Чёрный крокодил.
-Стой, мудааааак, ааааа!!!! Назад!!!
Крик супруги казалось, был способен разорвать барабанные перепонки и разогнать толпу на берегу. Клюнув носом, отчаянно фыркая и пуская пузыри, Сафарь стал погружаться на дно реки. Триста человек детей, учителей и родителей всей начальной школы изумлённо взирали на это. На заднем сидении 9-ти летний сын с другом одноклассником испугано замерли, восторг от вседозволенной езды по руслу речки, которая по ширине едва ли больше Сафаря сменился непониманием и испугом.
История эта началась впрочем, значительно раньше. Всё повествование логично, разделить на три части, мне, во всяком случае, так кажется. Что ж, поскольку автор я, так и будет.
Часть 1. Ностальгический Perfekt.
В 1989 году я был молод и красив (хочется верить, что второе никуда не делось, а первое уступило место мудрости, но первый абзац сего повествования говорит об обратном), вернувшись из рядов славных вооружённых сил и отучившись на права я сразу конфисковал у деда копейку. Точнее ВАЗ 21011. Семья, конечно, была против, поскольку пятнадцать лет машина ездила одним маршрутом: гараж – мичуринский, но я не особо прислушивался к возражениям родственников и к лету 90 года полностью завладел машиной. Обладание легковым автомобилем (не важно, какой марки) тогда уже само по себе было огромным бонусом и открывало совсем другие горизонты, особенно когда тебе немного за 20. Кто помнит те времена, поймет, о чём я.
Страна мучилась в кризисных потугах, бензин стоил 40 копеек литр, но найти его на десятке заправок на весь четырёхсот пятидесяти тысячный город было очень проблематично.
Ах, что это были за времена! Иметь знакомство с королевой бензоколонки было столь же необходимым атрибутом (при наличии собственной машины), как и знакомство в каком-нибудь гастрономе или вино-водочном. Я этим был обделён и посему мониторил наличие 93-го, путём периодического объезда пары заправок на выездах из города. В один из таких объездов на заправку, где о чудо, был бензин и наливали даже не по 20 а по 30 литров, как раз когда я заканчивал заливать канистру про запас, подкатился Патрол в 60 кузове. Из легковых внедорожников тогда все советские граждане знали Ниву, ГАЗ 69,УАЗ и ЛУАЗ. Всё импортное было техникой вероятного противника, иногда попадавшей к нам, вполне законным путём: огромная страна, именуемая СССР искала направление, по которому двигаться дальше, советские заводы, в отличие от сегодняшнего дня работали, и многим из них разрешили торговую деятельность с загнивающими капиталистами. Чем многие предприятия неприминули воспользоваться, меняя свой (весьма качественный и востребованный, к слову, на внешнем рынке) товар на разный ширпотреб, и в том числе автомобили. Так семена буржуазного автопрома начали всходить на асфальте наших дорог.
До сих пор считаю: не сорвись тогда страна в торгашеско пьяный загул, почуяв запах лёгких денег, с разворовыванием и пропиванием всего и вся, жили бы мы все значительно лучше. Ибо только военные самолёты страна производила в количестве недосягаемом ни для одной из сверх держав, а продав один полк самолётов (примерно 24 машины, пол года работы одному авиазаводу) какой-нибудь Ливии, Сирии или Ираку, на вырученные деньги можно было прикупить и построить один автозавод Тойоты или Ниссана. И было бы всем счастье. А сколько всего остального производилось! Но рассказ не об этом.
В конце 80-х начале 90-х годов 20 века понемногу стали появляться иностранные авто. Из японцев тех лет было 2 джипа: 60 Крузак и 60 Патрол.
Вот из такого 60 Патруля, тарахтевшего дизелем (кто в 1990 году понимал что нибудь в легковых дизелях?) выпрыгнул мужик в кирзачах, залил литров полста саляры (с которой проблем и перебоев не было) и отчалил. Я грустно смотрел вслед. «Вот так должен выглядеть настоящий фермер», выдал фразу мой слегка оглушённый мозг. Модные слова типа фемер, только входили в оборот, о брокерах и дилерах ещё не слышали, а в институте на семинарах по политэкономии изучали работу В.И.Ленина «Империалим и империокритицизм». Да, это была Страна.
В общем, так у меня появилась мечта, что когда то я обязательно куплю себе такого, осуществление которой по разным причинам затянулась на полтора десятка лет.
Развалившаяся на «самодержные» каганаты страна и последующие лет семь не слишком способствовали приближению исполнения мечты.
Году к 99 всё постепенно стало налаживаться, как то стало срастаться с работой и оплатой за неё. Уходили в прошлое векселя-шмекселя с 40-50 процентным дисконтом, бартер и прочие атрибуты новой эры оголтелого капитализма. Появились первые нормально заработанные деньги, и ВАЗ 21011 сменила 99. В аккурат на смене эпох, под новый 2000 год.
Ещё через полтора года, веной 2001, решили мы с друзьями рвануть на Зелёнку, за японским качеством. Не на бизнес, а для себя. В голове витала, конечно, мысль о Сафаре в 60 кузове, родном брате Патруля. Будете смеяться, уважаемые читатели, но просмотрев с десяток машин, как то не сошлись звёзды с Сафарём и я купил подвернувшегося девятилетнего Паджерика2 с 4D56Т.
Благополучно отъездив года четыре или пять, и испытав разнообразнейшие приключения, Паджерик по случаю был продан за сумму покупки. А я решил стать асфальтопопым. После 4D56Т захотелось драйва, скорости и промониторив Дром приобрёл заднеприводный Ниссан Стейжеа. Прикольный конечно сарай, но тут, буквально спустя месяц, у друга созрел посещения Японии, с целью и страну посмотреть и авто прикупить. В общем, без моего особого согласия, друг сделал визы и купил нам билеты на «Русь».
Поездка удалась, на славу. (Чего только стоит поездка из Тоямы в Токио, в ночь на 8 марта, с горстью мелочи на двоих, поскольку банкоматы отказались обналичивать Сбербанковские карточки или попытка помочь японским рабочим выкопать экскаватором яму ночью, после 2 литров итальянского молодого вина в пиццерии). По деньгам как бы сильно не жало, благо десять лет упорного труда стали давать результат. Но касьяновские таможенные пошлины вдарили по семилетним машинам, и Сафари в 60 кузове как раз стали непроходными. А брать Сафарь в 61 кузове - как то не камильфо, иначе зачем мечтал? В общем, опять звёзды не сходились. Да и не было на стоянках Тоямы выбора Сафарей. Сурфы, Террано – пожалуйста, но ни восмидесяток - соток, ни Сафарей не было. Я приобрёл себе вэдового Ская в 35 кузове, они тогда только начали приходить, а вэдовых практически не было и Террано в 50 кузове с ZD30 для супруги.
По приезду домой у меня оказалось 3 автомобиля (включая Стейжу) на двоих водителей. Нет вру, четыре. В своё время ВАЗ 21011 я обменял на ГАЗ 69, так, что формально джип где то был. Родитель мой изредка выезжал на нём по окрестным полям. Шестьдесят девятый и сейчас где то есть. Пять лет стоит в гараже и ждёт сборки двигателя и восстановления украденных документов, впрочем, я отвлёкся.
С продажей машин на рынке и общением с перекупами я не сталкивался, не было необходимости. Ваз 21099 продал, не спеша, месяца за два по объявлению, одиннадцатую, как писал выше, обменял на козлика. А тут пришлось думать: какую из двух пузотёрок продать. По логике надо было пытаться спихнуть Ская по хорошей цене, пока машинка свежая, но как то сходу не нашлось покупателей. Вроде и цену не ломил. Не моё это видимо. Выкатив на рынок Стейжу, я понял, что процесс её продажи будет скорее философским, чем денежным. Но, как мы помним из астрономии, звёзды непрерывно совершают движение и иногда сходятся в весьма замысловатые комбинации.
Обходя рынок, я увидел грустного Сафаря, вид продавца так же не внушал оптимизма, несмотря, на все потуги. Скорее для проформы, чем из любопытства я заглянул внутрь: машина как машина автомат, изрядно уставший, но начищенный слон. А что ещё может быть в 14 летней машине, от перекупа, со стопроцентно скрученным пробегом, и тяжёлой судьбой, следы которой ничем не замаскируешь? Все бока были залеплены наклейками «Grand Road», явно самодельного происхождения, на задней двери красовалась надпись «Bed Cruiser».
- Давай меняться, - предложил мне парняга, спустя пару выходных, добъёшь чуток.
Дела у него явно шли не очень, у меня вообще никак, правда и меня не поджимало. «Чуток» он назвал весьма приличный, но опять же сильно не жало по деньгам и я не особо торговался, какие-то шестерёнки в движении светил и моём мозгу, наверное, нашли нужное зацепление.
- Машина вся ухожена, всё работает, любые проверки,- завёл он типичную песню перекупа.
Из под машины при этом потихоньку растекалась лужица антифриза и всем своим видом Сафарь напоминал описавшегося щенка-переростка, намучившегося с хозяевами, и оттого преданно заглядывавшего в глаза каждому в надежде, что сегодня повезёт: - Возьми меня добрый человек.
- Ну и зачем это тебе? Убитый же Сафарь,- говорил мне здравый смысл одним полушарием головного мозга.
- Ты же всегда хотел такого,- возражало второе полушарие.
- Было три и будет три машины на двоих, как одним задом во все усядишься?
- Зато будет на чём на месторождения ездить, и на охоту опять же,- не унималось второе полушарие.
Оно в итоге и победило. А может это звёзды.
При постановке на учёт выяснилось, что и с документами проблема. То то перекуп так осторожненько интересовался чем я зарабатываю и есть ли связи какие. ПТС был уже вторым, свободного места там практически не было, и машина называлась: иные самособранные.
Всё .ля, приплыли, подумал я слегка расстроившись и куда теперь с этим?
Перекупа конечно найдём, только толку то с него: денег не вернуть вероятнее всего, разве что для своего морального удовлетворения здоровья отобрать. Да уж, воистину, не было печали - купила баба порося.
В акте сверки то было написано: узлы и агрегаты Ниссан Сафари, в графе особые отметки. Но в свидетельство о регистрации название Ниссан Сафари категорически отказались вносить. Мотивируя, что должно быть как в ПТС – иные самособранные, ну логично конечно. И как теперь ездить задумался я, и отправился искать знакомых среди умных гаишников рангом повыше.
-Да не парься, - посоветовал мне один из таковых с погонами подполковника, - причин, для отказа в регистрационных действиях нет. Отказать в прохождении техосмотра тоже не могут. Так, что ставь на учёт и катайся, а как он называется, тебе есть разница?
-Мне нет, - решил я и отправился за свидетельством о регистрации. Заодно поменял ПТС, так на всякий случай.
Ремонтно-восстановительные мероприятия свелись к замене всех масел-фильтров, амортизаторов, ремонту радиатора, замене подушек крепления двигателя и коробки, и регулировке ступичных подшипников. Километров через пятьсот умерла вся резина, практически разом, а вместе с ней и люк в крыше в полуоткрытом положении. Резину купил нашу 31Х10,5 недорого и сердито, а люк, закрыв вручную, решил какое-то время не трогать
Через пару тысяч километров умер топливный насос. Ещё бы, ещё при замене фильтров ребята из сервиса с удивлением продемонстрировали японский (!!!) топливный фильтр, разрубленный пополам, ибо иначе он не откручивался. Внутри остатков фильтра нашлись даже конские волосы. Никто заменой этого девайса не заморачивался, никогда. Как поставили в Японии, так и стоял. Замена плунжера и чистка распылителей и промывка бака вернули топливную к жизни.
Мне до сих пор интересно: какие проверки имел в виду перекуп?
И начались будни эксплуатации. Как и предполагалось, аппарат ездил по северу области, месил потихоньку грязь (к слову неглубокую, чаще бетонка под колёсами была) под управлением и меня и других водителей. Таскал прицеп компрессор, если надо. Однажды пришлось форсировать разлившуюся реку, метров 300, вода, пришедшая, с весенним паводком не ушла, и часть дороги оказалась скрыта. ГИБДД выставила «кирпич», но грузовики ходили регулярно, а легковые нет, поскольку глубоко, но нам надо было кровь из носу добраться до месторождения. Накануне там утонул Урал, промазав в воде колесом мимо насыпи, ушёл на пяти метровую глубину, с нашим компрессором стоимостью 1,5 миллиона. Хорошо хоть без жертв обошлось. Страшновато было, но посадил на передние крылья по человеку, чтоб смотрели, аккуратненько, потихонечку въехал, вода скрыла колёса, и просочилась в салон, я не поднимая волны, не газуя проехал. Потом обратно, затем ещё три раза. На обивках дверей до сих пор ватерлиния осталась, на память о том броде. Затем мы приехали с аквалангом и ныряли, выискивая в воде цвета густо заваренного чая на пяти метровой глубине жёлтенький компрессор. А крановщик, на старом МАЗе, в воде под ЛЭП, отключив защиту, аккуратненько его понимал. Весело было. «Стою я в болоте в ласты обутый, толи пляж где то тут, то ли я ……. . Сама собой родилась рифма. В тот же выезд коробка-автомат, после 60 километров буксирования двухтонного компрессора по раскисшей глине перегрелась, стала пинаться и месяца через три померла, довезя впрочем, в умершем состоянии, седоков 500 километров до дома. Коробку отремонтировал тысяч за тридцать отечественных рублей, кажется. Мастера шумно обещали, что заменили всё, всё. Но километров через 200 пробега я обнаружил, что передачи снова пинаются, а затем и вовсе пропали, а вся корма «Bed Cruiser»а в масле. Хорошо, что был почти в городе. В общем, парни за свой счёт ещё раз сняли коробку и поменяли-таки все сальники и резинки внутри, как и должно было быть сделано изначально.
В общем, не особо досаждал Сафарь, после первой реинкарнации, но и я не особо ухаживал за ним, так – фильтра-масла.
Такая эксплуатация продолжалась года два.
Собственно на этом первую часть повествования можно считать законченной.
Фотографии автомобиля той поры где то есть, впрочем, ничего нового на них, для людей сведущих нет.