Привет! Долго собирался сотворить отзыв на свою, фактически, первую машинку. После двух с половиной лет владения и 30ткм пробега решил, что уже можно что-нибудь сотворить.
Ну что, пойдем по устоявшейся схеме. Постараюсь не занудствовать.
Мне 23, раньше особо машинами не интересовался, не разбирался в них, да и учиться ездить не очень-то хотел. Большая ошибка, оказывается. Где-то около окончания универа внезапно подвернулась скидочка на обучение в ДОСААФе, ну я ей и воспользовался. Победил там со второго раза, получил права, начал рассекать по сельской местности на небесно-голубом почти беспробежном Москвиче 412 1977-го года. Вот это машина так машина была...
Затем уехал в город и почти на год о личном транспорте (кроме велика) забыл. Но позже, как-то постепенно, то знакомые спросят, че это я без машины, то от нечего делать в инет загляну, почитаю. А потом думаю, а правда, че это я. Вычитал "быстренько" половину интернета по авто, подзадолбал пару форумов и всех знакомых, за 4-5 месяцев подбора вариантов и хотелок бросало от Девяток до Форестеров.
В итоге, какая-то картинка будущего авто сформировалась. Нужно было для начала научиться ездить. После автошколы первое дело. Соответственно, должно быть что-то городское, достаточно экономичное и простое в обслуге. Из хотелок - механика, задние сиденья в ровный пол, большой багажник, нормальный клиренс. Такие, деревенские хотелки. Естественно, не новое.
Основные варианты для нашего региона почти классические.
Corolla (седан, 120-й кузов). Старая, неубиваемая, дорогая. На практике, Короллы оказались уже морально устаревающими и пустоватыми для такой цены машинками, не зацепили.
Civic, седан. Хонда, дорого, красиво. Чуть более модно-молодежно, чем Королла. По важным для меня критериям особой разницы нет. Вариантов не попалось.
Lancer. Совсем, модно, очень молодежно, масло ест, подушки стреляют на добивание, зато руль левый. Подушки безопасности Лансеров 2005-2007 года, кажется, пытались отозвать на исправление в 2016-м году. Спасибо на этом. В итоге отказались, живых в нашей полосе не осталось.
Caldina. Ну GT, красавица же. Полный привод. Вместительная. Хоть куда на ней.
Пожалуй, основной вариант на протяжении всех поисков. Уж больно зацепил. Но, опять же, живых не попалось.
Тиида/Ноут… не успел толком посмотреть. Из теории - неплохие комплектации относительно остальных, какой-то полный привод, вместительные. До них просто не дошли, хотя в закладках висела парочка.
Да, наверное, и все. Ну там попутно были Фиты, Акценты, Висты-Камри, ну еще там классика праворульных переднеприводных япов, Карины-Короны, прочее. До них тоже не дошло.
Забавно то, что о существовании Флюенсов в этой категории я и не знал. То есть, я не знал, что они так теряют в цене, что можно в этот бюджет их смотреть.
Пошарив по объявлениям, решили сначала съездить на авторынок. Посидеть, посмотреть вживую. На авторынке я немного удивился тому, что как раз Короллы, Калдины, Цивики и им подобные напрочь отсутствовали.
Флюшка попалась первой, сразу. Внешне (особенно чистая) - огонь! Выглядит живенько, актуально, от “начинки” я вообще был в восторге - и тебе подогрев, и двухзонный климат, и подрулевой джойстик, и штатные шторки сзади, и материалы не дубовые... жир, короче. Левый руль, механика, 10-й год - вообще чудесно. “Мир комфорта”, все как французы говорили. Чуть смутил обзор (после “аквариумного” Москвича-то со стойками в палец, ага). Глянул отзывы, вроде достойный аппарат. В бюджет помещалась, осматривали как могли, ничего не обнаружили. Пробег 59 т.км., скорей всего реальный, сервисная книжка, все узлы в порядке, пара небольших царапок-вмятинок. С нулевым опытом все равно своих коцек добавишь (так и не добавил). Дальше по рынку ходили уже с оглядкой на Флюшку, но ни за что даже глаз не зацепился. В общем, после полутора часов вернулись... Через пару дней я уже в поте лица и восторге от машины рулил по городу.
Сейчас восторги, конечно, утихли, я взялся ее по мере сил дополнять-улучшать, к тому же, успел по чуть-чуть покататься на других машинах (Citroen C4, Фокус 2, Логан, Honda Airwave, Нива), можно попробовать разложить все по полочкам. Поехали, что ли.
Как едет
106 лошадей. Едет… как малолитражка на механике. Располагает к плавной и неторопливой езде. Правильно про нее говорят, выше 3000 крутить Флю - кощунство.
Но можно, в общем-то обогнать, переставиться быстренько, если один в машине - вполне можно. Большего от нее и не надо.
По трассе идет хорошо, 110-120. Разгон до 150 спокойно, дальше не стал. Мотор уже слышно, 6-й передачи нет, обороты высоковаты. 110 - это для нее, дальше шумно.
В горку иногда не хватает, конечно, фуры у нас по трассе на перевалах обходить - мероприятие. Надо подготовиться, произвести расчеты, собраться с духом, выключить кондиционер.
С пассажирами еще печальнее. Ну, не три литра, полторашка есть полторашка. Но мне кажется, для ее габаритов маловато... Хотя, С4 при большей массе и том же объеме едет бодрее.
Пару раз приходилось заводить в лютые для нас (-40) морозы, заводится сразу, без вопросов. Один раз отказалась работать электронная педалька. Завожу, газую - ноль. Заглушил, завел - ничего. Отключил фишку, подключил обратно, заработало… Педалька, кстати, малость лагает иногда. Чувствуется задержка.
Аккумулятор стоит зверский, до сих пор родной, кажется, умирать не планирует.
Бензин пробовал 95, 92, если честно, разницы не ощутил. Вроде на 95-м чуть поровнее, а может, самовнушение.
Масла не жрет вообще, сколько залил, столько и будет.
“Speeeed aaand Poweeer!” - это Кларксон не про неё сказал, как ни крути (во всех смыслах).
Коробка. Механика, 5 ступеней… задняя даже есть… Понятия не имею, чем коробки отличаются, переключается мягко, четко. Других иномарочных механик я не пробовал, сравнить не с чем. Первая ощущается короткой, стартую со второй часто. Да и в целом передачи быстро перетыкаются даже при спокойной езде.
Ходовая. Подвеска чудесная, энергоемкая и мягкая, правда, сзади сидеть жестче и не так комфортно. Зато спереди можно спокойно ехать по грунтовкам/гравийкам без всякого дискомфорта. Клиренс высокий, что помогает на проселке и всяческих ухабах, ну и на парковке некоторые бордюры можно игнорировать. Тормоза резкие, очень резкие. Управление плавное, размытое, искусственное. Электроусилитель. Зато можно пальцем крутить руль. В общем, опять получается, что для города и не очень хороших дорог - идеал. Все простое и, вроде бы, надежное.
Как снаружи
Вид - личное дело каждого, по мне машинка солидно выглядит. Со всех сторон. Задняя оптика особенно нравится. Дальний свет хорош, ближний хотелось бы поярче.
Сюда еще можно отнести проблему дворников - дворники оставляют прямо перед глазами знаменитую соплю. Чудесное решение делать еще одно подтирание с задержкой проблему не решает вообще. Ну да ладно, мелочи.
Как внутри
Салон для меня самая важная часть машины, я ведь внутри еду. Очень просторно, места просто валом. Даже слишком валом. Лучше бы подлокотники поближе были, слишком уж широко все. Сзади сам за собой (рост 176, вес 70) сижу, места хватает, до спинок кресел места полно, но задний диван не очень удобный, какой-то там угол посадки неправильный. В поездках на расстояния 500+ км вылазят нюансы. Как ни регулирую сиденье и посадку - затекают плечи. Подлокотник центральный имеется, и это большущий плюс. Боковой поддержки хватает в городе, на крутых поворотах на трассе из кресла вытягивает. Есть поддержка поясницы, удобно.
Из “куда положить” - огромный бардачок, подлокотник, в дверях карманы, подстаканники… хватает, в общем.
По интерфейсу - приборка читается хорошо, приятная белая регулируемая подсветка, никаких вырвиглазных цветов. Комп понятный, вроде не врет (если врет, то на пару с заправкой), подрулевой джойстик хорош, никаких неудобств не возникает. Наслушался я про чудесатость французов… но с эргономикой в машине все прекрасно, даже как-то не задумывался, что там чего-то не хватает или что-то не на своем месте - понятно, удобно, без лишних сложностей. Ну, подогрев сидений на самих сиденьях, другим объяснять, где он - это уже стандартная процедура. Но, когда найдешь, там он удобнее, чем на панели где-то. Стеклоподъемники сдвинуты чересчур назад, у французов наверное руки короткие.
Двухзонный климат, конечно, вещь, удобно. Но минус за невозможность объединить зоны и регулировать разом обе. В авторежиме можно уравнять температуры, в ручном - не-а.
Еще не понял такой фишки климата - можно вырубить кондиционер (AC OFF), который отжирает мощи очень заметно. И регулировать температуру и поток вручную. НО, когда включаешь автоклимат, кондер включается сам и всегда включен. Даже если на улице зима, а ты врубил -30. Зачем он включается, непонятно. Может, я принцип не понимаю.
Подогрев передних сидений просто термоядерный, в наших широтах - плюс большой! Подогрев зеркал и заднего стекла тоже работает прекрасно. Мечтаю о подогреве руля.
Шумоизоляция присутствует. Войлок и какая-то фигня вспененная. Но я все-таки добавил вибры и правильной шумо-теплоизоляции в двери и багажник. Стало еще лучше. Планирую полом заняться. Не гремит, есть несколько сверчков, все не соберусь с ними расправиться. Но в целом, ощущения консервной банки нет (в отличие от Логана или, допустим, Гранты, класс чувствуется), все достойно, в машине уютно, не дубово. Я думал, сверчков у нее много, но почитал про другие, посидел в них - да в моей тишина!
Тканевая обивка сидений - штука интересная. С одной стороны, не прилипаешь и пыли не копится, как в велюре. С другой, потихоньку затирается, лосниться начинает, пятна все видно и оттереть непросто. И не пойми, откуда берутся еще, пятна-то, от всего остается. Как будто бургеры жру в салоне. Стало жалко, помыл родное и надел чехлы из дырявой (перфорированной, то есть) экокожи. Малость липнут, попогрев медленнее до поп доходит (зато равномернее греет), но зато моются - на раз.
По остальным материалам - торпеду пальцем тыкал, тест прошла, мягкая. Есть два вида жесткого пластика, но не голимые, вполне качественные, только скрипучие. Царапаются легко. Руль в коже, кожа облезает потихоньку, пришлось надеть оплетку.
На заднем стекле и задних боковых есть вытяжные шторки, классная штука, и тонировку не надо.
Звук… лирическое отступление. Я за то, что любая машина должна доставлять хоть какие-то эмоции. Это не просто средство передвижения, в ней проводишь много времени, обслуживаешь, ездишь на дальние расстояния, в пробках стоишь, целое большое мобильное помещение. Негоже такое изделие использовать как просто крытую тележку. А какие эмоции могут быть? От мощи и динамики, от проходимости, от вида. Можно прифигачить десять мониторов. Сделать звук. Я бы не отказался попробовать все (кроме десяти мониторов). Гуру засмеют, конечно, но для человека со средним слухом (и огромным желанием слушать музыку везде и всегда) сгородить порядочную систему оказалось несложно и не очень дорого. Мне вот повезло, я к звуку неравнодушен, а тут такой простор для экспериментов. И повезло, что во Флю звук… штатный звук, вообще, редко бывает хорошим, но во Флю без допов - это кошмар… представлен диско-радио магнитолой, четырьмя динамиками в дверях, двумя RCA входами (зачем они, кому они нужны, почему нельзя было сделать просто AUX, мне кассетник подключать, или что?). Вообще, опциями в виде системы “Аркамис” и пищалок в торпеду, говорят, можно добить до неплохого уровня по меркам штатных систем, за бугром доступна установка акустики Bose, еще лучше, но у нас такого, кажется, нет. Мой же штатный майфун - это… ну, для радио, не более. Да и диски... у меня дома даже CD-привода нет. Хотя в CD качестве все как-то более-менее играет.
В общем, решил, что в машине должно хорошо играть, а штатный звук дал мотивацию. Проклеил двери и багажник (пока что) шумовиброй, поменял магнитолу (в довесок появился Блютуз, hands free, USB), поставил легкий усилок, музыкальный сабик… получилось шикарно. Меня устраивает более чем. Качественно, почти-почти без порчи стокового вида. Чуть-чуть со свертком маделина погоняться за сверчками и будет идеально.
Снаружи практически ничего не слышно, шумка справляется.
Вооот, короче, со звука теперь балдею, передвигаться стало в разы веселей. Окружающим не мешаю.
Сюда же, к салону, запишем стекла - за 80ткм пробега лобовое затерлось и запескоструилось, против солнца было ничего не видно. Еще и небольшая волна была в районе стойки. Недавно на жаре после мойки стрельнул скол снизу. Ловил хороший камушек от фуры на трассе, потом еще добавил. Останавливал трещину, ненадолго помогло. Решил заменить, много читал, взвешивал, в итоге решился поставить Китай. Поставил XYG. Стало даже лучше, хотя есть небольшая волна в самом низу. Незаметно, если не выискивать. Оригинал был марки Saint Gobain. Жалко оригинал, конечно… Но два скола, пескоструй, затертость, трещина… уже перебор был.
Добавлено после 3 месяцев эксплуатации: стекло отличное, ничего не мешает, очередной камень на трассе даже следа не оставил.
Как с грузоперевозками
Багажник - вот это плюсище. 530 литров вроде. Задние сиденья раскладываются в почти ровный пол. Вместимость машины меня поражает. В нее вошли, например, стиральная машина + старая электроплита с духовкой (которая вошла и вышла через дверь!) + микроволновка + небольшой телевизор. И это все назад, передние сиденья без ущерба. Два комплекта моих колес влазят без проблем - 3 в багажник, остальные на сложенный диван.
Один минус - дуги большие и торчат. Плюс к сложности укладки. Второе уже придирка - механизмы складывания в ровный пол видел удобнее, тут надо сиденье откидывать, подголовник сложить, потом только спинку опрокинуть, сиденья пачкаются. И, наверное, при росте водителя больше 180 переднее кресло не даст сложить зад полностью. Но для седана все на высоте. Круче только у Шкоды, наверное.
Как обслуживается, что ломается
Есть пара известных болячек по двигателю, которые повторились и у меня. Фазорегулятор начал трещать при запусках двигателя. Проблема разовая, поменял, больше 20ткм уже не беспокоит.
В холод заводится со второго раза. По даблстарту флюенсоводы уже сотни страниц написали, непонятно, чем лечится. Кому поменять бензин помогает, кому свечи, кто-то до перепрошивки мозгов доходит. Мне замена свечей не помогла, смена бенза тоже, 100%-й способ запустить с первого раза - крутануть полсекунды в режиме продувки с педалью газа в пол, опустить газ, ура, запуск. Причину до сих пор не понимаю.
По мелким косякам:
Очень быстро стираются втулки ограничителя, при открытии двери раздается громкий щелчок. Заказал у умельца новые, поменял, несложно. Стало тихо, мягко.
Левый задний поворотник. Загуглите по Флю, посмеетесь. У всех. Всегда. Отгорает один и тот же контакт на фишке. Подходит колодка регулятора ХХ от десятки за 60р.
Масло раз менял на СТО, потом посчитал расходы на калькуляторе, второй раз менял сам. Лью рекомендованное, полет нормальный. Замена колодок и тормозных дисков тоже выполнима, замена свечей простейшая, замена воздушного фильтра с небольшой заморочкой в виде “либо аккум снимать, либо корячиться до винтика”, замена салонного фильтра - надо снимать бардачок и часть панели, если не хочешь корячиться, но в целом тоже ничего сложного.
Все лампы меняются на раз, кроме тех, что на крышке багажника, там обшивку надо сдергивать, клипсы ломучие.
Вся машина держится на винтах-торксах, т.н. “звездочках”. Причем, половина винтов оказались обработаны фиксатором резьбы, я не смог открутить кресла и чуть не сорвал винт ограничителя двери.
Передние амортизаторы поменяли на СТО, с фазорегулятором пришлось побегать, то “за работу 10к, у нас один раз не получилось, мы теперь головку снимаем, поэтому дороже”, то “не знаю, Вася через неделю выйдет, надо узнать, сможет или нет”. Проще оказалось у дилера (по цене, внезапно, разницы не было), но не сложилось к ним заехать.
Если конкретный список, чего пришлось менять-чинить за 2,5 года, то вот:
Фазик + ремень ГРМ (65ткм) 11 т.р.
Стекло лобовое XYG с датчиками (5,5т.р. с установкой)
Передние амортизаторы (75ткм) 7 т.р. (пыльники надо было менять, порвались).
Задние амортизаторы (85ткм) 5 т.р.
Передние тормозные диски и колодки (70ткм) 4,5 т.р. Диски могли еще поездить. Но оригинал мягковат (Ferodo), быстро носится.
Лампы ближнего света (80ткм, обе) 500 р.
Фишка задней левой блок-фары.
Свечи (83ткм) - 500р за 4 оригинальных, хорошие свечи.
Масло и фильтра каждые 10ткм (раз в год получается как раз).
До этого все обслуживалось у дилера, все по книжкам. Я от регламента тоже стараюсь не отступать. В общем, сюрпризов не преподносит, все штатно. Сейчас все в полном порядке.
Как тюнинговал.
SQ звуковая система начально-новичкового уровня:
Двухкомпонентный фронт Coral Mk130.
Небольшой музыкальный усилитель Steg QM 75.4x
Тоже музыкальный не давильный сабик AudioArt RW12. Работает от того же усилителя, знатоки за такое запинают, но мне нравится.
Магнитолка Pioneer x580bt. Попутно появился блютуз, “свободные руки” и USB.
Шумовибротеплоизоляция дверей, всего багажника и задних арок.
Комплект литья на лето.
Камеру заднего вида поставил с изображением в зеркало. Клевая штука. Никто зеркало от штатного не отличает.
Чехлы из экокожи.
Хорошие шипованные зимние шины.
Что в итоге
Получается экономичная надежная городская машинка с огромным грузовым потенциалом (для седана). Весь имеющийся комфорт спереди, у водителя и переднего пассажира. Съездить куда-нибудь километров на 400-500 можно легко, дальние поездки на ней могут утомить, кресла не для гран-туризмо. Поездки куда-нибудь по проселкам, за грибочками тоже вполне возможны, клиренс (для седана), стальная защита и небольшие свесы позволяют и прощают некоторые ошибки. Драйв какой-то отсутствует как класс. Вообще, машина - сама неторопливость.
По ее назначению недостатков у нее нет вообще. Мне все очень нравится, для города машина идеал. Ей бы разгон ровнее, без рывков и кресла как-то поудобнее. И на трассе, или в горках заставляет помечтать о чем-то более мощном… но первая же вывеска заправки заставляет забыть про что-то более мощное и радоваться расходу.
На будущее.
Ради интереса лазил по объявлениям - не нашел ничего интересного, даже в два раза дороже. Б/ушная Флю в этой цене делает всех по своему назначению, так как из-за неликвидности французов мы находимся на самом дне С-класса. Логическое продолжение по пути поповозных седанов - Рено Латитьюд, интересная машинка, но редкая. Ну, может Пежо 508-й. Японцы и корейцы хотя бы такого же уровня и года далеко-далеко в отрыве по ценам. Хочется иногда вылезать за пределы дороги, на природы, без поисков накатанной дороги до самого леса. Ну и иметь какой-то запас тяги.
Кого я обманываю, от машины хочется каких-то реальных эмоций, Флю их подарить не может, к сожалению. Но именно как “средство передвижения”, а также перевозки - это идеал.
Вот как-то так. Спасибо тем, кто осилил. Тем, кто не осилил, тоже спасибо. Но вы об этом не узнаете.
По баллам: Движку минус за ломучий фазик. Даблстарт мелочь. Салону минус за кресла, настроить их много кто не может. Ходовая десятка, внешний вид десятка, машина красивая. Мелкие косяки не в счет, да их и немного.
Сухие цифры:
Аппетиты:
5,8 - лето, трасса, пустой, скорость 100-110
6,2 - лето, трасса, 4 мешка картошки
8,5 - лето, город, чуть-чуть плотное движение
10 - зима, город, чуть-чуть пробок и прогрева, шипы
2900 оборотов на 100км/ч на 5-й передаче.
Стоимость владения: ~5,1-5,4 р/км или ~50 т.р. в год. С учетом покупки двух комплектов резины.