Много мыслей и действий в отношении Дастера было в период его владения. А вот отзыв пишу спустя ровно год, после сдачи машинки в трейд-ин. Ушла кстати быстро из трейд-ина в Петрозаводск из СПб за неделю. По цене потери от владения составили за 3 года 200 тр.: базовая цена 700, цена сдачи в трейд-ин 500. Можно было продать самому дороже на 30-50 тр…но время, деньги и предыстория машины – 500 отличная цена.
Полёт эмоций и их количество были полярными: от восторженных до отъявленных. Были моменты, когда авто хотелось «носить на руках» от восторга вдали от дома на диких направлениях, а были моменты, когда я вспоминал всех его создателей «добрым» словом. Но… обо всём по порядку…
Сразу оговорюсь: все конструктивные вопросы будут удостоены вниманием, а эмоции и личные мнения всех читающих – оставлю им же.
Итак, шел 2012 год и третий год обладания Сузуки Гранд Витара 3D. Чудесный автомобильчик: надежный, маневренный, а честный полный привод дарует радость в управлении на поворотах. Пробежали с Сузуки около 100 т.км.: от финского городка СалО до Крыма, от Санкт-Петербурга до Высоких Татр Словении. И всё в машинке хорошо, кроме…размера салона. При выборе стал смотреть на новую Гранд Витара уже 5D. И всё было ясно по машине – где обслуживать и сколько это стоит. Но…в 2012 году друг попросил купить ему новинку авторынка – Дастер. А у меня как раз в салоне работают ребята, предложившие отказной Дастер с допами.
Купили, оформили, но в день оформления знакомого вызвали на работу и машину принимал я: на удаленном складе, с проверкой, регистрацией в ГИБДД…чего только не сделаешь для друга ;)
Первые впечатления от Рено были с легким налетом ностальгии: 3 года тому назад я ездил на Рено Символ турецкой сборки – отличный, неприхотливый, надежный автомобиль на все 70 т.км. – в смысле от ТО до ТО и больше ничего. От Дастера ожидания были похожими: тотальная надежность и неприхотливость от -32 в центральной России до +45 на юге нашей Необъятной – всё, что прошел Символ ранее.
В общем: сижу высоко, гляжу далеко…но с обзорностью что-то не то…Забегая вперед скажу, что Дастер – единственная машина – в которой угадать расположение передних колёс из-за раздутых безмерно арок можно приблизительно. Понимаю свою «уникальность» в данном вопросе, но сей факт так и остался фактом на обоих Дастерах. Вернемся к обзорности: вроде машина имеет приличный % остекления, даже боковые зеркала, размер которых больше, чем в ряде обычных пепелацев, но…обзорность – вроде есть, но мне её всегда было недостаточно. Ладно, сей момент ясен, пойдем дальше. Трогаемся…про первую пониженную знал, трогался со второй, динамика приемлемая, комфорт акустический – средний, ближе к хорошему. И погнали к другу за 60 километров на работу, в чистое поле, благо лето было и светило суровое Питерское солнце ;)
Что меня сразу порадовало в Дастере:
1. Скорость 90-110 очень комфортна, но не более. Причем все стыки вантовых мостов, а позднее и грунтовка показали всю её прелесть: упругость, энергоемкость и комфорт на проселке.
2. Экономичность: в сравнении с Сузуки, Дастер экономичнее до 30%: на данном отрезке пути на Витаре я тратил четверть бака, на Дастере – при меньшем объеме бака – примерно 20%, т.е. пятую часть. При этом на Витаре я придерживался Эко-режима, а на Дастере шли 120 – режим обкатки позволяет. Другими словами самый низкий расход на Дастере составил около 8 литров на 100 км в режиме трасса. Город – 10 в целом при умеренном темпе езды.
3. Подвеска и размерность колёс: за подвеску Дастеру можно простить всё! Она позволяет при грамотном подходе очень многое: и низко лететь по разбитому проселку, и ползти между лесовозных колей в Псковской зиме, и штурмовать метровые рыхлые сугробы, да и полный привод иногда в помощь был весьма кстати. О полном приводе: за 3 года эксплуатации затем уже собственного Дастера – он по-настоящему- пригодился раз 10, не больше. В основном – зимой, там, где необходимо идти с регулярной диагоналкой. Летом – пару-тройку раз – при поездках по старинным деревням России, где даже знойным летом накатанная колея дороги может уйти под воду см. на 20-30 (предварительно промерянных) и дальше пару километров по полю, переходящему в болотистую почву. Поэтому для горожан полный привод не особо нужен. Но мы то брали Дастер для прицепа с квадриком, охоты, стройки и жизни за городом, с чем он отлично справлялся. Размерность колёс порадовала единожды – благодаря 16 радиусу – относительно недорого можно было купить отличные шины.
Отдельно хочу отметить момент поездки по Новой Риге, когда она была скорее таковым полигоном, чем дорогой. Это был первый длительный прогон Дастера. Так вот: конечно, я не летел по ямам с пол-метра глубиной, но комфортно шёл быстрее средней скорости потока. После Новой Риги все дороги мира – просто идеальный асфальт. А Дастер – молодцом, и до, и вовремя, и после.
А теперь реалии жизни с Дастером друга, а также позже и моим Дастером, купленном на фоне первых эмоций от машины друга:
1. На первом купленном Дастере потёк кондиционер в салон. Записаться можно было сразу на устранение, но друг терпел несколько месяцев – много работы. Как оказалось – к лучшему. Те, кто приехал позже, приезжал один раз в отличие от первых бросившихся на исправление. Некоторым приходилось возвращаться во 2 и 3 раз. Исправили и забыли.
2. На этой же машине после года нещадной эксплуатации (65 т.км. за год), с прицепом, с кассетной печкой, поселившейся в багажнике на 2 месяца – просели задние амортизаторы. Несильно, но на 3 см. просели. Аргументы дилера возле машины – естественный эксплуатационный износ. На безопасность и управляемость не влияет. Да и гарантия на подвеску не 100 т.км., а всего лишь 30 – читайте мануал. При общении с сервисом – парни сразу признали – комфорт на проселках обеспечивают быстро летящие амортизаторы – хотя у меня при 100 т.км, а у друга на 65 т.км. вопросов по ним не было… ни одного – ни по передним, ни по задним.
3. При активном использовании ручника – выскочил крепеж рядом с правым задним колесом. Исправили на очередном ТО.
4. Села батарейка в иммобилайзере – пришлось срочно менять -)
5. На моём – втором Дастере – первый заезд на мойку через неделю из салона ознаменовался водой в багажнике… Поехал к дилеру – положили забытую мастику в полость стыка крыши и боковой панели, устранили. Осадочек остался…А спустя пол-года на форуме поймал инфо о трещинах ЛКП на задних водостоках. Решил проверить у себя и, как ни странно, нашёл ;) Причем с обеих сторон. Тянуть не стал – обратился к дилеру и получил ответ – вы по бездорожью катаетесь, поэтому кузов испытывает нагрузки на кручение, результат – трещины, в которых вы и виноваты. Мой ответ был простым: вы рекламу Дастера видели? Бездорожье в ней видели? Вот для этого я ваш Дастер и купил – ремонтируйте. В общем, не спорили. Отремонтировали. С 4-го раза. Первый раз – новый пластификатор и краска продержались месяц – два. Но слабый на кручение кузов и продолжающиеся диагоналки и проселочная дорога сделали своё дело. Во второй раз работа была лучше, продержалась краска около 3 месяцев. Но кузов – то слабый, да и поездка на Эльбрус с диагональной парковкой на камнях – ну не хватает свободных мест на всех горнолыжников – с разницей в 30-40 см крепости кузову не прибавила. Да и ощущения от незакрывающихся задних дверей и двери багажника при таком вывешивании плюсов тоже машине не добавили. В третий раз просто пригрозил дилеру, что машину сдаю только в обмен на подменную машину, надоели со своими водостоками, слабым кузовом и ЛКП. Дали Сандерку на 3 дня. Хватило ремонта на пол-года, т.к. ездил по городу. А тут появилось предложение махнуть в Леви, в Финляндию, а там опять диагоналки местами, интересные места, в общем, снова поехали исправлять водостоки, но уже по обновленной в третий раз технологии от производителя. Скажу сразу – когда сдавал в трейд-ин, на водостоки не смотрел – банально надоели. На скорость/безопасность не влияет, а эстетика – не для этой машины. Был в салоне Рено – переобувал другую машину – специально обратил внимание – рейлинги на крыше нового Дастера стали в 2 раза толще. Не ради эстетики. А ради укрепления кузова на кручение. Странное решение: ни один багажник/поперечины не поставить, за исключением резинок. Я обращался к производителю с вопросом пластилинового кузова – даже опрос прислали – купите ли вы еще машину от Рено, и если нет, то что нужно изменить… Изменили….жесткость кузова выросла на рекламных 10% - у дилера новый Дастер стоял на возвышении передним правым колесом, этак см. 5, не больше: при этом задние двери закрывались уже с усилием, как и задняя крышка багажника….в общем, всё изведанное мною слегка подкорректировано рейлингами увеличенного диаметра ;) Но на Эльбрусе результат парковки на камнях будет тот же ;)
6. Что меня действительно радовало в Дастере – это его лобовое стекло: крепкое, надежное, незатирающееся. По крайне мере те камни, что я ловил на нем оставляли только сколы. О трещинах и речи не было, несмотря на наличие и использование подогревателя (из-за разности температур стекла дают трещины на ровном месте), а здесь – всё нипочем, сие – приятно.
7. Ставил регистратор – подключал к штурманскому свету – быстро разжал все контакты, подсоединил, собрал обратно. А на Сузуке я понял – зажатый на заводе контакт можно только отрезать, разомкнуть в полевых условиях без специнструмента – нереально… Подключение того же регистратора потребовало в 2-3 раза больше времени…самураи на высоте.
8. Высокая скорость на Дастере чревата как минимум – высоким расходом, а как максимум – ушами. Заходил с КАД на съезд при 110 км/час…энергоемкая подвеска при маневрировании на большой скорости превращается в ватную, а задние барабанные тормоза – гарант длительного тормозного пути даже на сухом асфальте.
9. ЛКП – а вот хорошее, как ни странно…при поездке в горы, горячий джигит, обгоняя вереницу из 30 машин в гору, обдал всех каменной крошкой…в общем, по итогам 5 сколов на левом боку сделаны выводы: грунт есть, толстый, краска есть, мягкая, металл по Питерской погоде за 2-3 сезона ржавчиной не пошел. В общем за все 3 года ЛКП я не уделял внимания вообще – при интенсивной эксплуатации одна полировка вернула бы заводской блеск.
10. Кузов … супруга посадила боковиной Дастер на уголок Газели, перекрывшей перекресток…пол-метра задней боковины прорезаны как консервным ножом… а боковина Дастера – и есть консервный металл – тонкий, нежный, такому не придашь жесткости – он весь тончайший, сколько не укрепляй…100 тр страховой компании решили замену заднего крыла целиком. Но кузов как был, так и остался фольгой, в которую в Советском союзе упаковывали шоколад. Нюанс на моей машине: при поездке за полярный круг, обнаружился скозняк в ногах водителя – где-то на форуме есть решение, но так как я столкнулся единожды при низкой температуре, то решил этот вопрос проще – перешел на 2-ую скорость работы обогревателя.
11. Устойчивость при боковом ветре – приемлемая. Но если у вас на крыше высокий бокс (выше 40 см), скорость за 100, вы вершине холма и вас встречает сильный боковой ветер – держитесь за баранку крепче! Переставляет на раз, на сухом асфальте.
12. Расход – обычный режим в городе/на трассе – обсужден много раз. А вот при движении на скорости свыше 120 км/час (при разрешенной 130 км/час), при полной загрузке бензин куда-то испарился километров за 400…даже чуть меньше. Выехал из Москвы, бак полный, мчал до съезда на Липецк, это как раз около 400 км и…до заправки еще 30 км не доехал…хотя расчет был еще 100 км пройти в обычным режиме…в общем, берите с собой канистру литров на 5 – 10 при активной езде даже на стандартных маршрутах.
13. Багажник: 4 мешка зерна помещается легко, 5-6 при оптимизации пространства (задние сиденья при этом не складывали). Да, машинка приседает, но не более того. Для деревни – отличный показатель (если только у вас не L200 приседает при десятке центнеров).
14. Салон: простой, практичный, легко моется/убирается/комбинируется. Всё легко снимается, чистится, моется, сушится.
15. Моторный отсек: сразу был установлен уплотнитель от Газели – отсек был чистый. Установлен Гидроник – зимой всегда тепло, комфортно.
16. ДВС…а что о нем говорить? Старый, известный 2.0 литровый мотор, атмосферный, да, не мощный, всего 137 л.с. Зато надежный: масло не ест, заводится всегда, греется быстро, остывает медленно, обслуживания от ТО до ТО не требует. Удобно прогревать в движении на малом ходу. А вот защита картера ДВС – заводская – потребовала внимания…по старой доброй традиции 4 раза…первые 3 раза дилер Петровский сделал 3 разные отверстия, чтобы закрепить передний правый угол родного стального листа. Итог: конструктивно лист ровно не закрепить, поэтому всё напряжение пришлось на затянутый болт, головку которого и сорвало в самый «интересный момент». В общем, звон от защиты стоял 2,5 года, пока не сорвало болт, заехал в Липецке к ребятам – высверлили старый, нарезали резьбу и закрепили как-то иначе, но по уму – защита больше не звенела.
Со временем встал вопрос замены машины – смотрел в том числе и Каптюр, и новый Дастер. Каптюр – тот же Дастер, чуть облагороженный, но пластик в салоне тот же, ДВС – те же. Чем Каптюр лучше – так это жесткостью кузова. А новый Дастер хорош…особенно – с дизелем. Ему бы кузов покрепче, обзорность получше, убрать огрехи сборки – и …я взял бы его в третий раз. А пока мне по-прежнему больше симпатичны аскетичные самурайские авто.
Вывод: Дастер отличный, неприхотливый автомобиль. Несмотря на весь озвученный скептицизм, это надежный, проверенный друг: до дома он довозил всегда и с комфортом. А те мелочи, что указаны – всё устранимо. А если учесть, что оба автомобиля были куплены из первых партий – то для них огрехи сборки простительны. Если бы в момент покупки я знал обо всех предстоящих нюансах в эксплуатации – я бы все равно его взял – понравился внешне, подкупил подвеской, хорошим обслуживанием, понятной ценой и отличной остаточной стоимостью. И ведь нравится, до сих пор внешне и подвеской и мне, и супруге, чуть лучше бы ему стать в мелочах – взял бы снова! ;)
ps фото чуть позже..