В июле 2009 года приобрел новую машину из автосалона – Опель Астра (2008 г.в., Космо, 1,8 л., 140 л.с. + передние коврики и стальная защита картера). За пять месяцев эксплуатации и пять тысяч километров пробега сформировалось какое-то первое впечатление о машине, которым хочу с вами поделиться.
Выбор машины определялся бюджетом в 600 т.р. +/- сколько-то еще, по вкусу. Поэтому предстояла самая приятная процедура – поиск вариантов, сравнение и окончательный выбор агрегата. А выбрать было из чего. Самое занимательное здесь то, что когда ты мечтаешь о машине, то рассматриваешь массу самых различных вариантов, под стать настроению или погоде за окном, но как только в руках появляются реальные деньги, которые надо отдать за машину, мыслить начинаешь по-другому, более здраво, что ли. Или более скупо. Поэтому все мечты о бу престижных марках или больших внедорожниках отошли на второй план, оставив в фокусе внимания всего лишь новые салонные авто малого класса – весенний рост пошлин понизил меня, как покупателя, в классе. Китайцы, корейцы и американцы не рассматривались. Китайцы – из опасений низкого качества и безопасности, корейцы – малого престижа, ну а американцы слишком дорого стоят, либо это Шевроле (т.е. по сути - внутри китаец или кореец). Что же осталось?
Французы. Пежо 307 перебрал с унисексом и имеет явно «женскую» внешность. Рено Меган брал на тест-драйв. Версию два литра с автоматом. Весь фарш плюс кожа. Подвеска на неровностях понравилась – не стучит и дорогу держит. ДВС + АКПП хорошисты, без косяков, но и без изюминок. Салон тесный, пластик «деревянный» и плохо подогнан, обзор затруднен из-за салонного зеркала, за какой-то случайностью прилепленного прямо посреди ветрового стекла. И за все это они хотели от 640 до 725 тыс. руб.! Да вот как-то не за что, ребята. Без обид. Сейчас даже и не вспомню, почему не смотрел Ситроен…
Японцы. Тойота предлагала задорого Короллу и Аурис. Короллу с роботом даже и не предлагайте, а механика для повседневки откровенно неудобна. Да и цена… Аурис брал на тест-драйв. Удивила возможность машины разворачиваться практически на месте и то, что при таких скромных габаритах как ни высовывайся вперед к ветровому, край капота тебе не видать, как своих ушей без помощи зеркала! Серебристый пластик «под алюминий» неустойчив к эксплуатации – царапается за милую душу. И снова этот «робот» - заставляет приноравливаться под него, а не наоборот. Да и клевки носом вперед при переключениях никуда ни деть, как не старайся. Мицубиси имел смысл лишь в варианте с ДВС в 2 литра, а такой обещали не ранее, чем через 6 мес. привезти, и он был бы выше возможностей моего бюджета. Мазда также была дороговата, а ценообразование новой версии «трешки» внушает большие сомнения в адекватности специалистов компании. При всем этом новая «трешка» так похожа с морды на Пежо 308, что сразу захотелось купить себе Ладу-Приору – по крайней мере, буду «патриотом».
Немцы. То есть Опель. А что, есть еще немцы в данной ценовой категории? Астра сезона 2007-2009 довольно симпатична. Не совсем фотогенична, сколько ни фотографировал – в жизни красивей смотрится! На тест-драйв была версия 1,6 литра с роботом. О том, что это робот, а не автомат, я узнал, когда сам сел за руль – со слов продавца-консультанта. Когда за рулем был он сам, то переключений я не ощущал и разгон происходил уверенно-непрерывно до городского максимума. Более резвое нажатие на акселератор выдает «робота» с головой – появляются клевки при переключениях. Но никакого сравнения с роботом от Тойоты, Опель значительно мягче и элегантней. Подвеска емкая на неровностях, но плотно держит асфальт. Цена укладывается в лимит. Что еще надо? А еще хотелось взять седан, он смотрится солиднее хетчбека, но российская сборка поставила на задумке крест, хоть такой вариант еще и дешевле. Вообще, машина будет единственной в семье из двух (пока) человек. Эксплуатация 90% городская. В результате, остановились на 5-дверном хетче. Коробка должна быть автомат, а раз так, то и ДВС по комплектации подходил только 1,8 л. Был у дилера подходящий по параметрам и цвету вариант 2008 года в комплектации Космо, на который давали скидку, вот его-то и взяли в итоге за 650 т.р.
Продавец в салоне был опытен и не акцентировал внимание на недостатках. А таковые вскоре нашлись. Например, зеркала с подогревом, но без электро-складывания. Руль кожаный, но без подогрева. Сама машина без ковриков – идут как опция (и это в Космо)! Управление кондиционером неудобное, через борт-компьютер, с нелогичным вращением управляющего колеса. Звук у магнитолы плоский и невыразительный, абсолютно лишенных басовых ноток. На высокой громкости раньше начинает звенеть пластик дверей, чем захрипит акустика. Интересно, это магнитола такая или колонки (понятно, что и то и другое невысокого аудио качества, но что из этого более паршиво)? При этом, указанное в мануале действие по приглушению звука – нажатие на кнопку включения более 2 сек, не работает – магнитола при нажатии на кнопку просто выключается через мгновение и все. Также, указанный в мануале и рекламной брошюре двутональный сигнал я пока не обнаружил, с какой стороны ни дави на клаксон и как долго, все равно слышен один и тот же однотонный сигнал. Дилеру по этому поводу пока не звонил. Да и давить на клаксон приходится сильно, что увеличивает время реакции на ситуацию. Еще жутко раздражает идиотская работа центрального замка. На скорости выше 20 км/ч он не срабатывает – не положено производителем – очень глупо (пусть потом говорят, что заботятся о безопасности, что-то не очень заметно). Блокировать двери приходится «вручную», кнопкой на панели. И если кому-то из пассажиров взбредет в голову неожиданно выйти – пожалуйста, дверь не только спокойно откроется ручкой из салона, но и заботливый центральный замок услужливо отомкнет все остальные три двери авто – безопасность в действии… Я, как водитель, никак не контролирую ситуацию в салоне. После Тойоты 95 года я просто в тихом ужасе.
Едем дальше. Автомат. Он великолепен! Хоть и четырех ступеней, но мозги ему дали современные. Это выразилось в том, что при кратковременных остановках на светофоре он автоматически, через 3 сек. после остановки (положение D), выключает сцепление (чувствуется легкое снижение вибрации от двигателя) и при трогании (отпускается педаль тормоза) сначала происходит включение сцепления (легкий толчок), а затем попытка набора скорости. Это значит, что резко ускориться не получится. Сцепление включается около 1 сек., но это время очень чувствуется. Тут уж я приноровился к работе автомата – как только авто, стоящее впереди через машину от меня начинает движение, я снимаю ногу с тормоза. Прошло около 1 секунды. Машина передо мной включает передачу и начинает трогаться. В это же время мой автомат подключает сцепление, и я стартую одновременно с впереди идущей машиной. Неудобно. Особенно когда впереди едет осел, который начинает шарить рычагом передач и трогаться не одновременно с идущей впереди него машиной, а после того, как она начинает удаляться от него. Как будто момент ее старта является для него полнейшей загадкой и неожиданностью! (пардон, отвлекся, наболело: рваное движение в пробке как раз и вызвано подобными экземплярами, которые в силу некоторых неизвестных моментов не способны двигаться «в ногу» с колонной) Далее про автомат. Если при старте резко газануть, то есть опасение, что можно повредить сцепление в автомате, т.к. оно только подключается и может схватить изрядный момент (ну а вдруг?!). Второй недостаток коробки – вялая динамика. То ли дело в нормах европейской экологической безопасности, то ли еще в чем-то, но машина с ДВС 1,8 литра 140 лошадей едет, прямо скажем, не ахти как. Двигатель начинает громко звучать (к слову, он всегда это делает, в любом диапазоне оборотов, если с той же тойотой сравнивать), а машина едет медленней, чем можно было бы сказать по звуку двигателя. Может это даже камень в огород движка, а не коробки. Точно не знаю. Ясно одно, комфортным передвижением для тандема двигатель-коробка является скорость 60 – 80 км/ч. Все, что выше, заставляет двигатель уже стараться. Поэтому езжу по городу, как правило, не выше 60 км/ч и при этом чувствую себя «в своей тарелке». По этой же причине по трассе еду не выше 100 км/ч, больше – уже не комфортно по ощущениям, кажется, что заставляешь машину ехать, когда она этого не хочет. Это все, кстати, можно причислить к плюсам машины – безопасность в указанных скоростных режимах выше, чем при их превышении.
Вот для вас новый абзац начался, а для меня еще пять тысяч км. позади, т.е. общий пробег превысил десять тысяч километров и есть что добавить к вышесказанному. Бортовой компьютер проектировали недоумки! Алгоритм управления посредством функциональных клавиш, расположенных на его панели, наводит на мысль о попытках инженеров Опеля создать подобие древней головоломки индейцев Майя в миниатюре. И у них это вполне получилась. Клавиши разбросаны по всей центральной консоли. Пока ищешь нужную, компьютер думает, что вы уже отчаялись и бросили машину, и выходит из режима изменений в основное окно. А слабо в темноте проделать подобное!? Шедевр абсолютной технической неграмотности венчает клавиша «ОК». Что бы вы думали, она делает? Правильно, подтверждает выбранное действие. Но если вы вдруг решили просмотреть данные бортового компьютера о пробеге и расходе топлива и вошли в режим редактирования данных, то нажатие клавиши «ОК» вместо ожидаемого подтверждения того, что вы всем довольны и оставляете все как есть, просто и легко удаляет все данные! Видимо, немцы считают инф. о пробеге и расходе топлива сверхсекретной, с директивой «После прочтения – сжечь» по умолчанию. Поэтому никаких окон с запросом типа, «вы уверены…» или «вы действительно хотите все удалить?» не возникает. Вердикт: хотите электронику – выбирайте японца. Китайцы придумали порох, и есть рис палочками, а японцы придумали электронику.
Кстати, двигатель стал порезвее. Видимо, обкаталась машинка. Но это не значит, что пора устраивать светофорные гонки. Когда вас «сделают» жигули 99-й модели, вы сильно расстроитесь. Нет, меня жигули не обгоняли. Но я подозреваю, что это оттого, что я не устраиваю подобных спектаклей в городе. Опель разгоняется уверенно, равномерно, монотонно и непрерывно. Но с таким трудом обходит в момент разгона машины, имеющие в двигателе на 60 л.с. меньше, что становится стыдно за себя и тот посильный рев, который издает 140-сильный современный двигатель. Ах, да. Есть еще кнопка «Спорт», которая заставит двигатель выкручивать передачи до ограничителя с еще более оглушительным звоном. Разогнались до 60? Ну и хватит. Дальше прирост динамики не сопоставим с издаваемым движком ревом. Жигули обогнать сможете. Только прямая нужна подлиннее и топлива в баке побольше, а то закончиться может ненароком. В городе машина ест 11 литров 92 бензина на сотню. На плохом бензине едет плохо. Вас в салоне двое? Забудьте про обгоны, это не для вас. Честно говоря, динамики в машине на все 140 лошадей нет, есть уверенный разгон, приемистость, не напряжные крейсерские 120 км.ч. Отмечу при этом неплохую шумоизоляцию.
А вот подвеска откровенно порадовала. Плотная, упругая, она хорошо справляется с разбитым городским рельефом. Очень хорошо держит положение кузова на дороге, избегая заметных кренов в поворотах и клевках при торможении. Да, она передает всю дорожную мелочь на кузов, но мне по вкусу эти ощущения. Вот подвеска располагает к активному рулению. На ямистом проселке машина не по детски «козлит», тут лучше двигаться медленнее, а то перетрясете себе все внутренности. Единственный минус в поведении машины – это потеря контакта с дорогой в поворотах на неровном покрытии. Если на дороге мелкая рябь «стиральной доски» или трещины в асфальте с легким перепадом высоты покрытия, то Опель начинает явно срываться с траектории наружу поворота всеми четырьмя колесами. Это внушает опасения и способствует более осторожному прохождению неизвестных поворотов.
Клиренс у машины соответствует городскому рельефу улиц и естественному желанию российского человека ощутить единение с природой вдали от цивилизации. Передняя юбка бампера сделана из мягкого пластика и страхует вас от ошибок при парковке.
Управление Опелем, в целом, доставляет удовольствие! Если не гнаться за лидерством, то движение в потоке машин в городе и по загородной трассе дарит вам приятные ощущения от чувства машины, акустического комфорта в салоне.
По салону стоит сказать отдельно. Тесновато, в японской микролитражке будет просторнее. Узкое расстояние между передними креслами сталкивает вас с вашим пассажиром локтями при попытке одновременно застегнуть ремни безопасности. Сиденья с подогревом и надежной боковой поддержкой, это безусловный плюс. Тканево-кожаная комбинация обивки – самое удачное решение для лета и зимы. А вот педальный узел не удобный. Педаль тормоза расположена выше педали газа и очень близко к ней. При попытке торможения нужно строго вверх отпустить педаль газа, переместить ногу левее и нажать вниз. При перестроении ноги вверх и левее, вы зацепите рантом туфли педаль тормоза и замешкаетесь на несколько драгоценных мгновений. Возьмете ногой правее и зацепите рантом же отворот пластикового кожуха центральной консоли. В положении удобного движения ваша нога давит на газ отклонившись вправо от вертикальной оси, и чем правее расположен педальный узел, тем сильнее наклон вашей ноги. В таком случае очень часто случалось при нажатии на газ также поджимать педаль тормоза, что довольно опасно в городе. Странно, но для левой ноги на подиуме для отдыха не предусмотрено никакой накладки на ворс салонного покрытия. Испоганить войлок – пара пустяков, отчистить – проблема. Также из странностей можно отметить не запираемый бардачок переднего пассажира. Проблему могут создать широкие передние стойки крыши, за которыми при подходящем ракурсе может спрятаться даже Камаз. Это, между прочим, не шутка.
Много минусов получается? На самом деле - нет. Во-первых, все остальное и не перечисленное можно отнести к плюсам, а, во-вторых, из всего перечня обнаруженных «минусов» значимыми являются лишь вялость двигателя и его же великий расход топлива. Остальное, так, мелкие недочеты и огрехи эргономики, которые общего впечатления от машины нисколечко не портят. Качество сборки салона только воодушевляет. Внешность машины – это вообще единственное и самое главное, за что машина нам нравится! Опель Астра, по моему скромному мнению, очень красивый внешне автомобиль. И этот факт заставляет меня испытывать удовольствие всякий раз, когда я подхожу к своему автомобилю в предвкушении поездки, и запарковавшись и включив сигнализацию, оборачиваясь, чтобы убедиться в качестве парковки, бросаю еще один восхищенный взгляд на его плавные и стремительные формы.