Добрый день всем любителям внедорожников и вообще просто крепких японских автомобилей. Хочу немного поведать о годовой эксплуатации известного японского автомобиля под маркой Nissan Safari.
Отзыв будет разделен на несколько частей. Кто не любит «многа букаф», может пропустить первые две части.
ПОКУПКА
Был у меня Nissan Terrano WD21 2.4 бензин (Z24i), КПП мех, 1988 г/в, служивший мне и нашей семье верой и правдой около 6 с половиной лет (отзыв здесь:
Отзыв о Nissan Terrano). Но хотелось большего, хотелось обладать мостовым внедорожником. Выбор мостовых автомобилей невелик, и, учитывая, что многие знакомые ездили на Safari и не жаловались, выбирал я не долго. Здесь стоит сделать небольшое отступление:
1. Выбор пал на автомобиль с двигателем RD28T, т.к. в Казахстане налог зависит от объема, а кубические сантиметры под номером 4001 и выше считаются роскошью и заставляют ежегодно раскошеливаться на сумму, превышающую $1000 (для сравнения - за свой объем 2825 см^3 я оплатил меньше $100).
2. Хотелось автомат. Дело в том, что автомобиль подразумевался как единственный, т.е. ездить надо каждый день по многочисленным пробкам, а дрочить ручку КПП в городе каждый день только из-за экономии 1-2х литров топлива и возможности выехать из засады на бездорожье враскачку – удовольствие весьма сомнительное. На тему автомат/механика можно дискутировать долго, но в моей ситуации, я считаю, что выбор сделан правильно. Будь у меня второй легковой автомобиль для города – то Сафари был бы на механике.
В общем искал следующее: Nissan Safari, кузов Y60, 3двери, RD28T, автомат. Хотелось синий цвет.
Стоит обратить внимание еще на один факт: на момент выбора/покупки в Казахстане ввоз автомобилей с правым рулем был уже полгода как запрещен.
Начал смотреть объявления в газете и интернете и быстро отрезвел, т.к. цена за нормальный экземпляр редко опускалась ниже 11 000 у.е. Даже как-то отвлекся от поисков, деньги не собирал.
Данный автомобиль я купил совершенно случайно. Сижу в офисе, время подходит к обеду, решаю в очередной раз посмотреть объявления, и натыкаюсь на объявление без фотографии о продаже за $8500 (95 г.в., цвет серебристый, низ сине-зеленый, пробег 160 000 км). Беру телефон, набираю номер продавца, расспрашиваю о состоянии, продавец говорит хорошее, но нужно смотреть, есть косячки. Он, оказывается, находится недалеко от работы и договариваюсь, что он подъедет через час. Иду обедать. Через час встречаемся, осматриваю. Внешне придраться не к чему, в салоне стандартный набор патрулевских косяков – оттопыренные ручки дверей и продавлена обшивка водительского сиденья (хозяин весит около 130 кг.). Настораживает одно – пахнет тухлой рыбой. Решаю загнать машину на СТО к знакомым прямо сейчас.
Осмотр ходовой части показывает: мокрый задний амортизатор, сыро вокруг сальника раздатки, четыре сайлентблока переднего моста на замену.
Осмотр моторного отсека выявил: немного соплей на турбине, трещину на выпускном коллекторе, задушенную аппаратуру.
Анализируя все в голове и переговорив со знакомыми, учитывая цену и общее нормальное состояние (такую машину не берут бабушки, чтобы в булочную ездить), прихожу к выводу – надо брать. Начинаю сбивать цену - 8300$ и не сотней меньше. Обещаю подумать, разъезжаемся. Думаю, где собрать деньги. Варианты находятся, звонок, оставляю задаток, беру несколько дней на сбор денег и становлюсь владельцем.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Впечатление первое и самое яркое: «Какого хрена такой большой капот» – это литературный перевод моей речи, которую я произнес в первые несколько минут за рулем Сафари, выехав на тесные улицы родного города.
Следующие впечатления: едет хорошо, значительно быстрее моего Терранчика, турбину немного слышно и подхват ощутим. Звук 6ти «горшочков» двигателя нравится. Тормоза – очень хорошие, с непривычки пару раз повис на ремне безопасности. Коробка работает мягко. Подвеска – а она там есть? В общем - доволен.
ТРЕЗВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Пришло лето, стало понятно, что летом мой Сафари едет плохо. А если и едет, то греется. Уже были мысли, что надо менять ГБЦ. Однако, сняв и прочистив радиатор, а также прочистив пространство между радиаторами двигателя и кондиционера убедился, что пронесло и стрелка температуры поднимается выше середины только в реально тяжелых условиях. По трассе при +35, с кондиционером и полной загрузкой на скорости 100 стрелка лежит чуть ниже середины. Что упала тяга – грешу на 33 резину и забитую плохой соляркой аппаратуру. Коробка передач, а точнее непонятный переход на четвертую передачу достал. Кто-то сказал, что коробка адаптивная, возможно, значит, ее мозги не всегда улавливают, когда эту самую передачу надо включать. Бороться бесполезно, просто привык.
Расскажу о расходе моего экземпляра - засекал 1 раз с лифтом, на 33х колесах, 30% степь, 60% трасса, 10% город получилось 14.5 литров на сотню. По городу можно только догадываться, подозреваю, что где-то в районе 18-19, зимой и того больше. Хорошо, что бак на 95 литров.
Максимальная скорость, с которой приходилось ехать 130 км/ч. Оставался даже небольшой запас, но волосы уже шевелились, причем, не только на голове. Комфортная скорость 80-100 км/ч.
ТЮНИНГ
Получая в свои руки внедорожник, сложно отказать себе в тюнинге.
Пришла идея лифтануться. Что было сделано:
1. Установлены проставки под пружины 3 дюйма
2. Амортизаторы от 80ки с синей меткой (задние переварены на ухо-ухо)
3. Резина 33x12.5 R15 Maxxis Buckshot Mudder. Запаска Mickey Thompson 33x12.5 R16 валялась в гараже и после переделки кронштейна, тоже была установлена.
4. Диски Daytona 15x10 ET -36
5. Удлинены стойки стабилизаторов (позднее задний снял, но верну - очково)
6. Вставлена проставка под траверсу раздатки 1 см (мне хватило).
7. Переделаны подиумы под тормозные шланги
Кастор не ставился, думал и так пойдет (при двух дюймах его не ставят, а у меня три), но надо поставить, машина плавает по трассе. Панары тоже все никак не разрежу.
Выбор пал на 33" резину по следующим причинам: не нужно экстремально лифтоваться и резать арки, запаска 33" не мешает открывать маленькую дверцу багажника, спидометр на 33" резине не врет (на родной показывает меньше), динамика и скорость не сильно страдают (все таки у меня не TD42(T) с ручной КПП). Почему Maxxis Buckshot: цена ($150 за баллон), маленький вес, хорошо балансируется (для резины такого класса), доступность (порвав баллон о камень можно без всяких заказов и ожиданий купить еще один).
Лифт выполнялся при помощи следующих инструментов: рукинеизжопы, водка, маты, ключи, стяжки для пружин, 2 домкрата. Ну и, конечно же, помощник. Также работу значительно ускоряют звонки жены: «Хватит бухать, пора домой». В общем, ушло два дня работы по вечерам.
Правильность выполненных работ проверялась так: как только работы были закончены (день третий), заезжаю на геометрию к знакомым, домой за женой, спальником и вещами. Забираем друзей и вперед дикорями на Алаколь (650 км. от Алматы). Подъезжая к Алаколю, съезжаем с асфальта и удивляемся, как Сафари стал ехать. В тех местах, где на Террано бы уже пробило до отбойников, у Сафари даже нет намека на пробой. На холмистой гребенке, с полной загрузкой скорость 80 км/ч, подвеска все гасит.
Для желающих поднять Сафарика, хочу сказать про следующие грабли: правая сторона всегда проседает быстрее левой, поэтому при изготовлении проставок это надо учитывать. Я про этот нюанс не знал. Сейчас езжу перекошенным. Также дам совет про стойки стабилизаторов: чтобы не переваривать родные (а сварка может лопнуть на диагоналке), можно поставить задние стабики от Ниссан Террано. Подойдут как вперед, так и назад при лифте до 3х дюймов включительно.
Кроме того:
1. Установил шноркель (при осадках попадает немного воды, надо ставить бошку от трактора)
2. Установил солнцезащитный козырек (реально помогает от солнца)
3. Приклеил ветровики (ура, курить стало удобней)
4. Установил силовой багажник (с креплением для доп. фар, хайджека и лопаты)
5. Вырезал банку глушителя (лишняя деталь – послушайте, сами поймете).
В салоне:
1. Поставил нормальную музыку: спереди Hertz 165 разделенка, сзади с какой-то другой машины колонки пока стоят, усилитель Kenwood 8101D, сабвуфер DLS OA12, голова пока простая JVC mp3/wma. Неплохо бы еще один усел на четыре канала поставить и голову получше.
2. Сделал обесшумку передних (2 слоя), задних дверей и пола багажника.
3. Всякие мелочи (шкуры на сиденья, коврики и т.д.)
Сигнализация с автозапуском Tomahawk 9010 досталась от предыдущего владельца.
РЕМОНТ/ОБСЛУЖИВАНИЕ
Машину выбирал осознанно, решил отъездить долго, поэтому все маломальские недостатки стараюсь устранять сразу. В общем, что менялось и делалось:
- Замена сальника раздатки 30$ запчасти + работа
- Заглушил EGR $0
- Ремонт стеклоподъемника $60 запчасти + работа
- Замена 4х приводных ремней $50 запчасти + работа
- Снятие и чистка радиатора $20 снять/поставить
- Реставрация рулевых наконечников $150
- Замена ступичных подшипников $300 запчасти + работа
- Замена коллекторов $270 запчасти + работа
- Замена всех сайлентблоков $370 запчасти + работа
- Замена аккумулятора TOYOTA 95 А/ч $180
Возможно, что-то и забыл, но основное написал.
Также замена масла в двигателе, каждые 5-6 тыс. км. + фильтра. Лью Valvoline 10w40 для турбодизелей, турбина почему-то высохла, что радует. Также менял масло в раздатке. Уже пора менять в коробке и мостах.
Ремешок ГРМ с роликами перед продажей заменил предыдущий владелец. Вскрытие, осмотр и прослушивание роликов подтвердило, что не соврал. При замене коллекторов (на впускном уже была трещина, в выпускном появилась, пришлось менять оба) сняли турбину, ее не разбирали, но проверка люфта и осмотр лопастей, которые было видно показал, что вроде как жить будет еще долго.
Что еще сделать обязательно нужно: заменить стойки стабилизаторов, подушки двигателя и коробки (по идее 2 нормальные еще, но если менять, то сразу), пора менять колодки (задние куплены). Надо ставить кастор и резать панары, поменять рулевой демпфер (бьет в руль). Пора бы поставить фендера (лежат в багажнике – руки не доходят).
Что вроде как не обязательно нужно, но хочется: вместо проставок поставить нормальные пружины +4”, установить силовые бампера, пороги и лебедку (как кто-то сказал на форуме «Кто не откапывал Сафари, тот о нем ничего не знает»), не помешал бы мост от Патруля с дифлоком и Локка в переднем мосту. Еще надо GPS.
А если вообще уйти в мечты – то неплохо было бы поставить двигатель TD42T со всем навесным, коробкой и раздаткой, колесики размером 36x14.5R15 (как раз для стандартных пар спирита). А также перекрасить кузов в камуфляж.
ПРОХОДИМОСТЬ
«Хороший джип застрянет там, куда другие не доедут» (c) народная мудрость.
В отзывах многие владельцы внедорожников пишут «ездил по самой жопе, ни разу не застрял». Я считаю так - раз не застревал, значит, нормально не ездил. Проходимость Сафари можно описать так: запас проходимости огромен, углы въезда/съезда внушительные (особенно при лифте), колесная база короткая (у 3х дверого), крен держит хорошо. В общем, проходимость на очень высоком уровне. Но с головой нужно дружить, ибо имея в своем распоряжении такой арсенал, застрять можно в таком месте, откуда эвакуировать можно разве что на вертолете или на специальных эвакуаторах (есть у нас в Алматы несколько подготовленных Патрулей и Прадиков 71х, готовых прийти на помощь по звонку, но цена этой услуги, по-видимому, рассчитана только на владельцев Лексусов и Кайенов, решивших по пьяни засадить свои авто). Здесь вспоминаю историю своего знакомого, который тоже на Сафари, одев цепи, забрался зимой далеко в горы и сел в речке. Связь не работает, людям, а тем более тракторам в этой местности делать нечего. После долгих стараний, у него получилось выбраться. Повезло.
Как-то раз, отдыхая на берегу водохранилища, в состоянии в состоянии близком к «в вашей крови спирта не обнаружено» решил переехать разлив, переезжал его много раз, везде было по колено, но теория вероятности помноженная на шило в одном месте привела к тому, что однажды влетев в вводу почувствовал, что я уже не еду, а покачиваюсь. Вода переливается через крышу, плавно увеличиваю газ, морда немного выезжает и всё. Не туда и не сюда. Баста. Приехали…, т.е. приплыли. Выхожу из машины, проваливаюсь по шею. В машине у меня сидит жена и ее подруга. Ух, сколько я прочел о себе в глазах жены. Собирается народ. Вместо предложения о помощи, все начинают фотографировать. Прошу о помощи сам, выясняется, что у всех вокруг машины-инвалиды, у кого коробка плохо работает, кто просто отрицательно качает головой, в общем, все понятно. Соглашается помочь мужик на квадратной делике (респект) – тащим назад, т.е. опять топим машину и вытягиваем (вперед тащить нереально). Вроде все работает (кроме одной фары), но только ставишь передачу, отличную от «P» или «N», машина глохнет. Причина проста – намокли фишки АКПП под пассажирским сиденьем. На следующий день разобрал всю обшивку, вымыл вместе с каким-то шампунем и фейри, все просушил феном. Также слил воду с оптики и высушил ее. Вонять рыбой перестало совсем. Позднее сделал обесшумку.
ВЫВОДЫ
Nissan Safari – хорошая, добротная машина, но со своими недостатками. В ней постоянно что-то вылазит, появляются какие-то звуки. Мне как-то сказали про Тойоту Камри такие слова – «Машина скучная, не ломается». Так вот – с Сафари не соскучишься. Но за удовольствие, получаемое от вождения, ему можно простить многое. В салоне симфония во всех частотах – от тряски пустых сидений, до скрипов пластика. Борюсь постепенно. Спать в салоне сложно. Большим людям тесно везде, как спереди (из-за тоннеля) так и сзади (места для ног мало). Багажник – а он там есть? У меня с одной стороны стоит сабвуфер на 35-40 литров, с другой гора инструментов (ключи, аптечка, трос, крокодилы и многое другое). В общем, машина специфическая и подходит для одиночек, молодых пар или как вторая в семье.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Если в пятницу Ваш мозг начинает напрягаться не в направлении «в какой клуб пойти тусить», а в направлении «в какое бы интересное место поехать». Если для Вас все самое интересное начинается там, где дороги заканчиваются. Если Вас не останавливают, описанные мной недостатки, и есть желание купить машину для вылазок на природу, то Сафари станет хорошим выбором. Очень жаль, что рынок диктует свои условия и нормальных проходимцев теперь почти не выпускают. Я рад, что у меня такой авто есть и с нетерпением жду тепла, чтобы опять уехать подальше на несколько дней, чтобы насладиться красотой природы-матушки. «Мир - это целая книга, и тот, кто не путешествует, всю жизнь читает одну страницу» сказал Святой Августин.
Отзыв что-то затянулся. Фотографии выложил, какие были под рукой. Как обычно, в самых интересных моментах было не до фото. Найду еще, выложу. Спасибо, что дочитали до конца. На вопросы с удовольствием отвечу. Всем удачи на дорогах, а особенно там, где их нет.