Дорогие дромовцы, вот пишу вам второе письмо, на этот раз еще об одном чуде Малазийского автопрома – Протон Вира.
Данный автомобиль, 2005 года рождения, был приобретен для нашей семьи моим тестем чуть больше 4-х лет назад. Первоначальная стоимость нового авто мне не известна, но за б.у. с пробегом около 70 тыс. км было заплачено банком примерно 8.5 тыс бакинских. Кредит на 7 лет, в месяц примерно по 100 баксов с копейками. Им был заплачен депозит и первые несколько месяцев, а потом мы подхватили. Всего в нашей семье три Виры. Одна старая, где-то середины 90-х, 1.3 л, механика. Пробег какой-то даже и не скажу, точно что за 300 тыс. Убитая в хлам, ездит то на бензине, то на газу. Кондер работает через раз (это труба в Малайзии...) Вся разболтанная, вибрирует и трещит, но безотказно едет. Капиталловложений в неё – только топливо и изредка замена масла и фильтром. В свое время была куплена тоже б.у. за примерно 3 тыс баксов ;) Третья Вира – такая же как наша, только 2006 года. Состояние хорошее, куплена пару лет назад за 6 тыс. примерно.
Данный авто, как мной уже упоминалось ранее, является митсу Ланцером (три поколения тому назад, в Украине на таких в 90-х – 2000-х ГАИ ездили), выпускаемым в Малайзии. Выпуск данной модели прекращался на рубеже 90-2000-х, так как ему на смену пришел Протон Waja, существенно внешне измененный Ланцер предыдущего поколения. Затем по многочисленным просьбам и заказам населения выпуск был возобновлен в 2004-2006 гг. Делали в основном под такси, но и в продажу также поступали.
По кузову две основные модификации – седан и хэтчбэк. Движки – 1.3, 1.5, 1.6 л. Коробки – как ручка так и автомат, 4-х ступенчатые. Был еще пикап (Арена), но крайне редко. На основе Виры выпускали еще два авто – Путра – двухдверный хэтчбэк с заряженным двигателем (малый тираж, крайне редко встречается) и Сатрия – 3-х дверный обрубок хэтчбэк (сейчас идет во втором поколении). Новая Сатрия, изначально уже приспортивненная, используется в ралийных гонках. Если я не ошибаюсь (заранее извиняюсь на невольную ошибку), Червоненко в Украине на такой гоняет. В 90-х на самую дорогую Виру шел оригинальный японский движок. В леворульный экспортных моделях иногда называется Протон Персона, хотя это не персона – местная персона совсем другая модель.
Моя Вира – седан, 1.5 л, инжектор, 4-х ступенчатый автомат. АБС нет, ГУР есть. Салона из кожи на Вирах никогда не было, велюр, так себе, велюр как велюр. Размеры салона не описываю – ведь это же Ланцер, сами знаете. Бак маленький – литров на 30 с небольшим. Расход топлива – при баке под завязку – плюс-минус 400 км по городу. По трассе расход естессно меньше.
Предыдущим хозяином на 65 тыс пробега был поменян timing belt. Сервис на Протоны рекумендуют делать каждые 5 тыс км – замена масла, фильтра и свечей. Остальное (если машина не на гарантии) в Малайзии делают только когда или заглохла, или просто не завелась. На течи масла тоже особенно не реагируют – реагируют на лампочки на приборной панели. Надо отметить, что здесь больше всего достается отечественным автомобилям. Отношение пользователей к ним зачастую наплевательское, но при этом население вечно жалуется на их качество (следили бы за машинами лучше!!!).
Я сервис делаю исправно каждые 5 тыс. В среднем за замену масла и иногда свечей отдаю в пересчете 40 долларов. Тысячах на 80-ти заметили подтекание в правом заднем тормозном цилиндрике, поменяли, за одно и передние колодки. Обошлось еще в примерно 40 баксов. После этого сразу же накрылся кондер – его просто заклинило и он задымился. Поменяли компрессор со всеми трубками. Поставили б.у. с более старых Вир – они мощнее и надежнее. Обошлось в 150 баксов.
Когда переезджали из Куала Лумпур в Кота Кинабалу машина 2 недели плыла по морю и не в контейнере. Как результат – кто-то из подонков в shipping company подменил консоль электростеклоподъемников на водительской двери. Дело в том, что деталь эта на Протонах частенько просто перегорает с невозможностью восстановления, а оригинальная стоит под сотню баксов. ТВАРИ, МЛЯ!
У буквально всех Протонов тех лет есть интересная особенность – в машине все время ломается мелочевка. Список: застряют стеклоподъемники или как минимум тормозят (приходится тренировать руки и цепкость пальцев), отстают резиновые уплотнители дверей, проваливаются колесики в обдувателях в салоне, свистят ремни (генератора), разбалтываются engine mounting (не знаю как по-русски, такие изделия из металла и резины, на которых весь движок стоит) из-за чего машину при включенном D и выжатом тормозе колбасит, что аж страшно становится, тоже с креплением кондера – дополняя картину трилера до реального horror. Также из мелочей – иногда не держится замок бардачка, частенько кондер дохнет или наоборот начинает морозить (что у меня на Экзоре несколько дней назад началось), радиаторная решетка (пластиковая) с эмблемой авто отваливается, центральный замок живет своей жизнью – задние двери приобретают полную независимость от воли владельца, отваливается бампер (ломаются клипсы), лампочка check engine любит поиграть на нервах водителя и по всей видимости с самим двигателем никак не соединена. Радует, что на Вирах коробка как правило не доставляет беспокойств, в отличии от Пердана V6 – деталь обязательно умирающая после небольшого пробега и требующая замены (штука баксов как минимум).
Но, вернемся к нашим баранам...Заплатив полторы сотни установил новую консоль. Кстати, несколько месяцев назад она пыталась поломаться тоже – чуть подшаманил контакты, вроде пока нормально. До 110 тысяч ездили нормально с заменой масла каждые 5 тыс. Эксплуатировали каждый день по городу, иногда выезды в горы и т.д. На пробеге примерно в 110 тыс машина стала вибрировать – крепления двигателя и кондера издохли. Появился гулкий скрежет где-то в ходовой сзади слева, машина стала просто тупой и колодки опять поизносились.
Содсобрал инфу и цены на ремонт – частные независимые станции с хозяевами китайцами заламывали цену в 300++ баксов только за замену креплений движка. Говорили, что только одни оригинальные запчасти больше сотни стоят, а замена – невероятно сложная процедура. Поехал к официалам – они усмотрели течи масла и прочие страсти. Сказали, что 500-700 баксов отвалить надо. В результате поехал к другим официалам, там где Экзору обслуживаю. Мэнэджер порадовал – оказывается, что цена на оригинальные малазийские крепления (а не из Тайваня, которые подешевле!) – 10 баксов за штуку, умножай на три. Замена – 50 баксов, масло нигде не течет пока, но сказал что в принципе пора бы уже. По ходовой все ОК, но сзади резинки поменять надо. Повеселев, я решил поменять все жидкости, обстужить ГУР, коробку, рулевые, колодки и еще что не упомню. За все-про все 400 долларов и пару дней работы. Когда забирал машину – ПРОСТО НЕ УЗНАЛ ЧТО МОЯ! Скрежета в ходовой больше нет, двигатель работает ровно, ни шелохнется, машина прёт просто не по-детски! Правда, было одно но – выехал из сервиса – стук сзади и стук под капотом. Чуть скорость – стук сзади усиливается. Сделал круг – вернулся на станцию. Они поддамкратили мой агрегат, а заднее правое колесо – болтается. Сразу говорят – у вас весь колесный диск сломался, менять срочно надо. Я им небольшое разминочное светопредставление устроил – ведь я вам нормальную машину привез, как это так в процессе ремонта вы мне что-то угробили!? Разбирайтесь в чем дело немедля. Оказалось – эти балбесы его просто не прикрутили. Ладно, а что под капотом тарахтит? Открыли. ВАУ!!! Крепления аккумулятора вместе по болтами просто в свободном полете, а сам аккумулятор уже со своего места снесло. Короче выслушав от меня лекцию о безопасности дорожного движения и дико извинившись они исправили свои ошибки, и я, довольный откатал следующие тысячи.
На 120 тыс с плюсом км, перед домом на полу таки стали появляться капли масла. Проверял уровень - эктренно не падал, но к 125 тысячам все же был на половине между минимумом и серединой. Справился на сервисе у официалов. К тому же время менять timing belt пришло. Опять счет в 600 баксов и тря дня работы. Это, говорят передняя прокладка двигателя потекла (oil seal), а чтоб её поменять нужно всю коробку снимать и т.д. и т.п. А ремень тоже труба – очень сложно и трудоемко...Товарищ на работе дал контакт своего механика – опять мурый китаец, мастерская прямо дома. Срач, сарай и горы старый запчастей.... Он мудил-мудил, говорит минимум 150 баксов, но я не уверен откуда масло течет, да и сейчас работы полно, мол жди несколько недель, я тебе позвоню. Не понравилось – я с такими уже дело имел, в результате они счет вдвойне выставляют. Потом один из сотрудников жены предложил его дядьку - у того свой автосервис где-то в пригороде. Сами они не китайцы, а представители местного племени – дусун. Поехали – деревенский автосервис, приятный дядька средних лет. Посмотрел, говорит сделать можем все и по любым машинам. У самого там Пажерики стоят на ремонте, какие-то минивэны, пикапы тойоты и !! фольксваген жук !! ремень в движке поменять – новый оригинал 100 тыс гарантирую отходит – цена 35 баксов, работа 20 баксов. Прокладка в движке, так она же новая 10 риннгит стоит (3 доллара !!!!!), работа правда дорогая. Сколько? 30-50 баксов где-то. Короче отдал ему машину, заодно попросил масло и свечи поменять. Дело было в пятницу, в понедельник звонит – готово, забирайте. Поменяли все как и планировали. Цена деталей с работой – 321 риннгит, то есть 107 долларов !!!
Сейчас машина только что из сервиса, пока хорошо. Под капотом – сухо, едет отлично. Дальше видно будет....