Решился на рассказ о моем первом авто. Герое многочисленных бородатых анекдотов… И время юности моей.
Итак, далекий 2000 год… Средняя зарплата в Питере 200-300 долларов. Время, когда еще никто не знал об автокредитах и народ покупал те тачки, на которые реально зарабатывал. Шестерка — это была хорошая машина. А девятка, а тем более десятка — это уже довольно круто. Офисный планктон, купивший себе новый Фокус и на сдачу коробку Ролтона, отдающие на него 70% дохода и еще 20% на ТО и мойку просто отсутствовали как класс. Нет… Они конечно были, но они грустно смотрели по утрам из окон трамваев или тихонько кимарили в уголке вагона метро. А во сне им снилась все таки девятка. Ну или в самых сладких Ауди бочка и блондиночка на сиденье пассажирском рядом. :)
Я — юный паренек, получивший статус студента Политеха Санкт-Петербурга и стипендию в размере 160 рублей. Море энергии, море надежд, новые знакомства и новые возможности. И новые желания. Одно из это не идти морозным утром с тубусом килограмовым, укутавшись в шарф и пару свитеров, а лихо подъехать на парковку на своем авто, как делали это успешные однокурсники. Само собой, что в стране, только пережившей кризис и вылезающей из бедности, студент дневного отделения личный авто мог увидеть лишь так же во сне. А стипендии максимум только на цветы девушке. Пару букетов… Но меня это не устраивало… "Хочу!" — сказал я. Открыл свое расписание и лихо выкинул из него все лекции, оставив только практические занятия. И пошел работать торговым представителем на небольшой хлебозавод недалеко от Политеха. Тогда я еще не знал, что это решение изменит всю мою жизнь. По специальности своей я так и не отработал ни дня. А спустя еще 4 года работы в продажах получил второе высшее образование. Экономическое на этот раз.
Как я умудрился совмещать тогда учебу на дневном отделении с сессиями, учебу в автошколе, работу на хлебозаводе и личную жизнь я до сих пор так и не понял. Наверное время все таки резиновое и тогда у меня явно не 24 часа в сутках было. Доход мой вырос со 160 рублей до 3000 р. и это было много по тем годам. Для бедного студента… И, накопив безумную для меня сумму в 400 баксов на авто, я принялся за поиски.
Поиски авто… А вот это отдельная тема, многим сейчас непонятная. Наступил новый 2001 год, еще пройдет некоторое время и в Питере появится такая компания, как МТС и с ней как раз появится та сотовая связь, которую мы все знаем. . Но ее пока не знают, сотовые телефоны, похожие на кирпич, лишь у небритых, крепкого телосложения ребят. Объявления о продаже машин пишут в газетах мелким шрифтом и домашним телефоном. "Юрия Михалыча можно?", -"Папа, тебя к телефону!"-раздается детский голос. "Ну кто там еще?" — в ответ недовольный бас. Место встречи оговаривается заранее, ведь сотовых то не было! Пятая арка 41 дома справа за деревом в 8.30. Примерно вот так… Подходишь и ждешь…Рядом стоит непонятный мужик, смотрящий на часы. "Ты по машине?" "Ну я.", "Ну пойдем, я Михалыч."
Что я мог купить тогда за 400 баксов и почему Каддет? Я конечно марку Опель знал, но очень смутно, а слово "кадетт" у меня ассоциировалось больше с каким то военным училищем.
За 400 баксов в начале 2001 года у меня был действительно большой выбор. Ведь тогда спокойно еще ездили Запорожцы с 412 Москвичами, 21 Волги, которые продавались еще тогда не как раритет, а как транспортное средство. Были конечно "копейки", но ценник на них стартовал с 600-800 долларов, а мне хотелось ну вот прямо сейчас и копить еще несколько месяцев желания не было. Помню смотрел красную Таврию, которая стояла во дворе в виде старого сугроба. На нее денег хватало, еще даже 2000 тысячи оставалось. Но сел в салон и… не зацепило. :)) Помню шестерку на Васильевском, у которой вместо пола был линолеум с кухни. И вот наконец решился посмотреть иномарку! Да, тогда еще машины делились на два разных класса — "Наши" и "Иномарки". Иномарка гордо называлась "Опель Кадетт Д". 1982 года выпуска. Продавал его молодой парень с быстро бегающими глазками, по доверенности и поздним вечером во дворах Петроградки. После откровенного мусора, который я до этого видел, сев в салон с чехлами из неизвестного мохнатого животного я прихренел. А когда мы стартанули вдаль по улице — то вообще прих@ел… Как он пер со своими 1.3 литрами! Я даже не смотрел на тех состояние и открыл капот лишь чисто символически — посмотреть, все ли там на месте. "Беру!" — сказал я, сторговав 50 баксов от начального ценника в 450 у.е. В мою светлую юную голову даже не закралась мысль, а почему при рыночной стоимости тогда таких авто от 1000 у.е мне ее так легко отдали за 400. А зря… Но я не заморачивался лишними вопросами. Зачем? Меня даже не смущал тот факт, что права я еще так и не получил.
А не получил по той причине, что принципиально не стал платить при сдаче экзамена, как это было принято тогда и есть и сейчас. Правда сумма была более гуманной, всего 4500. Но зарабатывая их своим трудом, отдавать почти две моих зарплаты ни за что гайцам мне было очень жалко. Валили в наглую… Не сдав в 4-й по счету раз и проехав на учебной машине всего 2(!) метра я в ярости вышел и сказал инструктору на "местном диалекте" длинную тираду, суть которой примерно в том, что в следующий раз я приезжаю на своей машине, становлюсь в колону и вертел я ПДД у меня и так прав нет. Что будет — то будет. Заколебли и все в таком духе. Нее. Я то спокойный обычно.Но после 4 часов на 20 градусном питерском морозе в ожидании 2 метров пути — это слишком. Валите, но хоть как то за дело, подтяните хоть за уши причины, как это делают сейчас. Тогда это было прямолинейно.
Ну не суть. В следующий раз после 5 минут экзамена я получил наконец права. Машина ждала меня под окном и горел желанием впервые на ней выехать на улицы. На своем Опеле, первой машине!
Утро зимы далекого 2001 года… Под моим окном, в легком снежке, скучает мой Опелек. Новенькие права у меня в руках, выпита кружка горячего кофе и я бегом спускаюсь к моей тачке. Сегодня будет первый день, когда я на нем езжу на законных основаниях — с правами.
Вот сейчас о ней поподробнее. Опель Кадетт, выпуск 1982 года, классического серебристого цвета в кузове 5-дверный хетчбек. Несмотря на то, что ему было на тот момент 19 лет, особой гнили по кузову не было, как и дыр. Салон был из более качественных материалов и более удобный, чем те девятки, на которых мне доводилось ездить. Двигатель на нем стоял 1.3 литра о 60 кобыл, довольно резвый. Купил я ее по доверке, срок которой заканчивался через 8 месяцев. Подвеска была вхлам разбита и она гремела даже на ровных прямых. Но меня это не парило.
Подходя к машине в предвкушении поездки я почувствовал резкий запах бензина. Подойдя еще ближе, я увидел разливы цвета радуги, выходящие за пределы машины. И сразу вспомнил те 20 литров бензина, заправленные мною вчерашним вечером. "Кап-кап-каппп" — увидел уже я, как они потихонечку исчезают из дырки в бензобаке. Я встревоженно оглядел кучу припаркованных машин вокруг и окна сверху, в поисках потенциальных хабарико-кидателей. Первое что сделал — нашел тонкую ветку и сломав ее под нужный размер, воткнул в дырку. Струйка уменьшилась, но не прекратилась. Пошел в ближайший автомагазин и объяснил суть проблемы. Мне выдали чудо холодную сварку специально для бензобака. Забравшись под днище Опелька в питерский мороз и лежа на хрустящем снежке, я вспомнил уроки лепки из детского садика. Только в детском садике я еще не знал тех слов, которые озвучил, лежа под текущим бензобаком. Лепил разные фигурки и пытался все это чудо пристроить вокруг дырки. И у меня это получилось!
Отмывшись и согревшись, выпив чашку кофе я вновь мчусь к своему Опельку. С чувством собственной значимости и с легким налетом понта я выруливаю на перекресток и вдруг машина останавливается. Нет. Она не заглохла. Все работало, все включалось, просто машина жужала и ехать не хотела. Откатив ее в сторонку, посчитав мелочь в кармане, решил найти того, кто меня буксиром дотащит до ближайшего сервиса. Видимо народ тогда был чуть другой и спустя пять минут тормознул парень на девятке, который бесплатно(!) дотащил меня до СТО. Спасибо тебе большое!
В сервисе меня встретил задумчивый мастер и такса с таким же выражением лиц.морды. Неисправность нашли быстро и я наконец стал понимать причину столь хорошей скидки на мою машину. "Парень, да она у тебя вхлам битая была!" — сказал мастер. "Навесное поставили, балончиком в цвет покрасили, а лонжерон оторванный не то чтоб выправить — даже не заварили. Вот у тебя шрус и вылетел с коробки на первом же крутом повороте." Такса наматывала круги вокруг машины и вопросительно на меня смотрела — "ну как же тебя угараздило, парень…" В итоге сошлись на том, что за 100 баксов мне переварят морду до состояния "можно ехать".
Через несколько дней я забрал машину и впервые поехал на ней на учебу. Это был мой триумф! Нет, я не стремился кому то ее показывать. Я получал просто кайф от того, что еду на своем авто. Кайф от того, что на улице мороз — а мне тепло. Кайф от того, что мне не нужно 1.5 часа толкаться в общественном транспорте. Да и по работе я стал более мобильным, стало легче совмещать учебу и работу. Я мог на пару лекций выехать, проехать по клиентам и вновь вернуться в Политех на практику. Я мог не пристраивать свой ненавистный и вечно меня сопровождающий килограмовый тубус у ворчливой вахтерши, а спокойно кинуть его рядом с собой. И в конце концов я мог нормально одеться, исходя не из принципа "одеться так, чтобы не замерзнуть", а так, как мне хотелось.
За восторгом от машины я не обратил внимание на то, что вентилятор радиатора вдруг перестал включаться. Стрелка температуры то и дело прыгала в сторону красной зоны. Но и это меня особо не парило. Пока не попал в пробку на Литейном мосту. Прямо по центру него, главный патрубок, наконец не выдержал и сказал, свое громкое и увеличенное эхом Невы громкое "Баббах!" "Ууух-Ааах!" — сказал взвод курсантов ракетно-артиллерийской академии, шедший рядом. "Браво!" — послышалось с противоположной стороны моста. Машину окутало густое облако пара. Рискуя прикончить окончательно движек, я доехал до спуска и поднял капот. Моему взору предстал изорванный как новогодний шарик здоровенный патрубок, который я снял и грустно поехал на разборку. Там я нашел примерно похожий патрубок от второго Гольфа, купил в ближайшем магазине воду "Росинка" в объеме 6 литров и направился обратно к машине. Подрезав ножиком патрубок концерна VAG до нужной формы и залив "Росинку" я двинулся дальше.
Наступила весна и как то на первых весенних выходных меня закинуло с братом в город Пушкин. Привокзальная площадь и мы, увидев надпись "Кофе", бодро вышли из машины в том, в чем ехали. А ехали мы отдыхать на природе и одеты были соответственно — старые джинсы с ботами и поверх старые толстовки. Куртки были в машине. Попив кофе за 2.50 (вот цены то были!) мы вернулись к машине.
Я вспомнил момент в фильме "День Радио". "Я же пол-бака слил.", "Ну и я пол-бака слил!"… "Где ключи?"-спросил я у брата. "А они разве не у тебя?" — в ответ поинтересовался брат. "Я ведь машину закрыл…". Привокзальная площадь небольшого города, десятиградусный мороз, мы, одетые так, чтоб пройти 15 метров до кафе и… закрытая машина, в которой ключи, деньги и теплые вещи. Переглянувшись с братом, оценив температуру окружающей среды и нашу одежду, было принято решение выбить одно из стекол машины. В фильмах про бравых парней это выглядело очень просто. "Баххх!" — и от крепкого удара стекло рассыпается вдребезги. В действительности стекло даже не думало об этом. Скрипела обшивка, звуки ударов пугали прохожих, но стекло не поддавалось. Даже тогда, когда пытались выбить его с ноги. Абсурд и комизм ситуации еще был в том, как это выглядело со стороны. Наш внешний вид и то, что на нас было одето. Два типа, по внешнему виду откровенные голодранцы, среди белого дня на улице пытаются вскрыть припаркованный "Опель". Рядом тормознула Мазда 626."Пацаны! Да вы вообще охренели!" — воскликнул мужчина средних лет. "Да это наша! Итить!.." Мужик задумчиво поехал дальше. "Я милицию сейчас вызову!" — истошно закричала бабка с другого конца улицы и убежала. Следом подошел суровый местный "бомбила"… "Ребят.Ну вы это… Ну это слишком…Ну вы че, а?"
Минут через десять я увидел мелькнувший силуэт знакомой расцветки — ментовская шестерка вдали тихо спряталась в грядке припаркованных машин, решив взять нас на "тепленьком". Спина чувствовала взгляд трех пары глаз. "Юмор помогает" — подумал я и спокойным шагом направился в сторону засады. По мере приближения к ним, я вначале увидел удивленные лица, потом округлившиеся глаза экипажа, который по мере уменьшения расстояния со мной делал вид, что они просто тормознули полюбоваться голыми деревьями и красивыми девушками вокруг. Я подошел к открытому окну… Они напряглись… "Ребята, я тут машину хочу открыть, вон тот Опель, у вас вдруг не будет ножа или может ножниц?" — спросил я. Воцарилось минутное молчание… Трое в форме молча смотрели друг на друга. "У нас холодного оружия нет." ответили они после долго молчания. "Ну тогда ладно, я пошел." — сказал я и пошел в сторону своей машины. За спиной я услышал звук удаляющейся шестерки с ментами.
У Опеля меня снова поджидал суровый бомбила на "трешке". "А машина точно ваша, ребята?" "Ну точно, ебтить колотить!" — хором ответили мы. "Попробуйте моими ключами!" — и протянул на связку от своих жигулей. К нашему удивлению ключами от трешки наш Опель тут же открылся! Быстро поблагодарив водилу мы сели отогреваться и поехали дальше, вместо магнитолы слушая завывание подшипника, который вскоре преподнес мне новый сюрприз…
Как то вечером я сквозь уже привычный гул подшипника услышал новое "Хрусть-Хрусть." и вместе с этим мое переднее колесо к моему удивлению местами останавливалось несмотря на мою скорость в 80 кмч. "Что то тут явно не так!" — подумал я и направился домой. Путь был неблизким и, несмотря на это, оставлять где то машину у меня желания не было. Колесо предательски хрустело, завывало и дергалось но я продолжал ехать. Подъехав к Дворцовому мосту, я спиной почувствовал, что то совсем нет так. Остановился и вышел из машины. От колеса жар чувствовался даже на расстоянии, еще чуток, и диск начал бы светится, как радиактивный. Я взял 6 литровую канистру от "Росинки", да, ту самую, и пошел к Неве. Набрал воды и выплеснул это на колесо. "Пшшшш…" — обдало паром меня колесо! "Хрусть-Бдыщь!" — сказал вдогонку расколовшийся тормозной диск. До дома оставалось не более 3 км. Я доехал, поставил машину, которая хрустнула в последний раз, встав намертво с заклинившим колесом, сгоревшим(!) пыльником шруса, который в свою очередь так же намертво заклинил. То есть я имел машину без тормозов, которую не сдвинуть с места и в добавок к этому у нее еще не крутится руль… Я вооружился всем имеющимся инструментом и решил снять переднюю подвеску в сборе, для того, чтобы в сервисе мне воткнули новый подшипник. Без какого либо опыта, в условиях обычного двора это было непросто. Я был весь в масле, тормозухе, пыли и грязи. Гуляющие мамочки на детской площадке говорили детям — "будешь плохо учится, будешь ездить на такой же машине, что и дядя". Мелочь постарше просто сидела рядом и наблюдала. Местные "Михалычи" подходили с отеческим советом. Это было почти 15 лет назад. Сервисов было на порядок меньше, чем сейчас и ближайший находился в километрах пяти. Все это расстояние я шел с куском передней подвески на плече. В сервисе меня вновь встретил задумчивый мастер и такса с вопросительным взглядом — "Ну как это ты, парень?". Получив новый подшипник я, водрузив кусок Опеля на плечо, отправился назад собирать все это в обратном порядке…
Заканчивалась весна, а с ней и моя доверка на машину. Но меня это так же не парило. Я ездил на Опеле и кайфовал. Но об этом уже позже…
Продолжение следует...