Всем здравствуйте! Решил и я написать свой отзыв о своем Форе.
Купил я его в далеком уже 2008 году с аукциона. Особых мук выбора не испытывал, так как незадолго до меня друг аналогичным образом купил себе Форестер, и, покатавшись на нем, я понял, что это идеальный вариант для моих потребностей и российских убитых дорог. Проблема была только в том, чтобы уложиться в скудный бюджет. Правда, друг купил себе турбовый, да еще и на палке, летает он, конечно, как ракета, но я понял, что для меня это слишком. В смысле эксплуатация слишком дорогая. Налог 13500 против 2500 руб., бензин 98 против 92, замена масла каждые 5000 вместо каждых 10000 км. Плюс сам по себе расход топлива больше, а также больше сложностей в обслуживании. Кроме того, хотя я и не считаю свой стиль езды пенсионерским, потребность в ракетном ускорении испытываю редко, только при обгоне фур на трассе.
Итого мы имеем на момент покупки: Subaru Forester SF-5 S/20 Type A, 2001 год, пробег 70000 км, оценка 4B, 2 литра, атмосферник, 137 л.с, автомат. Т.е. самый что ни на есть овощной вариант. Но, как показала практика, вполне достойный вариант. Комплектация Type A, как я понял, отличается от обычной наличием STI-обвеса, улучшенной магнитолой и заводской тонировкой задней полусферы. Автомат или механика – для меня разницы не было, но найти автомат в Японии гораздо проще, чем механику, особенно на атмосферник. Поэтому пусть будет автомат. Ярко белого цвета, считаю, исключительно красиво выглядит.
Покупал через фирму в Екатеринбурге, внес задаток, начали искать и пытаться купить на аукционах. Через пару недель, наконец, купилась. Доплатил остаток, и потянулись долгие 2 месяца ожидания. Везли поездом. Когда приехала, осмотрел, внешний вид совпадал с заявленным в аукционнике. Только через несколько недель вдруг понял, что где-то, скорее всего, на таможне, украли шторку багажника. Ну да ладно, тонировка есть, поэтому шторка особенно и не нужна. Левая задняя стойка была сразу же дохлая, заменил через неделю. Больше никаких проблем не заметил.
Теперь об эксплуатации. Машина оказалась исключительно надежной, никогда у нее ничего внезапно не ломалось. Все ремонты исключительно в плановом порядке. Один раз только датчик детонации полетел и зажегся джеки-чан. Заменили на дубликат. Вообще надо сказать, что практически все обслуживание осуществлялось своими силами в гараже у друга. Никаких сложностей не вижу, чтобы делать это у официалов за не слишком скромные деньги. Даже ремень ГРМ на 100 тыс. км. меняли сами. За все время эксплуатации (5,5 лет, проехал 120 тыс. км.) были следующие замены (стоимость очень приблизительная, потому как точную уже не вспомнить):
комплект ГРМ с роликами и натяжителем - 10000 руб.
ремни приводные - 1000
левая задняя стойка - 2200
задние ступичные подшипники - 5000
прокладки свечных колодцев - 1500
пыльник шруса - 600
свечи - 2000
передние стойки - 6000
радиатор двигателя - 4500
пробка радиатора - 450
разные лампочки - 1000
тормозные колодки передние(х2) - 4500+1800
тормозные колодки задние - 1000
тормозные цилиндры задние - 1500
прокладка глушителя (болты,гайки) - 150
датчик детонации - 200
аккумулятор - 3000
Может было что-то еще по мелочи, но я уже забыл. Прокомментировать можно некоторые пункты: радиатор потек через 4 года, думаю, это связано с климатом и особенностями конструкции. Поменяли на дубликат. Заодно заменил антифриз на мобиловский. Аккумулятор поменял через 2 года, старый уже был плоховат, к тому же я однажды его полностью разрядил, забыв выключить габариты на стоянке. Датчик детонации подходит бошевский, но с небольшой доработкой паяльником. Лампочки в габаритах перегорают достаточно часто, в фарах головного света перегорели по одному разу, причем с разницей буквально в месяц. Еще в подсветке приборной панели перегорала пара лампочек. Глушитель прогорел через 5 лет, пришлось снять и проварить вдоль швов. Будет ходить дальше. Пыльник ШРУСа порвался – сразу заменил, тут важно следить за ними, а то можно попасть на куда большие деньги. Стартер начал скрипеть при запуске где-то после 170 тыс, сняли, смазали, полегчало.
Все, что касается непосредственной работы двигателя (типа ремня ГРМ), менялось только на оригиналы, все остальное на дубликаты. Конечно же, как у всех, однажды погасли часы, пришлось пропаивать. Техосмотр, кстати, всегда сам честно проходил. Чтобы лампы в фарах удовлетворяли нашим условиям, достаточно их просто повернуть. Галка вправо вверх есть. Плюс можно привести следующие затраты на расходники:
масло Mobil-1 5w-40 4 литра 2 раза в год, т.е. при моем пробеге примерно раз в 10000 км - 1500 руб.
масл. фильтр оригинал 2 раза в год - 400
воздушный фильтр оригинал 1 раз в год - 800
салонный фильтр дубликат 1 раз в 2 года - 600
топливный фильтр дубликат 1 раз в 2 года - 500
Я знаю, что некоторые в качестве масла признают только Motul, но лично я не вижу смысла. У меня же не турбо. Удачно, что хватает 1 канистры для замены. В турбовую не хватает. Жор масла примерно 0,5 литра на 20000 км. Для 12-ти летней машины, считаю, прекрасный результат. Один раз полностью заменил тормозную жидкость, пару раз масло в диф-ах. Жидкость в АКПП менялась также 2 раза на оригинал методом частичной замены. Цена 2500 руб. за 4 литра. Автомат работает хорошо, не пинается, и вообще к коробке у меня особенных претензий нет. Да, она не новая, всего 4 передачи, возможно, несколько тормозная, но меня устраивает. На пробеге порядка 160 тыс. начала немного подтекать ATF. Проблему решил доливкой. Уходит где-то 100 мл на 10000 км, так что не вижу смысла делать что-то более радикальное.
В машине с Японии пришла мультимедийная система из телека, навигации и DVD-проигрывателя (это помимо штатной магнитолы). Правда, здесь все это не работает, а переделывать желания не было. Вместо этого поставили mp3-магнитолу с кард-ридером, usb и небольшим экраном. Еще поставили камеру обгона и камеру заднего хода, и вывели с них картинки на магнитолу. Отличная получилась штука. Задняя камера включается при включении задней передачи. Экранчик можно было взять и побольше, но зато на такой магнитоле спокойно снимается панелька и утаскивается в кармане с собой. Каждая камера в районе 700 руб. стоила. Проблема обгона решилась, проблемы парковки задним ходом в принципе и не было, потому как кузов – универсал и где кончается стекло, почти там же и бампер, но с камерой заднего хода можно позволить себе разные приятные вещи. Например, подъехать задним ходом к препятствию на расстояние 5 см – легко. В общем, всем советую. И если сзади камера чисто для удобства, то камера обгона – жизненно необходимая вещь. Что ни говори, но обгон на праворульной машине объективно затруднен.
Таким образом, музыку слушаю на новой магнитоле, но возникла следующая проблема: когда включена камера обгона, музыка не играется. Ни радио, ни mp3. Это и понятно, потому что камера подключена на внешний вход, и когда я на него переключаюсь, все остальное отключается. Возникла мысль поиметь возможность слушать музыку и при включенной камере обгона. Для этого подошла штатная магнитола. Она конечно без mp3, но радио слушать можно. Кстати, для этого пришлось сразу по приезду машины из Японии воткнуть модуль для адаптации японского радио-диапазона к нашему. Однако просто напрямую соединять колонки с двумя магнитолами все-таки нехорошо, поэтому была сделана система из реле и небольшой схемки, которая при выключенной штатной магнитоле переключает колонки на mp3-магнитолу, а при включении питания штатной магнитолы, переключает колонки на штатную. Такие вот автоматизированные навороты. Со стороны электрики осталась только одна болезнь всех фориков: если ключ вставлен в замок зажигания, двиг выключен, водительская дверь открыта, начинается писк, что, мол, не забудьте забрать ключ. А это значит, что музыку с открытой дверью в тишине не послушать. По-моему, полный бред.
Из допов еще была установлена хорошая сигнализация с автозапуском, вышло в районе 8000 руб., не в официальном центре, само собой. А также комплект отличных шиповок Continental на кованых дисках. Хотел взять 16-е, но жаба совсем задушила, пришлось ограничиться 15-ми. Зато не надо 2 раза в год перебортовывать, портить резину и торчать в очередях на шиномонтажке. Конечно, за пять зим шипов маловато осталось, но резиной полностью доволен.
Едет машина вполне прилично для своей овощной комплектации. Обгон – с кик-дауном. Секунда затупки и поехали. С места на первой передаче рвет по ощущениям даже лучше, чем турбофорь друга. Пока у него там турбина раскрутится… Да пока он переключится на вторую… Максимум разгонялся до 150 км/ч, больше можно, но тупо негде и незачем. Не для наших дорог такие скорости. Зато на автомате очень удобно, когда надо проехать маленькое расстояние с минимальной скоростью. Например, в гараже. Ну а в пробках вообще песня. В особо длинных я обычно опускаю водительское сидение и так полулежа, слушая музон, еду… Ногу поднял – поехал, опустил – остановился. Красота…
Места впереди вполне достаточно, сзади конечно мало, но я сзади не езжу. Ребенку хватает. Зато это компенсируется большим багажником. Очень удобные передние кресла с подлокотниками. А на механике на водительском сиденье подлокотника нет! Нравится наличие кучи бардачков и кармашков. В SH-кузове убрали бардачки из подлокотников дверей, зачем, спрашивается? Задние сиденья регулируются по наклону, т.е. их можно откинуть как вперед, так и назад. Был сильно удивлен, сев в Кашкай 2012 года, и обнаружив, что у него задние сиденья нельзя откинуть назад. А если ребенку надо откинуть кресло, чтоб он спал, как быть? Нравятся материалы приборной панели и обивки. В сравнении с тем же Кашкаем, на ощупь мягче и выглядит лучше. Ну а с BMW сравнивать вроде глупо. Шумка не очень, это и так все знают. Не совсем доволен работой климата. Выставляешь, допустим, +24. Для начала он начинает жарить так, что приходится скидывать до +22, а потом наоборот начинает морозить так, что приходится постепенно увеличивать до +26, иначе замерзаешь. Я понимаю, что это связано, вероятно, с алгоритмом работы, который заточен на максимально быстрое достижение заданной температуры, но это не всегда удобно. Я бы предусмотрел 2 режима – типа быстрый (как сейчас) и комфортный (медленнее нагревает и медленнее остужает). Зато инфа с дисплея климата считывается прекрасно, и управлять им удобно, а на следующих поколениях зачем-то сделали крутилки, которые, имхо, менее юзабельны. В холода после трех зим начал скрипеть вентилятор климата. Сняли, смазали, поставили обратно. Тишина.
Также не достает еще более медленного режима работы дворников. Имеющийся самый медленный на мой взгляд слишком быстрый. Зимой не нравится, что в центре стекла снег моментально тает, а ближе к краям замерзает, когда чистишь, начинает размазываться. Еще могли бы сделать подсветку кнопок стеклоподъемников, диодиков на 5 копеек, а в темноте гораздо красивее и удобнее. На Легаси 2005 года такие есть. Но это, в общем, мелкие придирки. Зато ветровое стекло весьма крепкое. Уж сколько я в него получал камешков, а сколов за 120 тыс. км. только 2 шт. по 0,5 см каждый. Один попытался увеличиться, сразу починил. Сейчас не видно. Второй давно уже стоит на месте, ну и я его не трогаю, ибо не мешает.
Посмотрел тут операции по бонусной топливной карте, узнал интересную статистику. Например, за 3 последних года я потратил на бензин около 180 000 руб., залил порядка 7000 литров топлива, проехал примерно 65 000 км. Средний расход в районе 10,8 л / 100 км. Причем, 92-й бензин. Считаю, что это весьма неплохо. По пробкам расход примерно 12-13 л, по трассе 8 л, если сильно не гнать. 95-й лить пробовал, но разницы не почувствовал. Решил, что незачем платить больше, если разницы нет. Режим трасса/город у меня примерно 50/50. Еще можно увидеть, как росла средняя цена бенза: 23 руб в 2011, 26 руб в 2012, 29 руб в 2013. Стабильно три рубля в год! Спасибо тем, кто голосовал за эту "стабильность", или вообще не ходил на выборы, что равнозначно.
Извините, отвлекся. Что еще можно сказать про машину. Стоит на стоянке. Зимой заводится хорошо, до -27 заводил с первой же итерации, а когда холоднее, ставлю автозапуск каждые 3 часа и не парюсь. Перед началом движения обязательно прогреваю, пока стрелка не дойдет до первого деления, хоть зимой, хоть летом. Управляемость отличная. Внедорожные качества испытывал не так уж часто, тут еще обвес мешает, его конечно можно снять, но сцуко, так красивее. Однако полный привод дарит уверенность зимой, особенно после снегопада, когда дороги не чищены, ты просто едешь и не понимаешь, почему все так медленно едут или вообще не могут тронуться. А когда спокойно паркуешься в сугробе, потому что все немногочисленные очищенные места заняты, вообще чувствуешь, что жизнь удалась.
В целом я бы сказал так, что Форестер – это не просто полноприводной универсал. Это эталон универсала в широком смысле слова, идеальный универсальный автомобиль для большей части России. За такие деньги сложно найти что-то более подходящее. Да, правый руль. Но проблема обгона решена камерой, проблема фар – поворотом лампочек. Да, подержанный. Но по-прежнему надежный. Не Porsche, но достаточно быстрый, не Defender, но достаточно проходимый. Разве можно его сравнить с какой-нибудь новой приорой? Хотя почему-то цены у них вполне сопоставимы. Чисто мужской авто, полный привод, 20 см просвет, крепкая подвеска – как раз для наших дорог. При этом недорогой и достаточно экономичный, чего не скажешь про большие джипы. Короткий – 4,46 м в длину, влезает в любую дырку, но при этом большой багажник. Умеренный налог, вполне ремонтопригоден. Если уж даже ремень ГРМ можно поменять своими силами, что уж тут говорить про банальные замены свечей. Меняются на раз. А ведь откуда-то берутся легенды про снятие двигателя и сверление дырок в крыльях. Наверное, их плодят завистники.
Если бы сейчас были условия 2008 года, то следующей машиной я, не задумываясь, взял бы более новый праворульный Форь, может быть, даже турбовый. Но конские пошлины и медвепуты, заставляющие людей ездить на желтых калинах и прочих недоразумениях, не дают купить качественный и недорогой автомобиль. Придется думать о леворульном Форестере, возможно 2,5 атмо, но это уже совсем другая история…