Минивен? Универсал? Кроссовер?..
Subaru Exiga - семиместная полноприводная суба. В каталогах она определяется как минивен, но внешне больше похожа на раздутый универсал. Сначала подробный отзыв и немного лирики в конце о том, почему купив ее я получил многое, но почти ничего из того, что изначально планировал )
Отвечая на вопрос в заголовке - пожалуй, все-таки универсал. Хотя не столько по типу кузова, а скорее по тому, насколько машина универсальна в своих применениях, причем скорее не за счет компромиссных решений в угоду тому или другому, а за счет довольно-таки гармоничного сочетания всех характеристик и функций. Причем, универсал во всем.
Эта машина, на которой тебя не сочтут нищебродом, но и точно не будут считать богатеньким нуворишем
Машина, на которой ты не застрянешь на заснеженной парковке рядом с домом, но не полезешь туда, где катаются джипы, боясь оторвать пластиковый бампер или сесть на брюхо
Машина, в которую ты можешь поместить 7 человек или кучу хлама, но в которой ты не будешь делать это постоянно, боясь поцарапать салон и слыша чертыхания тех, кто залазит на третий ряд
Машина, которая бодро едет и хорошо рулится, но в которой с тобой не будет играть в гонки каждый встречный, да и тебе не захочется
Машина, которая достаточно надежна, но при этом требует внимания и обслуживания
Единственное, что по моему мнению в ней нельзя назвать универсальным – не очень гуманный расход топлива (хотя, в вариаторных версия расход меньше, а если ездить спокойно - еще меньше).
Информация по моей модели и комплектации:
2008 год, автомат, 4вд
Реальный пробег сейчас 330 ткм.
Двигатель 2.0 ej204 с фазовращалками, 148 л.с. 191 момента
Масса 1550, габаритные размеры 4740 x 1775 x 1660
7 мест
Клиренс в стоке 165 мм, у меня 200-210 мм
Шины лето 215/50/17 (стандарт), зима 225/55/17
Салон – тряпка
Раздельный климат-контроль для передних пассажиров
Круиз-контроль (абсолютно бесполезный)
Подогревы щеток стеклоочистителей и заднего стекла
Панорамная крыша
Электропривод водительского сиденья
Стоимость такой машины в 21-22 годах 650-700 тысяч
Предыдущий владелец купил машину в 16, кажется, году на зеленке с пробегом в 65к (как потом оказалось, скрученным на 120к), ездил на ней 5 лет. Я второй владелец, купил в феврале-марте 2021 с пробегом 165 (т.е. 285), за полтора года откатал 45 тысяч.
Машина досталась мне всего после двух мелких дтп в рф (окраска переднего бампера, замена задней двери), еще отчего-то в японии красилась пассажирская передняя дверь; с отваливающимся пластиковым порогом, поцарапанным передним бампером, треснутой лобовухой и парой мелких коцок. Но в общем состояние было очень хорошее. Предпокупная диагностика еще приговорила один задний рычаг.
После покупки сразу сделал большое ТО.
Замена ГРМ и роликов
Замена помпы
Замена ремней
Замена всех жиж (тормоз, гидроусилитель, масло, АКПП, антифриз)
Замена прокладок впускного коллектора
Замена стоек и пружин
Замена втулок стаба и различных резинок
Замена заднего рычага и одной шаровой
Замена рулевой рейки (кстати, рейка в стоке электо, у меня уже стояла гидро)
Вся эта радость вышла где-то в 150к. В основном бюджет ушел на стойки (новые new sr с усиленными пружинами, все вместе 45к и грм)
Ну и еще что-то по мелочи. ПО идее, поле ТО машина была в идеале. Хотя фактически в поведении ничего не поменялось, как ехала так и ехала. Кроме стоек.
Стойки менял, потому что мне поначалу не очень понравилась управляемость – зад вилял и была некоторая валкость в рулении. Как будто не Субару. Машина уже была поднята с помощью китайских стоек от форика. Джип мне был не нужен, поэтому думал поставить условно родные стойки, но пожестче, чтобы машина вернулась в первоначальное состояние по высоте и не виляла попой. Мастер посоветовал new sr. В результате получилось все не совсем так, как я хотел. Машина наоборот поднялась, причем ой как неплохо. Клиренс увеличился до 200мм на околостоковой резине. Жестче тоже не стала. Но получилась очень энергоемкая подвеска – огромные ходы, никаких пробоев, ну и задом вилять таки перестала, валкость тоже пропала.
После ТО технического сразу заказал модельные чехлы из экокожи и коврики ева (лежали противные универсальные, в гиперавто продаются), а машину отвез на косметические процедуры – подкраска коцок и бампера, приклеивание порога, детейлинговая химчистка и полировка.
Машина засияла.
Чехлы вышли в 16к на два ряда, коврики 7 (с багажником), косметика по кузовщине 13, детейлинг 25.
После поменял лобовое на оригинал бу, 15к с установкой. И поставил сигналку пандора с приложением и блютусом (25к).
Также сразу купил еще один комплект дисков на лето (12к) и новую летнюю йошку (25к).
Итого, на первых порах я умудрился вложить в машину около 290к. Неслабо конечно, но в общем такой был план. Изначально планировал покупать машину не за 650к, а за 1.3 ляма, в итоге цены выросли и то, что я хотел стало стоить от 1.5. Передумал, решил купить попроще и вложить денег, чтобы привести ее в то состояние, которое меня устраивает, и технически и косметически, чтобы уже ездить и не париться.
Салон
Машина действительно просторная для универсала, высокий потолок, много места справа-слева. Посадка не джиперская, но и не совсем легковая. Мой рост 187, вес 90, сажусь сам за собой с достаточным комфортом. Даже садился на третий ряд, сидеть можно вполне удобно, правда тогда второй ряд приходится подвинуть вперед. В моей комплектации водительское сиденье на кнопках, остальные ручные. Уселся удобно довольно быстро, хотя до сих пор не очень нравится положение рук. Привык одну руку ставить на подлокотник в двери или на верхнюю часть двери и держать за верхнюю часть руля, другую на другой подлокотник и по диагонали держать за руль снизу. Тут так не получается, расстояние от двери слишком большое, до руля не дотягиваешься так, чтобы было удобно.
Пластик салона жесткий везде и очень легко царапается. Но хоть не скрипит. В машине целая куча подстаканников. Когда ее только купил, думал, ну нафига, а? В процессе эксплуатации оказалось, что очень даже нафига. Всякие ниши и полости для мелочей тоже есть в достатке.
Второй ряд сделан на салазках, как в минивенах, двигается легко, но со временем начинает греметь жутко. На роликах изнашиваются резиновые прокладки. Решается либо изолентой или термоусадкой и подобными вещами, либо поджатием салазок кувалдой. Но хватает не очень надолго. Полгода-год. Кто-то мячики подкладывает под сиденье )
Третий ряд складывается, превращаясь в дно багажника. Но это не ровный пол, остается небольшой наклон. В общем-то, я его в самом начале как сложил, так и ни разу не раскладывал потом, нужды не было. Без него конечно багажник огромный. Единственное – наклон. Всякие пакеты и мелочи так и норовят скатиться. Так что либо трамбовать, либо пользоваться сеткой, благо она есть.
Благодаря размерам салона можно впихнуть невпихуемое. Возил однажды полторы пачки пенополистирола 50х600х3000. Даже видно было, куда едешь. Сложил только левые сиденья. Возил три секции вышки тура на 6,5 м. Но от таких экспериментов отваживает обозначенная царапинонеустойчивость. Чуть что острее, сразу царапина.
Тряпка в салоне сама по себе – ну чисто японский бюджет-стиль. Поэтому сразу после покупки поставил чехлы из экокожи. Ну и развлечения ради перешил карты. Зимой заняться было нечем, отдельно купил карты, сам экспериментировал, получилось неплохо, но ставить пока не поставил, хочу переделать кое-что.
Камеры заднего вида на машине в стоке не было, ее поставил предыдущий владелец вместе с магнитолой на андроиде. Как на такой длинной машине без камеры ездить, ума не приложу. Обзор прям не очень. Когда первый раз на ней ехал, выезжал от гаи, аж страшно было – выезжаешь со второстепенной, а что сзади слева не видно вообще. Ни в боковое зеркало, ни в центральное. Только крутить голову и смотреть через багажник. За полтора года привык конечно, но все равно прям не очень. Не знаю, особенность ли это праворульных машин (до этого с десяток лет на корейце ездил), либо особенность конкретно этой машины. В общем, неудобно. Радиус разворота тоже большой из-за длинной базы. Где я раньше влезал в одно движение, сейчас приходится кататься туда-сюда.
Шумоизоляции в машине фактически нет. Шумит не так сильно как большинство бюджетных машин, но разница в покрытии заметна. В дверях еще есть какие-то шумоизоляционные вставки, в районе ног передних пассажиров тоже, а так основную роль шумки похоже выполняет ковер. Есть какие-то куски шумки на передних локерах в арках.
Панорамная крыша – это прикольно. В общем-то бесполезно, но прикольно. Если открыть в солнечный день, то слишком ярко, слепит и неудобно водить. Но в пасмурную погоду это классно, сразу становится светлее, и на душе тоже. И детям очень нравится, вечером всегда открываю, смотрят на огни города. Из минусов – словил камень от большегруза почти в самом начале эксплуатации. Был скол. Помыл машину, скол растрескался на всю длину и ширину крыши. Издалека не видно, не течет, но неприятно. Этим летом купил контрактную крышу. Пока не ставил.
Почему круиз бесполезный? Он работает только на скорости до 110 кмч и только на одной заданной скорости. То есть, разогнался допустим до 100, нажал кнопку, машина сама едет 100. Нажмешь на тормоз или газ хоть даже легонько, установка сбрасывается. То есть, толку особо никакого, редко бывает так, чтобы прям прямая дорога и впереди никого, и еще и хочется ехать 100 кмч.
Двигатель и ходовые качества
Двигатель ej204 сам по себе уже старый и проверенный временем, одна из бесчисленных вариаций ej20. На многие машины тех и последующих лет ставился, отверстия для замены свечей в лонжеронах просверлили уже в японии, так что обслуживать легко ) Шутка.
В плане эксплуатационных качеств, двигатель вполне себе нормальный. По мне, маловато тяги для такой большой машины. И передачи одной не хватает. Но при этом автомат очень резкий, знает, что тебе не хватит тяги и поэтому так и норовит скинуть одну-две передачи и кинуть стрелку тахометра в красную зону. При более-менее спокойной езде на 100 кмч стрелка где-то чуть выше 3 тысяч. 120 уже 3,5, дальше – больше. Если тебе надо ускориться на скорости 120-140, машина делает это легко и быстро, но обороты уже 5-6. В общем, тахометр всегда где-то в зоне 3500-4500. С этим естественным образом связан большой расход топлива и требовательность к маслу.
Масел перепробовал разных целую кучу. В итоге понял, что идеальный вариант – мобил fuel economy. Его хватает на 5 ткм и оно не угорает. Все остальное превращается в грязь и сгорает гораздо раньше. Но после резкого скачка цен мобил лить стало совсем не экономично. У меня довольно большие пробеги, 5ткм я проезжаю в среднем дней за 40. Поэтому в конечном итоге выбрал масло кикс г1. Лью уже полгода. Его хватает в среднем на 4,5 ткм, дальше начинает чернеть и сгорать. Поэтому меняю обычно как раз на 4,5-5 ткм. Благо стоит оно совсем недорого. Еще один момент, связанный с маслом – в моторе есть муфты AVCS, меняющие фазы газораспределения. Они как раз очень чувствительны к маслу, когда масло теряет свои характеристики, они начинают плохо работать, это проявляется в том, что самый ходовой диапазон оборотов от 3-4,5 тыс. оборотов просто пропадает. То есть на нем тяги нет абсолютно. Ты либо пенсионеришь кое-как до 3, либо когда хочешь ускориться, машина уже крутит двигатель в красную зону.
Что нравится – отличная управляемость на асфальте. Субару все же ) Можно проходить повороты не снижая скорости. Где я на джипе ехал в повороте 120, на ней можно 140. А на аксио/акве/аурисе в тех же поворотах 100 страшно было ехать.
Также очень понравилось, как машина себя ведет зимой. Привод постоянный полный, по заверениям производителя симметричный (хотя поговаривают, что все-же 60/40). За зиму ни разу нигде не застрял, по заснеженной дороге тоже едет отлично. Заносы контролируемые. Хотя, это скорее не заносы, а сносы, ее начинает всей тушкой нести наружу поворота. Но не сильно. Тормозит зимой тоже отлично. Давно я зимой не чувствовал такой безопасности на дороге, не думаешь, что тебя надо включить/выключить полный привод. Единственное, что не понравилось – поведение в мокрой снежной каше. Ее начинает болтать и кидать туда-сюда.
Летом при сильных дождях также ярко выражен эффект аквапланирования. Раньше никогда всерьез не задумывался об этом, тут прям чувствуется.
Насчет внедорожных качеств ничего не скажу, с трассы я на ней не съезжал. Хотя за все время благодаря высокому клиренсу ни разу не подрался ни с одним бордюром и не царапнул брюхом. Не зря в заголовке было слово кроссовер – на стоковой резине у меня клиренс составляет 200мм, на зимней большего размера 210. Очень кроссоверный просвет. Причем, это просвет по самой низкой точке – трубе выпускного коллектора, который торчит ниже общего уровня днища. В остальном днище ровное, ничего не выступает, по порогам клиренс получается уже 250. И кстати, по высоте кузова она тоже как кроссоверы. Когда смотришь на нее в отдельности – универсал универсалом. Но если поставить рядом на стоянке - она такой же высоты как форестер, или аутлендер, новый х-трейл или хорек. И вроде даже повыше, чем сх-5. Просто она длиннее их сантиметров на 30 и с бОльшими свесами, поэтому в отдельности визуально кажется более легковой.
Поломки, траты и ремонт
Делал ли я после большого дорогого ТО после покупки еще что-то с мотором? Ох да, делал. Никогда я раньше не проводил так много времени под капотом и в размышлениях о том, что не так. Мне изначально не давал покоя расход топлива, который не изменился после прохождения ТО и даже после замены топливного фильтра (который оказывается расположен в баке под сиденьем – я привык, что топливный фильтр стОит 500 р, стоИт на моторе и меняется за 5 минут). Бака 60 литров хватало на 400-410 км. То есть где-то 15 литров на сотню. Езжу я почти все время по трассе, трасса конечно не такая, как в центральной части страны – ровная и красивая, это приморская трасса, с кучей подъемов, спусков, поворотов, с торможением и разгоном перед камерами и в режиме 120-140. Но все равно как-то много. Джип в почти таком же режиме жрал 13,5 соляры, хотя он на полтонны тяжелее, с боксом на крыше, на грязевой резине и со шноркелем. И мне очень хотелось этот расход как-то снизить. В итоге, я решил покопаться и найти причину. Плюс, когда началась жара, периодически стала пропадать тяга то в одном диапазоне, то в другом.
Поменял датчик массового расхода воздуха и обе лямбды на новые китайские. Стало чуть лучше, но через месяц оно все сдохло друг за другом. Поменял их на новый оригинал. Поменял датчик детонации. Поменял трубки вентиляции картера и какой-то клапан из той же серии, убрав все подсосы. Это все было долго, мучительно, ибо пока придумаешь что поменять, пока задавишь жабу, чтобы потратить на это деньги (датчик расхода воздуха новый стоит 20к, лямбда 17), пока поменяешь. Но в результате, к первой осени все было поменяно и расход в межсезонье уже составил 11,5 литров на сотню, а бака хватало на 500 с лишним км. С приходом зимы расход опять повысился, оказывается, машина оочень много тратит при прогреве и в принципе низкая температура сильно влияет на расход. На джипе было не так. Но в принципе, до 15 так и не дошло.
Сейчас уже пошла вторая осень на ней, поставил нештатную резину (из-за лифта штатные колеса выглядят странно, как на скейте), средний расход сразу вырос до 13,3.
В первую осень сломалась обгонная муфта на компрессоре кондиционера, срезал ремень, зиму проездил так, весной купил контрактный компрессор, стоил копейки, тысячи две кажется. Жалко было только фреона.
В весну 2022 сломался генератор. Не знаю, что с ним было, в ремонт не отдавал, также купил контракт за пару тысяч, сам поставил. Родной если руки дойдут, сдам в ремонт, будет запасной.
Летом 2022 стал клинить один суппорт. Поменял на контракт. Тоже тысячи три вроде.
В конце лета 2022 решил пройти плановое ТО перед сезоном, посмотреть, что с машиной. Сделал частичную замену жижи в автомате, тормозную и жидкость гур (сказали мутная, не знаю, возможно ли за полтора года, но поменял), поменял передние тормозные диски, колодки вкруг и одну шаровую. Все вышло в 25к с работой и запчастями.
Тогда же зашумил двери, поставил кроссоверы и компонентные колонки в передние и задние двери. Родная акустическая система просто ноль ) Динамик весит грамм 100. Играет плохо, низких частот даже близко нет. С виброй в дверях стало получше, появилось чуть низов, с новыми динамиками еще лучше.
На нормальную шумку днища времени уже не хватало, решил ради интереса зашумить арки снаружи. И в самом начале с удивлением обнаружил, что у меня дырка в переднем левом рычаге. Проржавел и вывалился кусок. За две недели до этого был в сервисе на ТО, а они, нехорошие люди, ничего не сказали. Хотя рычаг этот явно видели, шаровую на нем меняли. Короче, ух. Не полез бы шумку делать, так и ездил бы, пока где-нибудь зимой он у меня не сломался пополам.
Так что поменял еще рычаг. Контракт 2500.
На этом поломки и траты пока приостановились.
А, ну еще в первую осень отдал родные диски на реставрацию и покраску. Были вмятины, и не нравится серебристый хром. Хотел белые. Вышло 18к.
В общем, примерно так. Ощущения от владения положительные. Иногда хочется поменять на что-нибудь поэкономичнее, но как начинаю учитывать свои требования – и 4вд хочется, и салон большой и двигатель помощнее, понимаю, что за эти деньги, пожалуй, вариантов нет, а если покупать дороже, то разницу в расходе мне это не окупит. Ну или копить на что посвежее гибридное, например аутлендер пхев, чтобы от розетки его заряжать. Но пока цена на них минимум в два раза выше, а на батарейке я только полдороги на нем смогу проехать.
На этом основная часть отзыва заканчивается, ниже в дополнении будет немного лирики, как я эту машину выбирал и почему, как говорил вначале, купив ее, я получил многое, но почти ничего из того, что изначально планировал.