Когда- то, я старался менять машины раз- два в год, жена выдерживала три. С новыми пошлинами 2011 года это стало роскошью, и мы решили на время успокоиться. Тогда, больше года назад, преодолев тщательно организованный бардак регистрационного отдела дорожной полиции, мы избавились от лишнего и оставили два авто- Лиану и Террано, как способные выдержать несколько предстоящих лет.
До меня на Ниссане ездила жена, проехав почти длину экватора. Я поменял четыре машины за это время, было чем заняться. Террано мне вообще никогда не нравился, ни технически, ни внешне. И достался он почти случайно. Даже больше, я его не любил. Просто не любил и все, бывает? В любимой машине, бывает, ступицы смажешь, сальники заменишь, антифриз раз год освежишь, даже тормозуху не жалко. А этому - хрен, только бензин и масло в мотор, и домой не приходи. Ночевал во дворе. Со временем автомобиль приобрел новые царапины, лишился некоторых выступающих частей, помутнел и, как хамелеон, адаптировался к пестрому алматинскому автомобильному сообществу. Последний квартал он вообще пылился в огороде, ожидая нашего решения.
Итак, ключ в замке. Полу разрядившийся аккумулятор с трудом провернул шесть горшков, но мотор схватился и запел. Точнее засвистел. Свистел не переставая. Поиски свистуна увенчались успехом лишь через пару дней, это оказался шкив коленвала. Деталь состоит из двух частей, и демпфер между ними, бывает, отклеивается. Кстати, диагностировать можно по метке ВМТ, она будет, как правило, мимо цилиндра. Короче, вспомнив знаменитый стишок про Ниссан, достал многочисленные инструменты. Когда- то, временно занявшись авторазбором, я разбогател кучей различных ключей и съемников, домкратов и кранов, болгарок и гайковертов. Грех не использовать такой арсенал. Прикупив новый шкив за 4000 рублей, справился с задачей прямо в огороде, заехав на четыре кирпича. Треугольный напильник вполне годится как стопор шестерен маховика - при затяжке гайки коленвала вставляется вместо стартера. Пока лежал, обнимая кардан (старинный способ закосить от бессмысленного копания картошки) обнаружил потеющий передний амортизатор. Конечно, купил пару, заменил, вместе с серьгами, по пути прокляв Макферсона. Да, деталей поменьше, чем в двухрычажке, но там хоть пружины не выстреливают в соседскую собаку.
Разок, совместив утреннюю семейную беседу и езду задним ходом, тюкнул в булыжник полутора метров диаметром. Такие камни регулярно встречаются в нашем городе после селевого потока 1921 года и используются местными жителями как декорации или ограничители проезда. Бампер приобрел пару новых царапин, а вот усилитель оказался слабоват. Правда, выпрямился он лебедкой за крыльцо офиса под аплодисменты коллег, но такой просчет конструкторов меня расстроил. Слеза навернулась, когда вспомнил снесенный Марви рекламный щит, Старлет, раздавленный Паджерой жены и других жертв железных праворулек девяностых. Вот делали машины когда- то! Однажды, провалившись в открытый люк, я, разозлившись, включил пониженную и выдрал его из земли вместе с бетонным кольцом. И это всего лишь Мистралем.
В общем, квадратная труба 60х60 и кусок листа – пятерки, час резки, полчаса сварки и я исправил ошибку японцев, изготовив некое подобие фаркопа. Краски Tambour смело не рекомендую. Месяц не продержалась.
Это примерно двадцатый мой авто, его и минусы не явились откровением:
Много жрет. Конечно, купив джип, по бензину не плачут. После дизелей, как- то было непривычно. С другой стороны, это большая комфортная машина, позволяющая кинуть в багажник три велика, мангал, дрова, посадить полный салон, прицепить мотоцикл на бампер и топить по плохой трассе, обгоняя легковые седаны класса D, совсем не напрягаясь. И стоит она как четверть Лэнд Крузера того же года. При всем этом расход в 16 литров по городу и 11 по трассе летом уже не кажется ужасным. Особенно, когда на стольнике мотор работает на двух тысячах, и запаса для обгона- вся шкала тахометра. И еще, если просто ходить пешком на работу два дня из трех и это сильно скажется на расходе и тонусе мышц. Иногда, по пробкам, я еду до работы час. Идти примерно столько же.
-Ты забыл, что нет рамы!!!- скажете вы, и будете правы. Шноркель и мадовая резина на Террано, как седло на корове. Да, это совсем не «семидесятка» или «патруль», «котлету» не приготовишь, «гОвна» не замесишь. Пластик оторвется, подрамник погнется, амморты умрут. Но у нас везде грунтовка и песок, грязь надо специально искать (традиционные соревнования джипперов, например, проводятся в центре города, на дне слитого на зиму озера). А «пилить» триста кэмэ по трассе до ближайших красот, на Террано приятней, чем на рамных одноклассниках, поверьте уж. Но за это есть расплата. Салон обхватывает тебя как капсула, центральный тоннель торчит до подмышки, потолок давит. Ты лежишь, как космонавт перед взлетом, водители Паджеро плюют тебе на крышу. При проезде карточного терминала растяжение связок гарантировано. В общем, хочешь мягкую подвеску и комфорт - получи коробку в салон и шезлонг вместо сидения, физику не обманешь.
Мифы о безбожно гниющих за одну ночь в России Ниссанах считаю несколько преувеличенными. Видел и Прадо, и Форестер, протыкающийся пальцем насквозь, а мои оба пятнадцатилетних Мистраля испанской сборки, блестели свежим днищем и после пяти лет наших дорог. Проблема глубже. Машины по- дешевле покупают небогатые жители заграничных северных городов, там им сыпят дороги реагентами, заливает приливом и цунами, обманывают на СТО. А успешные жильцы юга ездят на Лексусах или Брабусах, ставят их в паркинги, моют каждый день. И через десять лет мы получаем плоды их труда. Одни сразу лезут мазать мовилем раму, а другие не наклоняются ниже магнитофона. Но, я слышал, Патфайндеры американской сборки даже отзывали из- за отсутствия антикора, и лично пару раз продавал «морду» от «японца» счастливому владельцу заокеанской машины с пробегом под миллион и дырами в лонжеронах. Смотрите внимательнее при покупке.
Полезли под капот.
Чугунный мотор 1983 года разработки (кстати, американской), не обремененный излишней мощностью и электроникой, позволяет выбирать бензин на колонке, где очередь меньше, начиная от восьмидесятого. Электронных заслонок, систем холостого хода с управляющими моторами и многого другого просто нет - все от средневековых алхимиков, на озокерите и тросах. Не греется в подъем, электрических вентиляторов не предусмотрено конструкцией. Рыкнув шестью поллитровыми горшками, прыгает через стоп - линию, приветливо качнув стрелкой уровня топлива. При парковке нет необходимости трогать акселератор, он просто едет на холостых. Надеюсь, владельцы пятилитровых машин до этого момента не дочитали. У них, наверное, еще и пробуксовывает, когда тормоз резко бросаешь. Раздатка с электронным переключением режимов, есть некое подобие «фултайма»- в сентябре включил, в апреле выключил. ЛСД в мосту, слава богу, нет. Если уж очень захочется – такой редуктор на разборе стоит двести баксов, да только смысла в нем никакого, кроме того, что на гололеде зад и перед машины едут в разные стороны.
Заводской ксенон – злая штука. Приходится доплачивать на техосмотре за моральный ущерб. Пересаживаясь на другие машины, постоянно пытаюсь включить уже горящие фары. При езде в колонне, друзья сразу же пускают вперед, даже если я не знаю дорогу.
Ну вот, вроде все. Вложено 10 000 рублей за 4 года и 50 000 моих километров. В сумму вошли уже упомянутые: комплект амортизаторов, «серег» и шкив. Декстрон в коробке и раздатке, трансмиссионка в мостах и масло в моторе у всех одинаковы, про них нечего и рассказать, и я их, конечно, не считал.
Остальное пока молчит (тьфу три раза), наверное затаилось. Но меня не особо ремонтом напугаешь, хотя обилие деталей немного раздражает.
Вообще, мне тяжело в 21 веке - люблю «механику» и ручные стеклоподъемники, не пользуюсь кондиционером, презираю кнопки и табло, пружинные подвески и рулевые рейки. Раньше, каждые пару лет, я баловал себя грузовой спецтехникой, ездил на ней на работу и пугал соседей. Времена меняются, уже не модно быть королем дороги, пожирающим расстояние, умело втыкающим нужную передачу и возящем в кузове украденный бордюр для баланса. Все теперь ездят на скучных металлопластиковых коробках с разными названиями и одинаковой начинкой. Эти коробки жужжат алюминиевыми моторчиками и думают за водителя, причем не бесплатно. А ведь хочется, обойдя гидроприводы, муфты автоматы и всяческие АБС с компьютерами, пришпорить железного коня, вдохнув некатализированный выхлоп. Короче, я нашел способ это сделать. Нет, это не Гранта или Хантер, они тоже уже не те. Неожиданно, это оказалось доступно, просто и законно, и, к тому же, опять в теме страна самураев. У моего нового увлечения есть все, что нужно - простой мотор с однокамерным карбюратором, катушкой и свечой, механическая шестиступка, совсем нет климат- контроля, стеклоподъемников, да и стекол тоже. Налоги по карману даже солдату - срочнику. Помещается в одном гараже с машиной, а комплект его резины можно нести в одной руке. Но об этом - в следующий раз. Анонс- на фото эта штука висит на заднем бампере.