Первый день лета. Пятница, 8 утра. Отличная погода, тепло, сухо и светит солнце. Куча планов по работе. Выполняю привычный разворот на трассе, параллельно обсуждая планы на день... Сильный удар в бок, грохот, руль вырвало из рук, через доли секунды автомобиль замирает, остается лишь затухающий звон металла и свист сдувающейся подушки. Уже ясно - я приехал. Через лобовое стекло ничего не видно, смятый капот почти полностью закрывает обзор. В салоне дым. Ничего не болит, быстро окидываю взглядом пассажиров - слава Богу все целы. Немного гудит голова. Ставлю коробку в паркинг, мотор и так уже заглушен. С скрипом открываю дверь, выбираюсь на свет, пытаюсь оценить обстановку. Дорога усеяна обломками, обильно залита антифризом и маслом. На разделительной полосе валяется бампер. На дороге лежит искореженный бачек омывателя, линза ксеноновой фары, несколько блоков розжига. Мысли путаются, предполагаю, что меня двинуло что-то тяжелое, думаю - только бы не легковушка. Но ничего тяжелого рядом не вижу, начинаю переживать. Потом таки вижу остановившийся в 150 метрах грузовик и предположительно его водителя, направляющегося в нашу сторону. От осознания того, что никто не пострадал и я попал максимум на починку грузовика стало гораздо легче.
Часть 2. Алчный хач.
Подошел водитель грузовика (азербайджанец, еле говорит по-русски), поздравил с днем рождения, спросил как же я так. Я что-то невнятно ответил, в духе "15 лет до сегодня была дорога с односторонним движением..." и направился осмотреть повреждения грузовика. Подошел к грузовику, с опаской заглянул на морду и обнаружил ее абсолютно целой. Удар пришелся грузовику в бок. У грузовика испачкано колесо, треснул брызговик и погнута какая-то балка, проходящая поперек кузова. В целом, повреждений почти не видно. Судя по тому, что хач погнутой балке особого внимания не уделил, она могла быть погнута и до меня. Хач показал большую трещину на брызговике и сказал, что это будет стоить мне 400$. В ответ я предложил хачу вызвать полицию, все оформить, вероятно остаться без прав, а потом (через год-два) в суде признать вину обоюдной, так как скорость его движения была около 110 км/час, при ограничении 50. Или 200 баксов. Хач не на шутку раскипишевался, сказал что он 20 лет за рулем и т.д., но я ему сказал что он даже посигналить не успел, хотя мой маневр со стороны выглядел весьма прогнозируемым. Естественно, никакого желания судиться у меня не было, поэтому через 3 минуты разговора мы сторговались на 250$, написали друг другу расписки и разошлись.
Часть 3. Тупой мент.
Распрощавшись с хачем, я сгреб с трассы крупные обломки бывшего автомобиля, по ходу пытаясь спланировать дальнейшие действия. Машину от удара развернуло и отбросило, лишь корма чуть торчала на проезжую часть. Я попытался ее отодвинуть, но едва смог сместить ее на полметра. Вызвонил эвакуатор и коллегу, работавшего неподалеку. Хоть моя машина проезд и не затрудняла, но все равно образовалась тянучка, ибо всем было настолько интересно посмотреть, что скорость сбрасывали лучше, чем перед пешеходным переходом напротив детского сада. Вскоре появился и патрульный автомобиль. Вырулив из тянучки он остановился возле нас. Из него вылезло два скучных тела, особо не вникая в ситуацию, пристально на меня посмотрели, как бы ожидая объяснений происходящего. Я сказал что все хорошо, ничего не произошло, а я тут просто жду эвакуатор и скоро меня здесь не будет. А чтобы подавить зарождающийся у этих двоих интерес к моей персоне, я перешел в легкое наступление и предложил им подмести проезжую часть от остатков автомобиля, чтобы они не повредили покрышки проезжающих автомобилей. Такой наглости они явно не ожидали, немного помолчав, с трудом сдерживая матерную речь, они сказали что метлы у них нет, как-то глупо переглянулись и начали паковаться обратно в свой Аутлендер. Пока они шли к машине, к перекрестку подъехал парень на скутере, остановился за полицейским авто и начал высматривать, как бы ему просочиться через тянучку и повернуть налево. Сев в машину, патрульные начали сдавать назад и повалили на землю стоявшего за ними парня на скутере. Услышав хруст, они вышли из машины, сперва внимательно оценили повреждение своего заднего бампера, потом бегло посмотрели на давящегося от смеха парня, оттягивающего свой скутер от патрульного авто, молча решили протокол не оформлять, быстро погрузились в обратно в машину и поехали дальше нести свою нелегкую службу.
Часть 4. Дорога в ад.
Через пол часа приехал эвакуатор. Пока ждал эвакуатор, пытался оценить масштаб повреждений. Мне было трудно понять, это "тотал" или все же можно починить. Не смотря на сильный удар, двигатель почти не пострадал, это вселяло надежду на недорогой ремонт (как я ошибался). В любом случае, оставлять машину среди дороги было нельзя, нужно было куда-то ее транспортировать. Не на свалку ведь! Было решено ехать к одному из трех официальных СТО в городе. По телефону было получено "добро" на транспортировку автомобиля для дефектовки и калькуляции стоимости ремонта. Автомобиль выгрузили на площадке СТО, была оговорена стоимость работ по дефектовке, и уже через несколько часов я был на работе, как будто ничего и не произошло.
Часть 5. Первый круг ада.
Мастер-приемщик СТО скептически отнесся к моему желанию восстанавливать автомобиль, но вслух ничего не сказал. Он показал очаги коррозии на силовых элементах кузова и сказал, что со сваркой могут возникнуть сложности. Меня это не сильно испугало, я попросил таки посчитать стоимость ремонта, чтобы хоть было от чего отталкиваться. В результате, где-то через две недели я получил предложение на кузовной ремонт, стоимостью 10 000$. Причем цена была "не окончательной" и не содержала в себе никаких работ по двигателю и трансмиссии. И никаких гарантий. Следует заметить, что за последний год, в связи с наплывом в страну автомобилей на иностранной регистрации, цены на рынке сильно просели, можно даже сказать - обвалились. И ориентировочная стоимость аналогичного моему автомобиля, по моему мнению, составляла 5-6 тысяч долларов (позже оказалось 3-4). Естественно, платить за ремонт 10 000 никто бы не стал. А ремонтировать автомобиль с использованием б/у запчастей СТО отказалось. Пришлось оплатить стоимость калькуляции и перевезти автомобиль в гаражный кооператив на небольшое СТО, занимающееся восстановлением битых автомобилей из США.
Часть 6. Второй круг ада.
Гаражное СТО специализировалось на кузовном ремонте Фордов, которые автовозами шли с Штатов и восстанавливались там по одному-два в месяц. При этом автомобили подбирались с минимумом проблем по технической части, преимущественно битые в зад или в бок. Шкода была там не в тему, но я был знаком с одним из руководителей, поэтому рассчитывал на нормальное отношение. Договорились о стоимости работ (около 1200$), а вот материалы я должен был обеспечить сам, все что будет необходимо. Естественно, меня сразу предупредили, что заниматься будут только кузовом. Сроки никто не обещал, было ясно заранее, что ремонт затянется. Поиск запчастей оказался чуть сложнее, чем я думал. Найти все необходимое на местных разборках не удалось, кроме того, не хотелось заказывать все в десяти разных местах, чтобы не было неразберихи и геморроя с доставкой. В результате нашел разборку в другом городе, на ней большинство деталей числились в наличии. Сделал заказ, был немного удивлен уровнем цен. Некоторые детали стоили почти как новые китайские аналоги. Но за счет вялотекущего ремонта, расходы растягивались во времени и за счет этого казались не такими глобальными, какими они были на самом деле. Ремонт кузова длился около 4 месяцев. По окончанию ремонта кузова, пригласили электрика для восстановления поврежденных проводов и стали готовиться к торжественному запуску двигателя. Заменили пробитый масляный фильтр, налили моторное масло и обнаружили, что оно бодро вытекает из-под двигателя. Оказалось - едва заметный скол на среднем масляном поддоне. То есть это даже не поддон, а часть двигателя между блоком и привычным поддоном. На разборке такой детали найти не удалось, купил новую. Ждал почти месяц. Для установки пришлось почти снять двигатель и АКПП. И вот, вскоре мне сообщили радостную новость - машину завели, все хорошо!
Часть 7. Третий круг ада.
На следующий день я позвонил на СТО чтобы узнать, когда можно забрать автомобиль. Но к моему большому удивлению мастер сказал, что машина не заводится. Я спросил, как же так, вчера ведь завели. На что мастер ответил, что я, по всей видимости ошибся, ведь он мне сказал не "завели" а "заводили", но машина так и не завелась. Я был в шоке. Сомнений в том, что мне сказали "завели" у меня не было и первое что лезло в голову - что меня пытаются обмануть. Поскольку мотористов на этом СТО не было, было принято решение отбуксировать автомобиль на ближайшее СТО для диагностики, что и было сделано.
Часть 8. Четвертый круг ада.
Прибыв на "серьезное" СТО попросил ребят сделать диагностику и выяснить, почему не запускается двигатель. Мастера произвели замер компрессии, сообщили что она слишком низкая и двигателю требуется сделать капитальный ремонт. Проверка эндоскопом якобы показала наличие встречи поршней с клапанами, но я ничего такого не увидел, кроме отсутствия нагара на кромке углубления для клапана на поршне. Я все надеялся на перескок ремня ГРМ, с трудом убедил мастеров проверить метки. Проверка меток показала перескок ремня на 3 зуба. Договорились снять голову для более детального осмотра. Снятие головы показало едва заметный загиб трех клапанов... Это капремонт. Дальнейшая разборка двигателя показала уставшие гидрокомпенсаторы, а также установленные вверх ногами кольца и неправильно установленные шатуны, из-за чего был расход масла и появились зачесы на стенках цилиндров. На вкладышах тоже были зачесы, и это всего за 55 тысяч пробега после предыдущего капремонта. Растачивать не пришлось, просто сделали легкую полировку стенок цилиндра. Все остальное было в пределах допусков. Двигатель собрали, еле установили обратно, перед запуском развалился шкив распредвала. Это жесть. Никогда бы не поверил, что такое может случиться. Хорошо, хоть перед запуском. При детальном осмотре шкива и старого ремня ГРМ, следов удара я не нашел. Единственное - в одном месте на ремне была неглубокая царапина длиной около 1-2 мм. Все что удалось найти. Шкив заменили. А с ним и ремень ГРМ, натяжители, ролики, фазорегуляторы и обе цепи ГРМ. И вот, спустя 3-4 месяца я получаю приглашение забрать автомобиль с ремонта!
Часть 9. Пятый круг ада.
Ехал забирать машину, как на праздник. Хотел даже торт купить. Как вскоре оказалось - зря. Совершая пробную поездку, я даже с территории СТО не успел выехать, как мне стало ясно, что на таком автомобиле ездить невозможно. Гул и вибрация были такие, что размывалось изображение в зеркале заднего вида. Выше 40 км/час не разгонялся. АКПП в аварии, фары не работают, ESP не работает, ошибка по подушке светится, кондиционер не работает, тормоза работают с запаздыванием, омыватель лобового стекла не работает, машина ужасно грязная , внутри в том числе. Расход топлива на холостом ходу в 1.5 раза выше нормального. Масла на щупе почти нет. Зато масла ГУР налили под пробку. Не сказать, чтобы я был не готов к косякам, но не до такой же степени! Ругаться сильно не стал, немного пожурил мастера-приемщика, сказал что забирать машину в таком состоянии не собираюсь. Были робкие попытки съехать на неправильно работающие подушки двигателя, из-за нарушения геометрии подрамника, но не прошло. Тогда мастер сбегал за стетоскопом и в течении 15 секунд прослушивания выяснил, что шум и вибрацию создает насос ГУР. Договорились заменить насос. Автомобиль в тот день забирать я естественно не стал. И вот, через несколько дней, после замены насоса ГУР, мне очередной раз звонят и говорят, что все супер, мастер пол дня ездил по городу, все просто шикарно. Приезжайте за машиной!
Часть 10. Шестой круг ада.
Очередной раз еду забирать машину. Мыслей о покупке торта уже не возникает от слова совсем. Приезжаю. Сцепив зубы сажусь в автомобиль, выезжаю за территорию... Изображение в зеркале заднего вида размывается меньше, но на 1500 оборотах в минуту такие удары по кузову, как будто кто-то молотком по днищу стучит. Я спрашиваю - вы это слышите? Мастер в прямом смысле морозится, ибо звук не просто слышно, его чувствуешь всем телом! Язык не повернулся сказать нет. Я уже во второй раз высказал мастеру свое мнение об уровне его квалификации, а также об отсутствии совести, ибо я не торопил их и не торговался, рассчитывался вовремя иногда даже платил авансом. Единственное что я их просил - это возможность предоставлять свои запчасти. По приезду на СТО очередной раз был использован волшебный стетоскоп, который на этот раз приговорил компрессор кондиционера. Я тут же позвонил на местную разборку и уже через два часа у меня был новый китайский компрессор кондиционера и твердое желание уехать наконец-то на своем автомобиле! Но при установке компрессора выяснилось, что он на сантиметр длиннее оригинального. Из-за этого, шкив компрессора стоит не в той же плоскости, что и другие шкивы. Блин! Как так? Этого не может быть! Да, перед установкой никто не сравнил старый компрессор и новый. Снимаем компрессор обратно, сравниваем... Идентичные. Мистика. Я говорю - кронштейн компрессора согнут. Они - не может быть, это ведь просто пластина с отверстиями. Снимаем, смотрим, деформаций не видно. Мастер робко предполагает, что оборвалась одна из трех шпилек крепления кронштейна к блоку. Уже почти 9 вечера, договариваемся и кронштейн заменить и шпильки проверить. Уставший и разочарованный уезжаю домой...
Часть 11. Седьмой круг ада.
После замены кронштейна компрессора проблема со стуками и вибрацией действительно исчезла. Машину я забрал, с мастерами рассчитался. Недоплатил только 30 баксов за вторую замену компрессора. Они не постеснялись вписать мне в наряд две замены компрессора, даже не смотря на то, что я по их рекомендации зря купил новый компрессор. Я заплатил за одну замену. Все равно стоимость работ почти втрое превысила ту, о которой мы договаривались перед началом ремонта. Домой доехал! Первое время на машине не ездил. Просто так уже устал, что не хотелось даже садиться. Потихоньку допиливал самостоятельно - купил пластиковую крышку на двигатель, которые мастера сломали, колпак на колесо, который они потеряли, купил новый газовый упор капота, купил потерянную защелку на корпус воздушного фильтра, перекрепил некоторые провода, поставил заглушки в колесные арки, а то закидало грязью весь моторный отсек. Отмыл кузов от следов скотча, которым чехол к кузову крепили. Еще трижды заезжал на другие СТО для установки вентилятора охлаждения радиатора кондиционера, заправки кондиционера, починки проводки к насосу омывателя лобового стекла, муфте запуска компрессора кондиционера, и фарам. Произвели адаптацию ESP. Также перекрепили патрубки охлаждения АКПП, а то они о что-то терлись и за 250 км пробега перетерлись почти наполовину. Заменили фары. После ДТП я установил на автомобиль родные фары, которые сам же заменил года три-четыре назад. Они светили очень плохо, в том числе и благодаря дешевым лампочкам. Установили новые китайские фары, поменяли лампочки. Свет преобразился. Через полторы тысячи пробега заменил залитый мне бочковой якобы Мобил 5W40 на Mобил 0W40 из канистры. Расход топлива на трассе упал почти на литр.
Часть 12. Чистилище.
На сегодня после ремонта пройдено уже 2000 км. Расхода масла нет, но где-то течет антифриз. Расход топлива на литр больше, чем до первого капремонта и составляет чуть меньше 10 в смешанном цикле. Руль при движении прямо стоит не идеально ровно, хотя развал делали и все регулировали. Машина едет ровно, стабильно, никаких уводов. Хотя развал не удалось сделать идеально. Иногда что-то постукивает на ямах, не сильно. Тормоза сперва работали просто плохо, сейчас то ли привык, то ли приработались. Но в целом автомобиль тормозит как автобус. Иногда не могу рассчитать точку остановки. Машину будто невидимой силой протягивает на полметра-метр дальше. Кондиционер работает, но воздух не очень холодный, не знаю, справится ли он в жару. Зазоры по кузову далеко не идеальны, особенно возле фар. Покраска очень низкого качества, подозреваю, что при ремонте мотора что-то пролили на капот, так как забирая автомобиль после кузовного ремонта, никаких явных проблем я не видел. Салон до сих пор пахнет СТО. Ремонт занял 11 месяцев.
Часть 13. Но не рай.
Ниже далеко не полный список того, что было заменено:
Четверть левая передняя
Бампер передний, усилитель бампера, кронштейны крепления
Капот с замками, петлями, тросом и декоративной решеткой
Крыло с подкрылком, кронштейном и повторителем поворота
Ступица колеса с поворотным кулаком, нижние рычаги
Радиаторы двигателя, АКПП, ГУР и кондиционера
Телевизор с кронштейнами и перемычкой
Сигнал звуковой, блок управления airbag
Бачек масла ГУР и омывателя лобового стекла
Кронштейн, вискомуфта и крыльчатка вентилятора охлаждения двигателя
Масла, фильтра, антифриз, трубки системы охлаждения
Насос омывателя лобового стекла
Отлив под лобовое стекло, коробка для ЭБУ двигателя
Средний масляный поддон
Ремень, шкив, цепи, ролики, натяжители, фазорегуляторы и крышка ГРМ
Заглушка ГБЦ, боты ГБЦ
Прокладки ГБЦ, клапанных крышек, поддона, форсунок и сапуна
Толкатели клапанов, гидрокомпенсаторы клапанов
Сальник коленвала, сальники распредвалов
Свечи зажигания, новый аккумулятор
Кольца поршневые, вкладыши коренные и шатунные
Насос водяной, куча трубок, датчик температуры
Вакуумный ресивер тормозной системы
Прокладка поддона АКПП
Гофры и хомуты выхлопной системы
Датчик поворота руля
Натяжитель ремня навесного оборудования
Новый насос и шкив ГУР
Компрессор кондиционера и кронштейн компрессора
Новые фары, кронштейны, блок розжига, патрон для D2S лампы
Стоимость ремонта составила $8700. Из них половина за работу. Как-то так...