24,07,2018 год Путешествие Хакасия - Монголия - Бурятия- Красноярский край- Хакасия.
Маршруты Абакан – Кызыл (Тыва) - Цаганталгой (граница) – Немрог –Тосонцэгол – ИХ УУЛ – Цэцэрлаг- Хархорин- Эрдэнесат – Лун- Улан –Батор – (столицва)
Обратная дорога Затем Улан – Батор – Баянгол – Дархан –Сухбаатар- Алтанбулаг- Хиат (граница с Бурятией)
Затем Улан Удэ – по объездной - озеро Байкал - Иркутс к- Канск – Красноярск- Абакан
Планировали поездку в течении лета, а собрались за около 3 трех часов .
Автомобиль Рено Дастер 2013 года ,4 ВД двигатель 1,6 , он откровенно слабоват, особенно на подъемах. Ранее я к заводской защите двигателя установил (добавил) самодельную защиты на заднюю часть днища – она закрыла глушить, бензобак, плюс задний редуктор,
На релинги Автомобиля был установлен самодельный багажник из профильной трубы (Он дешевле и надежнее) Закреплены 2 запасных колеса, Я был против этого запаса, но друг настоял. Как оказалось позже – зря брали две запаски, данная конструкция дала большую ветровую нагрузку и снижение скорости на трассе,
Выехали С Абакана в 23 часов , В Шушенском были оштрафованы ГИББД на посту за не пристегнутый ремень пассажира на заднем сиденье (Я спал) ,
Уже к 12 часам дня (субботы) подъехали к границе Тыва и Монголии Цаган Толгой, там очередь плюс перерыв на обед, Сварганили обед, и к 15 часам прошли таможню,
Как оказалось позже Погранцы с Тывы не записали нас (не вбили в базу компютера) о проезде за границу и не дали соответствующую бумагу. Потом в Бурятской таможне нам пришлось писать объяснительную и Бурятии Пограничники в лице женщины капитана, ругаясь и матерясь на Тувинских раздолбаев вносили нас в базу, предварительно созванившись с руководство в 3 (три ! ) часа ночи.
Это было потом
Кстати Монголы – пограничники по русски не разговариваю, , все на пальцах, заплатили небольшой сбор за экологию (50 рублей), там же поменяли часть денег курс был 38,5 тугриков за 1 рубль.
Затем заехали в ближайший поселок , где у местных монголов спросили как лучше проехать, Нам местные посоветовали ехать не по гравийке, а по степи , сказали что мы срежем около 120 км.
Монголы дружелюбные и простые люди , даже В кафе нам налили кипятка в термос и показали дорогу , было сказано езжайте по самой накатанной дороге и в темное время опасайтесь волков. Ехали весь вечер , останавливались поесть и сфотаться, Пейзаж - куча степных дорог, сотовой связи, хорошо не подвел Навигатор, верблюды, Яки , овцы, стоянки местных . Юрты, возле Юрты – обязательно японский джип, грузовик, мотоцикл, спутниковая антенна + солнечные батареи.
Нас по бездорожью обгоняли местные, на Тойота Приус, как они это делают Я не понял, видимо даже в темноте знают каждую кочку, У нас в машине стоит заводская защита + я поставил дополнительно самодельную, но с ними соревноваться не в гонках по степным дорогам не стали, ехали со средней скоростью 30-40 км час
В ночь штурмовали неизвестную речушку , Навигатор показал , что что объезда нет, Посовещавшись и разведов дно- песок + мелкая галька глубина 40-50 см, решили рискнуть , включили блокировку и с разгона проскачили .
За 12 часов проехали более 300 км и К утру выехали на гравийку, коллектив проголодался и было решено перекусить в ближайшей юрте. На пальцах заказали 1 (одно ) блюдо на троих – Бозы, Пока ждали осмотрели их жилища, пообщались с ребятишками. Были голодные , но еле втроем справились с одной порцией – вкусно сытно и недорого (около 500 руб).
Между делом , Штурман (по очереди) на переднем пассажирском сиденье не только следил за маршрутом но и читал историю страны Монголия (Я заранее распечатал). Сотовая связь на перефирии у них есть не везде, без Навигатора в степях делать нечего.
Затем по зубодробительной дороге обгоняя грузовики двинулись в сторону города Немрог –Тосонцэгол – ИХ УУЛ – Цэцэрлаг- Хархорин- Эрдэнесат , заправились Газом. По городам Монголии нет объездных дорог , встречаются лежачие полицейские без всяких знаков,
Менялись с Володей через 3 или часа за рулем, несколько раз попадали под дождь и даже град, Ямы не всегда замечали вовремя ,Я думал колеса оторвутся у машины, Но в итоге уже в Бурятии был выправлен диск на правом колесе.
Через сутки рано утром в 4,30 въехали в Улан БАТОР , не сразу но нашли гостиницу, движение автомобилей утром почти нет, нам повезло,
Дороги в Монголии не очень, автотрасса Иркутск – Абакан в разы лучше.
Гостиницы недорогие , не было 2- х местного, но мы были очень уставшие , выкупили одноместный , Затем приняли душ, выпили чайку и покрепче ( водки Чингисхан) и проспали до 14 дня. Затем -Езда по городу (пробки) , Храм , рынок, Центральная площадь, Дом правительства, На рынке приобрели все что запланировали, пример -были куплены пуховики китайского производства, сумки из кожи и т. д , цены дешевле чем у нас .
Примечание в Монголии небольшая таможенный сбор за импортные товары, соответственно автомобили и другие товары стоят на порядок дешевле чем у нас.
Много японских автомобилей ,в основном Тойота и Ниссан, подчеркну Китайских Авто нет ВОБЩЕ, впрочем как нет китайских авто в Индии и в Тайланде.
Поздно вечером прогулявшись по центру – решили отметить приезд в столицу Монголии в ресторане, .Там и местные и иностранцы, познакомились с группой из Австралии , даже поговорил и выпили за дружбу Народов.
Чек за ресторан за 3 человек , Еды + выпивка + пиво , всего чуть более 1 тыс рублей. На улицах Часто видели Европейцев , реже русские.
Затем по пробкам - в гостиницу отсыпаться, утром поехали в музейный комплекс Чингизхана .
Высота статую 40 метров, внутри скульптуры лифт, в подвале Музей посвященный всей монгольской империи, как утверждаю историки – самая большая империя завоеваний от Алтайских гор до Черного моря, Китай, часть Сибири, захватывали территории от Багдада до Китая и часть Европа и правили Ханы более 400 лет.
Там встречаться и монголы и иностранцы, повстречали россиян с Бурятии и с Ростова (у них маршрут самолетом до Улан Удэ, затем автобусом до Улан- Батора) , побывали в местном Супермаркете, отоварились местные и не местными продуктами и спитрным и по пути заехали в пару храмов , и после обеда мы двинулись в сторону Сухэ Батора- Бурятия.
Границу с Бурятии проходили в 3 часа ночи, пропускной пункт работает круглосуточно ,в отличии от погранотряда в Тыве (там с 8 до 17, выходной воскресенье) .
Спасибо погранцам и таможенникам Бурятии, при досмотре машины и проверки документов было обнаружено , что мы в Монголию вообще не заезжали и даже в компюторной базе нас нет, (косяк Тувинских пограничников.) Звонок руководству таможни (в 3 часа ночи !), от нас Объяснительная + подписи, + мы въезжаем в Россию, Ура!
Все познается в сравнении - дороги Улан – Удэ –Иркутск -Красноярск классные, не сравнить с Монгольским асфальтом. Все крупные города Бурятии и Красноярского края проезжали по объездной дорогам, торопились на работу ,
Под Иркутском на ровной хорошей трассе в 4 утра простояли в пробке 30 минут, причина – полиция и МЧС ликвидировали аварию легковушки с грузовиком.
Результаты аварии – разбилась легковушка , залетела под колесо большого тягача, итог - машина в куски – вещи разбросаны, люди скорее всего погибли, как сказал полицейский – водитель заснул. Тягача потащили в ремонт.
Дальнейшая дорога по России заняла чуть более суток, хотя по расстоянию мы проехали больше на 300 с небольшим км,, по сравнению если бы возвращались через материковую Монголию. По пути заехали в Иволгинский Дацан «Хамбын Хурээ» поклонились ламе 12 Пандито Хамбо ламе Д. Д. Этигэлову , впечетления от посещения и службы серьезные.
Затем Байкал –отдохнули, пообедали, попробовали местного копченого омуля (просто объедение) и покупались в холодной воде, Байкал завораживает , уезжать оттуда не охота.
Домой вернулись в 19 часов вечера уставшие но довольные.
Краткий итог: Дай бог здоровья, в следующем году поедем с друзьями опять в Монголии, но на более длинный срок, чтобы посмотреть Музеи , съездить в Парк Диназваров , и т. д.
Думаем 3 дня в Улан Баторе достаточно будет.
Ездить туда лучше на внедорожнике, обязательно Навигатор, и лучше на 2 или 3 –х машинах сразу,
ПО финансам приведу Сумму затрат 17 500 рублей Это : Заправка ГСМ (в основном ехали на газе), еда , + рестораны , проживание в гостинице, провиант с собой) , это цифра на троих , те на одного человека 5 800 рублей. Было преодолено 4 500 км, из них по степи + гравийке около 800 км.
Благодарность моим друзьям – Володе и Оксане за терпение и выдержу в этом Автопутешествии.,
Все тяготы , недосып и плохие дорог мы выдержали, Машина не подвела, по приезду пришлось балансировать передние колеса, и править защиту двигателя и кузова.
Спрашивайте отвечу.
Прошу делать замечания по существу, а Диванным Генералам и сетевым Хомячкам Я отвечу крайней фото…
Это Заправка вверху стоимость газа , внизу название бензина А -92 и его цена А -92