Прошло уже полтора года, как я продал свой Forester 1999 года в комплектации S/20 Limited c МКПП. Эмоции от пользования уже давненько улеглись. Все это время я ходил пешочком, и некоторое время назад передо мной встал вопрос выбора о приобретении нового автомобиля. Я мог бы купить что-нибудь и попроще в это время, но размениваться на меньшее уже был не в силах. Да, я подсел на SUBARU! Попробовал в очередной раз поискать какую-нибудь альтернативу в других производителях и … ничего не нашел даже близко похожее. И опять нахлынули эмоции… Только SUBARU! Но это дело моего недалекого будущего.
Вы будете скоре удивлены, но я буду больше критиковать Forester, но только в кузове SF5. Опыта пользования SG5 нет, но некоторые конструктивные особенности модификаций перешли и на более свежий кузов. Лестных отзывов написано немало, со многим согласен, я попробую отразить подводную часть айсберга, и постараюсь сделать это максимально объективно.
На момент приобретения мне нужна была надежная, универсальная, неприхотливая, экономичная и проходимая машина, потому что собирался переезжать в деревню. Именно собрав в кучу все эти факты, я и остановился на той комплектации, о которой пишу выше. И она оправдала все мои запросы. Машину брал с базара. Мне повезло. Она была единственной в такой комплектации (механику вообще найти крайне сложно). Была несильно бита сзади, сделали не очень хорошо, поэтому цена была несколько ниже. Не судите строго, насколько было денег, настолько и купил. Да и выбора не было, машина на механике была единственной.
Задняя дверь скрипит. Это ужасает. Причина в этих металлических направляющих, которые забиваются пылью, грязью и металлическая пластинка, которая находится между корпусом направляющей и самим пятаком. Весь этот бутерброд дает металлическое полязгивание. И дело здесь не в том, что машина была бита. Я ездил на других Foresterах, причем один из них был куплен с аукциона целым. Дверь скрипит на всех! Саша, владелец турбового, поставил растяжки на передние стойки сверху (на чашки) и снизу, а также на задние чашки. На какое-то время помогло, машина преобразилась, стала как бы цельнее. Но только на какое-то время. Спустя время, скрип у него опять появился. Лечится это периодической разборкой узлов, промывкой и смазкой солидолом. Андрей, мой друг, который ездит теперь на бывшем моем Forestere, на это, например, вообще не обращает внимание. Из всего этого возникает другая проблема.
Недостаточная жесткость кузова. Достаточно будет одним задним колесом наехать, к примеру, на кирпич, и заднюю дверь вы уже не закроете. Или закроете с очень большим усилием, то есть с размаху. А это точно не есть хорошо. Недостаточную жесткость кузова выдают, кстати, и «пение» панелей задней части кузова, когда вы едете по пересеченной местности. Возникает ощущение, что машину «раздули» из более маленькой, а железа забыли добавить. В этом смысле машинка явно сыровата, не возникает чувства уверенности, юноша подрос, а одежду забыли перешить. И, поверьте, не все универсалы таковы. В Outlandere такого не наблюдается. Мой приятель вообще пригнал новый Forester 2006 года, так там тоже сзади что-то громыхает. Под растягивающейся шторкой стоят какие-то поручни, так шторка бьется об них. Если её скрутить, то шторка начинает греметь в своих посадочных гнездах. Прямо наваждение какое-то! Хотя новый Forester вызывает ощущение более серьезного и крепкого автомобиля.
Несколько непонятны мне дырки, присутствующие на кромке передних крыльев, находящиеся на внутренней плоскости крыла арки колеса. Неэстетично. Видимо, под турбовый тюнинг, когда иногда ставят расширители арок. Но я таких машин вживую даже не видел, только на фотографиях.
Брызговики после одной-двух посадок на брюхо разбалтываются, теряют свою геометрию, а в мороз могут и сломаться, и после этого начинают портить внешний вид автомобиля. При езде задом есть риск на что-нибудь наехать и вообще их оторвать. Я после этого поставил тюнинговые, резиновые, смотрятся неплохо, но они стали отрываться.
Я несколько удивился, когда сев в Imprezу, обнаружил там точно такую же переднюю панель, за исключением климат-контроля. Сейчас Toyota Yaris очень похожа внешне спереди на Toyota Avensis. Я понимаю радость владельца Yarisa, но рад ли этому владелец Avensisa? Хотя Impreza, это, конечно же, не младший брат, а просто другой автомобиль от SUBARU. Но хочется индивидуальности, а не взаимозаменяемости.
А климат-контороль у Foresterа великолепен. Зимой тепло, а летом прохладно, и все наглядно.
Гайцов прикалывают дверки без рамок. Типа джип, а двери неправильные.
Удручает теснота пространства для ног водителя. При моем росте 190 см и двумя грыжами межпозвоночных дисков я часто испытывал боли в спине, особенно при посадке-высадке. И это главная причина, почему я больше не приобрету SF5, SG5 такого недостатка лишен. Усугубляет положение большой диаметр рулевого колеса. Оно удобно в дороге, но при маневрах с посадкой… Водительское кресло достаточно удобно, с хорошим поясничным подпором, но колени приходится задирать и получается, что ты сидишь, как в тазике. Чувствую, что за этот абзац меня пристрелят. Не спешите, почитайте следующий!
Весьма удобно в Forestere ночевать, но только двоим взрослым. Сексом, кстати, заниматься тоже удобно, потолок ненизкий и есть варианты... За все время, наверно, провел около месяца с ночевками в машине (жаль, но часто один, во время дальних командировок). Правда, имеется небольшой бугорок в месте складывания задних сидений. Лучше подкладывать какое-нибудь одеяльце или шкуру убитой овечки. Еще удобно во время дождя открыть заднюю дверь и… да что угодно делать.
Почему-то лобовое стекло очень сильно притягивает к себе камушки различных размеров. Наверно, из-за его большей, чем в обычных легковых автомобилях, вертикальности. Стекло покрылось сколами за весьма короткий промежуток времени.
Проблемным местом являются задние ступичные подшипники. Где-то после скорости 65 км/ч они начинают выть. Ни на одной моей машине до этого такого никогда не было, поэтому я сначала подумал, что это мост. Для замены лучше обращаться в какой-нибудь «понимающий» сервис, а то вам вместо выпрессовки отрежут что-нибудь болгаркой. А если вывесить машину с одной стороны и крутануть колесо, то мост, действительно, будет как-то неприятно шуметь, но это ни на что не влияет. Зашумевший подшипник, кстати, ходит еще очень долго, и после его замены проблема не повторяется. Опять же, повторюсь, подшипники воют на многих Foresterax.
Двигатель кушает масло. Неважно, какое, Castrol, Shell. При моей эксплуатации порядка 1,7 литров на 10000 км пробега. А при заливке 4 литра, это много. А сейчас, по-моему, он кушает и того больше.
Со временем начинают бежать сальники свечных колодцев. Вытаскиваешь свечной патрон, а он весь в масле. На сервисе рекомендуют их менять при ТО 100, но если сильно запустить, то могут раскиснуть свечные провода, которые стоят недешево. К тому же, на холодную, при таком положении дел, машина подтраивает. Также на холодную свистят ролики ГРМ. Я видел ремень ГРМ после ТО 100, ему бы еще ходить да ходить, тем более если с Японии, но ролики… Могут заклинить, могут рассыпаться. 92-ой бензин атмосферный двигатель переносит ОЧЕНЬ хорошо, даже весьма скверного качества.
МКПП вносит противоречивые чувства. Она не обладает четкостью и избирательностью. К этому можно привыкнуть, но это подводная мина на бездорожье. С такой коробкой практически невозможно раскачать автомобиль! Особенно плоха задняя передача. А понижающую передачу хотелось бы иметь… более понижающую. Число 1,45 не обеспечивает достаточной тяги. И это ахилессова пята у Forestera на бездорожье. Казалось бы, есть весь арсенал, но ни на песке, ни в слежавшемся талом снегу, на слабых грунтах, тяги не хватает, машина закапывается. Поэтому преодолевать вязкое бездорожье можно только ходом! Но опять же, это не сравнение с другими паркетниками, они даже близко рядом не находятся, проверено! Это сравнение с достаточной необходимостью преодоления реального бездорожья!
По моим наблюдением, нет особой разницы на глиняных, раскисших грунтах во внедорожных способностях между АКПП и МКПП. Имею практический опыт. АКПП не хуже, это точно!
После 110 км/час резко повышается расход топлива. И чем быстрее дальше, тем больше. Передаточное число последней, пятой передачи, считаю, подобрано неудачно. Она неэкономична. Для дальних поездок автомат предпочтительнее.
С атмосферным двигателем не погоняешь, к сожалению… Невозможно выполнить на трассе динамичный обгон. Едешь ты на пятой передаче, впереди фура, переключаешься на четвертую, газ в пол и… ничего не происходит. Вялотекущий набор скорости, который может грозить, да много чем может грозить. Поэтому к обгонам на трассе нужно подходить осторожно. Как то мы зарубились с турбовым Foresterом со светофора, он был тоже на механике. Первые секунду, полторы шли на равных, но потом он, конечно, выстрелил. Но на динамику разгона как-то не особо влияет загрузка. Что пустой, что груженый, Forester примерно одинаково разгоняется и также одинаково ложит стрелку. Ходовые качества от этого тоже не особо сильно меняются.
При повышенных оборотах двигателя, за 3000, возникает какая-то вонь из подкапотного пространства, если сразу остановиться. За все время эксплуатации я так и не понял, в чем причина. Нигде ничего не бежит, не горит, масло в КПП не темнеет, уровень не уменьшается. А запашок то неприятный. Но вроде на турбовых такого не наблюдается и на автоматах тоже.
За все время я три раза оставался без бензина. Аварийная лампочка топлива ведет себя очень самобытно и загорается только так, как ей вздумается. А показания стрелки уровня топлива, близкие к нулю, в одном и том же положении часто означает разный уровень. Не ездите до упора! И слышал, что все это присуще всем SUBARам!
Часы вообще в скором времени потухли. Сначала то включались, то выключались, а потом и вовсе умерли. И это тоже фирменная «примочка» Foresterа. Говорят, от тряски отходят контакты.
Сейчас повальная мода на сигнализации с автозапуском и автопрогревом. Готовьтесь увидеть CHEK ENGINE. Замена датчиков, свечей, промывка форсунок, проблемы со стартером, повышенный расход топлива на ходу, ухудшение динамики. Господа, будьте благоразумны! Эта приблуда удобна, но пагубна! НЕ ЛЮБИТ БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ХОЛОСТОГО ХОДА! Тем более с нашим бензином. Все это я наблюдал на своем бывшем Forestere, когда новый хозяин поставил такую сигнализацию, да и на других автомобилях тоже наблюдал. При холостом ходе происходит неполное сгорание топлива, отчего повышается «зольность» сгоревших газов, которые засирают все подряд: свечи, датчики и что там есть еще.
Опыт зимней эксплуатации подсказал, что лучше в этот период времени использовать шипованную резину. Полноприводный автомобиль быстро разгоняется, но тормозит то, как все. К тому же, если Forester неожиданно пошел в занос, шансов поймать его очень мало, как и быстро затормозить.
Как-то пришлось по необходимости поставить разную по протектору резину на перед и зад, но одинаковую по типоразмеру. В результате вылетел с трассы. Машина становится просто неуправляемой. Не экономьте на колесах!
Возвращаясь, однажды, из Тоска на машине друга, мы прозевали один поворот под 90 градусов и по гололеду ушли с трассы. Благо, далее там была наезженная дорога, на пути которой был большой нанос снега с метр высотой. Так вот, передний бампер у Forestera крепкий, отломалась только дужка крепления фары, и покосились нижние противотуманные фары. А когда я ловил ворону своей фарой, дужка тоже отламывалась. А фара не разбилась, спасла бронировка. Но бронировка со временем темнеет, а головной свет у Forestera, надо признать, не лучший.
По ощущениям, зад легче передка, потому как в гололед при повороте даже на небольшой скорости, зад стремится обогнать перед. На нешипованной всесезонной резине. Со временем я к этому приноровился и стал заниматься скольжением автомобиля прямо в городе на глазах изумленной публики. Регулировка газом и рулем дает стабилизирующий эффект. Весьма эффектный, для этой самой публики.
Подвеска проста и ремонтопригодна. Что характерно, шаровые опоры крепятся к рычагу болтами и, по-моему это на всех SUBARU, в отличии от других японских производителей. А первыми не выдерживают стойки стабилизаторов, то бишь линки. Но с моей машинкой этого не было. Кроме подшипников, вообще ничего не было, а наездил я более 50000 км.
Что еще? Выдергивал из снежного плена Волги, BMW, ВАЗы. Но и меня выдергивали. Человеки и Терраны.
Как то мы собрались у нас на площади общественных мероприятий поздней осенью погонять круговые… Под ночь, три разных по комплектациям Forestera, устроили шоу с клубами снега, горящими фарами. Если вывернуть колесо до упора и притопить газу, Forester начнет кружиться вокруг собственной оси, будто по центру у него штырь стоит. Это впечатляет, как и то, что все скольжения контролируемы, и управление в полноприводном заносе позволяет «штамповать круги» и оттачивать время прохождения круга. Ты следишь именно за траекторией движения, а не за тем, как ловить ту или иную часть автомобиля, как это происходит в моноприводниках. Версии с МКПП мне показались более предсказуемы и понятны на такой практике.
И кому-то, из рядом наблюдавших за всем этим мальчишек, точно врежется название Forester на долгую память и станет мечтой, на тот момент, казалось бы, несбыточной.
В журнале «4х4 club» за июнь 2006 года напечатано две статьи про новые Forester и RAV4. Почитайте, любопытно.
А я ищу свой следующий SUBARU. Только теперь у меня появились некоторые претензии к отдельным моментам.