Здравствуйте, в прошлом я написал отзыв о тракторе Т-150. Получил множество хороших оценок, комментариев, пожеланий, также ответил на некоторые вопросы и вот просматривая сегодня новые комментарии наткнулся на просьбу Семёна Прокофьева, написать отзыв о Т-40 и хотя у меня в хозяйстве такого трактора нет, но порой время от времени я их вижу, также я три года прессовал тюки на этом тракторе и ко всему этому, это был второй трактор на котором я научился ездить и именно на нём я сдавал на права тракториста, если быть предельно точным то на удостоверение тракториста-машиниста. Вот поэтому решил выполнить просьбу человека и отдать дань уважения по истине легендарному трактору. Признаюсь мне слегка не ловко от того что фото я беру из интернета не имея этого трактора, но так как я пол детства провёл с этим трактором и знаю о нём практически всё как из самой практики, так и непосредственно из предмета трактора-автомобили, также на СХМ немного по тракторам было, то думаю имею право написать о нём. Если б меня попросили написать отзыв, для примера о ЧТЗ, то я бы отказался, так как не управлял им, а только видел со стороны.
Ну ладно я пожалуй начну. Для тех кто не знает, то сам трактор Т-40 выпускался с 1961 по 1995 год. То есть это был и есть поистине Советский трактор, за который не стыдно, хоть и сам трактор час не выпускают, но во всю выпускают двигатели Д-144, они так универсальны что с таким двигателем многие умельцы делают мощные компрессоры, трактора самоделки и вездеходы. Вот на фото что я выложил показаны старые модели Д-144 с мощностью 50 л.с и новые делают с мощностью 60 л.с, мож ещё какие есть мощней, пишу что знаю сам. Трактор имеет полурамную компоновку, также как у МТЗ-80, но трактор можно назвать уникальным тем что в то время, на нём уже устанавливалась механическая полностью реверсивная трансмиссия позволяющая использовать весь диапазон скоростей как на переднем, так и на заднем ходу, также с навесными орудиями. Забыл уточнить сами трактора изготавливались на Липецком тракторном заводе ЛТЗ, а двигателя для них делали на Владимирском тракторном заводе ВТЗ. На тракторы Т-40 была возможность установки механического или гидравлического ходоуменьшителя.Трактор имеет два многорежимных независимо управляемых вала отбора мощности, задний и боковой(такого даже в майбахе нет), что также расширяло функциональные возможности трактора.
Сам трактор Т-40 является заднеприводным с двигателем Д-37 мощностью 37л.с Этот трактор был самой первой базовой моделью. Позже стали делать с полным приводом и дали название Т-40А, также были модели заниженные Т-40АН, но они такие же редкие как заниженные Мтз, также был Т-50А эта модель уже выполняла роль погрузчика с ковшом. Я учился ездить как раз на Т-40А с двигателем Д-37, то есть он был учебный, помимо меня в группе было 43 человека. До меня его мучили 21 год, такие же ученики как я от 30 до 40 человек и после нас ещё семь лет он проработал в ПТУ, после его продали на ХОДУ. Вот представляете какой ресурс двигателя и КПП, каждый год его насиловала толпа учеников, из них половина конечно впервые села за руль трактора и конечно что самое часто бывает как и на учебных автомобилях, каждый раз были те кто резко бросал муфту, вместо задней, включал переднею передачу, влеплялись в ворота, забор, стены, деревья и так далее. У нас в группе не было такого чтоб кто то куда то влепился, были те кто включал не ту скорость и резко бросал сцепление, также один раз положили трактор на бок, по двигателю и ходовой после падения никаких повреждений не было, лишь разбилось три стекла. Раз я сам чуть не опрокинулся, когда решил как это час называют понтонуться и на максимальной скорости пройти змейку, но славу богу повезло и с тех пор я зарёкся о понтах.
И вот внимание, за 28 лет ему ни разу не делали КПП и продали на ходу не забываем. На двигателе всего раз в 3-5 лет меняли сальник на коленвале, больше проблем не было. С КПП проблем не было вообще никаких, с передним мостом говорят шесть лет без проблем было, потом вот раз в два года в среднем, они его ремонтируют. Для себя я отметил что вот будет практика и я попробую сделать, думал ну раз раньше всё хорошо было, а час нет, то значит можно же также сделать. Сразу скажу что конечно если бы ученики издевались над трактором под нагрузкой, типа с гружённым прицепом то конечно и КПП бы полетела, одна дело бросить резко муфту когда на тракторе ничего не зацеплено, а другое дело сделать так с прицепом. Но всё же 28 лет вот и все поломки которые я перечислил. Конечно менялись пару раз ремни, стартер, генератор, но это уже чисто от старости, любую машину или трактор взять и 20 лет без замены генератора или ремня никто не проходит. Самое главное что Двигатель с коробкой без нареканий, да и сталь раньше умели делать что кабина за это время практически не сгнила. Когда наступила практика я как и хотел решил позаниматься с передним мостом. Приподнял задний мост навеской, чтоб на земле были лишь передние колёса, пробывал включать скорость, убедился что передок не работает, даже не дёргается. Заглушил трактор, поднял лебёдкой передний мост, установил чурбаки на всякий случай. Пошатал кардан, покрутил, заметил люфт, то есть гулял мост на втулках. Снял правый и левый рукав для того чтоб добраться до обгонных муфт и в результате всех махинаций увидел что на собачке выработались усики, заточил их сперва напильником, понял что долгая песня и на наждачном станке оприходовал это дело. После уже когда хотел собрать и всё отмывал, я заметил что флянчик который передний мост в движение приводит сильно сточился, когда он был грязным как то не заметил этого. По идее я должен был на него внимание в первую очередь обратить, но думал да что будет куску металла, тут либо пружина или ещё что. Ну вот прикинул что так его стачивает как раз от того что люфтит. Выработка как никак о себе даёт знать. Решил я тогда вообще этот прямой кардан заменить на газоновский с крестовинами, думал что как никак крестовины будут этот люфт компенсировать, в отличии от совершенно прямого. Позвал мастера и предложил ему свой план. Он сказал что газоновский не дам, у нас он один, а зиловский могу их всё равно штук пять, помогу тебе, но в случае чего скажешь ты один делал. Ну я согласился вместе собрали, проверили работает хорошо, также через год после этого нареканий не было, а дальше я уже закончил учёбу. Видил мастера два года назад в магазине разговорились, он сказал что теперь ПДД ведёт и что шесть лет без проблем трактор то проработал с таким карданом, лишь саму крестовину раз поменяли и всё. Так и продали на ходу ещё, стёкла на заводские поменяли лишь, да колёса задние и то б не продавали, да заставили, говорят мы конечно понимаем что трактор на ходу, но всё же надо на что то посовременней поменять.
Теперь расскажу о Т-40АМ. Это тот же самый трактор но как вы догадались двигатель стоит уже Д-144 с 50л.с, объём двигателя при этом такой же как у Д-37 4.16литров. Можно сказать что Д-144 это тот же самый разогнанный Д-37. Также отличие в решётке радиатора она стала не полукруглой, а уже прямоугольной типа как у всех будущих моделей ЛТЗ которые выпускались после или нынешних МТЗ. К слову такой же трактор у человека который попросил меня написать этот отзыв. Можно сказать что модели были те же самые только уже с таким двигателем, то есть и с заниженной кабиной и с одним только задним приводом, но уже добавилась модель Т-40АП для работы с коммунальным оборудованием, вот на них да распределитель тёк, из за того что приходилось каждый раз пользоваться навесным оборудованием.
Моё знакомство с этой моделью произошло не по моей воле, я не про коммунальный вариант, а о Т-40АМ. На тот момент у меня было чуть больше 300 гектар земли, я убрал ячмень, переработал и почти весь продал, впереди ещё осталось чуть больше месяца до уборки подсолнечника. Вечером вышел на зады как всегда чтобы поговорить с мужиками которые идут в табун за коровами, о том о сём. Подходит к нам дедушка, да спрашивает продаю ли я ячмённую солому. Я говорю нет не продаю, с поля бесплатно забирайте сколько угодно. Он говорит а что ж так? Запрессовал бы да продал, ну я отвечаю что пресса нету, да и беларус продал, лишь дтушки пока одни, вот после уборочной буду новый брать. Ну он говорит, так давай я тебе дам Т-40, ты мне только сто тюков привези да литров 50 солярки, а сам можешь все поля запрессовать. Тут и мужики говорят, а что нормально я бы тюков двести купил, и я сто и так далее. В общем я согласился, не столько ради денег, а чисто чтоб помочь.
Пошёл сразу после табуна с ним домой, он хотел показать что да как, я сказал да знаю, ездил уже, только внешний вид немного другой. Узнал что трактор 88 года, то есть на тот момент ему было 19 лет. Пресс меня опечалил тем что не было приспособления для того чтоб тюки подавались сразу в прицеп, и чтоб не подымать их с земли, я сделал сам направляющие с профильных труб и усилил арматурой. После этого взял двух рабочих и поехал прессовать тюки. Иногда баламутил вязальный аппарат, но всё же после замены нити, дело пошло в гору и мы не особо торопясь делали по 800-900 тюков. Получается если б мы не ездили и не выгружали, а чисто прессовали на месте то наверное свыше 1200 бы делали. Тогда я понял что всё же таскать пресс с прицепом это максимум в жару для Т-40, так как он слегка грелся, если бы нагрузка была чуть выше температура бы пошла вверх и пришлось бы работать с перерывами. Такими темпами мы спокойно без проблем делали по 800-900 тюков в день в течении двух недель. В самом конце я в качестве бонуса сделал деду передний мост также с зиловского кардана, как вы поняли у него он не работал, ну он потом и сказал что лет десять как не работает, мне и с задним мостом его хватает. Отвёз ему 200 тюков и бочку двухсотку солярки, за это он вручил две банки солений на том и разошлись, после этого ещё два года по такой схеме проработали, а на четвёртый пришлось нам прекратить сотрудничество.
Подведём итоги. Для Советского периода Т-40 был хорошим и надёжным трактором, что говорить если из всего электрооборудования был лишь генератор да стартер, он прост в управление, лёгок в ремонте, лишь чтоб стравить воздух с ТНВД требовалось умудрится подлезть открутить пробку. В совхозах же говорили о нём плохо, но как оказалось что многие даже не знали что у этих тракторов всего 37 и 50 лошадиных сил. Когда я им это говорил смеялись типа да ладно гнать, вон он на равне с моим Мтз-82 идёт у которого 80 л.с. Вот и выходит что их использовали на равне с тракторами в 80л.с и они ни чуть не уступали, кроме разве что грелись, из за воздушной системы охлаждения. По своей простоте это конечно плюс, не надо ничего заливать, зимой легче заводить лишь картер прогрел и всё, да и то его часто даже не прогревают. Минусы же что той же самой зимой в кабине очень холодно, так как теплу браться практически не от куда. У Т-40 очень хорошая проходимость, у меня на данный момент два МТЗ-82.1 Всего было четыре вместе с Мтз-80, так мне кажется что у Т-40 проходимость была лучше чем у беларусов. Расход у Т-40 от 5 до 7 литров в час, но если брать нынешнее время, то можно с уверенностью сказать из за износа, час на многих Т-40 расход примерно около 10 литров в час, не сказать что мало для 50 л.с, но всё же не так много и для простой работы даже не заметно. Эти трактора будут ездить десятилетиями без поломок у тех кто будет на нём ездить к примеру за дровами и умеренно его нагружать, тоже самое на сенокос и так далее. Лично я за опыт проведённом на старых Т-40, думаю что если б был новый Т-40 и сравнить с любым импортным трактором такой же мощи, возлагать на них одинаковые задачи, то импортный сломается быстрее, единственное у Т-40 начнёт течь гидравлика раньше чем у импортного и по комфорту конечно по всем параметрам Т-40 импортному проиграет, но по надёжности КПП и двигателя не уступит ни капли.