Здравствуйте, уважаемые!
Итак, мы остановились мы на том, что в ноябре нам назначили экспертизу по делу.
Абзац для юристов:
По некоторым признакам (например уровню жизни населения) Татарстан это немного другое государство, соответственно и подход суда к назначению экспертизы несколько отличился от того, к чему мы привыкли в Сибири. Без какого-либо объяснения причин суд не стал принимать предложенную нами кандидатуру эксперта (хотя ответчик своего не предлагал и внятно против нашего не возражал), а принялся искать такового самостоятельно и нашел эксперта из Москвы, который подрядился сделать экспертизу прицепа с металловедческим исследованием за очень смешные даже по сибирским меркам деньги – примерно за стоимость командировки Москва-Барнаул. Судя по всему эксперт просто не понял сразу, что прицеп находится в Барнауле (facepalm). Как результат - прождали мы напрасно почти три месяца, эксперт в итоге слился и пришлось возобновлять производство по делу и снова назначать экспертизу. Так что скатался в марте еще раз в Казань. На этот раз назначили алтайскому эксперту.
Абзац для юристов закончен.
Когда назначали время и место экспертного осмотра (дело было в апреле), завод очень настаивал на проведении его в компании, являющейся партнером Wabco, у которой есть диагностическое оборудование для снятия показаний компьютера. Возражать было глупо, тем более, что один раз мы уже пытались считать данные с компьютера в Импокаре, но почему-то это не удалось. Соответственно в нашей истории было такое маленькое белое пятно – у меня не было 100% уверенности в отсутствии перегрузов прицепа за его короткую жизнь.
В общем договорились провести осмотр на сервисе компании «Дальнобойщик». Притащили прицеп мы к ним заранее, дня за два и я попросил сделать диагностику за свои деньги, как обычный клиент. Результаты меня потрясли до глубины души…
Во-первых стоимость компьютерной диагностики восемнадцатитонного прицепа составляет 1500 руб.
В-вторых, я, как человек сугубо легковой, заранее знаю, что за эти деньги мне предоставит например дилер Субару – это в лучшем случае распечатку на одном листике с англоязычным названием ошибки (какой-нибудь «low pressure bank 1») которая будет интерпретироваться абсолютно диаметрально двумя рядом сидящими манагерами. В худшем скажут – ошибок нет, валите в кассу. Так вот. Мне дали 92 (!) страничную распечатку с анализом массы параметров (дата, время, пробег, нагрузки на оси, срабатывания АБС, силы торможения, давление в системах, боковые перегрузки и т.д.) КАЖДОЙ поездки прицепа со дня его выпуска. Прицепа, Карл! Телеги без мотора и мостов!
В-третьих, средняя нагрузка на оси прицепа составила 45%, то есть эксплуатировали мы его даже вполовину не нагружая. Диагност вообще сказал, что впервые видит такую щадящую эксплуатацию.
Кстати диагностика сразу выявила доселе неизвестный нам косяк – постоянно низкое давление в тормозной системе. Ошибка эта была в каждой поездке с момента покупки и по словам спецов вызвано это разницей в разъемах тягача и прицепа, вроде как контакта одного не хватало, поэтому управляющий сигнал с головы шел некошерный. Уж не знаю кто тут накосячил – завод Трансмаш или завод Камаз, но факт такой есть, а дальше мы эту тему не копали, опечатали прицеп и уехали.
Так что спал я в ночь перед осмотром спокойно. На осмотр приехал кстати сам директор и владелец завода Трансмаш господин Юлдашев. Фрагментами осмотра можете насладиться в видео. Всего конечно не перескажешь, но наш диалог (с нашей стороны еще механик был) строилось по одному шаблону:
Мы: - вот посмотрите, дефект
Директор: - где, не вижу, нет тут никакого дефекта
Мы (тыкая пальцем): - это что по вашему?
Директор (осматривая) - ну и что?
Мы (офигевая от встречного вопроса):- как что?
Директор: - на что это влияет?
Мы (окончательно офигев): - это же дефект…
Директор (категорично): - это по ГОСТу.
Я нисколько не вру. Показываю трещину в верхнем углу будки, говорю вот трещина. Директор говорит – трещины нет. Так через нее же солнце видно! Ответ- это краска отпала, разворачивается и уходит.
Трещины несущей рамы кстати дефектом тоже признаны не были, так как возникли на вертикальном участке, а несущую нагрузку несет ее горизонтальная полка. Ну вы понимаете логику, да? Я не очень, но предлагаю тогда заводу начать делать рамы не из швеллеров, а например из рессорных листов. Должно то же самое дерьмо получиться, только дешевле и легче.
Да и вообще по итогу вообще ни один дефект прицепа (например многочисленные заводские непрокрасы) не был признан господином Юлдашевым. Но я бы его за это осуждать не стал. Сразу видно, человек болеет за родное предприятие. Такая способность утверждать, что черное это белое, сделает честь любому адвокату, знаю о чем говорю)))
Хотя нет, вру один дефект он нашел сам, и нам озвучил свою версию причин разрушения рамы. На сцепке были обнаружены царапины, которые свидетельствовали по его мнению о неправильной процедуре прицепления прицепа к тягачу, и может быть даже падения дышла на землю с высоты 15 см (но это не точно) в результате чего рама и треснула. Это как том в анекдоте про сантехника, который чинил унитаз и был крайне возмущен тем, что хозяева в него еще и какают.
Бываю не очень сдержан, об этом недостатке знаю, поэтому было непросто. Даже эксперт, которому вообще-то все равно, в итоге стал проявлять признаки потери душевного равновесия.
Еще господин Юлдашев прямым текстом обвинил меня в шантаже. Якобы я угрожал руководству Трансмаша размещением негативных отзывов о заводе в интернете, намереваясь склонить их к удовлетворению наших претензий. Забавно))). Жаль, что такой неглупый человек не понимает разницы между моим стебным отношением и сугубо оценочными суждениями применительно к описываемой ситуации, которые я выражаю в личном блоге в сети Интернет и прямыми обвинениями конкретного лица в совершении деяний, предусмотренных УК РФ.
Вот. Логическим завершением экспертного осмотра стало выпиливание болгаркой образца метала из сломанного участка рамы, на чем все благополучно завершилось и мы стали ждать.
Еще раз хочу выразить благодарность от себя лично и от лица Торговой группы "Альтерра" компании "Дальнобойщик" и отдельно Дмитрию Громову за абсолютно бесплатно предоставленные место на территории сервиса, тягач для подключения диагностики, выделенный персонал, и в целом за терпение к нашему мероприятию.
Долго ли коротко, родилось заключение эксперта. Сразу скажу, что наша основная версия о низком качестве металла рамы, либо использовании кондиционной, но не конструкционной стали не подтвердилась. Сталь соответствует ГОСТ и применена именно та, что нужно. Причина же разрушения кроется во «внутренних напряжениях металла сварной конструкции», вызванных некачественной сборкой. Трещины рамы носят «преждевременный, усталостный характер», не соответствующий крайне малому пробегу прицепа.
Что кстати интересно, прогиб рамы, из-за которого, напомню, перестали закрываться борта, не подпадает под какое-то техническое регулирование, не нормируется и соответственно получается вполне допустим! Причем у меня сложилось впечатление, что этот факт даже для эксперта стал откровением.
Таким образом, поскольку наша вина в возникновении недостатков прицепа полностью исключена данными объективного контроля, а ездить с треснутой рамой нельзя, а отремонтировать ее невозможно, недостатки были признаны производственными и существенными, что дало нам право настаивать на своих исковых требованиях – просить полного возврата денег за прицеп и компенсации убытков, в частности стоимости прошлогоднего ремонта обвязки.
В результате суд вынес решение в нашу пользу.
К сожалению на вынесении и оглашении резолютивной части решения я не был, так как в Казань с нашими ценами на авиабилеты (найдите кстати логику – билет на одного Нск-Казань туда обратно 30 тыс. руб., билеты на троих Нск-Мюнхен туда-обратно 65 тыс руб.) даже от небедной организации много не наездишься, да и физически тяжеловато все же. Ну, потеря невелика, я думаю мы еще встретимся с нашими знакомыми в апелляции и кассации)))).
Конечно есть опасения, что дело не устоит в апелляции, но вызваны они исключительно перестраховкой, к сожалению судебная система может удивлять неожиданными поворотами))). В любом случае имея на руках такое решение дышится легче))), так что будем посмотреть.
В заключение вернусь к тому, с чего начинал историю. Это очень хорошо, что наша компания может себе позволить оплачивать юристов, поставить к забору прицеп стоимостью 1,5 млн на полтора года и сразу купить взамен новый еще за полтора миллиона, оплатить три (пока) командировки в Казань (каждая по 40 тыс.руб.), оплатить экспертизу (еще 40 тыс. руб.) и спокойно ждать вступления решения в силу. А представляете это была бы лизинговая или кредитная техника, у ИП с двумя тягачами и тремя телегами? Что бы он делал? По миру пошел по вине упрямства завода, или латал бы эту поделку до последнего? Вопрос конечно риторический.