«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезал Здравый Смысл.
«Попробуй…» - шепнула Мечта...
Вообще машинами такого плана как Сафари я заболел еще пацаном. Был у нас в поселке такой Патрол, в те «лихие 90е». Помнится, на нем гоняли местные бандюганы- « братва дела решала». Я не мог просто так пройти мимо, стоял и вглядывался в этот огромный брутальный джип, вслушивался в ровный рокот двигателя этой машины, а из окон торчали головы братков, лысые как моя задница, и скалились по сторонам. После, будучи в студенческом возрасте я довольно часто видел эти машины во многих версиях, начиная от стоковой комплектации до, откровенно говоря, «котлет» и по правде сказать, очень завидовал тем, кто в данный момент сжимал руль этого джипа. После того, как мой друг купил себе короткобазную версию такого джипа, и прохвата на ней по нашим внедорожным достопримечательностям, когда мы ехали то вертикально вниз, то вертикально вверх, ныряли в реки, мысль приобретении такой машины крепко-накрепко засела в моем мозгу - «Вот это настоящая машина! И у меня обязательно будет такой!». До этого я эксплуатировал несколько авто, начиная от «облегающего автомобиля»-Хонды Сити постепенно подбираясь к разряду джипов, и вот пройдя этапы типа АДешек, Ларго, Эскудиков, был приобретен Бигхорн сначала с квадратной панелью 94 года рождения, по прошествии пару лет продан и куплен уже поновее с круглой панелью,96года. Впечатления о данных джипах остались самыми теплыми. Но не о них речь. Речь о мечте, которой все-таки суждено было сбыться.
Исследования данного сегмента рынка, как Сафари, привели меня в некое уныние - самый дешевый представитель в более- менее нормальном состоянии даже и в стоковой версии стоил для меня на тот момент дорого. Но, не смотря на это, машина была приобретена, а точнее обменяна на столь горячо любимый Биг. «Охота пуще неволи» как сказывали в старину. Закрадывалась у меня мысль продать Бигхорна, но что купить за эти деньги, более достойней? Взрывной суммы сразу же для покупки достойного по духу мне авто, не было и……… тут, как вариант, знакомый предложил мне авто обмен, дескать давай ты мне Бига а я тебе своего Сафарика, который был недавно поставлен на стоянке для продажи. Первый даже беглый осмотр просто был подобен взрыву мозга в моей голове наряду со скупой мужской слезой - «Неужели на ЭТОМ можно было ездить???!!!». И ничего не предпринимая, хозяин продолжать бы ездить, дальше восхваляя ЭТО как легендарный внедорожник. А при дальнейшем торге со мной пытаться доказать что ЭТО во много раз превосходит мой Бигхорн по цене и комплектации». То, что я увидел ЭТО было ужасно, это было по фашиски чудовищно, ЭТО был откровенно сказать инвалид – калека, в прочем как и его хозяин (только по моему последний был инвалидом на голову), который в этот момент стоял и впихивал мне в уши романтические легенды о Сафарях, которые под щебетание птиц и журчанье рек бороздят лесные, болотистые и каменистые просторы нашего края. Но, по-моему, на тот момент он не понимал, что ЭТО может разве что рыхлить асфальт редукторами мостов, и если не вложить в него в первую очередь хорошую сумму денег он превратиться на этой стоянке в постепенно рассыпающийся и врастающий в траву памятник. Это нужно же было догадаться на Сафари 95 г.в. смотать пробег до 120 тыщ.км и на мой вопрос –«А сколько реальный пробег?» тупо хлопать глазами и говорить что это и есть реальный пробег. Короче намеренья хозяина видны были сразу- впарить висяк, получив взамен нормальный жип. Я же топтался на месте, слушая его в пол уха, и в уме прикидывал - во сколько мне обойдутся восстановительные работы. Сейчас читатель скажет - «Ну и какого банана нужна эта рухлядь, если можно купить уже готового без всяких головняков!». И в какой - то мере, увы, есть доля истины в этих словах. Но на то она и мечта, что бы осуществить ее, и не важно какими способами. Мною было сделаны несколько фотографий, разосланы друзьям, товарищам, компетентным людям. Я перерыл кучу информации о тех-состояниях и эксплуатации этих машин. Оказывается, Нисаны очень подвержены коррозии кузова и рамы, особенно те которые приходят с севера Японии. А если за этим не следить, то она начинает прогрессировать, превращая за короткий срок кузов и раму машины в сифилис. В моем случае, как оказалось, все еще было не слишком запущено и если взяться за это дело прямо сейчас, то больного еще можно было спасти. Отзывы товарищей были тоже в какой то мере утешительны.
Судя по полностью сгнившей задней части рамы и подножкам, этой машиной когда-то, наверное, вытаскивали катер из воды или гоняли по берегу моря, на это же указывал и песок явно не нашей породы в некоторых потаенных уголках кузова. Умом я понимал, что если заберу машину, то приобрету на свой без того воспаленный бессонными ночами мозг, охренительный головняк. Но знающие люди посоветовали все таки забрать авто- «не столь страшен черт как его малюют», все лечится, тем более что двигатель после более чем полугодовалого простоя завелся по-моему только от того, что я подошел к машине с ключом зажигания. Мерный спокойный рокот немного снял воспаление с мозга. Решение было принято- меняемся. Тут же на стоянке переоформили документы. Не знаю как описать состояние но мне казалось что я плыву на барже- огромный капот напоминал капот нашего УРАЛа. Сафарик на тот момент стоял на родных, просевших пружинах, и на смешной, лисапедной резине 225/16, клиренс был как на легковой машине. На мой вопрос хозяину- зачем были поставлены такие смешные колеса последовал ответ- «А чтобы жрал меньше!!!». «Ну - ну» подумал я и, убедившись в окончательном клиническом состоянии мозга хозяина, поспешил ретироваться.
Загнав на следующий день машину на детальный осмотр ходовки и смены жиж, я понял- на ближайшие пол года мое меню будет состоять из хлеба, воды и зрелищ по восстановлению машины. Что мне понравилось в процессе это то, что когда ты отремонтировал что-то одно, про это можно забыть и заняться следующим, и не бояться что оно опять отломается, отвалится, потечет, пока ты будешь работать дальше. Выяснилось, что пружины просевшие, амморты были вроде бы еще живые, а вот передний мост на ходу жил своей жизнью, грохотал и издавал другие подозрительные звуки- сайлентблоки на «лыжах» были мертвые, поворотные кулаки были в раковинах(последующая шлифовка вернула их в исходное, блестящее состояние ). Сразу же были заказаны пружины Tough Dog +2 дюйма (вмешиваться и заморачиваться всякими там углами кастора и прочим пока не хотелось, так как внедорожное чудище строить я не хотел, а два дюйма лифта позволяло приподнять машину для безболезненного вкатывания 33х колесьев),и куплена новая зимняя 33я зимняя Yokogama Geolander I/T, великолепно зарекомендовавшие себя в первую же зиму.
Но вот амортизаторы остались прежними- KYB, моя характеристика- «для асфальта и лесных тропинок»,короче НИКАКИЕ. Передние остались без изменения, а вот на задние пришлось наварить проставки из трубы длинной 60 мм, тем же сечением что и верхний стакан амортизатора. Первый прыжок на ухабе оторвал уши амортов(нужно было сначала проварить шток на месте отреза ушей а после варить проставки, пришлось 30 км ехать со скоростью 40кмч покачиваясь на ухабах как китайская джонка на волнах). Исправили. Но встал вопрос о выборе нормальных амортизаторов. Выбор пал несомненно на амортизаторы Tough Dog +2 дюйма. После их установки машина шла по любой поверхности как влитая. Если раньше при пересечении ж/д переезда на скорости свыше 40 км/ч я вместе со всем шмурдяком находящимся в данный момент в багажнике испытывал невесомость порядка трех секунд а потом все это с грохотом занимало исходные позиции в салоне то сейчас на 80 км/ч через переезды он слегка подрагивает. Сразу оговорюсь, что на этой машине я начал передвигаться сразу же после покупки размеренно приводя ее в нормальное состояние. И даже в таком полудохлом состоянии Сафарик жил и исполнял возложенные на него обязанности, а не стоял, раскорячившись в ремонтном боксе. Скоро возникла срочная необходимость ехать в Хабаровск, дабы обратно вернуться груженым. А до Хабаровска 345 км по тайге при температуре порой до «-36 »,и 250 км по асфальту. Стук отгнивших задних лап рамы, честно говоря, раздражал в дороге. По приезду в Хабаровск был принят на борт груз 587 кг в виде тюков и коробок (все поместилось в салон впритык к передним сидушкам, вот тут-то и сыграл высокий потолок славную службу). По асфальту курсовая устойчивость Сафарика на 33й Йокогаме, груженый, была выше всякой похвалы! 130 он держал непринужденно. Асфальт кончается и я влетаю в лес на грунтовку покрытую снегом. Прислушиваюсь к машине и ходовке. Мало что изменилось- устойчивость на прежнем уровне(но принимаем во внимание его загруженность удивляться нечему). Но вот что-то в горки для машины с таким объемом двигателя полз он как- то не охотно, принял на заметку и этот факт. Через некоторое время за смехотворную сумму при помощи товарищей с Владивостока нашел высвободившуюся раму. В течении трех дней все вопросы по работе и замене были улажены благодаря отзывчивым джиповодам, обитающим на сайте одного из джип форумов Приморья, за что им всем огромное спасибо за отзывчивость и помощь в решении некоторых вопросов. Полный бак салярки, и- «Вперед на Владивосток!!!!!» В течение четырех дней, что я там находился было проделано уйма работы - заменена рама, были устранены всякие мелкие косяки по ходу разбора-сбора джипа судя по всему допущенные другими сборщиками когда он прибыл на российскую землю. Был снят и отправлен какому-то чудо дедушке на регулировку, а после как оказалось еще и на ремонт, ТНВД. Причиной вялого разгона и нехватки тяги в затяжные подъемы оказались две полуживые форсунки. Чего-то он там еще пошаманил, пошептал над ним и принял в дар 7 зелененьких бумажек (с достопримечательностями Ярославля ). Параллельно была заменена помпа, на старой подшипник был близок к смерти. Рама и мосты были покрыты антикором. Очень понравилось то, что по сути машина проста в сборе и разборе, но негативный осадок оставили некоторые конструктивные непродуманные решения которые я успел заметить:
1. Электропроводка сделана одним общим жгутом. Уложена в тонкостенную пластиковую гафрированную трубку.
2. Дебильное положение масляных фильтров. При смене масла, при наворачивании наполненных даже на половину фильтров все течет на стартер и на его проводку, из за чего он постоянно в масленой шубе (вынашивается мысль изготовления защиты стартера).
3. Верхняя лапа куда упирается пружина имеет сверху углубление закрываемое металлической пластиной с неплотной посадкой, ее вскрытие показало там наличие грязи и прочих природных минералов. Либо ставить крышку через прокладку либо просто не ставить ее вообще.
4. Тело рамы сделано, по моему мнению, из тонковатого металла, даже по сравнению с Исудзовской. Видно поэтому так быстро и сгнивает.
Когда я выезжал из ремонтного бокса, я уже ехал на совершенно другой машине по сравнению с той, какую я забирал со стоянки после обмена. Двигатель стал тянуть намного бодрее. И вообще появилось твердое впечатление, что ты передвигаешься на какого- то рода небольшом танке.
По возвращению с Владивостока на нашем таежном участке дороги попал в еще одну ситуацию, которая заставила меня задуматься над дальнейшей модернизацией. Лед на реке Анюй встал раком по течению, и вода пошла по дороге, пришлось форсировать этот участок вброд. Народу и машин по обеим сторонам разлива скопилось достаточно, но никто не осмеливался сунуться. Все бегали по обе стороны разлива с воплями раненых куропаток и размахивали руками либо тупо стояли и смотрели, как гусеничный тягач на тросе таскает туда-сюда за собой легковые машины. И с какими глазами и воплями после такой переправы выскакивают из этих машин пассажиры и спешно вычерпывают воду из салона, пока она не замерзла. Температура «-30», коврики, которые вмиг превращались из резиновых в фанерные. А ехать то надо - у кого самолет, кому еще что. Такое явление у нас часто на таежном участке трассы, веселее всего весной. Бывает, что льдины выдавливает прямо на дорогу. А если начнется снегопад в дороге то до конечного пункта можно и не доехать, народ ночует в тайге, в занесенных снегом машинах, в ожидании тракторов (были такие случаи на моей памяти пару раз). В общем, дорога наша приносит массу сюрпризов. Честно говоря, когда нос машины погрузился под воду и куски льда поползли по капоту на лобовое стекло, я подумал - это препятствие мы не вывезем. Но машина уверенно нащупала колесами под водой ледяное дно и пошла, гоня перед собой носом волну из шуги и льдин которые, то и дело с грохотом наползали на капот. Люди стоявшие на том конце этого 40 метрового разлива что-то оживленно обсуждали, тыкая пальцами в мою сторону, видать устроили тотализатор и ставили ставки: Доедет - не доедет. Создавалось такое впечатление, что я плыл. Выбравшись на твердый снег с дороги и отъехав в сторону я решил взглянуть что там на морде. Радиаторная решетка и фары представляли из себя толстый ледяной панцирь, в него же был упакован передний мост и вся рулевка. Короче на Сафаря в пору было кидаться с ледорубом. Вооружившись топором и фонарем (дело было уже ночью) я без труда пролез под машину(еще бы на 33х то колесах) и отколотил часть льда. Последующие метров 400 я ехал как на жестком картинге, да и руль поворачивался не боле чем на 30 градусов. Потихоньку вся эта ледяная шелупонь от тряски по отваливалась. Через десять минут осмысления, ЧТО же там могло произойти, если бы двига нахлебалась воды, тьфу, тьфу, тьфу!!! А уровень воды был по колесные арки, и цеплять трос стоя по пояс зимой в ледяной воде было бы совсем не камильфо, было принято решение установить хотя бы шноркель, для начала. Что вскоре и было сделано. Своего рода успокаивающий эффект презерватива- пускай он будет но не понадобится, чем когда он будет срочно необходим но его не будет. Позже, при поездке на рыбалки, я понял, что это очень необходимая вещь. Так же пару ночевок в машине заставили задуматься о ее возможном дополнительном утеплении. Вскрытие потолка показало, что утеплять его не нужно а вот пол необходимо доработать. Погожим солнечным днем изъят весь салон, напольное покрытие выбито и выстирано, а пол салона покрыт составом для предотвращения ржавчины и уже на него раскатан пористый материал из вспененного целлофана покрытый с обоих сторон отражающей фольгой. Своего рода тепловой экран.Так же были звукоизолированы двери и изготовлены специальные подиумы из фанеры, обтянуты карпетом и установлены динамики Пролоджи Авиа 8 дюймов, коаксиалы, коих вполне хватает для начальной, не клинической, стадии фанатизма к музыке. Пока не поставлен генератор на 12 вольт они питаются от головного магнитофона.
И вот подошла очередь ликвидации очагов ржавчины непосредственно с кузова. Работы было оооочень много. Дыры по краям крыши в некоторых местах были почти сквозные. С одной стороны водосток был воссоздан заново. Что можно сказать? кузова у Сафариков гниют- только следи!
В первый же год эксплуатации я обнаружил, что стал гораздо чаще застревать, чем когда ездил на других машинах. Просто мне в голову не приходило ехать туда, куда стал проявлять интерес проехать на Сафарике. Выяснилось, также, что вытащить его гораздо сложнее, чем машины гораздо меньшей весовой категории. К тому же в тех местах, где я проезжал на Бигхорне, Сафарь мог из за своей массы просто провалиться сесть на мосты. Так, вполне стандартно, у меня и началась «болезнь сосисочного джипера», со всеми вытекающими стадиями:
1. проехать зимой на природу в интересные места по сугробам впереди всех машин;
2. выехать в лес и в места, где раньше не бывал, возможно даже туда где «на неведомых дорожках следы невиданных зверей»
3. скататься в отпуск своим ходом и желательно подальше, проехать по России на машине так сказать с элементами домашнего удобства.
На чем я и остановился. Есть и дальнейшие стадии, но они не для меня. Мне хватит. Мне незачем убивать машину на соревнованиях кому-то, что-то доказывая, обвешиваться лебедками и гонять по поселку на 37х колесах пугая бабушек на перекрестках. Две с половинной тонны металла летающее по поселку как пушечное ядро это уже страшно. А машина эксплуатируется каждый день.
Оказалось, что к бездорожью, даже не значительному, стандартный внедорожник нужно готовить. Мое понятие внедорожника заканчивалось на Бигхорне. Оказывается этот Большерог с легкостью проезжает там, где Сафарь беспомощно садится на редуктора (не всегда конечно, но в основном). Но как оказалось в последующем стоковый Сафари это только начало большого и увлекательного (и дорогого) процесса постройки настоящего джипа, предела которому помоему нет. Предел, конечно, существует, он приходит когда то, что мало уже напоминало вашу первоначальную машину утонет в местном болоте при проведении соревнований «Мы и по снегу можем и в гомне не тонем». Основную же часть времени и пробега мой Сафарик эксплуатируется на плохеньком асфальте, иногда переходящий в супермеганахрен убитый, вперемешку с гравийнымими участками. Я с детства люблю красивые, аккуратные, отполированные и технически исправные машины. Мне жутко не нравятся мятые, ржавые, исцарапанные машины, водители которых гадают, что отвалится у них в следующий момент. Не могу понять и дешевого сельского тюнинга типа «Чиста пацан»-молдинги, спойлера, антенки, катафоты. И все же я регулярно выезжаю в бездорожье. Вот для этого и нужна хорошая резина. Я не имею ввиду профессиональная, напоминающая резину сельского мотокультиватора и для всяких там погружений в мегачачи превращающие ваш джип в «боевой жижасамопрыг», а вполне достойная, экспедиционная резина. По совету моего товарища, рьяного поклонника настоящих жипов, выбор пал на Hankook DynaPro MT 33/12.5/15. Дополнительно были приобретены разборные, наполовину стальные, широкие диски (правда разобраться с вылетом у них мне так и не удалось, потому как на внутренней части дисков нет абсолютно никаких цифирий и они как я понял могут разбираться напополам) достаточно широкие для этой резины.
Для себя цели ставились в следующем порядке:
1. Ситуация «чем круче джип - тем дальше идти за тягачом» - не для меня. Я должен иметь возможность ВСЕГДА эвакуировать из засады машину сам.
2. Я должен проезжать почти везде, где захочу, пусть я пройду сложный участок своими ногами, промерю подозрительные лужи.
3. Я всегда должен вернуться туда откуда выехал с тем для чего я уехал.
Разумеется, при всем при этом, нужно иметь голову на плечах, и трезво оценивать возможности своей машины.
По этой причине, в преддверии наступающей зимы, была установлена китайская электрическая лебедка. Да, китайская, ну и что? Это не спорт- джип и судя по количеству прений и споров в интернете офф- роуд интернационал уже не первый год пользуется данной продукцией . И пользуется, надо сказать, весьма успешно... Ничего удивительного в этом нет: трудолюбивые жители Поднебесной выпускают свои лебедки уже ни много ни мало, а в течение последних 15 лет! Лебедка мною была вскрыта, осмотрена на предмет устройства и работы, определения внутреннего состояния и наличия смазки. Снова собрана, все возможные места проникновения воды замазаны герметиком. В дополнение, чтобы облегчить ей работу был дополнительно приобретен блок- полиспаст на 10 тонн.
После года эксплуатации 2х дюймовые пружины перестали удовлетворять, несколько раз грязевая резина при движении загруженного Сафарика по ухабам таежной дороги вгрызалась своими зубьями протектора в края крыльев и в голову пришла мысль установить пружины +4 дюйма. Изначально знающие люди советовали поставить сразу +4,а я был уверен что 2 дюйма мне будет достаточно, но аппетит как говориться приходит во время еды. Родные панары при помощи толкового слесаря и нескольких бутылок пива, принятых в качестве оплаты, были переделаны в разборные. Кастор исправлен переносом креплений лыж на низ рамы, установлены пружины +4 дюйма, спереди при установке амортизаторов пришлось уменьшить верхние крепление куда крепиться амортизатор. Удлинены крепления тормозных шлангов. Тяги поперечной устойчивости были сняты. Пружины достаточно жесткие и машину на поворотах сильно не кренит, на скорости не раскачивает.
Установлен экспедиционный багажник не очень длинный но и не короткий - мне хватило 1600х1300. А то как то несподручно было после грязных покатушек пихать хоть и в багажный отсек весь в глине Хай Джек и лопату. Но просто закидывать их на багажник глупо, нужны были крепления которые прекрасно могли расположиться на стойках багажника. Крепления для лопаты были изготовлены из обычных креплений для пластиковых водопроводных труб диаметром на 42. Крепления для Хай Джека нашел где то в инете, срисовал, методом пропорционального подгона вывел размеры и в очередной раз мастера не устояли пред пивом, и быстро изготовили мне крепления, которые в свою очередь заняли место на стойках с другой стороны.
Очень неудобно в ночное время сдавать задом, освещения стандартных ламп не хватает, пришлось разориться на дополнительные фары Хела. Очень доволен, при движении назад, разгрузки погрузке в темное время, да и дебилоидов, лупящих в спину дальним светом, можно в чувства привести. Такие же установил и спереди. Люстру не заменяет но все равно удобно.Вместо водительского сидения установил полуспортивный ковш Рекаро так полюбишийся мною со времен Бигхорнов,очень удобно при болтанке по пересеченке,тельце не болтается по салону, и на дальние расстояния спина прямая за рулем а не буквой "зю".
В планах на будущее осталось установить 12ти вольтовый генератор, установить инвертор на 220 вольт, очень удобно в дальних поездках, и изготовление спальника в багажник, обязательно съемного, с рундуками.
Что можно сказать в заключении. Машина достаточно серьезная. Количество плюсов и минусов я думаю подсчитывать не имеет смысла потому, что в этом просто нет смысла. Раньше такие машины покупали ради статуса либо престижа. Хотя что и говорить для некоторых до сих пор ТЛК является статусом, так уж наложили на нас отпечаток «времена малиновых пиджаков». Сейчас такие машины покупают люди, увлеченные смелой идеей, желающие передвигаться беспрепятственно в любые места и на любые расстояния. Люди, у которых руки голова растут с нужных мест. Люди способные довести свою машину до состояния своего идеала и после получать от этого удовольствие себе на радость друзьям на зависть. Но прежде чем купить такую машину нужно реально осознать- готовы ли вы к этому. Вокруг уже давно бегает и шныряет достаточное количество машин- обтекаемых, гибридных, напичканных электроникой которая думает за водителя, сверкающих хромом и прочими новомодными автомобильными цацками, но когда ты сидишь в такой машине и смотришь как на тебя изумленно таращаться снизу вверх, прохожие задерживаются или провожают тебя взглядом, а ГАИшники останавливают на посту только для того чтобы просто рассмотреть и расспросить, вот тогда приходит в голову приятная мысль-«Владеешь легендой и управляешь мечтой».
С благодарностью ко всем кто вытерпел это и прочитал до конца. Всех благ.