Сейчас, когда у моего Форика на одометре 75000 км, а стаж владения им приближается к 6 годам, я решил перейти из разряда читателей в разряд писателей :) .
ПРЕДИСЛОВИЕ
Всё началось 30 марта 2008 года, когда в кармане были деньги и сильно хотелось купить свою первую машину. Идей о том, какую именно машину брать, не было. Нужна была свежая, крутая тачка, универсальная, с большим клиренсом, на автомате, и при этом шустрая и экономичная. В общем, всё и сразу :) . Решено было идти на Зелёнку (авторынок Зелёный угол) и смотреть, что вообще в природе бывает.
На пути встречались Toyota Rav4, Nissan X-Trail – ни капли не зацепили. Наткнулся на Mitsubishi Outlander 2006, 2.4, тёмно-фиолетовый, в обвесах, с подрулевыми лепестками переключения передач. Дико навороченный, короче говоря. Но цена была жестокой - $30000 (в те светлые, докризисные времена 1 бакс был по 24 руб., итого 720000 руб.), что было не по карману. Надеяться на сколько-нибудь значительную скидку от продавца не приходилось, пришлось идти дальше.
И тут взгляд спотыкнулся об ярко-синий (WR-Blue) Subaru Forester. Произведён в феврале 2007 года, 2.0 атмосферный, смешной пробег в почти 14 тыс. км. За исключением нескольких мелких царапин и коцок, косяков не наблюдалось. Аукционник прилагался, оценка - 4, внешний вид - С, салон – В. Комплектация была несколько унылой: не было заднего спойлера, магнитола - CD-FM (без MP3), тряпочный салон, обилие жёсткого серого пластика, древний 4-ступенчатый автомат (но зато переключатель лесенкой!), никаких подогревов никаких деталей машины и частей тела водителя. Из позитивного – противотуманки, корректор ближнего света и заводская тонировка задних стёкол.
Но этот Форик выглядел настолько новым и ослепляюще синим, что на эти недостатки я радостно закрыл глаза. Под все мои требования он полностью подходил! У меня не было никаких предубеждений против Subaru, и мем «Зубару ниедит» мне на тот момент известен не был.
Прокатились на диагностику – техническое состояние отличное, единственный косяк – за все 14 тыс. км не менялось заводское масло в ДВС. Ценник - $24700, в процессе оформления ДКП был снижен до $24500 (примерно 590000 руб.). В общем, ударили по рукам, забрал ключи – дальше только абсолютная свобода! :)
ЛЁГКИЙ ТЮНИНГ
Сразу после покупки в Японию были заказаны и привезены: брызговики, дефлекторы и сетка в багажник, чтобы барахло по нему не летало. Установлена сингалка, подкапотный замок, укреплена оптика.
Начались долгие и мучительные поиски спойлера, потому что без него задняя часть машины выглядела как-то не очень. В одном известном в узких кругах Владивостокском магазине по запчастям на Subaru заломили ценник 21 тыс. руб., и это без лампочки-повторителя! Заказать через знакомых в Японию не было возможности. На разборках барыги предлагали купить спойлер вместе с задней дверью!
Однажды в 2010 году мне попалось на глаза объявление на japancar.ru о том, что некие граждане готовы выплавить новый спойлер на Форик из полиуретана за 5000 руб.! Созвонился, внёс предоплату – и через пару недель получил свой спойлер, ура!
Дальше пришла очередь магнитолы. Хотелось 2-din с USB, DVD и GPS с адекватным разрешением экрана (800х480 и более). На 2010 год нашлась только одна подходящая – китайская ForYou CE-4501. На борту была весьма порезанная Windows CE 6.0, которая годилась только для запуска программы навигации. Первоначально её установили на место старой (т.е. ниже кнопки аварийки), поэтому пользоваться ей было неудобно и местами опасно.
Подсмотрел как решается вопрос у других фориков – подиум, который ставится вместо часов и бардачка. Купил, перенесли магнитолу наверх – стало вполне удобно и информативно. Магнитола показала себя как в меру глючное устройство.
DVD работал нормально. USB работал так себе – читались далеко не все флешки и файловые системы, но даже если флешка открылась, то воспроизведение могло периодически вылетать. Навигация (Навител разных версий, Прогород) работала неплохо, но вот только иногда притормаживала в городах, из-за чего пару раз пропускал повороты. Ну и наконец, она просто умерла в феврале 2013 года на третьем году эксплуатации.
На замену купил HiCES AN2D601, тоже Китай. На борту Андроид 2.3.4., будь он не ладен. ОС местами непредсказуема и внезапна по части вылетов, глюков и багов. После диких плясок с бубном, прошивок-обновлений-доработки напильником всё стало работать нормально, меня полностью устраивает. Функционал магнитолы точно как у планшета на Андроиде + DVD плейер и 3 USB порта. Есть только один нюанс – плохо дружит с Навител 8-х версий, зависает, приходится пользоваться 7.5.
Камера заднего хода – полезнейшая и наиболее нужная доработка. Скорость, удобство и безопасность парковки выросли в разы! Работает уже 4-й год, пока полёт нормальный. Минус только в том, что когда оказываешься за рулём машины без такой камеры, парковаться как-то грустно и печально становится.
После переноса магнитолы наверх нужно было заполнить образовавшуюся брешь. 1 из 2 din был заполнен маленьким бардачком, вторая часть – бортовым компьютером Multitronics RC 700. Вещь весьма полезная – показывает информацию с ECU: реальную скорость (спидометр врёт на 3-15 км/ч в большую сторону, чем больше скорость, тем больше врёт), расход топлива, остаток топлива в баке, километраж, время, разгон до 100 км/ч, напряжение аккумулятора, температуру ОЖ, ОШИБКИ С КОДАМИ И РАСШИФРОВКАМИ и множество других данных. Работает на ура и не глючит. Сломался только один раз – когда узбеки на автомойке перестарались и вырвали провод из колодки OBD 2 под рулём, который шёл на бортовой комп. Устранил самостоятельно.
Ну и наконец – средство радиоэлектронной борьбы с полицаями – радар-детектор Cobra RU 830 и видеорегистратор X-Device X5. После установки радар-детектора не имел ни одного штрафа за превышение скорости :) .
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ЕЗДЫ
Нам не страшны ни бордюры, ни ямы, ни лесные догори, ни грунтовки, ни обледенелые подъёмы! Подвеска позволяет не снижать сильно скорость перед лежачими полицаями, ямками и ж/д переездами. Управляемость прекрасная, крены в поворотах умеренные, руль тяжелый и информативный, по его поведению несложно узнать о силе сцепления шин с дорогой.
Полный привод волшебный! Не встречал такой горки, куда бы Форик не заехал или не залетел. И уж тем более лужи, где бы он застрял. Клиренс в 20 см расслабляет и буквально заставляет по-раздолбайски относиться к выбору траектории движения по плохим дорогам. За что я поплатился один раз повреждением пластиковой защиты ДВС, второй раз – её полным уничтожением :) . Ещё не стоит забывать про ледяные спуски, на которых Форик так же смертен, как и любые другие машины.
Теперь о динамике. Да, если не знать про логику автомата, то «зубару ниедит». Сам по себе двигатель достаточно бодр для того, чтобы ворочать не сильно тяжёлую (1390 кг) тушку Форика. Но туповатый автомат, заточенный на экономию топлива, убивает динамику. Он пытается воткнуть наиболее высокую передачу, когда это возможно. Перед обгоном автомат тупит секунды 3 после нажатия на педаль газа перед тем, как спуститься на передачу ниже.
Но, как оказалось, эта проблема решаемая. Нужно просто помогать автомату быстрее соображать, вручную переключая передачи на «лесенке».
А теперь немного цифр:
Разгон до 100 км/ч по бортовому компьютеру (не по спидометру) по ровной дороге - 11 сек.
Максимальная скорость – 176 км/ч по бортовому компьютеру (в тот момент стрелка на спидометре легла и провернулась, показывая где-то 190 км/ч).
Езда на высокой скорости не вызывает большого дискомфорта, управляемость остаётся в норме, машина не прыгает и не козлит.
Кстати, предпочитаю колёса на R16, оптимальное соотношение комфорта и управляемости, как мне кажется. Шины накачиваю до 1,9-2,0 атмосфер.
Расход топлива. Вот объективная информация с бортового компьютера:
Средний расход за всё время – 13,7 л на 100 км.
Расход по трассе, скорость до 100 км/ч, в тёплое время года – 7,1~7,5 л на 100 км.
Расход по трассе, скорость до 100 км/ч, в холодное время года – 8,5 л на 100 км.
Расход по трассе, скорость более 100 км/ч, время года не важно – 9,2~10 л на 100 км.
Расход по славному городу Владивостоку, без пробок – 12~14 л на 100 км.
Расход по славному городу Владивостоку, с пробками – 15~18 л на 100 км.
Расход по славному городу Владивостоку, будь он не ладен, зимой с пробками – 18~22 л на 100 км.
По поводу удобности и практичности:
По документам в машину должно помещаться 5 чел… Для того, чтобы людям спереди было комфортно, нужно почти до упора отодвинуть передние сидушки назад. А если надо посадить пассажиров на задний диван, то нужно либо ампутировать им ноги и сложить их в багажник, либо значительно пожертвовать комфортом людей спереди, подвинув их вперёд. В такие моменты мои колени упираются в обшивку салона под рулём (рост у меня средненький – 178 см). Короче говоря, пассажирская часть салона не блещет удобством вместимостью.
Но багажник просто сказочен! Он большой, вместительный, а если сложить пассажирские сидения, то можно возить весьма крупногабаритные грузы. Материалы салона (серый пластик и тряпочная обивка) позволяют не переживать за возможность их запачкать, ибо, во-первых, не жалко, во-вторых, хорошо отмываются. Но порой эти самые материалы даже в чистом виде выглядят так печально, что заставляют сожалеть о том, что у меня не Crown Royal Saloon.
С водительского места открывается неплохой для легковушки обзор. Предпочитаю высокую посадку, поднял сидение на максимум. Длинный синий капот перед глазами выглядит шикарно, но иногда бывает по нему сложно оценить габариты машины, т.к. нет ни рожка, ни габаритных огоньков, как у того же Crown. Но в большинстве ситуаций всё нормально.
После установки камеры заднего хода парковка не доставляет никаких проблем и головной боли. До её установки машина ощущалась длинноватой и неудобной.
Бардачки, подстаканники, розетки 12V – всё есть и много, практично, вместительно, удобно, как и любой другой японской машины.
Шумоизоляция… её практически нет. Но уже как-то привык, просто на скорости музыку по громче – и всё. Кстати, колонки стоят стандартные, по качеству звука полностью устраивают.
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ
Как известно, залогом долгой и счастливой жизни машины является её своевременное обслуживание.
Сразу после покупки было заменено заводское масло с промывкой. Когда заводское масло сливали, было видно, что оно готично-чёрного цвета. Японцу, который владел машиной до меня, пламенный привет!
За время эксплуатации я пробовал масла: Mobil 5w30, прости, Господи, Motul 0w20, Castrol EDGE 0w40, Xenum 0w20, Takumi 0w20, Takumi 0w30 и Idemitsu 0w30.
Выводы такие: на всех этих маслах Форик едет примерно одинаково, существенной разницы нет. Плохо себя показало масло Xenum 0w20, было много вибраций от двигателя. Сейчас езжу на Takumi 0w30, ибо «а если нет разницы, зачем платить больше?» Castrol и Motul я вообще теперь рассматриваю как пустую трату денег.
Интервал замены масла двигателя стараюсь выдерживать 5-6 тыс. км. Вместе с маслом меняю воздушный фильтр. Внимание субаристам, любящим ездить больше 120 км/ч! Не стоит ставить воздушные фильтры Masuma! Они не справляются с воздушным потоком на больших скоростях и начинают жутко гудеть! Советую Sakura, не гудит, проверял.
Одно время баловался присадкой в бензин Castrol TBE. Эффект не понял. Может быть, форсунки от этого стали чище. Но принципиальной разницы так и не увидел.
По поводу самого бензина та же самая ситуация: рецепт, чтобы двигатель шептал, очень прост: бензин должен быть нормальный, а не разбодяженная ослиная моча. Атмосферному EJ20 без разницы на октановое число – 92, 95 или 98, динамика и расход примерно одинаковы, разницы не чувствую. В итоге, сейчас заливаю 92-й бензин, но обязательно марки АИ-92-К5 (5-й экологический класс).
Про масло в автомате… При пробеге 32000 км автомат стал пинаться на переключениях. Выяснилось, что ATF потеряло свой розовый цвет и стало белёсым с небольшим количеством стружки. Было заменено на оригинальное Subaru ATF для 4-ступенчатого автомата, и оно продержалось всего лишь до пробега 50000 км (чуть больше года), после чего стало подавать те же признаки старения (пинки и цвет).
На СТО мне предложили не мучиться с оригинальным ATF и залить Aisin AFW+. Я согласился и ни разу пока что не пожалел. Оно бултыхается в автомате уже 25000 км (2 года), но никаких признаков грядущей замены не подаёт, а автомат работает как надо.
Масло в дифференциалах. При пробеге 32000 км проверили, надо было менять, т.к. в заднем дифференциале масло было готично-чёрное. Поменял на Castrol 75w90, хорошее масло оказалось, т.к. до сих пор живо (отъездило уже 43000 км, 4 года).
Охлаждающая жидкость. Она у Форика зелёная, была заменена до кучи при пробеге 32000 км. На данный момент проблем с ней нет, только вот тихонько девается она куда-то из расширительного бачка, раз в год доливаю до уровня.
Масло ГУР. ГУР у Форика – один сплошной косяк, читайте главу ПОЛОМКИ.
Свечи. Заводские умерли за 45000 км пробега (4 года). Поставил оригинальные – езжу на них до сих пор, пока нормально. Менять свечи на Форике SG5 не так уж и сложно, нужен ключ с карданчиком и прямые руки, но не прямые извилины. Свечи по левому борту меняются легко и непринуждённо, но чтобы добраться до свечей по правому борту нужно разобрать корпус воздушного фильтра.
Во время замены свечей на 45000 км заметили, что в свечных колодцах по правому борту есть масло. Привет резинкам. Купил ремкомплект (резинки под головы, болты и свечи), поменяли. Пока полёт нормальный.
Ремни навесного оборудования заменили на 50000 км пробега, т.к. стали посвистывать, заводские продержались почти 5 лет.
Заводской аккумулятор продержался 4,5 года и помер осенью 2011, был заменён на корейский фирмы Атлас, полёт нормальный.
Ремень ГРМ менять пока не хочу, т.к. считаю, что при пробеге в 75000 км это делать ещё рановато.
А теперь о подвеске. За 2008 и 2009 годы ничего не менялось, всё было в норме. В 2010 году при пробеге 35000 км поменял задние линки, т.к. ослабли, заменили втулки переднего стабилизатора. В 2011 году при пробеге 55000 км поменял передние линки, т.к. стучали. В конце 2012 года поставил проставки 2 см под задние стойки, т.к. при загрузке багажника и посадке на задний диван пассажиров машина ощутимо проседала.
В декабре 2013 (пробег 74000 км) умер задний сайлент-блок переднего левого рычага. Симптомы такие: при проезде неровности на вывернутых вправо колёсах происходил хороший такой стук под ногами у пассажира. Купил комплект жёлтых полиуретановых сайлентов на передние рычаги, поехал менять. Мастера посмотрели заодно всю ходовку и увидели, что потекла задняя правая стойка. Пришлось ещё менять и задние стойки, поставили KYB. Снятые оригинальные стойки выглядели паршиво, чашки для пружин на стойках проржавели люто, ещё год – и рассыпались бы. Вовремя.
Тормозные колодки живут по 25-30 тыс. км у меня. 2 раза за 5,5 лет протачивали тормозные диски. При 65000 км поменял тормозную жидкость.
Про перегоревшие лампочки, думаю, никому не интересно, на этом главу ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ закрываем.
ПОЛОМКИ
Первым свой гадкий характер решил показать ГУР. В 2009 году, летом, через год после покупки, при повороте руля в крайние положения на непрогретой машине стал раздаваться часто повторяющийся треск. Поехал к субаристам, посоветовали ливануть в расширительный бачок ГУР жидкость ER. Попробовал – и вправду помогло, ГУР заткнулся. На целых 3 года.
В декабре 2012, когда машине стукнуло 5,5 лет, ГУР решил закошмарить меня. Когда заводил остывшую машину при температуре -18 С, из под капота раздался дикий, леденящий душу вой, который утих только когда двигатель прогрелся. При этом из расширительного бачка выплёвывалась масло, заливая собой правый лонжерон.
Поехал к субаристам, поменял у них жидкость ГУР (которая была не так давно поменяна и, в принципе, выглядела нормально), прокладку под штуцером на ГУРе, поставили дополнительные хомуты на шланги ГУР, чтобы исключить подсос воздуха.
Но это всё не помогло, на следующее утро ГУР так и выл волком. Отправился я вкуривать раздел Subaru на форумах
drom.ru. Люди писали, что помочь может герметик для ГУРов. На следующий день купил герметик Hi-Gear и попробовал – помогло! Я в восторге! Отныне на морозе ГУР просто немного громковато работает, но больше не воет!
Следующий косяк – датчик температуры наружного воздуха. В сентябре 2010 года, когда машине было уже 3 года, он просто сошёл с ума. Стал показывать температуру на 15-30 градусов выше реальной. Проблема решилась заменой его на новый.
Не порадовал меня и глушитель. В августе 2013 года после 65000 км пробега он начал свистеть на высоких (от 4500) оборотах. Мастера сказали, что трасса целая, а свист идёт из бочки, проблема решается её заменой. Пока не определился какую бочку ставить: контрактную, китайскую или поделие местных умельцев. У каждого варианта есть и плюсы, и минусы.
Недавно стало что-то побрякивать в подвеске спереди слева на мелких кочках. Вероятные причины – отбойник стойки, чашка стойки, суппорт разболтался, шаровая опора. Но сейчас новогодние праздники, и пока разобраться возможности нет…
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мой Форик даже после стольких лет беспощадного ушатывания по нашим «автобанам» удивительным образом сохранил работоспособность и бодрость духа.
Друзья и знакомые иногда спрашивают меня, почему я так долго езжу на этом Форике и не собираюсь ли я его менять?
Ответы таковы: долго езжу, т.к. машина нравится и относительно беспроблемна, во всяком случае, пока не напрягает, а менять - нет, не собираюсь. Во-первых, меня наглухо поразил субароз головного мозга, и я теперь считаю, что лучше одной субары может быть только другая субара. Во-вторых, FUJI Heavy Industries ещё не придумала достойную замену SG5 , на мой взгляд.
Новые Форики страдают ожирением, отсекаются. Subaru (Impreza) XV – здорово, но дизайн на любителя, в особенности, задняя часть. Временами засматриваюсь на Legacy В4 в кузове BL5, очень красивые машины, но они слишком низкие, под мои нужды не подойдут.
Одним словом, мой Форик пока ещё меня не достал, да и достойной альтернативы не вижу, вот и езжу :)