покупка обошлась мне в 5500 уе.
Теперь опишу оснащение автомобиля. Водителю сидеть удобно, места хватает. Есть регулировка водительского сиденья по высоте. Приборы отлично читаются и видны. На электронном одометре с двумя счетчиками суточного пробега на момент покупки стояло 157 000 км. Немало, конечно, но по крайней мере похоже на правду. Японские наклейки внутри бардачка и на средней стойке кузова показывали 139 000 и 142 000 км пробега. Есть тахометр, красная зона начинается при 6900 оборотах/мин, но при обычной езде редко выходишь за пределы 3000, получается, есть двукратный запас. С машиной была инструкция по эксплуатации и сервисная книжка, но разобраться в них без знания японского нелегко. Родная кассетная магнитола (между прочим, производства Clarion) играет без изысков, но предсказуемо. Купил за 90 рублей и установил конвертер, теперь тюнер магнитолы ловит станции как российского УКВ, так и FM. Там же, в магнитоле, часы (при выключении зажигания не работают). Динамики установлены в передних дверях, сзади аудио подготовка – есть места для 10-см динамиков и проводка. Управление кондиционером и вентилятором ручное, классические три «крутилки». Несколько промежуточных положений у ручки, управляющей воздушными заслонками. Жаль, нет возможности направить воздушный поток во все стороны – и в салон, и в ноги, и на стекло. Зимой задние пассажиры мерзнут, подвода воздуха к ним нет (еще зимой замерзают задние боковые окна). Еще есть выдвигающаяся подставка для двух банок/бутылок 0,33 л., небольшой отсек для визиток (там отлично поместилась пластиковая заправочная карта и несколько пластинок жевательной резинки). Между передними сиденьями закрывающийся бокс для мелочевки. В передних дверях есть карманы. Боковые зеркала регулируются электроприводом, но в моей комплектации не складываются и не обогреваются. Обзор через салонное зеркало заднего вида отличный, подголовники заднего сиденья ничуть не мешают. Не помешал бы очечник, но его нет. Понравилось «умное» освещение салона – после открывания дверей свет в салоне горит, пока не заведется двигатель, а когда выходишь, свет не гаснет, пока не закроешь ключом дверь. При отсутствии внешнего освещения ночью самое оно. На полу родные ворсистые коврики с резиновой подложкой, не очень практично, но выглядит неплохо. Багажник может открываться ручкой из салона. Почему то его освещение не пропадает при вынутом ключе зажигания, нужно быть осмотрительнее и не держать багажник открытым надолго. Кстати, в морозы багажник удается закрыть лишь с третьей – пятой попытки, но это вроде у всех так.
Теперь о впечатлениях за прошедшие 3 года. Ну, расходники само собой разумеется. Заправляюсь в основном 92-м бензином на заправках ЮКОС, машина его кушает отлично, особой разницы с 95-м я не заметил. При замене свечей мастер удивленно отметил «правильный» нагар на них. В течении 6000 километров замерял расход бензина, записывая километраж и залитые литры, средний расход (при соотношении пробега город/трасса примерно 1/3) составил 6,9 литров на сотню км. Правда, и «город» у нас спокойный, тапку давить не надо, пробок тоже нет. Покрышки ставлю размерностью 165/70R14, машинка визуально выглядит гармоничней, да и чуть приподнялась над дорогой. несмотря на установленные брызговики, машина показала себя ужасной грязнулей – проедешь 200 метров по мокрой дороге – весь бок в грязи, не говоря уже о задке. Это отдельная песня, заднее стекло и в дождь, и в снег закидывает мгновенно, спасает дворник с прерывистым режимом и омывателем, но когда идет липкий снег, не справляется и он, приходится выходить из машины и убирать налипший снег щеткой. Впрочем, это беда всех универсалов. Весной и осенью натираю машину полиролем для металлика от Turtle Wax, после обработки грязь не так пристает, да и смотрится машина гораздо лучше. Была проблема с рулевой рейкой, она была явно подзатянута перед продажей, заменил на контрактную за 3 тысячи рублей, стала рулиться гораздо веселей. Менял тормозные колодки, поставил JNBK, никакой разницы с родными не заметил.
Зимой в машине было не жарко, даже с поставленной перед радиатором картонкой. Стрелка указателя температуры в морозы едва отклонялась. На одном сервисе горе мастера сообщили, что термостат в норме, я и думал, что машина не для наших зим. Но все же решил заменить термостат (взял фирмы Blue print, на «родные» 76,5 градусов), и теперь после пары минут неспешной езды в машине Ташкент. Думается, термостат был постоянно открытым и гонял антифриз по большому кругу. После двухлетней годовщины в коробке пропала «повышающая» четвертая скорость, на скорости за сотню машина ревела как загнанный зверь. Загнал в сервис, попросил проверить заодно и подвеску. В итоге мне заменили наконечники и рулевые тяги, пыльники стоек, приводов, сальники в крышку клапанов (в одном свечном колодце было масло), ну и собственно ремонт коробки «скушали» недетскую сумму почти в 1000 убитых енотов. На этом неприятности не закончились – начало на глазах убывать масло, появился синий дым из выхлопной. Вердикт мастера – залегшие в двух цилиндрах кольца. А ведь заливал только «синтетику» Esso из канистр! Решил впредь не умничать и перейти на отечественную полусинтетику, думаю, что шанс нарваться на подделку меньше будет. Работа с запчастями (кольца оказались редкие, на один поршень не два, как обычно, а одно компрессионное кольцо с «замочком», удалось взять только в комплекте с поршнями, иначе пришлось бы ждать пару месяцев) отняла еще около 10 тысяч рубликов. Пробег к настоящему моменту около 200 000 км. Постукивает на кочках левая передняя стойка, но двигатель еще очень даже ничего, как прогреется, едва шелестит. Цепь в двигателе не слышно. Машину оцениваю больше положительно, все же внезапно ничего не ломалось, но в будущем надо будет, наверное, брать менее пробежавшую по японским дорогам. все таки 200 тысяч, из которых лишь 50 твои, дают о себе знать. Ниссан Пульсар – конечно же, бюджетен по своей сути, и на всех моих впечатлениях нужно делать скидку на эту самую бюджетность.