Представляю на ваш суд вторую версию отзыва про Импрезу. Первую так и не опубликовал в Отзывах -- слишком сырая и сумбурная получилась, ныне пылится в углу винчестера: и пользы ноль, и удалять жалко.
Как и предыдущие два отзыва (
Отзыв о Nissan Primera Wagon,
Отзыв о Nissan Primera Wagon) этот будет довольно подробным, но большей частью по существу. Честно говоря, удручает нынешняя тенденция писать предельно краткие и безграмотные отзывы, в которых полезной информации ноль и одна десятая.
Отзыв мой адресован всем тем, кто рассматривает Импрезу-овощ-недопривод как один из вариантов для приобретения, но колеблется под натиском инфицированных субарувирусом: турбо, механика, полный привод — вот настоящая Субару! Надеюсь, после прочтения отзыва решимости прибавится: либо откажетесь, либо купите. Уж такая это машина: сгоряча, не подумав, покупать ее не стоит. Ну, и всем остальным, я надеюсь, почитать будет интересно. В общем, поехали!
Два года назад в связи со сменой работы остро встал вопрос содержания личного автомобиля: прокормить полноприводный двухлитровый автомобиль мне стало не по карману, ведь на новом месте начинаешь практически с нуля, зарплата поначалу не радует. Никаких существенных вложений Примера не требовала, очень неприхотливый и весьма надежный автомобиль, но, суммируя чеки за бензин, я с каждым месяцем расстраивался все больше. Существенно на расход влиял режим движения: от дома до работы всего 4 километра и езжу я на автомобиле в основном именно на работу. Понятно, что при таких коротких пробегах, тем более зимой с постоянными прогревами расход будет мягко говоря немаленьким. В сухих усредненных цифрах 21-22 литра на сотню при умершем лямбда-зонде и порядка 15-18 после замены. В смешанном режиме город/трасса расход устраивал: 12-14 литров на сотню километров, но по трассе зимой я ездил нечасто, поэтому, скрепя сердце, пришлось ставить запятую в вердикте «менять нельзя ездить» и приступить к подбору кандидатов: 1.5 — 1.8 литра, передний привод, автомат, желательно седан, неТойота. Поэтому отобрал такие варианты: Фамилия С-Вэгон, Примера, Санни/Силфи, Импреза, Сивик.
Поиск автомобиля – тема самостоятельная, подробно останавливаться на ней не буду. Пример в адекватном цене состоянии не нашел, С-вэгонов тем более, Санни не зацепил: японские Жигули, Силфи при всех достоинствах отпугнул чересчур игривым карамельно-приторным салоном, Сивик посмотреть вживую я так и не решился – Хонда это не мое. Осталась Импреза, и хотя были некоторые сомнения, ее и купил на рынке после непродолжительных поисков, но длительного осмотра. В самой простой комплектации из возможных, но в отличном состоянии по сравнению с остальными экземплярами.
На момент покупки не было к ним настолько предвзятого отношения, поэтому не предполагал даже, что продать ее будет так тяжело даже дешевле среднерыночной цены. Примерно через полтора года владения Импрезой к третьему месяцу безуспешных поисков покупателя отчетливо начал жалеть, что не смог купить Фамилию С-Вэгон: просто очень нравится этот автомобиль и именно в кузове хэтчбек. К четвертому месяцу – что не остановил выбор на Блюберде Силфи: простой и надежный автомобиль, седан, как я и хотел изначально. Подумаешь, салон светлый...
Ну, а на момент покупки нравилось в Импрезе буквально все: прекрасная обзорность, динамичный облик, отличная подвеска, тяговитый на низах двигатель, тишина в салоне, шокирующий после предыдущего автомобиля расход топлива: порядка 5-6 литров по трассе и 7-8 в городе летом (до 10-12 в городе зимой с нечастыми прогревами, с частыми 13-15). Со временем затонировал заднюю полусферу, купил на зиму комплект резины взамен откровенно убитой летней, к лету купил комплект стокового литья от Форестера 15 дюймов, летнюю резину к нему на 5 процентов выше штатной. Поставил простую магнитолу, сигнализацию и иммобилайзер. Жаль, не хватило денег на сигнализацию с автозапуском, но особо не жалел, потому что машина ночевала в десятке метров от квартиры, во дворе частного дома. Этой зимой все-таки поставил сигнализацию с автозапуском... Пинайте меня, пинайте: чтобы продать побыстрее :) На самом деле, как мне показалось позже, уже после продажи, я просто выбрал неудачное время: традиционно всплеск покупательской активности происходит весной. Поздней осенью и зимой покупателя найти сложнее, особенно если просишь за машину адекватную цену, а не устоявшуюся рыночную: моя была несколько выше последней... Ладно, хватит лирики!
Теперь о самом важном и противоречивом моменте -- эксплуатации автомобиля.
1. Холодный запуск. Одна из самых популярных тем на форумах. Безусловно, самый действенный вариант борьбы с неуверенным стартом двигателя в морозы – периодические прогревы автомобиля. При наличии сигнализации с автозапуском не проблема, но в сильные морозы появляется неприятный нюанс, характерный для любого автомобиля: замерзающий в выхлопной трубе конденсат. Через двое-трое суток прогрева автомобиля на автозапуске есть реальный шанс обнаружить свой автомобиль замерзшим на стоянке с севшим аккумулятором и заглохшим двигателем. В таких ситуациях помогает только отогрев в теплом боксе либо тепловой пушкой: кусок льда закупоривает выпуск наглухо. Бывает, глушитель выхлопными газами рвет на части, но это довольно редкое явление. Тем, кто ездит на автомобиле каждый день, обычно эта проблема неактуальна.
Я уже говорил, что сигнализация стояла без автозапуска. И что мне очень важен был низкий расход топлива. Поэтому ищем другой способ, благо их предостаточно. Я решил проблему запуска при низких температурах так: во-первых, утеплил капот изнутри листом пенофола (это фольгированный вспененый полиэтилен, теплоизолирующий материал) чтобы двигатель медленнее остывал и быстрее прогревался. Эффект потрясающий. Во-вторых, опытным путем подобрал подходящие сорт топлива и заправку. Общеизвестный факт, что на российском бензине свежие японцы заводятся неохотно – задушенные экологическими требованиями, они уже не могут спокойно переваривать эту жидкость непонятного происхождения и качества, по привычке называемую бензином. Автомобили до 2000 года выпуска в большинстве своем таких проблем с запуском не имеют.
Так вот, вопреки общепринятому мнению, моя Импреза куда охотнее заводилась на 95-м бензине, а не на 92-м. Прошлой зимой я мучился с автомобилем в морозы ниже 25 градусов: двигатель заводился, но с третьего-четвертого раза при одном ночном прогреве. Этой зимой позволял себе оставлять автомобиль на сутки при -25 градусах зная, что автомобиль заведется. Пусть иногда и со второго раза, но гарантированно. Существенная разница с прошлым годом, а добился я ее всего лишь перейдя с 92-го бензина на 95-й. Поэтому кнопку холодного запуска ставить не стал. С брелка автомобиль при -25...27 градусах заводится, если интервал между прогревами не более 5-6 часов, а ключом -- не более 12-14 часов. Разумеется, если аккумулятор не снимать – он у меня не самый мощный был. Со снятым аккумулятором спокойно оставляю автомобиль на несколько суток. Естественно, все расходники свежие. Это одна из гарантий успешного пуска.
При более низких температурах старался вообще автомобиль не насиловать: на работу проще доехать на общественном транспорте, а по остальным делам езжу редко, можно и подождать, пока морозы спадут. К слову, зима в этом году выдалась очень суровая. Морозы – дело привычное, но они необычно долго держались: неделями, а не днями, как было в прошлые годы. При залитых свечах завести практически нереально, поэтому снимал их, как минимум сушил, но обычно все-таки прокаливал, вкручивал обратно и заводил. Чаще всего этого достаточно, бензин из цилиндров не удаляю. Однажды после сорокаградусных морозов выдавило сальник распредвала. Отдал тышшу рублей за замену и двести за сальник и после этого при температуре -30 и ниже автомобиль перестал заводить вообще.
А почему редко заводил для прогрева – я не сторонник частых прогревов автомобиля. Могу понять тех, кто автомобиль использует в работе и для кого замерзший однажды мотор это упущенное время и потерянные деньги. Я не из таких, автомобиль использую только для поездок на работу/с работы и немного по личным делам. Пять остановок до работы могу и на автобусе проехать. Кроме того считаю, что износ двигателя выше при частых горячих пусках, чем при одном холодном. Да и отогреть двигатель не проблема: кинул под картер обогреватель, прокалил свечи да заводи...
С холодным запуском разобрались, поехали дальше.
2. Считается, что в обслуживании Импреза-полторашка как минимум не дешевле прочих Субарей и однозначно дороже одноклассников. Опровергать не буду, статистику по ценам не составлял, хотя отчасти согласиться с этим мнением могу. Просто приведу факты:
- замена ремня ГРМ и сальников (частичное ТО100). Работа со скидкой обошлась в 2500 руб. (местами до 4000 руб.), ремень Gates 1500 руб., два сальника распредвалов и один коленвала около 500 руб. Заказывал на Экзисте, была ошибка в каталоге, поэтому мне прислали три одинаковых сальника на распредвалы. Пришлось ехать в фирменный магазин и покупать сальник коленвала отдельно. По работе: оппозитный двигатель в части обслуживания, как мне показалось, во многом удобнее других продольно расположенных двигателей (не говоря уже о расположенных поперечно): все навесное оборудование доступно, механизм ГРМ расположен горизонтально и тоже легкодоступен. Я пытался сам поменять ремень, но не хватило смекалки открутить гайку на шкиве коленвала. Позже, уже после замены ремня в сервисе, прочитал о способах, которыми можно это сделать. Ничего сложного.
- в двигатель лил масло Subaru 5W30. В позапрошлом году стоило порядка 1500 руб., в прошлом подорожало до 2300 руб. Есть другие варианты, как дороже, так и дешевле. Замену раз в 7-8 тыс. км считаю оптимальной.
- подвеска вмешательства за время эксплуатации почти не потребовала. Износ только лишь втулок стабилизатора и втулок тяг стабилизатора после полутора лет местного пробега – очень хороший результат, ибо вложения от десяти до тридцати тысяч рублей в подвеску на автомобилях-одноклассниках после очередной зимы – обычное дело. Сам втулки и тяги не менял, продал как есть, сказав, что их необходимо заменить. Были подозрения на стойки по левой стороне – слегка начали потеть после зимы и смутил тот факт, что даже Каяба на Импрезу стоит дороже в сравнении с одноклассниками. Сайлентблоки тоже не дешевы. Некоторые в силу конструкции, например, задний нижнего рычага передней подвески, некоторые сами по себе, без видимых причин. Но в целом дороговизна запчастей компенсируется общей высокой надежностью подвески: потратиться придется неплохо, но зато нечасто.
- характерная болячка оппозитного двигателя – подтекание прокладок свечных колодцев и/или прокладок клапанных крышек. Менял после первой для автомобиля зимы в регионе: задубели до твердости пластика, масло лилось в колодцы и на лонжероны. Полный комплект оригинальных прокладок обошелся в сумму порядка 1500 рублей. Менял сам неспеша, ничего сложного. Необходима яма, эстакада, либо просто два домкрата.
- замена изношенных в ноль передних тормозных колодок. Конкретную сумму не помню, но не дороже аналогов на прочие автомобили.
- этой зимой появился громкий свист с металлическим призвуком на холодную под капотом. Стал искать источник. Заменил ролик натяжителя ремня кондиционера, так как в подшипнике ролика был сильный люфт. Под крышкой ГРМ источник вряд ли мог быть, потому что при замене ремня ничего подозрительного обнаружено не было. В конце зимы появилась догадка, потрогал шланг гидроусилителя: так и есть, сильная вибрация, по частоте и силе совпадающая со свистом. Позже и на форуме прочитал об этой особенности. Делать перед продажей уже ничего не стал, продал как есть. Благо, если на улице было теплее 20 градусов мороза – свист пропадал.
3. Мелкие фамильные косячки позволили сделать вывод, что некоторые Субари вообще и моя Импреза в частности — машины теплолюбивые, морозы ниже -25 градусов переносят «со скрипом»:
- отказывает при морозах ниже -25 градусов клаксон. Решается парой-тройкой сильных нажатий на нижнюю часть кнопки. Подозреваю, что в реле конденсат... Из всех замеченных нюансов этот самый важный на мой взгляд: несработавший в нужный момент клаксон может привести к ДТП. Да и от дороги отвлекает. Разумеется, если автомобиль используется каждый день, этой проблемы не будет – автомобиль не успевает настолько промерзнуть.
- замерзают привода блокировки дверей (обычно замерзает водительская дверь и багажника), причем при не таких уж низких температурах... Заметил, что чаще всего замерзают после мойки, поэтому зимой лучше не усердствовать с мытьем автомобиля. Либо вскрыть двери и смазать механизмы.
- для многих Субару актуальна проблема холодного запуска, о которой подробно говорилось выше.
- имеет место подтекание бензина из шлангов топливопровода под капотом в месте соединения со стальными трубками. Устраняется подтягиванием хомутов. Видимо, материал шлангов на морозе теряет эластичность. Устранял единожды, в первую после покупки зиму.
- иногда подтекает антифриз с нижнего патрубка на двигателе. Конструктивная особенность. Мне устранили в сервисе при замене антифриза, промазав герметиком. Больше не бежит.
- при морозах ниже -25 градусов «воет» гидроусилитель руля. Что конкретно – не интересовался. По мере прогрева затихает. Решается, говорят, заменой жидкости. Врать не буду, не знаю, не пробовал менять.
Последние четыре пункта, судя по обсуждениям на форумах и отзывам владельцев, являются типичными «болячками» Субару. И еще: практически все эти недочеты устраняются раз и навсегда либо периодически согласно регламенту обслуживания. Поэтому недоволен в той или иной степени автомобилем будет первый в России владелец, каким, например, являюсь я: на мою долю выпало устранение всех специфических проблем и ТО100, которое для Субару традиционно дорого. Одна только замена ремня ГРМ и сопутствующих деталей выливается в сумму от 6 до 20 тысяч рублей в зависимости от того, какую сумму и на что конкретно готов или вынужден потратить владелец. Все последующие вероятнее всего с проблемами не столкнутся.
В целом мы привыкли к потрясающей надежности праворульных японцев 80-90-х годов прошлого века, поэтому общее снижение их качества в новом тысячелетии сильно разочаровывает. Да-да, многие из описанных проблем характерны не только Субару.
Помимо невысокого расхода топлива и традиционно выносливой подвески меня радовал весьма существенный плюс Импрезы: очень мощный отопитель салона. А после утепления капота в салоне даже в морозы жарко, прогревается он очень быстро. Большим сюрпризом, кстати, для меня стал в свое время полноценный климат-контроль в самой простой комплектации Импрезы.
Вообще комплектация это тема отдельного разговора. Экономили японцы на всем: нет противотуманных фар, нет переднего блока подсветки салона, нет лампы подсветки багажника, нет динамиков в задних дверях, нет литых дисков, обивка салона простая тканевая и материал подушек на морозе сильно дубеет (на других автомобилях не замечал такой особености), пластик салона дешевый и нестойкий к истиранию. Но при этом в салоне достаточно тихо и даже после двух зим в России не скрипят панели отделки.
Вообще судя по наличию разъемов в дверях, багажнике, под капотом и в панели приборов, комплектация Импрезы может быть довольно богатой для малолитражки. Даже подсветка кнопок стеклоподъемников бывает, чего нет и не может быть, например, на моем нынешнем Цефиро. Что ж, и цена за самую простую Импрезу соответствующая. И еще один момент: полки в багажнике тоже не было, но есть у меня на этот счет подозрения: на фотографиях с аукциона она вроде видна. Штамповка и резина на фотографиях тоже другие были. Обычная практика продавцов – снять с автомобиля все, что можно продать отдельно: колеса, полку багажника, аудиосистему. С моей Импрезы, похоже, даже нормальные свечи перед продажей сняли: стояли убитые иридиевые свечи :) Шучу. Нижние электроды на трех из них были выработаны до остроты ножа. Я взамен поставил самые обыкновенные свечи, подходящие для этого двигателя. Ставить иридиевые – дело вкуса, личных пристрастий. Вполне возможно, зимний запуск на иридиевых свечах был бы еще проще. Они лучше, но намного дороже.
Отдельно отмечу эргономику:
- на всех Субару очень неудобно расположена горловина бензобака: с водительской стороны. Поэтому выходить из автомобиля к колонке, где свободное место обычно ограничено, довольно неудобно. Считаю более логичным расположение горловины на противоположной от водителя стороне, а лично для себя исключительно на левой стороне кузова, а не на правой: подъезжать к колонке мне обычно проще и удобнее как раз левой стороной.
- просчетом также считаю изготовление фальшпола багажника из тонкого листа ДВП и из гофрированного пластика. На Примере пол изготовлен из толстого листа ДСП, выдерживает тяжелые вещи. А на Импрезе уже прогнулся несмотря на металлические усилители и разбух от влаги. Зато у Импрезы в кузове универсал (хэтчбек?) очень легкая дверь багажника: даже зимой, когда амортизаторы двери замерзают, дверь на голову вам не упадет, что бывает, например, на универсалах с дополнительными фарами и выштамповкой под номерной знак в двери багажника.
- довольно неудобно расположен блок управления зеркалами: между передними сиденьями. При расположении на водительской двери либо на панели справа от руля пользоваться им было бы удобнее. Субъективный минус, кому-то наверняка удобно и так.
- в перчаточный ящик не входят документы формата А4. Снимал его полностью для ревизии салонного фильтра – места там в ширину, оказывается, достаточно. Инженеры вполне могли сделать бардачок шире. Тоже довольно субъективный, но нюанс.
- чтобы заменить лампы габаритов в передних фарах, нужно снять фары.Чтобы снять фары, надо снять фальшрадиаторную решетку и, желательно (но необязательно), бампер. Чтобы снять бампер, придется повозиться с забитыми грязью пластиковыми пистонами, особенно под арками колес. С задними фонарями проще: бампер откручивать не надо. Зато сами фонари снять довольно проблематично из-за жестких пластиковых клипс по бокам. Печальная тенденция — разбирать полмашины ради замены копеечных ламп. Кстати, отдельно отмечу всю внешнюю оптику: прекрасные фары и лампы на Импрезе! Светят изумительно!
Есть и другие положительные моменты: например, фары и габариты гаснут одновременно с выключением зажигания: не посадишь аккумулятор, забыв выключить. Стояночный свет включается отдельной кнопкой за рулем.
Немного лирики. Обычно у противников «овощной» Импрезы главный довод такой: зачем покупать «недоСубару», когда можно купить тот же Филдер? Ну, допустим. А сколько стоит Филдер того же года и комплектации, что и Импреза? Как минимум на 50-70 тысяч дороже. Вот за эти деньги вы, дорогие противники полторашной Субары, и получаете «Тойоту». А вложено сил и средств в одну из стратегически важных для Тойоты моделей ох, как много, недочеты в весьма популярной модели корпорация просто не может себе позволить. Поэтому сравнение в данном случае никогда не будет в пользу любого из одноклассников Короллы.
Оно более уместно, например, в случае с Вингроадом, но тот не может похвастать такой же надежной подвеской и простором в салоне (относительным простором, конечно). Ну, и двигатель: при высокой механической надежности он, к сожалению, не лишен недочетов по части электрики: КХХ, катушки.
Некорректно сравнивать Импрезу с Форестером/Легаси. Отличные автомобили, но каждому свое. Передний привод – тема избитая, «Субару» и «полный привод» синонимами были далеко не всегда. Распространяться на тему не буду, меня тип привода устраивал, хотя до этого ездил на полноприводном автомобиле и сравнить есть с чем. Никаких неудобств при выезде со второстепенных улиц или в рыхлом снегу не испытывал. Новая зимняя резина, режим SNOW и вы не будете комплексовать, что Субару ваша переднеприводная. В общем, за сравнительно небольшие деньги вы получаете неплохой автомобиль для города, к тому же полуторалитровая Импреза при прочих равных будет свежее годом, чем любой автомобиль-одноклассник.
Динамика. О, это предмет яростных споров на форумах и в жизни. Много раз говорил: почему-то никого не удивляет, что полуторалитровые Филдер, Вингроад, Фамилия тоже «не едут». И лишние 5-9 лошадиных сил особой роли не играют. Динамика у Импрезы самая обыкновенная, есть и менее мощные автомобили. В городе она позволяет держаться в потоке, потому что двигатель тяговит на низах. На трассе, естественно, пасует: довольно глупо требовать от нефорсированного двигателя динамики формульного болида. Заметно живее в городе Импреза становится с нажатой кнопкой «Power» и положении селектора КПП в режиме «3», но при скорости выше 60 км/ч обороты слишком высокие, соответственно расход выше. Я обычно ставил селектор в «D» и режим «Power» был включен постоянно.
Мне динамики Импрезы хватало всегда, даже на трассе: быстрее 120 км/ч уже и не помню, когда ездил последний раз. Быстро ездить приятно и интересно, но опасно, что наглядно подтверждается статистикой ДТП. Нельзя не отметить, что рулится Импреза просто превосходно. Однако на трассе вальяжно крутить руль одной рукой не получится: высокий тяжелый кузов, короткая база, высокий профиль резины, отсутствие заднего стабилизатора поперечной устойчивости, мощный гидроусилитель, руль довольно большого диаметра – это автомобиль для города, что и подтверждается на практике: нырнуть в потоке в соседний ряд, припарковаться или развернуться на пятачке асфальта – да без проблем!
В целом Импреза-полторашка производит впечатление женского автомобиля: высокий, но короткий кузов, игривый, динамичный облик, обводы кузова, характерные скорее хетчбеку, нежели универсалу, мощный гидроусилитель в паре с рулем большого диаметра, большие высокие стекла, гарантирующие хорошую обзорность, не самый просторный, но уютный салон, зеркало в противосолнечном козырьке водителя, а не пассажира, вялый на трассе, но приемистый в городе двигатель, высокая надежность и неприхотливость за исключением отдельных нюансов. Езда на Импрезе меня совершенно не смущала, но предвзятое отношение на дороге к автомобилю все же есть.
Очень жаль, что из гаммы двигателей ныне исключен 1.8-литровый. На мой взгляд, для Импрезы он оптимален: 1.5 слабоват, 2.0 дороговат. И тот, и другой имеют своих приверженцев, а вот 1.8 нравился бы всем – это оптимальный для малолитражки объем, как следствие, достаточная мощность, приемлемый расход, невысокий транспортный налог.
Ну, и напоследок: почему автомобиль сменил, если он, несмотря на критику и недочеты, меня устраивал. Импреза в целом оставила о себе положительное впечатление, но кризис, о котором я писал в начале отзыва, миновал да и субарувирусом я так и не заразился. Захотелось большего, но уже не Субару. Моя любовь – Ниссаны, поэтому после неудачных поисков двухлитровой Примеры в кузове седан купил Цефиро, тоже двухлитровый.
И еще раз обращаю внимание: отзыв в целом имеет довольно негативный оттенок, но это потому, что я первый владелец автомобиля в России и купил его в отличном состоянии по кузову и подвеске, но с необслуженным двигателем (ТО100, течь прокладок, незамененные расходные материалы и т.д.).
Неужели дочитали до конца? Поздравляю! На этом все, удачи!