До Форика 5 лет ездил на Легаси на пару лет моложе. Нравилась всем за исключением клиренса, даже проставки в 4см и большие колеса не решили проблему низких бамперов - после выезда на природу неизбежно привозил на бампере комья грязи. Выхода обозначил два – подрезать передний бампер или поменять машину. Но на что менять, если Легаси очень нравится, да и денег негусто? Вот Форестер как вариант и всплыл – близкий родственник Легаси, только без проблем с низкими бамперами. Решил попрадаю Легаси пару недель, если не уйдет, то оставлю, срезав нижнею часть переднего бампера. Но машина ушла сразу.
Начались поиски Форя с требованиями: рестайл первого поколения, не турбо, не конструктор, не хлам. Машин много, но отвечающих всем требованиям в Приморье практически нет. 90% конструктора, столько же турбовых. Парочка атмосферников, но ушатаных да ужаса. В итоге подходящий нашелся во Владивостоке, по состоянию тоже не предел мечтаний, но все же пациент был скорее жив, чем мертв – кузов и двигатель хорошие, остальное сделаю. 350 запрошено, за 335 куплено.
Пробег на момент покупки 169 тыс. км, для 17-летнего авто конечно маловероятен, но состоянию вполне соответствует, есть надежда, что он все же реальный. Удивил год выпуска – 1999, был уверен, что рестайл пошел с 2000. Конечно, были подозрения, что просто меняны оптика, капот и т.д., но тщательный осмотр убедил, что все родное. Машина - декабрь 1999, видимо одна из первых рестайлинговых. В идеале хотелось 2.0 на меху, а попался 2.5 на автомате – тоже не имел ничего против, всего 4 цилиндра, да еще и с фазами – расход огорчить не должен. К байкам про страшный расход на Субару уже давно отношусь с пренебрежением. Расход зависит от массы машины, объема двигателя, типа трансмиссии и топлива, вспомогательных систем, аэродинамики, размера колес... И только в самую последнюю очередь он зависит от шильдика на решетке радиатора. Но обо всем по порядку.
1. Салон
В первую очередь обратила на себя внимание достаточно высокая посадка, даже в стоке уровень глаз водителя выше, чем на поднятой на 7 см. Легаси (4 проставки+3 колеса). Боковая поддержка кресел кажется более развита – мне дрыщу впритык, а вот 100килограммовый брат сразу стал жаловаться на неудобство. Общего с Легаси вообще немного - да, многие мелкие детали пересекаются, но ощущения совсем иные. До Легаси был Марк Квалис, так вот даже он по духу куда ближе к Легаси, нежели родственный Форестер. В принципе салон добротный, из неплохих материалов, очень уютный. На ходу впечатления похуже – шумновато, на гравийке вступает хор сверчков, на кочках брякает дверь багажника. Не критично конечно, качество лучше большинства машин аналогичного размера, но в Легаси к качеству материалов и сборки подошли старательней. Шумоизоляции как таковой нет вообще, но двигатель, трансмиссия и подвеска работают абсолютно бесшумно. Прокладывать шумку не планирую, очень уж хлопотно, позже только арки обработаю антигравием в несколько слоев. Руль очень легкий, педали что газ, что тормоз еще мягче, чем в Легаси и как мне показалось менее информативные. Газ какой-то ватный - сложно плавно ускорятся - либо не едем, либо резко подрываемся. К объему салона претензий не возникло – он такой, каким должен быть исходя из габаритов машины. Конечно, тесней, чем в Легаси и тем более в Квалисе, но вполне приемлемо. Сзади, как всем известно, места ногам маловато, но не стоит драматизировать - вполне на уровне Филдера, Винроуда и тд., не забываем, что по сути Форестер - это Импреза с высокой крышей, требовать царские хоромы в салоне было бы несправедливо. Багажник вполне на уровене СРВ и Рава тех годов, спинка заднего дивана складывается в ровный пол. Двери закрываются с малоприятным пустотелым звуком, как будто они полые изнутри. В Легаси в пустых местах дверей были вставлены пенопластовые блоки, собственными глазами видел, здесь их вероятно нет. Особенное недовольство вызывает дверь багажника, в Легаси ее достаточно было бросить с 20 см. от проема и она мягко закрывалась, на Форе надо от души дубасить и то не факт, что закроется. Кстати, 5ая дверь легче закрывается, если открыта другая дверь или окно. Такой прикол бывает на микроавтобусах - секрет в том, что дверь большая и при ее закрытии воздух в салоне не успевает уходить, мешая закрытию двери. По оснащению 2.5 чуть богаче двушки, пластик под дерево придает салону ощущение тепла и уюта, имеется подогрев лобового стекла, круиз-контроль. Табло простовато, с 2.5 раскатывал губу на оптитрон, но увы. Блок климата не радует кнопочной регулировкой температуры, после Легаси с крутилкой очень неудобно. Музыка вполне приемлемая, голову поставил китайскую (на фото еще родная), динамики долбят смачно, не хрипят. Салон достался очень чистый и опрятный, велюр в первозданном состоянии, очень качественный, за 17 лет нигде не вытерся вообще. Про багажник того же не скажешь – зачухана и покоцана обивка.
В багажнике множество всяких нычек, но размер их скромный, опять таки издержки небольших габаритов самого авто. Для увеличения подполья я вытащил поддон над запаской, так влазит гораздо больше барахла. Пол багажника жидкий и убогий, сильно продавливается под человеческим весом, пенопластовые панели подполья люфтят и скрипят, желательно в багажнике возить что-нибудь увесистое, чтобы все это безобразие прижималось к кузову. Вечно скрипящей шторке в багажнике также не место, убрал.
2. Двигатель
Достаточно большой объем для 4 цилиндров в теории не есть хорошо, на практике особых проблем не наблюдается. В Субару устояли от соблазна зафорсировать его до 200 кобыл на радость малолеткам и выдали скромные 167 сил, что есть очень мудрое решение. Да, мотор для гонок не годится, характер умиротворенный, но тяговые характеристики отличные. 2000-2500 оборотов в городе достаточно чтобы быть быстрее потока, мотор отлично тянет по бездорожью - чуть тронь тапку и машина яростно выпрыгивает из буерака, в гору не надрывается, вытягивая на ведущей передаче. Работает ровно и бесшумно, заводится правда не ахти - даже летом с 3-4 оборотов стартера, отчего так не знаю. Очень низкие прогревочные обороты 900-1000, но греется быстро. Топливный фильтр под капотом, а не в баке как у Легаси, меняется в считанные минуты. Страшилок про замену свечей на 2.5 начитался и морально был готов к ебатне на полдня, справился часа за 2, действительно очень тесно, на Легаси с EJ202 свечи вообще была не проблема, места там больше раза в 2. Масло каждые 5-6 тыс, круглогодично полусинтетика BP Visco 10-40, входит 4,3-4,4 литра, угара не замечено. Воздухан раз в год. Ремень ГРМ живой, тысяч на 50 хватит точно, течей сальников, клапанных крышек не замечено, в колодцах сухо. Уставшие ремни навесного поменял, заменители стоят копейки, меняются легко и быстро. Антифриз запланирован на ближайшее время. Снизу под мотором обнаружилась ржавая защита, сначала хотел ее продать, чтобы не возится с ней при замене масла, но проехав по грязи, от затеи отказался и вернул на место – иначе адовый свинарник под капотом образуется очень быстро. Двигатель с системой изменений фаз газораспределения, надеюсь работает как полагается, поводов для волнения не дает. Четвертый пока не стучит, но зима даст ответы на все вопросы. Джекичан не тревожит. На 2.5 не поскупились на утеплитель капота, отрадно.
Расход топлива такой, какой полагается исходя из массы авто и типа привода. От 11 по городу и от 8 по трассе - если нежно гладить педаль, если давить серьезней то +1-2 литра, если «тапокфпол» - то цифрами неограничен. Зимой расход зависит от прогревов, по опыту прошлых машин и 20 не предел. Бенз АИ95 с Альянса, не смотря на всю их критику, у меня за все годы поводов для недовольства не было – свечи и датчики живут долго, в баке девственная чистота.
3. Трансмиссия
Ничем не примечательный 4-ступый автомат отщелкивает передачи мягко и бойко, заметен лишь небольшой толчок при переключении с 1 на 2 при плавном наборе скорости. Надеюсь вылечить заменой декстрона в ближайшем времени. Пока не готов финансово, штатная субаровская жижа не из дешевых, а после замены понадобиться обновить ее пару раз, чтобы вымыть остатки старой. Естественно перед заменой сниму и промою поддон и магниты, питаю призрачную надежду, что поддон на прокладке, а не герметике, как в Легаси. Масло в редукторах также еще не менял, но эта процедура куда проще и дешевле. Кстати, насколько понял, задний редуктор ЛСД - при вывешивании зада колеса крутятся в одном направлении. Хотя некоторые утверждают, что это вовсе не гарантирует того, что редуктор ЛСД, так что в этом вопросе еще предстоит разобраться и учесть при замене жидкости. Автомат серии TZ, по отзывам в плане проходимости и надежности не лучший вариант, но у меня претензий нет. На Легаси клинил соленоид в хвостовике, добраться до которого было дороже, чем поменять автомат целиком, как я и поступил. Надеюсь, в этот раз сия участь минует.
4. Подвеска
Ожидал идентичных с Легаси ощущений, но как ни странно разница существенная, видимо сказывается более высокий центр тяжести и короткая база. Машина существенно более валкая и менее устойчивая, даже поднятая Легаси управлялась четче, а уж в стоке просто небо и земля. Так что общепринятое мнение о чудесных свойствах подвески Субару не разделяю, конкретно Форестер скорее заточен под комфорт. Вниз в ямы и трещины асфальта плюхается жестко, а вот кочки наоборот проходит мягко, существенно комфортней других бюджетных паркетов того времени. Конечно, существует множество тюнинг-пакетов подвески с которыми машина становиться ниже, жестче и состоятельнее в поворотах, но зачем ради этого покупать форь, а не легаси/импрезу мне не совсем понятно. Возможно, на впечатление повлияло и состояние подвески, задние стойки потеют, пружины просевшие, сайленты сухие, но никаких стуков, скрипов, бряков не наблюдается даже на кочках или гравийке.
Окончательно я добил управляемость лифтом подвески, но как уже говорил, машина покупалась для уверенного выезда на природу, а не для закладывания виражей. Поставил проставки перед 2 см, зад 3, при этом все равно зад оказался ниже - пружины шибко уставшие. Для полного эффекта вкорячил и колеса по максимуму – 215/60/17, правда иногда цепляет пластик защиты при полном вывороте, но это мелочи. Эффект замечательный, там где на Легаси неизбежно цеплял бамперами, на Форе прохожу с огромным запасом.
5. Тормоза
Дополнительный бонус для 2,5 версии – дисковые тормоза сзади. При повседневной эксплуатации их эффективность ничем не отличается от барабанов, но, по крайней мере, они не так склоны к перегреву после нескольких интенсивных торможений. На Легаси пару раз замечал потерю эффективности после жестких торможений под гору на трассе. Если кто-то помнит за несколько километров до Русского острова есть недетский такой серпантин под гору с несколькими виражами, а отличная дорога провоцирует разогнаться от души, после чего приходится жестко отормаживатся. Как-то нехило пропотелся на Легаси, когда на 3-4 торможение она отказалась тормозить вообще.
Также к плюсам дисковых тормозов можно отнести и эстетический фактор - уж очень куце и неспортивно смотрятся барабаны, особенно внутри больших колесных дисков с тонкими спицами. В плюсах у барабанов можно отметить куда больший ресурс колодок. После покупки поменял колодки вкруг, также понадобился ремкомплект задних суппортов – задние колодки залипали и сильно грелись.
6. Кузов
Помню, как в середине 90ых в каком то автомобильном журнале прочитал про премьеру Форика, тогда машина вызывала эмоции самые разнообразные, но равнодушных не было. Стилистически Субару сделали что-то непонятное и до сих пор уникальное - крыша выше, чем у обычных универсалов, но на паркетник машина не тянет своей геометрией. Клиренс выжимался ровным днищем и поджарыми бамперами, но для серьезного бездорожья толку от такого клиренса нет. Рецепт дерзки прост – на импрезу поставим длинее стойки и больше колеса, а бампера приподнимем. Подход принципиально отличался от Тоеты с ейным Равом и Хонды Срв, где помимо этого приподняли кузов над рычагами подвески, делая машину как минимум внешне похожей на внедорожник. У субару же получился какой то суррогат, при этом безумно харизматичный - этакий бронивичек, только пушки на крыше и не хватает.
Мне достался экземпляр вполне в бодром состоянии, из недостатков менянный бампер другим цветом и брызговики, бампер отдал на покраску в цвет кузова, брызговики сам задул черным. В остальном, несмотря на возраст, кузов сохранился на отлично - коррозии не нашел нигде. На Легаси на 2 года моложе задние арки уже сдавались, здесь же все чисто. Конечно, все прочее возраст затронул – поржавел выхлоп (заварили), элементы подвески (поменяю), крепежные болты (лучше вообще не трогать). Очень нравится цвет машины - и смотрится богато, и практичен даже более чем белый. Не видно не коцек, ни грязи, которая когда высохнет, вообще сливается с кузовом один в один. Жесткость кузова посредственная, раскорячив машину на диагоналке не смог закрыть заднею дверь, увеличились зазоры в обивке багажника с одной стороны. За Легаси такого не замечалось, монолитному Квалису вообще на диагоналку было начхать. Хоть и усилил кузов распорками от Легаси, толку это не дало. Передняя распорка подошла без переделок, заднюю пришлось доработать турбинкой и дрелью, после чего встала нормально, так что холодильник теперь не повозишь. Лобовое стекло с подогревом, зимой опробую. Фишка Субару того времени – стекла без рамок, в отличии от Тоеты, проблем не доставляют даже с возрастом - не свистят, не дребезжат, водой не заливают. Свет фар и туманок просто волшебный, безоговорочно лучший из всех моих машин, а это полтора десятка. Ночью едем аки днем даже по трассе, но для ночного бездорожья поставил еще пару фонарей за решетку радиатора. Там же нашел свое место и волговский сигнал, это вообще десятилетняя традиция. На Легаси был алюминиевый капот, насколько это хорошо понял только сейчас, когда его лишился, впечатление что у Форя он раза в 3 тяжелее.
7. Итог
Вторая подряд Субару укрепила во мнении, что вся молва про сложность и дороговизну обслуживания Субару мягко говоря не соответствует действительности. Про турбо не знаю, не пробовал, но на атмо что оригинал, что заменитель, что контракт стоят примерно также как на Тоету, Ниссан и иже с ними. Про редкость запчастей вообще смешно говорить, еще не разу не искал какую-то запчать, просто ехал и покупал. Про сложность обслуживания – за 5 лет на Легаси так и не понял в чем эта сложность заключается - свечи менять раз в 5 лет на полчаса дольше? Действительно кошмар. В общем, полюбилась мне Субару, но только до конца 2000ых, потом опопсела и потеряла свое очарование и шарм. Шибко хочу Форика в следующей будке дорестайл с большими туманками в комплектухе LL bean атмо на палке, верх зеленый низ серый. Именно так, а не иначе. Может быть, описал свою следующую машину? Надеюсь на то.
Все на этом, спасибо за внимание. Если кому-то интересны подробности по обслуге и прочему - отчет веду на другом популярном автомобильном сайте.