Предыстория - первое знакомство с Forester – звонок приятеля, нужно смотаться в город, выходи, через минуту подъедем на сером Форестере. Выхожу. Подъезжает что-то непонятно-страшное… Думаю, кто-то еще и купил это, вот дурень (в то время я передвигался на крауне с 1G-FE, мечтал о марке в 90 кузове или его производных, эталоном был краун 3 литровый и т.п.). Сажусь сзади – тесновато блин. Поехали. С места потихоньку, потом в определенный момент нужно было ускориться - ох нифига себе он тянет! Вопрос хозяину – а что за движок? Бензин два литра… Хм у меня краун два литра, но он даже рядом не стоит… Турбо? Про турбины я тогда толком ничего не знал, кроме рассказов приятеля намучившегося с двигателем 2С-T, и мыслей что ни в жисть турбовый авто не куплю. Наивный. Вечером лезу в сеть, ищу обзоры, читаю отзывы на дроме, разглядываю фотки и т.п. и укрепляюсь во мнении, что именно такая машина мне нужна.
Покупка – примерно через год после первой поездки на Форестере набрал некоторую сумму денег и решил-таки купить. Изначально планировался сф-5 после рестайла, обязательно турбо и МКПП, обязательно зеленый или белый. Но финансы сказали – обломись, да и предложений в Уссурийске таких было всего пару. Стал смотреть дорестайл… Как-то субботним утром поехали с приятелем на рынок поглядеть чего продается. Лениво проходим ряды, поглядываем Форестеры, продаваны настойчиво предлагают купить именно черный, но я, как владевший черной машиной и намучившийся с ее мойкой/полировкой, пропускаю их слова мимо ушей. На одном из черных вариантов (к слову с разлезшимися по швам сидушками и протертыми педалями) продавец с усмешкой говорит – Форестер должен быть черным, ты вон еще типа вон того зеленого сходи посмотри. Смотрю куда показывает и понимаю, что именно того я и куплю. Подходим, смотрим. Т/тб, 97 год, бежевый салон, автомат (т/тб только АКПП), резина огонь, на штатном 16 литье, конструктор, в птс 137 сил – это уже приятно. На одометре 130 ккм, по состоянию тормозных дисков похоже на правду (позже нашел аукционник на токи-доки, пробег оказался правдой, оценка 3,5). Заводим – блин стучим 4-м… Ну да хрен с ним, читал что люди ездят и не парятся. Масло подтекает – да это мол когда заливал пролил. В передней подвеске обломана левая тяга стабилизатора – мелочь, но на цену повлияло. В багажнике нет шторки - косяк. Кондиционер не заправлен, часы не работают, остальное вроде живое. По кузову все в порядке, но крашен весь вкруг, причем не в России явно, ибо очень качественно (заметно было только по небольшой кромке краски на пластиковых уплотнителях стекол, короче, если не знать где смотреть – не найдешь). Беру у продавца номер телефона, договариваемся приехать в воскресенье и забрать. Ночь толком не сплю, раздумываю… АКПП, хотел ведь только на ручке… С косячками… Но салон и внешний вид все же склонили к покупке. В воскресенье с утра едем на рынок, сверяем номера агрегатов, рассчитываемся и уезжаем. К слову купил недешево, мог бы поискать и более достойный вариант – но запал блин…
Первые ощущения от вождения – блин, на капоте ноздря вызывает ощущение, что это прицел на самолете, как в фильмах про отечественную. Как на нем вообще ездить – чуть тронешь акселератор – прыжок вперед, чуть тронешь тормоз – как вкопанный. Выезжаем на трассу – разгоняемся, обороты подходят к ~2700 и на лице появляется непроизвольная улыбка от ускорения, стрелка спидометра как-то быстро полезла вверх. На всякий случай больше 120 разгонять не стал – мало ли что. Приехали домой, крепко обмыли покупку (5 кг мяса, 6 бутылок коньяка, обливание шампанским машины и т.п.). Утром стал знакомиться ближе. Блин, масло течет откуда-то с лобовины и капает на коллектор – дым и вонь, стучим на холодную как хороший дизель, на горячую тоже слегка слышно. Подвеска живая за исключением линьков, не стучит, дорогу держит великолепно. Тягло отличное. Полный привод в порядке – не пинается, работает как положено. В заднем редуктор ЛСД, причем живой - блокировка, правда, слабенькая, но все равно приятно. Автомат слегка пинается с первой на вторую и немного подбуксовывает с 3 на 4 пока холодный (к слову так и отъездил все время, ничего не делал, даже жижу не менял – как работал так и работал). Еду к мастеровым по субару (гонщики, на эволюшене 4-м кажется на «Золотой осени» гоняются). Поглядели – масло капает – сальники на валах либо прокладки ГБЦ, стук – похоже больше на шатунный, лучше капиталить, автомат – фрикционы подносились, забить. Полная капиталка оценивается в неприличную сумму… Уезжаю расстроенный… Решаю устранить только течь масла, со стуком ездить пока не ляжет двиг – потом воткнуть контрактик ибо бюджетнее в два раза. Ставлю на учет (тогда проблема была с постановкой – не было бланков СОР, катались все на транзитах полгода, но при помощи знакомого зарегистрировал, номер красивый подарили - 050). Через пару месяцев загнал к субаристам – поменяли сальники лобовины и валов – на 1200 сальников и 4000 работа. ГРМ с роликами по виду тыщ на 50 хватит, смазали подшипники только – слегка шумели.
Эксплуатация – особых проблем Леший не доставлял, тянул отлично, можно было даже с туриками погоняться по месту – на трассе им конечно не конкурент. Расход топлива был приемлем (лил 98, либо 95 на крайняк) – по месту средний 14-16, по трассе в районе 10. Если придавливать, то можно конечно и 20 и 30 на сотню спалить - вобщем нормально. Масло не жрал, уровень от замены до замены не уменьшался (мотюль 5W40 раз в 5 ккм). Сменил жижу в заднем редукторе и раздатке (1,2 и 0,8 литра, лил кастрол). Со сменой масла менял сразу воздушник. Раз в 10 ккм топливный (благо стоит это все недорого, да и меняется топливный за две минуты – расположен под капотом в легкодоступном месте). Сменил свечки (свечная головка и трещотка помогли, первый раз минут 40 мучился, потом за 10 делал), поменял антифриз (залил зеленый, 7 литров влезло), подрегулировал ДПДЗ, сменил линьки (по 450 передние, по 500 задние в упаковке «Субару», купил на рынке), отремонтировал часы (припаять пару резисторов). Делал все сам – все несложно (книжку купил), да и не доверяю мастеровым (теперь уже обосновано), и деньги не лишние. На сервисе сделал лишь регулировку развала/схождения, заправил кондиционер да затонировал слегка. В общем если не считать стука машина была в порядке.
Драйв – до сих пор вспоминаю как ехал и рулился Форик. Отлично он и ехал и рулился. По случаю привез конструктором краун 151 с 1JZ (сам покупал на аукционе, привозил, разбирал/собирал приятель) – отличная машина в ОТС, владел ими одновременно. Замечательная на трассе, но вот с трассы лучше не съезжать – продал. Вобщем, сравнивая их между собой, могу сказать что несравнимы – ездить было приятно на каждом, но приятно по-разному. Краун – этакий комфортный диван на колесах, довольно резвый причем. Форестер – бешеная табуретка, жестковат, но зато как рулится. Позволяет быстро ехать по трассе, средняя скорость у меня была 120 (легко разгоняется до 180 – дальше срабатывает ограничитель), и при этом без проблем съезжать с нее. Не внедорожник, но многое позволяет – застрял я на нем только один раз, и то вывесившись по диагонали. Выехал сам – затянул ручник и газанул чуть посильнее – выскочил как пуля. Хотя особо в труднопроходимые не лез. Правда броды проезжал так что вода на капот захлестывала, боялся что гидроудар схвачу – но тьфу-тьфу. По песку неплохо, главное не газовать – закопается мухой. По раскисшей полевой дороге ездил (крутило во все стороны, но полз упорно). По снегу не слежавшемуся – просто песня, фонтаны снега во все стороны, красота. По слежавшемуся – пока не набьется под брюхо и не повиснешь, но даже когда вис - всегда сам выезжал. По гололеду хорошо – тронуться и разогнаться вообще без проблем, а вот тормозить как все. Может на шипах было бы лучше, но не ставил, т.к. много езжу по трассе, где они бы просто поотлетали. Порадовали сиденья с хорошей боковой поддержкой и подлокотниками. Удобно. Салон тесноват для задних пассажиров (но я-то спереди). Багажного места в Форестере достаточно – куча всяких ниш, кармашков, подстаканников, подочечник и т.п. Спальник, правда, маловат получается, мне с ростом 175 было не очень удобно - не хватает буквально 10 см. Приходится что-то подкладывать в промежуток между спинками передних и сложенными задними сиденьями – тогда отлично. Печка греет отлично, кондишка охлаждает так же отлично. Климат работал хорошо – поставил 27 на нем и забыл вообще. В дождь при полном салоне пассажиров иногда отпотевали боковые стекла. Не хватало ветровиков – капли летели в салон в дождь, даже если лишь слегка приоткрыть окно. Китайские купить не решился, а оригинал стоит опять-таки неприличных денег. Особо за машиной не трясся, отжигал периодически, ямки дотошно не объезжал, но и специально не ловил. Вобщем ездил не особо задумываясь о дороге. А как супруга на нем любила ездить – прям пищала от восторга. По карману ощутимо Форестер не бил, разве что заправлял чаще чем приятель свой Кариб. Вобщем все устраивало.
Доработки – поставил волговские сигналы. С приятелем поставили сигнализацию старлайн А9 (китай, 3000 руб.). Всегда хотел хорошую аудиосистему в машине. В этой решил ее делать. Купил ГУ – Alpine 9873rb, на фронт компонентные Alpine sps171 кажется (потом их заменил на пирлес резолюшен 6) через фанерные проставки, усилок audiotop 85x4 под пассажирское сиденье, протянул силу 4ga от аккума, проклеил виброй все 5 дверей и крышу (к слову на крыше под обшивкой вообще голый металл). Позже добавил к этому саб 12” audiotop в ЗЯ, к нему моноблок зитек и сменил ГУ на clarion 755 кажется. В целом было неплохо. От шумки так же бонусом получил снижение шума в салоне и большую теплоизоляцию (не так быстро стал остывать салон зимой). Потом поставил газоразрядные лампы в фары («ксенон» 6000K, китайский – 2500 руб.), хотя свет был и так отличный, но приятель подбил. Света стало гораздо больше (лампы повернул так чтобы галка получилась на правую сторону – меньше слепить встречку и обочину видно), еще поставил «очки» - пластиковые накладки на фары (к слову свет они ухудшают основательно, но с учетом переделок - хватало). Купил фендера на крылья (купил за 4500 руб. под покраску во Владике, подогнал по месту, покрасил за 2000 руб., приклеил клеем на который стекла ставят – Novol кажется, или что-то такое) – с фендерами внешний вид мне больше нравится. Без них какой-то куцый чтоли. На лето купил 17 литье, правда без колпачков, и резину 225/55/17 – руль стал тяжелее, управляемость еще лучше. Поставил механический датчик давления турбины Apexi (2500 руб. б/у) – турбина исправно давила 0,8 и чуть больше килограмма в пиках. Думал поставить выхлоп какой-нить нестандартный, но лишних денег не было, да и потом передумал – лишний шум, особенно на трассе в дальних поездках, головную боль зарабатывать. Вроде все.
Поломки – куда же без них. За время владения помимо замены сальников лобовины и ремонта часов делал следующее – менял пыльники передних приводов (порвал в снегу сначала левый, позже правый). Сдох бензонасос (поставил от легаси 2005 года – он меньше по размерам, прицепил хомутами, и переделывал фишку для подключения – покупал контрактный насос с фишкой сразу). Просели задние пружины – поставил от террано в 50 кузове, ничего переделывать не нужно (стал гораздо выше и жестче). В подвеске опрессовывал рулевые наконечники да менял втулки стабилизатора (что-то постукивало на малых скоростях на неровностях, но причина была не в этом, а, как позже выяснилось, в шаровых). Менял колодки (расходник все же, поставил кашияму – фигня, греются и плывут если отжигать). Раз появился непонятный стук в районе двигателя, оказалось раскрутилась тяга от двигателя к кузову под интеркуллером (затянул просто и все прошло, заодно промыл куллер – но можно было не трогать, был чистый). Менял термостат (просто для профилактики, раз уже все равно менял антифриз). Были проблемы со стартером (сначала туго крутил, потом вообще не стал) – первый раз обошелся снятием и чисткой, во второй раз уже поставил контрактный (на родном износились щетки, стоимость их сравнима с ценой контрактного стартера). Возле работы менты разворачивались на уазике и въехали мне в правое переднее крыло (сам я сидел в кабинете, произошедшее видела одна сотрудница, 2000 руб. за рихтовку/покраску – сделали отлично. Менты к слову смылись, а на предъявленное обвинение прикатили на другом уазике – позже знакомые рассказывали, как возле отделения участковые спешно меняли фару и что-то ровняли). После покатушек по лесам/полям пришлось полировать полностью кузов (довольно сильно пошаркал ветками) – тоже сделали отлично, отдал 1000 руб. по знакомству.
Теперь о грустном – прокатался я на нем два с половиной года и 37 ккм и движок все же лег… Причем не по причине стука 4-го. Случилось так – поменял масло (самому было лень, заехал на сервис). После смены не проверил уровень (опять-таки лень – до сих пор себя виню), отогнал машину на стоянку и улетел в Новосибирск по работе. Вернулся обратно – захотелось прокатиться. Завел, прогрел, поехал на трассу, где прилично даванул газку, на 140 км/ч авто задергалось, оттормозился, заглох. Завожу и понимаю что приехал – стучим, причем уже не поршнем… Обороты плавают, двиг колбасит. Ладно, все равно уже сломал, потихоньку качусь на стоянку. Там достаю щуп – бл… На самом кончике щупа тока капелька. Хватаю канистру – там около двух литров остаток… Бл…, это при том, что всегда оставалось около полулитра… Ну короче приехали. Искать сменщика и предъявлять не стал – прошло уже около месяца. Впрочем потом туда все же ездил – он там недолго проработал оказывается. Проехали. Дальше выбор между контрактом и капиталкой, решение о капиталке, поиск мастеровых подешевле (скупой платит дважды не зря говорят), нашел которые взялись за 10 руб. Эвакуировал к ним. Через несколько дней раскидали движок - под замену колено, вкладыши, два поршня (задиры на юбках, из-за этого и стук, причем с левой по ходу движения стороны – как раз куда масло в последнюю очередь доходит), шатун на втором погнулся, маслонасос со стружкой. Блок сказали промерили – все в допусках, хон на месте, задиров нет. Затариваюсь запчастями, контрактное колено с вкладышами, новый насос от легася твинтурбо (говорят давит больше), новые поршни, все резинки по двигателю (все вместе на 15 руб.). Отвожу мастеровым и потянулись недели ожидания и кормления завтраками (они, «нехорошие человеки», нахватали кучу работы и всех так мурыжили, да и делали лишь бы скорее сбагрить). Через три недели примерно звонят приезжать забирать. Поехал. Механика нет, сторожа показывают - вон мол стоит, давай деньги и забирай. Ага, щас. Подхожу, заводим – двиг колбасит, что-то непонятное с машиной происходит, половина предохранителей погревших. Сторожа или хз кто там делают морду кирпичом – ничо не знаем давай деньги и вали. Не стали создавать конфликт, оставили лешего там и уехали. Через некоторое время приезжаем с другими людьми. Нашелся сразу механик, ничего вразумительного сказать не может. Нашли причину перебоев в работе двигателя – на впускном коллекторе («паук») с левой стороны обломано крепежное ухо (это ж как затягивать нужно было), соответственно подсос воздуха в систему. Спокойно объясняем, что нужно все недочеты исправить и уезжаем. Через пару дней забрал – вроде все в порядке (паук поставили с импрезы, да еще и с засверлеными дырками под закись, закрытые винтами-заглушками). Поначалу не газовал, все-таки колено меняли, пусть притрется. Потом обнаружились подтеки масла (опять сальники), да турбина стала давить 0,4 всего... К мастеровым ездить не стал, все равно рукожопые, тока нервы трепать. Решил как потеплеет сам поменяю, ничего там сложного. Закупился резинками, ждал тепла.
Но получилось все иначе – решение о покупке квартиры заставило выставить Форестер на продажу. Поставил с небольшим ценником (дешевле на 20 штук от аналогичных предложений), особо никто не звонил. В итоге забрал парнишка с Уссурийска. Причем забрал даже не глядя толком – позвонил – приезжай, покупаю. Отдал ему все резинки, показал подтеки и т.п. Правда про то что капиталился двиг не сказал… Думаю это бы отпугнуло, а мне продать нужно было, квартира важнее. Позже он мне звонил, сказал что поменял грм с сальниками (ремень, кстати, говорит был на пару зубцов смещен, чтоб у мастеров руки отгнили бл…) да шаровые и был доволен машиной. Иногда вижу Форик в городе, как-то подходил разглядывал. Вроде как мой, да уже не мой. Вобщем приятные (ну если не считать последней истории) воспоминания. Если бы не квартира – не продавал бы, поменял все да катался до сих пор – все устраивал.
Купил бы снова Форестер… Возможно… Но сейчас хочу внедорожник. Рамный, с жесткой блокировкой межосевого, с понижайкой, 5 дверый обязательно. Как вариант рассматриваю пыж (желательно бенз 3,5 – возможно GDI, хотя все пугают – сильно проблемные мол), сурф/прадо (тоже бенз 3,4 но цены на эти машины вообще недемократичные). Может быть и дизель 1 KZ или 4м40, но мне по душе зажигалки все же – люблю давануть педальку, а дизелям это противопоказано как ни крути. Возможно еще какие-то вариации (Патриот опять же, Вовка все равно добьется чтоб мы не ездили на японцах). Да и по салону Форестер все же маловат по мне + на бездорожье тяжелее переносит нагрузки.