Всем доброго времени суток. Хотелось бы сразу оговориться, что не являюсь непосредственным владельцем смарта, но как сын владелицы достаточно полно представляю все что было связано последние 3 с половиной года с "Мелким". Сразу про "Лучше бы марка..." - лично я себе уже купил прульного А31 Cefiro в 2009м, но это будет другая история ^_^
Про покупку.
- "...только не розового с розовым кожаным салоном.."
Пришло время менять Suzuki Baleno(Esteem) на что-то более новое, он был вполне бодрый, веселый, хетч на механике
1.6, лично в свое время, учась водить, проводил его заводское сцепление в мир иной =) был продан на пробеге чуть за 100тыс и настало время выбора следующего кандидата в семейный авто. В его функции входило быть иномаркой, класса балено но новее интереснее итд. Седаны, недоджипы, сараи и прочее "семейное" не рассматривалось, по сути, вовсе. Выбор шел среди хетчей и некоторых купе. На, только вышедший, Civic 5d не хватало, как, логично, и на более дорогих одноклассников типа гольф, мини купер и прочих, да и не назовешь гольф "интересным". Правый руль не рассматривался по популярной причине. Выбор в итоге был далеко не велик, да и это уже при ясности, что выгоднее всего - гнать "проходного" года из германии. Мною были изучены все варианты на mobile.de, и все бы ничего, если бы не таможка, ведь при самом логичном и выгодном варианте было везти сивика 2004-2005 года с пробегом около 50тыс, типа "спорт" 2 литра, механика, но не туп-ер. Примерно на том и остановились, хотя по моим подсчетам самое интересное было конечно за эти деньги и такой "свежести" привезти родстера - но решив, что выбираю не себе, даже не стал предлагать. Через пару дней мама принесла мне показывать смарта на ноутбуке сама, на том и решили, кратко обсудив вопрос двухместности. Договорились с человеком, нашедшим нам очень живого, 5-ти летнего смарта(2003 года) с пробегом ~43 тысячи.. синий). Выбирая из смартов единственные критерии по какому было предпочтение - цвет и кузов. Хотели желтый, но главное не "розовый" и желательно "купе"(со стеклянным багажником сзади). Наличие кожи и прочих прибамбасов типа 3х спицевых 16' дисков особо не волновало(про возможные опции отдельно). Смарт был в одних руках, у молодого парня, который ездил только летом, исправно заезжал на ТО, ничего не сломал, разве что поцарапал часами обшивку двери да чуть поломал панельку на магнитоле. Похоже ставил свою и меняя обратно не все пошло гладко =Р Уже не вспомню сколько ждали но ждали с нетерпением и абсолютным непониманием того что же придет, т.к. не пришло даже в голову поехать посмотреть на такого зверя в Москве =) Приехал он где-то в середине лета на таможенный склад откуда отстояв бюрократическую очередь его таки забрали, цепляя взгляды пожалуй большие, нежели выехавшая с час до нас свежая BMW M6 ^_^ В итоге машина обошлась в 10000 евро + 4 тыс евро за доставку + растаможку его небольшого 700 кубового моторчика =) Вдогонку была куплена за 1500 евро "зимняя"(жесткая) крыша и за энную плату(не помню сколько но скажу что даже 50$ не адекватно, а сумма была трехзначной) ее установку. У таможенного склада уже будучи владельцами и обсудив с окружающими где у него батарейки, педали, что самая популярная доза, амого популярного напитка России больше чем мотор этого автомобиля, и как это вы купили машину в которой всего 2 места =) Впрочем ответов на эти вопросы небыло и у нас, так как и мы не знали где место для ключа зажигания, открывания капота, багажника и принципа работы коробки о которой отдельно.
Немного технической информации.
- "...тык он же как запорожец!"
Итак исключительно интересный продукт от компании Mercedes, на базе смарта Fortwo, пошире, пониже ^_^, подлинее, побыстрее и куда более веселый как внешне так и по "driving experience". Длина Смартика 2.5 метра, высота "по пояс" =) ширина - по ощущениям чуть меньше чем пассат, но в отличии от большинства машин "уши" не шире кузова отчего получается достаточно "мелким" =) Выпускался в 2х вариантах кузова, "родстер" и "родстер купе", и судя по википедии было выпущено ~44 тысячи после чего производство прекратилось в связи с его убыточностью. Непосредственно сам кузов - бронестойкий, цвет по документам это цвет "яйца" - несущего каркаса кузова. Все остальные элементы кузова пластик либо соответственно стекло, в том числе и двери(изза их ширины размаха, парковка с удобной "высадкой" из машины - полным открытием двери, а только так удобно вылезать, должна осуществляться как минимум в метре от соседнего авто, либо под углом) которыми нужно сильнее чем привычно хлопать, опять же из за легковесности. Не буду останавливаться на внешности машины - Есть достаточно широкий выбор цветов, комплектаций, включая Brabus, с более мощьным мотором, 17ми "тапками" и всякой крутотой в салоне, но прилично дороже. У стандартных версиях 3 вида дисков(за исключением смартовских штамповок) - двое 15х и 16е трех лучевые. Нам достался смарт на 15-х с заводской резиной Continental Premium Contact 2 выпуска 2003 года 205/50. Которые прожили до пробега ~110 тысяч после чего встретили свой конец на противоскрипной пластине у поста дпс, вырвав П образный кусок посреди протектора правого заднего колеса и взорвав покрышку. Впрочем надо заметить что задние покрышки были уже по сути на ограничителе, да и по дате. Скорость была смешная, господа инспектора "помогли" пнув железку с дороги, после чего отправились искать ближайший монтаж гже есть полуживая 195-215/45-55 покрышка. По опыту поиска в первый сезон "зимы" знал что найдем но не сразу. Покрышки ни разу не меняли местами, т.е. зад смарт сточил примерно за 80 тысяч "лета" 2 покрышки, изза их старости не имело смысла менять пару, а перед у меня до сих пор лежит "на дожиг" ^_^ и там еще ~2-4мм, т.е. экономит не только бензин =)
- "А он у вас на батарейках?"
Собственно про энономичность =Р Моторчик - не менее интересное творение от небезизвестной компании. Речь идет о модернизированном моторе под названием Suprex, увеличенном объемом с 600 кубиков, в первых автомобилях смарт, до 700. 3 цилиндра, 6 свечей (для замены "нижнего" ряда нужно снимать задний бампер) , 1 распредвал на цепи, МАПом и турбокомпрессором, задувающим до 1 бара на 1-5 передаче, на "овердрайве" буст 0.7. Впрочем, у нас нет "рожек" - датчика давления компрессора и температуры двигателя на панели потому лично не видел. Двигатель явно настроен на "момент" а не на мощность чем также намекает красная зона тахометра - всего 6200. Но кушает по взрослому - 3.2 литра масла (в смысле влезает, и вылезает только щупом, сливного болта нет) =) 86л.с ~100 ньютонов момента, но то голые цифры. На деле из за небольшого размера улитки, и опять же настроек на более низкие обороты(еще бы, одновальник то ^_^) ощутимая тяга уже на 2000-2500 оборотов и на 3000 уже достигается тот самый крутящий момент, после чего приходится начинать быстро щелкать передачи, коих 6, и щелкать их быстро нужно не из за страшного разгона (который по бумагам ~10сек до 100км/ч) а из за их краткости. 1-я это 45км/ч, 2-я 70, 3-я 96, 4-я до ~ 140 и 5я до 180. И 3-я с 4й с непривычки мешаются на обгоне при движении ~ 80км/ч т.к. на 100 уже утыкается в отсечку и переключается, а ты только поравнялся с обгоняемым. Впрочем, такая настройка передаточных чисел вполне обусловлена как настройками мотора, так и желанием сделать езду шустрой и экономичной.
- "Автомат да?
Коробке стоит отделить отдельный параграф по причине большого количества споров, дискуссий и "неточностей" на эту тему. Чуть известной мне истории : Однажды, компания Mercedes обратилась в не менее уважаемую компанию Getrag(R34 GT-R, Supra, M3, 911/964 Turbo - это лишь часть списка авто с коробками Гетраг), с просьбой создать компактную, легкую, автоматическую коробку для смартов. В итоге гетраг обманул и выпустил изделие под кодом 431 AMT 6 скоростную "semi-automatic" механическую коробку =) Это действительно механика, со сцеплением, за контроль которого отвечает "clutch actuator", принцип работы которого можно увидеть набрав эти 2 слова в гугле. По сути это комбинация электромотора и пружины, где мотор начинает давать момент и пружина для создания "рывка" и предотвращения проскальзывания сцепления, т.к. электромотор в одиночке не достаточно быстро отпускает диски сцепления. В целом если посмотреть на устройство внутри в купе с механической коробкой - единственное что может сломаться это электромоторчик, замена которого как проста так и не затратна, либо сцепление что естественно и происходит на пробеге около 200тысяч(слово поломка правда тут неуместно). Обращу внимание что именно что похоже именно из этой коробки получился так модный нынче “Dual Clutch” Простота, практичность, ремонтопригодность и надежность естественно имеют минусы. так как коробка все же полуавтоматическая" можно поставить режим "авто" и принять для себя что ты едешь на механике, но сцепление за тебя выжимает водитель со стажем не более пары лет, либо взять командование выбора передачи на себя, впрочем без перепрошивки мозгов за не очень адекватную сумму, утыкаясь в отсечку спрашивать: желаешь ли ты следующую передачу? у тебя не будут. После практики примерно в пол года находится вполне адекватный режим дружбы с коробкой как в режиме "аккуратно везем маму" так и в "гонки с тазиками" =) переключения вверх на низких - средних оборотах без неадекватных нажатий на газ после(газ имеет смысл отпускать иначе создается тот же эффект как на механике если переключаться не сбрасывая оборотов, сцепление разрывая дает крутить двигатель отдельно от коробки "в середине" переключения) мягкие, естественно достаточно жестко ощущается разгон "в пол" опять же при учете того что на 100км/ч ты уже переключился 3 раза =) Переключения вниз я сопровождаю поднятием оборотов опять же в середине переключения, синхронизируя и избавляясь от неприятного толчка синхронизации трасмиссии и двигателя. Впрочем, присутствует туповатость непосредственно в управлении автоматикой и переключении режимов D-N-R. Например сбросив на нейтраль на ходу - установка рычага назад в положение D не обязательно включит скорость, смарт может отказаться высветив 0 на табло отображающем передачу (цифры, либо A/N/R/0, либо милые стрелки предлагающие переключить на скорость выше/ниже в зависимости от положения педали акселератора). В итоге все случится когда смарт будет остановлен и переключение будет с ногой на тормозе. И наоборот - порой можно общелкаться во дворе когда паркуешься, тормоз при переключении режимов жать не всегда обязательно, но все же экспериментов на скорости он явно на себе не рекомендует =) В пользу против обычной механики в родстерах должен напомнить о том что для разгона до 100 сцепление пришлось выжимать 3 раза, а после, даже если остаться на 4й(а это будет 4800 оборотов ^_^) убрать ногу со сцепления будет некуда, т.к. на месте где гипотетический могла бы располагаться 3-я педаль находится подставка под левую ногу, при том не назвать ее широкой. И это первый "двухпедальный" автомобиль, который я видел, у которого педаль тормоза "механического" размера. Классический автомат бы сюда просто не влез, да и 5ти ступенчатый бы совсем не ехал а 6ти ступенчатый автомат в 2002м... ну вы поняли =) А для гонщиков под педалью есть кнопочка, надавливая которую коробка переключится на самую низкую передачу на которой есть запас хотя бы в 800-1000 оборотов до отсечки, так можно хитро тормозить скоростями =Р
Мотор, как и коробка, находятся сзади, причем компоновка скорее RR нежели MR, но двигатель выполнен под углом, ГБЦ находится ровно над задней осью а поддон картера уже ближе к попам смартоводов, их разделяет расположенный там бензобак и моторный щит за спиной. Явно все сделано в том числе для того чтобы двигатель при ударе сзади "уезжал" под машину и не стремился в салон в спины пассажиров. Должен заметить, что помимо сильно разрекламированного "каркаса" смартов здесь есть и иные "safety features". Например, крайнее место крепления ремня расположено на кресле у плеча, что должно предотвратить возможное выпадение из машины через крышу, а задние стойки кузова дополнительно усилены поперечной распоркой. Впрочем, желаю, чтобы всем никогда не пришлось пользоваться по назначению любыми системами безопасности. В наличии уже не удивительные АБС и TRC, и при всей моей не любви к последнему правда разгонит машину быстрее, чем ты сам с пробуксовками на снегу/легком льду. Летом же даже при мокром асфальте нужно стараться, чтобы достучаться до этих систем, сцепления покрышек 205мм на этот вес хватает с запасом для города и наших трасс. Зимой по легкому льду/снегу даже на 80-100км/ч нажатие на газ на любой передаче ставит смарт боком.
Про зиму. На зиму Мелкий получил комплект 205х данлопов Winter Sport M3, зимнюю крышу и обещание греть подольше ^_^ Вкратце можно сказать что если вас не пугает что оставленная машина на пол часа и более при температуре ниже -5 по сути полностью остынет(в первую очередь в салоне), при температуре -20 на трассе вам придется включить печку в ноги на полную, т.к спереди нет двигателя который хоть как то защищает от холода на скорости и "багажный щит" промерзает быстро. до -30 заводится со своими 6 свечами недовольно, но являясь единственным транспортом на работу покорно греет себя, водителя, но не омывающую жидкость ^_^ Естественно мучают его так редко, а кто очень сильно хочет попользоваться смартом(или вынужден) в жуткие морозы - вполне можно себе позволить его оставить на ночь на холостых мирно пыхтеть. 12 часов холостого хода при 98 бензине за 33рубля = 138 рублей. Расход на ХХ в час = половину объему двигателя, т.е. 350грамм. Считаю что ради здоровья мелкого при необходимости можно проблему решить и так. Прогрев "каждые 3 часа" неплохо но по сути в дикий мороз за 1-2 часа смарт остывает полностью и греть нужно 100% заново, а это при -20 и менее – те же 20 минут, в общем либо не мучайте либо относитесь с уважением и следите за тех состоянием. Аккумулятор кстати тоже веселый ^_^
Немного про "багажник" - там находится "корыто", которое имеет крепления под направляющие мягкой крыши, стандартный знак аварийной остановки, аптечка также от смарт в сумке с липучкой на стены багажника, под ногами пассажира(у "моторного" щита) находится отделение с насосом (тоже модный - смарт), выкручивалкой ниппелей, рем-спреем для покрышек и книжечкой пожеланием всем этим никогда не пользоваться ^_^. Запаски, домкрата, балонника не имеется т.к. запаска никуда не влезает, разве что под заднее стекло, и то опция только для купе =) В итоге если у вас купе - вы можете поменять комплект колес в 1 заход, 3 покрышки влезают на место пассажира(но становится не видно правое зеркало) и еще одна - под стекло, загораживая и зеркало заднего вида, в итоге на обычном родстере видимо нужно брать с собой техничку. Впрочем при всех небольших размерах мы умудрялись залезть в него вдвоем + 2 сноуборда в салоне и доехать до сорочан ^_^
Про ходовую много не расскажешь, спереди стандартный макферсон, про стойки ходят слухи, от того что на них веса не сути не приходится, разве что на торможении залетать на лежачих полицейских, убить их не реально. Задние же в нашем случае уже прошли 147 тысяч, начинают проситься на замену, но убитыми назвать нельзя. За все время единственной "починкой" подвески были шаровые передних нижних рычагов. Сзади хитрая балка-труба, к которой раздельно крепятся пружина, амортизатор, и сверху весь подрамник с двигателем коробкой и в общем всей задней осью ^_^ во всей этой чудесной конструкции не хватает блокировки дифференциала, к тому же привода выходят по сути - прямо из коробки =( некоторым станет понятно по фото.
В связи с неожиданной растянутостью отзыва решено разделить его на 2 части, отчего 2ю часть буду выкладывать чуть позже, с возможными ответами на первые вопросы =)
Продолжение следует...