Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Записки торгового представителя. Часть 4 — "На игле Сетей…"

Записки торгового представителя. Часть 4 — "На игле Сетей…"

Opel Omega 1995

, Санкт-Петербург
Темы: Другое

"Данный пост является художественным произведением. Любые совпадения случайны, а описанные в посте факты являются вымышленными."

В начале 2000-х к одному из зданий на пр. Энергетиков в Питере подъехал старенький Опель Кадетт 1982 года выпуска. Из него вышел водитель — юный паренек, студент Политеха и пассажир — стильно одетый молодой мужчина лет 25-26.

-"Что это за магазин?" — Паренек замедлил свой шаг и любовался современным и непохожим на другие торговым комплексом в желто-синих цветах. Нет, были оставшиеся еще со времен СССР большие универсамы. Но этот был каким то другим, непохожим на остальные. Это как в те же самые советские годы, среди потока привычных Москвичей да Жигулей, увидеть промелькнувший силуэт Форда или Опеля. Тоже машина, но совсем другая…

Двое остановились перед входом…

-"Это Лента, сетевой магазин. Сеть… И теперь нам, Антоха, нужно будет попробовать туда зайти…" — так я впервые услышал этот термин — "зайти в сеть…"

Прошло еще немного времени и я, уже на своей белоснежной Шестерке, заехал на большую парковку. Вовсю валил снег, но я стоял и разглядывал новый огромный комплекс в уже желто-красных тонах.

"Неужели это все — один магазин?" — пронеслось у меня в голове.

Сквозь застекленный вход я увидел множество касс и бесконечные витрины. И яркую надпись "ОКей"… Недалеко от этого "ОКея" стоял мой клиент — обычный среднестатистический супермаркет, работавший там последние лет так десять. Который через несколько дней закрылся. Рынок стал ломаться…

"Люди всегда стараются заработать больше. Сегодня, а не завтра…Ведь завтра уже может не быть… И жить так, как будто завтра никогда не наступит…"

…На той самой старенькой Шестерке аж 1987 года я приехал на собеседование к заводу компании "Heineken" и через некоторое время выехал из заводских ворот на абсолютно новом служебном Форде. В этой самой компании я впервые попал в то, что можно назвать битвой корпораций за место на полке. Борьба за каждую единицу полочного места. И понял еще и то, что помимо понятия "Стандарты Компании" есть еще и "Политика Компании".

Что это такое? А я приведу небольшой пример, хоть на том же пивасике. Мы все уже давно, зайдя в любой продуктовый магазин, привыкли видеть разнообразные сорта пива в стройных рядах фирменных холодильников. Но ведь это было не всегда?

Да, крупные пивные монстры уже в начале 2000-х закупали и ставили красивые новые холодильники. В разнообразную розницу, так как сети все еще были в каком то состоянии зародыша. И никто не подозревал, какое чудовище появится через полтора десятилетия.

Но магазинов тысячи, на всех холодильники не поставишь. И компании стали ставить их при условии определенного товарооборота с торговой точки того же самого пива. И заметили то, что продажи именно с тех магазинов, куда они не так давно поставили свои холодильники, резко пошли вверх. Маркетинговый бюджет на следующий год был увеличен на сотни и сотни новых холодильников. И их стали ставить уже без привязки к обороту. То есть хочет магазин поставить у себя новый пивной холодильник — ему его и привозят. И вроде бы все хорошо? Но не тут то было…Вы еще помните про битву корпораций?

…В один из дней заходит торговый представитель некой пивной компании в только открывающийся новый розничный магазин. И само собой предлагает поставить новенький холодильник под свою продукцию и тем самым не только разгрузить полки магазина, но и просто увеличить его продажи.

"А сколько ты нам заплатишь?" — слышит он в ответ…Торговый ошарашен…

"За что? Это наш холодильник и мы его совершенно бесплатно вам его ставим. За что деньги?" — он еще надеется, что просто произошло какое то недопонимание.

…Но нет. Компания конкурент расширила маркетинговый бюджет еще больше и стала платить за каждый поставленный холодильник. И магазины, вопреки здравой логике, подсели на эту "войну бюджетов" и стали требовать деньги за установку любого торгового оборудования. Даже если и сами в нем нуждались.

…"Политика Компании" — главное не столько прибыль, сколько быть впереди конкурента. И в борьбе за долю рынка инструментом стал не продукт компании, его свойство и качество, а бюджет компании. Так проще, ведь долю на полке завоевать можно быстрее, если просто ее купить, а не тратить эти же миллионы на увеличение потребительских свойств товара. Купить представленность товара, опередив конкурента за счет большего бюджета.

А откуда эти бюджеты брались? С прибыли? Я поначалу тоже так думал…

Шли годы… На улицах городов все больше появлялось магазинов с одинаковыми названиями и фирменных расцветок. Больших и маленьких. В Компаниях появились отделы по работе с сетями, для которых выражение "войти в сеть" было синонимом конечного успеха. И основной целью. Особенно если конкурент уже вошел в некую сеть. Тут в дело вступала "Политика Компании" — нужно обязательно тоже войти в эту же сеть. Прибыль? Да, это важно. Но нам там нужно быть и точка. Любой ценой. Вспомнили альтернативу с холодильниками?Какие были инструменты у людей в этих отделах? Цена и Условия — вот два основных инструмента. В ход шли миллионы. Вы думаете наших деревянных? Да нет… Миллионы зелененьких и хрустящих уходило на завоевание доли полки в каждой из сетей…

В тот момент цена на полке в любом сетевом магазине явно отличалась от цены в рядом стоящем розничном магазине. И конечный покупатель рублем голосовал само собой за то, что ему в тот момент было выгоднее. А розница потихоньку уходила… Незаметно. А потом все быстрее и быстрее… А на ее место пришли сотни и тысячи все тех же одинаковых сетевых магазинов. В Компаниях доля продаж именно по сетям стремительно росла на фоне такого же огромного падения продаж по рознице.

И у Компаний не осталось альтернативы. Они сели на Иглу Сетей…

При приеме наркотика проходят друг за дружкой стадии. Вначале хорошо, все здорово и замечательно. Мир в новых красках. Потом вдруг незаметно подкрадывается ломка. А потом жизнь превращается в отрезки. От дозы до дозы… Доза любой ценой…

Практически вся продукция Компаний стала продаваться лишь только через сети. Розницы практически нет — и соответственно нет и альтернативы. И на рынке останется лишь только та Компания, которая сможет продаваться в сетях. И выражение "войти в сеть" стало уже не синонимом успеха, а возможностью выжить на этом рынке. А годовой контракт с сетью — та самая доза.

Сети монополизировали рынок и теперь, не оставив производителям по сути никакого выбора, уже сами стали диктовать условия. И не только условия поставок, но и цены на продукцию. Такого не было никогда. Компании стали разворачивать свое производство в сторону интереса сетей. Наличие продукции на полке сетей теперь это не столько прибыль, сколько возможность выжить как продукту, так и Компании в целом. И за эту самую полку развернулась битва не на жизнь, а насмерть…Кто останется на полке?

И здесь снова пошла борьба бюджетов, но в гораздо большем масштабе. Кто предложит больше за единицу полочного места? В ход идут действительно колоссальные суммы — на кону уже не кресла начальников отделов, которые могут зашататься при падении объемов продаж. А фактическое существование на рынке либо продукта, либо Компании как таковой.

Но только вот откуда берутся эти колоссальные бюджеты?

С прибыли Компаний? Но они же должны существовать и развиваться и поэтому ниже определенной рентабельности они никогда не опустятся. Прибыль должна остаться неизменной. Так откуда эти дополнительные миллионы на борьбу за место в сетях?

Все гениально просто — а почему бы не включить эти миллионы в себестоимость конечного продукта? Почему Компания должна платить за это? Пусть заплатит потребитель. Такой же, как и Вы. Монополия рынка — интересная штука… И к реальной производственной себестоимости продукта добавилась некая переменная, зависящая от "хотелок" сетей. Цены потихоньку пошли вверх. Народ стал из своего кармана оплачивать "хотелки" сетей. Вы думаете на этом все и закончилось? Если бы. Увы…

И тут грянул кризис 2015 года. Покупательская способность населения стала падать на фоне растущего зеленого и хрустящего. Во главе сетей сидят хорошие и грамотные аналитики, которые понимали, что такое золотая середина максимально возможной цены продукта и его максимально возможного оборота. И стали устанавливать предел по ценам на продукты. Предел по цене закупки. Для каждой из категорий товара и внутри каждой категории. И вроде бы это хорошо? Да, если бы не увеличения внутренних затрат из-за кризиса как в сетях, так и у производителей. "Войти в сеть" — стало еще дороже. Себестоимость продукции выросла. То есть Компании при том, что из-за возросших затрат выросла себестоимость конечного продукта, должна войти в сеть. Но она уже не может бесконечно поднимать цену — сети установили ее максимальный предел. И снизить ее она должна уже только за счет своих резервов. И вариантов нет — в сеть нужно войти обязательно.

А как это сделать? За счет чего снизить стоимость продукции для сети? Только за счет себестоимости производства, но никак не трогая в ней ту часть, что является столь необходимым "входом в сеть."

И за прошедшие полтора года многие на себе прочувствовали это самое "уменьшение себестоимости". В зарплате, в изменениях самой специфики работы. В качестве продуктов. Да, в качестве все тех же самых продуктов…Оно стало гораздо ниже. И в ассортименте на полке тех же магазинов. Вспомните, что вы там видели еще года три тому назад. А сейчас? Компании прочно сели на иглу сетей и стали похожи на того, кто балансируя уже между этим светом и тем, из последних сил двигаются к следующей дозе. К годовому контракту.

А с чего все начиналось? Я недаром выделил вначале поста несколько фраз… Что будет с продовольственным рынком через десятилетие? А через два десятилетия? Сети и производители будут представлять уже одно целое. Гигантские продовольственные корпорации. Продукты, которые производят не агрономы и фермеры, а маркетологи. Овощи, которые никогда не портятся. Мясо, которое полгода может не тухнуть. Сметана с годовым сроком хранения.

Фантастика? А если и нет?..

Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

Похожие отзывы и дополнения

Продажа Opel Omega 1995 в России

Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Отзывы о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.

Подробные отзывы автовладельцев с фотографиями, недостатки и все минусы!
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром