Всем интересующимися такими машинами – здравствуйте!
Начну традиционно: читал подобное и решил написать сам.
Предыстория. Летом 2008 года узнал, что родина отправляет служить из Москвы в Хабаровский край (п. Заветы Ильича), поэтому занимался поиском соответствующей машины. Выбирал из Крузеров и Сафарей, так как только такие машины мне импонировали и я знал куда поеду на ПМЖ (в 2003 году совершал путешествие с Владивостока на север Сахалина, на Т-CALDINA 95 г.в. и не понаслышке прочувствовал дорогу и понял что такое 4 везде, особенно на участке Лидога-Ванино и Ноглики-Оха). Кроме того, в 2004 году (я уже был на T-SURF, 96 г.в., 1KZ-TE) перегоняли с Уссурийска опять туда же (на север Сахалина) Сафарь 92 г.в. для отца, который он успешно эксплуатировал до весны 2012, пока не поменял на N-PATROL 2011 г.в. (остался верен марке и TD-42). До 2006 г. имел одновременно T-SURF и T-COROLLA, своеобразные эксклюзивы: обе на коробке, обе дизельные и при этом суперовые, обе 96 г.в. Продать пришлось из – за переезда в Москву, деньги вложил, а через два года вернул с прибылью. Суммы хватало как раз на Крузер-Сафарь, этак 92-97 годов. Поскольку ковыряться в грязи, снегу и прочих дорожных прелестях полюбил ещё с жития-бытия на Сахалине, хотелось настоящий подготовленный внедорожник. На SURFе тоже можно было чудеса творить но всё-таки жалко: и сцепление разваливал и передний редуктор кончал и царапины всякие. Итак, поиск в сети, результат, покупка. На авторынках не был, машину взял на следующий день после прилёта из Москвы. Вживую Сафарь впечатлил меня ещё больше.
Сама машина. Взял я его, в принципе подготовленным, дорабатывал уже по мелочи. Изначально он был красного цвета и на автомате, семиместный (автомат заменили на коробку, красный цвет на чёрный с антикором по низу). Готовили его во Владике, в внедорожном клубе. Установили силовые бампера (не фирма, самодельные), в них электрические лебёдки WINCH 9000 (передняя была новая, крепится непосредственно в бампер, задняя была б/у, закреплена на раме). На заднем калитка под запаску. Далее шнорхель, лифт в 2 дюйма (Touch Dog). Переднюю рулевую рейку сделали полностью сами, приспособив под демпфер. Ну и багажник (к слову говоря, крепления тоже мастерили сами и не удачно, до сих пор мучаюсь). Колёса тогда были уже 35, марку не помню, помню made in USA, теперь Maxsis Bighorn (made in Taiwan). Установили ещё проставки между ступицей и литьём шириной 2,5 см., благодаря минусовому вылету дисков он стал помещаться в колеею от шишиги (иногда это плюс, а иногда (где колея стандартная-минус, потому что начинает выпрыгивать из неё и ехать приходится боком)). И ещё-малейшая грязь или даже дождик-сразу грязный, а если реальное овно, то на крыльях и подножках можно сажать картошку. При открытом окне (как правило) лобовое стекло иногда забивается даже изнутри. Хотя я считаю, что такие машины чистыми просто быть не должны, пусть все видят, что я вышел из леса. Зато в гараже, да с пожарного гидранта, всё отлетает кусками, и салон вычищается до следующего раза. Третий ряд сидений выкинули, построили шкаф с двумя выдвижными секциями, он же спальник. В передний мост воткнули самоблокирующийся дифференциал Lokka, а задний и так был Lsd. Колёсные хабы заменили на ручные, как потом выяснилось горя с ними я хапнул. Сапуны все выведены под капот, только заднего моста в поперечную балку рамы (она заткнута у меня заглушками). Первый хозяин говорил, что готовил для себя и с душой, но потом понял, что машина сильно большая и тяжёлая, решил продать, а продавать, говорит, надо было быстро-на таможне стоял коротыш, который надо было выкупать. В общем, подготовили нормальный экспедиционник, что мне и нужно было. Многие вещи были приобретены у китайцев, поэтому достался он мне, считаю что не дорого. Приморская прописка была у жены, на неё машину и оформили, далее получили номера, тех. осмотр, страховка. Гнать машину в Заветы без номеров опасался, был опыт 2003-2004 годов (и менты и криминал всякий…).
Собственно эксплуатация. Первые впечатления были, конечно, не передать. Мощь и высота дорожного просвета меня поражали, во Владике стал уверенно, иногда даже нагло, передвигаться, типа: попробуй подреж меня, а в уличных пробках обычные легковушки как правило сторонятся. Понимают, что мне не страшны какие-то царапины и за бампера вмятые я не боюсь. Была легкая вибрация на руле при скорости 60 км/ч, при ускорении пропадала. Разгонялся и ехал около сотни вполне нормально и меня устраивало, всё таки, с такой массой (думаю, что 3 тонны он весит). Хотя народ говорил, что турбовый TD-42 может и больше, но я не обращал внимания. В коробке наблюдался какой-то посторонний шум-треск (на холостых), но найденный мной суперспец сказал, что это ихняя болезнь, ремонтировать трудоёмко и дорого, посоветовал в масло добавить Xado (какая-то присадка для пролечивания шестерён). Сказал, что через пару тыс. км. почувствуешь разницу и действительно со временем шум пропал. Машину затарил рыбацко-охотничим барахлом, которое оставил в своём бывшем гараже перед отъездом в Москву, купил 2 новых колеса и в путь. Когда паковал шмурдяк, понял, что крепление багажника хлипкое, он раскачивался и вообще маленький. Крепления усилил уголками на газосварке, помогло, но не очень. Багажник всё равно шатало, отрывало болты крепления (на Сахалине засверливал и ставил М8), а на самой Лидоге (в 2010) он попросту упал на крышу. Возвращался с Владика (помогал тёще с переездом-ремонтом), гружёный барахлом и из 6 стоек оторвало 5. Благо, что находясь в Приморье установил адаптер на 220В мощностью 1кВт (очень полезная штука, без неё теперь никак), инструмент весь был в наличии и болты большего диаметра тоже были. Потратил, правда, на всё про всё 4 часа, попутно помог одному бедолаге открутить порванное колесо на Крауне, согнув при этом согнув его балонник и оторвав одну шпильку (результат шиномонтажа с использованием пневмопистолета). Недавно усилил крепления с помощью тал-репов, появилась жёсткость, по сравнению с тем, что было просто небо и земля.
Вообще машина постоянно эксплуатировалась где-то первые 7 месяцев, времени было полно, желания тоже, да и рыбак-охотник здесь каждый второй, если не считать каждого первого, соответственно желающих заехать подальше хоть отбавляй. За это время прочувствовал машину, понял его сильные и слабые места. Слабое место-это прежде всего это его масса, чуть газ-колёса провернулись, опустился на мосты, а дальше по ситуации: лопата или лебёдка. В основном лебёдка, деревьев хватает. Хотя иногда, когда сидишь крепко передняя лебёдка не тянет, всё таки усилие в 4,5 тонны мало. Зато назад (по своей колее) выходит из любых мест, поэтому задней лебёдкой пользуюсь гораздо чаще. Были моменты, что троса не хватало (на барабане 28 метров), учёл на будущее. Друзья подарили катушку мет. троса на 100 метров и проблема решилась, а также разборный блок, для изменения угла атаки, соответственно увеличения тягового усилия (физика, типа). Потом джип выезжал в лес 1-2раза в месяц, всё остальное время простаивал. Появился служебный УАЗ, отец подарил Т-SPRINTER (1992 г.в., 2С, 4 везде, на коробке), а осенью 2010 пригнал с Находки T-ALLION (2003 г.в., 1ZZ, ну и конечно ful time 4wd). Поэтому на чём передвигаться в рабочую неделю было и есть. После каждого выезда чёт стало ломаться, собираясь в очередной раз думаю-что же отвалится. Разбивал стопари, зеркала, когда гушитель потерял так вообще не понял, разваливалась передняя ступица, разрывало задние амортизаторы, отрывался задний бампер (пришлось отцовскую шишигу дёргать, иначе никак) и прочее. Все эти моменты потом устранялись. По роду службы часто летал во Владивосток и запчасти таскал оттуда, потому что в нашем регионе с моими железками трудно, колёс таких вообще нет, любую серьёзную вещь всё равно приходится заказывать (везут из Владика или Хабаровска). Обратил внимание, что задние пружины просели, машина у меня всегда загружена, на днях отправляюсь в Приморье, соответственно там и куплю новые. Передние аморты тоже кончились за 4 года эксплуатации. Буду менять всё в круг. Два раза были моменты, что колёсные хабы (ручники) разрывало. Как правило, в самый неподходящий момент и заезд куда-то пришлось отменять и выбираться обратно (оба раза было зимой и спасало только наличие второго джипа, лопат и конечно лебёдок). Причины поломки: ослабление крепежных болтов в процессе длинных перегонов (теперь за этим смотрю всегда) и видать большое усилие, передаваемое на колёса с повернутым в крайнее правое (левое) положение рулём. А самое интересное, что сам локер тойотовский (подходит от хайса, таун айса), а шестёрёнка сафарёвская, изготовленная (или переточенная) на заводе. Родные автоматы или ручники просто не подходят. Думал, что полуоси менянные (когда устанавливали Lokka), но тогда от чего? У крузака мост длиннее почти на 15 см. В итоге развалившуюся шестерню нашёл в Хабаровске за 3,5 тыс. руб. и сам замок, но уже за 3 рубля. Когда кинулся туда же опять, больше не было. Владелец магазина сказал, что это прикол приморских джиперов и больше у него таких шестерёнок не было. Чё я только не пробовал, уже хотел купить обычный мост и поменять, в итоге треснувшую шестерню заварили аргоном, напаяли сломанный зуб и всё заработало. А то как же ехать куда-нибудь да без полного привода? С собой теперь вожу запасные хабы.
Прошло два месяца. Новые аморты и пружины действительно привёз из Владика и поставил, стало гораздо лучше (цена что того что другого от 3 800 руб. до 4 500 руб. за штуку). При замене обратил внимание, что задняя правая пружина длиньше левой на 1 см. Замена этих железок не вызвала никаких трудностей, разве что приваренные к мосту задние пружины. С помощью хай-джека и штатного домкрата всё получалось быстро. Обратил внимание, что линки стабилизатора мёртвые, но менять их не буду, толку от них всё равно нет. Талон тех. осмотра опять купил, теперь правда за 2 тысячи, хотя в 2009 – 2010 годах платил 6 штук (у богатых свои причуды, да и вообще мне так проще: заплатил и время и нервы сохранил). Недавно сам загрунтовал кузов, убрав всю ржавчину что смог, стал как новый. Хочу запрессовать рулевые наконечники (200 руб. за штуку), или поменять их что-ли (переднюю рулевую тягу когда-то сделал разборной за 700 руб., а наконечники подобрал по размеру от грузовика Nissan Atlas). Вложил силы в ремонт топливной системы: заменили плунжер ТНВД (14 000 руб.), распылители (7 200 руб.). Появилась тяга неимоверная, зато сразу стало буксовать сцепление. Видать зимой, когда выбирался из снегов на жопе – подпалил. К слову сказать, весь комплект (корзина, диск, выжимной) менял за 4 года два раза. Второй продержался около года. Имею желание прикупить усиленное сцепление, но не могу найти. В сети, на спец. сайтах (все московские, один, правда, владивостокский) весь тюнинг внедорожный только на Патрулей, такое ощущение, что на западе не знают, что такое Сафарь. Боюсь приобрести, а вдруг не то. Как поменять? Отдашь безналом 30-40 штук и облом. А у себя весь комплект покупал за 10 518 руб. Откуда такая точность: все расходы на все свои машины записываю, отдельно топливо, отдельно запчасти, всё до рубля. Потом, как правило, в конце года или после продажи, свожу дебет с кредитом и получается интересный баланс. Сидишь и думаешь: купить машину за полтора мульта денег не хватает, а в течении четырёх лет вложить 415 907 руб. 70 коп. Наверняка в отзыве будет-полоумный и т.д. А как по другому: любишь кататься, люби и санки таскать, или как там говорится. Основная масса это запчасти, колёса, плата за ремонтные работы. Некоторая часть инструмент, стоянка, расходники. Думаю, что где-то тысяч на 100 барахло можно было не покупать. ДТ сюда я не включал, это отдельная статья расходов. Опять же, если везде подходить с умом, то половину расходов можно было избежать. С другой стороны тогда и вспомнить было бы нечего. Ездишь себе по асфальту, что: гонщики, ДПС, ДТП, фурщики, люди и прочее. А тут: грязь по колено, снега по капот, удовлетворение от взятого куска бездорожья, оторванные ненужные или даже очень нужные железки, оказанная кому-нибудь помощь и следствие превосходства на кем-то, короче, бля романтика! Три дня езды-три недели прихода в себя (мойка-чистка, ремонт), почему долго, потому что всё в перерывах между работой и бытовухой. Раньше хоть матрос-водитель был, можно было ему что доверить, а сейчас всё сам.
Перед выездом в лес собираюсь долго (жена постоянно угарает, типа, что ты там перекладываешь с места на место): а я выкидываю лишнее, засовываю может быть такое же лишнее. Хотя всё зависит от самой поездки: цели, места, времени года, количества людей. Хотя в машине всегда лежит полно барахла, что в багажнике, что во всех свободных местах. Всегда и в любом состоянии стараюсь сувать вещи туда, откуда их взял, что б соответственно всегда и в любом состоянии их оттуда вытащить. Иногда даже удивляешься: лезешь за одним, находишь то, чего не ожидал найти, думаешь-откуда взялось. Поэтому иногда (как правило, весной и осенью) провожу ревизию: перетряхиваю все ящики и шкеры, меняю продукты на более свежие, просушиваю барахло и т.д.
Ну, а теперь некоторые выводы по результатам владения этим аппаратом:
1. Хорошая машина, на дороге внушает уважение других участников движения (как минимум некоторый интерес), но требует постоянного ухода.
2. Далеко можно уехать (если с умом), но тяжёлая, чуть буксанул и всё: колёса крутятся, а он стоит (даже видео такое снял). А за «трактором» бегал 2 раза за 4 года, если кому интересно, могу рассказать по каким причинам.
3. Владеть Сафарем буду пока совсем не развалится, продавать и мысли не возникало. А когда совсем развалится-оболью соляркой и с обрыва, никому не отдам, даже за деньги.
4. Иногда хочется лифтануть посильнее, но пока что-то останавливает: думаешь, если оно не едет, значить нечего там делать, особенно, если цель поездки не ясна. А как показывает опыт: место попить водку можно найти и поближе (например, в гараже).
5. Короче, люблю я эту машину.
Ну, как-то так. Буду рад просмотреть все комментарии и ответить на все интересующие вопросы.