ЛЕШИЙ
От Автора
Примерно год назад я заболел гриппом. Я сидел дома и потихоньку выздоравливал. Время тянулось медленно. Я чувствовал, что мне нужно чем-то себя занять. Тут-то я и решил написать отзыв об автомобиле, который вот уже несколько лет эксплуатирую сам, а именно – СУБАРУ ФОРЕСТЕР, или Форик, как его ласково называют в народе. Англо-русский словарь толкует перевод слова Форестер как Лесной житель, а наши люди, используя мощь русского языка, вывели из этого перевода короткое название Леший. Автомобиль у меня коренной японец, рожденный на острове Хонсю, в молодости эмигрировавший в Россию и прочно обосновавшийся на Сибирской земле. Я постарался отразить технические подробности, а также собственный опыт эксплуатации этого автомобиля. Буду рад, если этот опыт окажется кому-то полезным. Так что читайте, отдыхайте…
Мой Форестер в цифрах
1. Кузов SF5, правый руль, 2000 г.в., атмосферник, коробка автомат.
2. Двигатель EJ201, 137 л.с.
3. Пробег: 225 тыс. км. Мой пробег около 120 тыс. км.
4. Дорожный просвет: 220 мм (с проставками 20 мм)
5. Расход бензина в смешанном цикле: лето 10-13 л/100 км
зима 14-17 л/100 км
6. Содержание автомобиля сейчас без учета бензина
(оплата работы механиков включена): 3 000 руб/месяц
7. Размер резины: штатная 205/70 R15; использую также 215/65 R15.
8. Рыночная цена в 2012 году: авто в хорошем состоянии стоит 350 – 400 000 руб.
Покупка Форестера
“Алло, здорово! Ты же хотел свою машину поменять?” – услышал я знакомый голос в трубке телефона.
“Хотел” – отвечаю я.
Так начался мой разговор с Андреем, моим товарищем. В автобизнесе нашего города он чувствует себя как рыба в воде и отслеживает все подводные течения рек автозапчастей. Андрей настоящий сторожил, который знает что, где, когда и почем можно купить или продать.
“У нас есть Субару Форестер” - сразу перешел к делу Андрей и начал мне что-то рассказывать про этот автомобиль.
“Постой, Субару что?” – прервал его я.
“Форестер” – услышал я в ответ.
Название мне понравилось. Сразу вспомнился так любимый мною набор для гриля с одноименным названием. Я постоянно пользуюсь им на даче. Вспомнились теплые летние вечера, дымок костра и сочный шашлычок, зажаренный с болгарским перцем и помидорками. Вспомнился вкус прохладного пива и веселые частушки гармониста, частенько развлекающего наших соседей по даче.
“Ну а что это за машина-то?” – всё еще улыбаясь от приятных воспоминаний, спросил я.
“Полный привод, подвеска крепкая”- коротко охарактеризовал этот автомобиль Андрей.
“Полный привод, да это же, наверное, ползарплаты на бензин улетит” – ответил я, и моя разомлевшая физиономия приобрела задумчивый вид. Я уныло представил себе бензобак, аппетитно проглатывающий мои планы о поездке на море и покупку нового телефона.
“Не боись, исправная машина много не ест, зато будешь ездить по нашим просторам как нормальный человек” – убедительно сказал Андрей.
Каждому человеку непременно хочется быть нормальным, поэтому на следующий же день я решил посмотреть этого Форестера…
Мой личный опыт
Катаюсь я на этом самом Форестере вот уже более 5 лет. Машину эксплуатирую каждый день, езжу в любую погоду и регулярно съезжаю с асфальта. Мой Форестер весь на Motul, запчасти покупаю в основном оригинал. Обслуживать машину стараюсь по принципу “ремонтировать лучше теплым летним днем в гараже с пивом, нежели морозной зимней ночью на трассе на голодный желудок”. Автомобиль держу в капительном гараже. Холодными запусками ниже -10 двигатель не мучаю, потому как считаю, что это лучший способ угробить мотор. В мороз, если машина стоит на улице, прогреваю по таймеру. И еще, учитывая долгую зиму, аккумулятор ставлю большой на 70-80 Ah, т.к. места под капотом ему хватает.
Внешний вид Форестера напоминает кирпич, тем не менее, он заметен в потоке и это приятно. У Форестера большие фары спереди и сзади, что нравится лично мне. Полезными оказались большие пластиковые накладки-молдинги на дверях: с одной стороны, это красивый декоративный элемент, а с другой, они защищают нижнюю часть кузова от всякого рода царапин и сколов. Подкрасить этот пластик не трудно при необходимости. На всех Форестерах стоят на крыше рейлинги, которые периодически нужны для перевозки всяких елок-палок. На задней двери есть зеркало, которое помогает при парковке задним ходом. У меня в машине огромный люк размером около метра, который открывается электроприводом. Люк очень удобен летом.
Обзор за рулем Форестера отличный во все стороны за счет больших окон и достаточно высокой посадки. Потолок в Форестере такой, что при росте 180, я могу ехать зимой, не снимая меховую шапку. Пластик салона качественный, двухцветный – у меня черно-серый. Передняя панель сделана из мягкого пластика под “кожу” и не скрипит. Панель приборов достаточно типичная для большинства современных автомобилей – в целом удобно, понятно и основные кнопки всегда под рукой. У меня стоит полный электропакет, что означает наличие электроприводов на функциях управления климат-контролем, зеркалами и т.п. Электроника и всякие электромоторчики пока ни разу не потребовали ремонта. Приятно за надежность, а ведь машине уже более 10 лет.
В салоне Форестер вполне комфортен. К нашему вниманию удобные передние сиденья с подлокотниками и отделанные велюром двери. Приятным бонусом является массивный кожаный руль MOMO и обтянутая кожей ручка переключения передач. Возможно, было бы полезно увеличить диапазон регулировок руля, но я в целом без претензий. На задних сиденьях тесновато, хотя по большому счету, если сравнивать с микроавтобусом. Этот недостаток вполне компенсируется просторным багажником. Так, например, детская коляска ставится в багажник без разборки. Дверной проем в багажнике почти квадратный, что позволяет максимально полно использовать салон авто для перевозки габаритных вещей, таких как взрослый велосипед. Пол багажника, кстати, начинается вровень с дверным проемом, и загрузка-выгрузка вещей происходит максимально удобно. Да, кстати, задняя дверь открывается вверх, что позволяет стоять под ней во время дождя.
В салоне много всяких бардачков, есть подстаканники и бокс для очков на потолке. Из прочих удобств салона хочу отметить то, что спинки задних сидений можно откидывать назад и ехать практически лежа – это удобно. Не забуду и про печку в салоне. Она очень хорошо греет и поэтому не обязательно зимой ее включать на максимум – может треснуть лобовик. Лично мне зимой достаточно установки температуры на 21-22. Родная шумоизоляция салона так себе. В какой-то момент, я решил установить новую музыку, поэтому сделал полную вибро-шумо-теплоизоляцию салона. Стало заметно тише, и теперь салон прогревается гораздо быстрее, чем раньше. Между прочим, родная аудиосистема уже имеет высокочастотные динамики в передних дверях, что весьма приятно.
На трассе Форестер мне очень нравится. Он не раскачивается, не “рыскает” и отлично управляется. Особенно я ощущаю это с приходом зимы, когда передвижение по нашим обледенелым дорогам даже начинает доставлять удовольствие. Многие называют зиму как “Субару-погода” и они правы. Одна из причин отличной устойчивости машины заключается в том, что у Форестера постоянный полный привод всегда. Тему развивать не буду, скажу лишь, что на этом автомобиле я уверенно передвигаюсь в любую погоду вне зависимости от состояния дорожного покрытия.
Проходимость у Форестера отличная для легкового автомобиля. Он будет ехать до тех пор, пока не сядет на брюхо. В реальности, это случается нечасто. Я добавил проставки под пружины по 2 см, чтобы еще приподнять машину. Этого оказалось достаточно для достижения дорожного просвета в 220 мм и сохранения практически той же управляемости. Для трансмиссии такой люфт допустим, о чем свидетельствует мой личный опыт эксплуатации и практика многих владельцев этих машин. Форестер конечно не джип, поэтому ставьте ему соответствующие задачи. Я вполне доволен тем, что в те рыбацкие места, куда мы в юности с трудом пробивались на Жигулях, в настоящее время я спокойно приезжаю на своем Форестере.
Двигатель EJ20, хоть и не демонстрирует супер-возможностей, однако явно спроектирован с приличным ресурсом. Пробег моего мотора почти 225 тысяч км, однако, масло он не ест, не стучит и пока каких-то болезненных симптомов не выдает. К особым достоинствам этой модели мотора могу отнести то, что он отлично охлаждается. Я не припомню случая, чтобы температура двигателя как-то повышалась даже при езде по горному Алтаю летом с полной загрузкой авто.
Коробку-автомат у Форестера многие критикуют за излишнюю задумчивость. В этом есть доля правды. У меня в основном спокойная манера езды, поэтому тупизны коробки я не замечаю. У этой коробки существуют разные режимы работы, которые можно переключать в зависимости от условий движения. Регулярно ими пользуюсь, поэтому хочу рассказать в двух словах:
D – едем на все четыре передачи, как правило это трасса или межгород.
3 – четвертая передача не включается, ездим на 3-х передачах. Двигатель остается отзывчивым на педаль газа и я всегда передвигаюсь на 3-ке по городу.
2 – 3-4 передачи не включаются. Работает только 1 и 2 передачи: лезем на перевал или тропим снег.
1 – едем там, где можно застрять или ползем в очень крутой подъем. В этом режиме получаем межосевую блокировку от Субару: крутящий момент сразу распределяется в соотношении 60 перед - 40 зад.
Есть еще два полезных режима:
а) кнопка POWER немного оживляет мотор, и езда становится более похожей на автомобиль с механикой. Нажимаем: автомат будет переключать скорости не на 2000 об/мин, а примерно на 3000 об/мин – этот режим позволяет делать более динамичный разгон. Я его включаю при обгоне.
б) кнопка “Снежинка” обладает очень полезной функцией: она блокирует включение первой передачи. Нажимаем кнопку – машина будет трогаться с места со второй передачи. Этот режим полезен на ледяных подъемах и всяких светофорах, в общем, там, где нужно тронуться с места без или с минимальной пробуксовкой. Поможет этот режим и в снегу – не будете закапываться передними колесами.
Коробка-автомат демонстрирует высокую надежность. Поломки таких автоматов на Субару я видел всего пару раз, причем на то были реальные причины – буксировка автомобиля на расстояние более 100 км и банальный перегрев коробки после продолжительного буксования. Не стоит правда забывать основные правила эксплуатации любого автомата: вовремя меняем жидкость, не буксируем далеко машину и не таскаем постоянно машину друга за собой на веревке. А еще правильно выбираем режимы работы автомата, о чем уже сказано.
Обслуживание мотора достаточно удобное. Все агрегаты расположены сверху двигателя, а в подкапотном пространстве достаточно места, чтобы запустить туда руки. Масляные фильтры на двигателе и коробке находятся в очень доступных местах, а менять топливный фильтр – это просто удовольствие. Единственное относительное неудобство обслуживания – это замена свечей зажигания. Тем не менее, как показывает опыт, нужно всего лишь купить правильный ключ и один раз поменять свечи самостоятельно. Свечи использую платину или иридий. Ходят по 40 тыс.км. Увы, но таков наш бензин.
Про раздатку и дифференциал скажу мало. Просто работают и все. Удивительно, но ведь именно этого мы и ожидаем от автомобиля иностранного производства. Я лишь слежу за уровнем жидкостей и регламентом их замены.
Подвеска у Форестера крепкая. Она отлично справляется с нашими плохими дорогами. Вдобавок, на Форестере стоят увеличенные колеса по сравнению с большинством легковых автомобилей. Сейчас у меня черные стойки KYB, которые ходят уже более 4 лет. Стойки пока живы, правда, я стараюсь не ездить в мороз ниже -30. Замена всевозможных резинок в подвеске у меня произошла примерно 1 раз в 60 000 км, хотя можно было поездить и еще. Да, запомнилось вот что: шаровые опоры были заменены на рубеже в 200 000 км, что согласитесь весьма неплохо.
Шланги и патрубки стоят в основном еще с завода. Сейчас начал потихоньку их менять, хотя ни один просто так не лопнул. Хомуты надежные и в основном винтовые – удобно затягивать.
С электрикой и электроникой проблем не было. Ни летом, ни зимой. Немаловажно наличие штатного брызговика, который защищает снизу весь мотор целиком. Брызговик сделан так, что ни грязь, ни снег, ни брызги на двигатель не летят. Был, правда, со мной один поучительный случай. Однажды, я помыл двигатель на автомойке. Видимо, под высоким давлением вода попала в какой-то разъем. В итоге, каждый раз примерно через 20 секунд после запуска двигателя он начинал задыхаться и трястись, теряя обороты. Я в этот момент один раз немного подгазовывал и обороты почему-то восстанавливались. После этого можно было спокойно ездить до того момента, пока не заглушишь мотор. После следующего запуска двигателя вся процедура повторялась. Консультации со специалистами закончились советом “подождать”. Так продолжалось 3 месяца. Потом, судя по всему, вода высохла, и мотор стал заводиться, как положено. Короче говоря, я убедился, что электроника у этой машины надежная, но теперь если я мою мотор, то делаю это сам, из шланга и без давления!
Заливаю в основном 95 бензин. Расход может показаться великоватым, однако, следует учитывать возраст авто, наличие постоянного полного привода и весьма смешанный цикл эксплуатации машины (асфальт-гравий-песок-снег).
Считаю необходимым добавить, что на Форестера с мотором в 137 л.с. вполне разумный транспортный налог. Он составляет 1370 рублей в год.
Несколько слов скажу об особенностях Форестера и его слабых местах.
Во-первых, хочу отметить одну конструктивную особенностью оппозитных моторов Субару, которая очень часто приводит к дополнительным финансовым затратам. Речь идет о появлении течи через уплотнения свечных колодцев. Раньше или позже, но начинает потеть и течь у всех. Так вот, желательно это дело вовремя устранить (по крайне мере в течение 10 000 км), тем более, что это не сложно (заодно проверите зазоры клапанов). Можно продолжать ездить и так, однако двигатель начнет нестабильно работать, кушать бензин и т.д. по списку. В итоге, менять уплотнения все равно придется, при этом добавится, как минимум, покупка новых свечей и высоковольтных проводов.
Во-вторых, Субару не любят низкий уровень масла – в горизонтально-лежачем моторе стекать-то особо неоткуда. Следите регулярно за уровнем масла, иначе можете получить внеплановый ремонт. Я держу уровень масла на уровне буквы F при измерении на холодный двигатель перед запуском. Про угар масла скажу так: за 5000 км могу подлить 300 грамм. Про стук 4 цилиндра тему развивать не буду. На атмосферных моторах эту проблему встретишь не часто. Лейте качественное масло, следите за его уровнем и соблюдайте интервал замены.
В возрасте около 10 лет на Форестерах текут радиаторы Calsonic. Я не исключение. На мой взгляд, дело тут вовсе не в правильно подобранной крышке бачка. Просто к этому времени происходит разрушение стенок материала бачков. Их ремонт состоит в замене штатных пластиковых бачков на металлические и далее, пайку новых бачков на старый радиатор. После этого радиаторы ходят “вечно”. Я, правда, не хотел тратить время и купил новый дубликат европейского производства AVA. Два года я уже отъездил ок.
На Форестере может лопнуть правый внутренний пыльник переднего привода раньше остальных. Причина в том, что он расположен прямо над выхлопной трубой и резина высыхает. Тем не менее, это “может” совсем не означает, что он рвется каждый месяц. Лет 5 отъездите по-любому.
На Форестере стоит кардан, крестовины которого не предусмотрено менять. Только кардан в сборе. К сожалению, это не очень удобно, потому что дорого. Лично я все-таки пошел по традиционному пути и заменил крестовину. У мастера была оригинальная технология ремонта. К тому же, ему удалось отбалансировать кардан и вибрации при езде я не ощущаю.
Пресловутые ступичные подшипники поменял примерно 40 000 км назад. Пока ходят ок. Я прихожу к мнению, что ступичные подшипники раньше времени начинают свистеть у тех людей, кто регулярно лазит в глубокие грязи. У остальных машин с подшипниками проблемы возникают согласно пробегу.
На многих машинах лопается рейлинг на крыше в месте первого крепления. Лечится заменой рейлинга. Большинство просто забивают на это и ездят как есть.
Не могу не упомянуть про так “любимую” многими тему по поводу скрипов пятой двери. Эту самую пятую дверь я победил так: увеличил крепежные отверстия петли замка (напильником) и подтянул петлю – дверь теперь захлопывается чуть туже, зато не скрипит на кочках.
Ну, разумеется, не забуду и про “легендарные” часы в салоне, которые, как мне кажется, однажды угасали у всех SF-Форестеров. Их ремонт дело пяти минут.
В заключение, выскажу свое мнение о содержании машины в целом. Автомобили Субару любят оригинальные запчасти, и Форестер не исключение. Он потребует на обслуживание соответствующих финансовых затрат. Так что, постарайтесь оценить свой кошелек до покупки этого автомобиля. Тем не менее, если вы рассчитываете на длительное владение этой машиной, то ваши расходы оправдаются и Форестер будет вам надежным другом. Так показывает мой опыт.
Кому ездить на Форестере?
Что такое Форестер?
Форестер это легковой автомобиль с бонусным пакетом от внедорожника. Он будет достойным компаньоном для любителей активного образа жизни и пикников на природе. Эта машина подойдет для многих рыбаков и охотников. Форестер отлично справится и с ролью второго автомобиля в семье, который будет использоваться для хозяйственных нужд или поездок на дачу.
Форестер придется по душе людям, которым нравятся машины с хорошей управляемостью. Форестер обрадует тех, кто устал передвигаться по городу на автомобилях, которые постоянно цепляются днищем за намерзшие люки или поребрики. Форестер понравится и многим дамам, потому что в нем хороший обзор, тепло, а главное, с постоянным полным приводом от Субару они будут уверенно чувствовать себя на наших ё-дорогах, особенно зимой. Форестер не разочарует и любителей усовершенствовать свои машины – для Субару выпускается множество элементов тюнинга от различных производителей.
Почему стоит покупать Форестер?
Субару удалось сварить очень вкусный компот. Он состоит из смеси комфорта и управляемости от легкового автомобиля, полного привода и приличного дорожного просвета от внедорожников, а также просторного багажника от микроавтобусов. Большинство легковых универсалов, по моему мнению, проигрывают Форестеру как минимум по одному из вышеперечисленных параметров. Паркетники в большинстве своем ощутимо дороже в цене, при отсутствии явных преимуществ. По моему мнению, за такие деньги Форестер очень достойный вариант.
Подводя итог вышесказанному, делаю вывод, что Форестер относительно недорогой, надежный и очень универсальный автомобиль. Лично мне он понравился.