1. Начало
Началось всё с Хонды. Нет, первая машина у меня была как у большинства ровесников и земляков – жигули. А точнее - семёрка модного цвета «баклажан», чем меня постоянно подкалывали друзья («мобильный телефон, семерка цвета баклажан – районного барыгу знает каждый наркоман»). Несмотря на все гонения на наш автопром, машина была неплохая, пробежала верой и правдой 150 тык, и была беспроблемно продана. На смену ей пришла Хонда Торнео одного из самых ранних выпусков в самой-самой овошной комплектации с двигателем 1.8. В общем, на фоне других авто аппарат не плох, вполне упакован и динамичен, но сравнение с каким-нибудь CИРом вызывало во мне приступ жгучей зависти. Да тут, как на зло, один приятель купил Легась СпекБ, другой – Аккорда ЕвроР CL7, и ко мне ясно пришла уверенность, что дальше так жить нельзя. Пора менять машину. Настал тяжёлый и длительный период выбора.
2.Варианты
Изначально тёмная и светлая сторона моего сознания более-менее уравновешивали друг друга, и подыскивалось компромиссное решение: слегка «приспортивленный» полноразмерный более-менее комфортный седан или универсал с приятным дизайном и не убийственный для кошелька. Ну и как бы хотелось в полмиллиона уложиться, чтобы в кредиты не залазить, т.к. не олигарх, да ещё и ипотека висит. В общем, не уникальный случай. Много народу желают купить нечто похожее.
В первом приближении получилось: Аккорд-универсал седьмого поколения с двигателем 200 л.с., Скайлайн в 35м кузове 250GT, Легаси BL/BP 2.0R, Тойота Виндом в тридцатом кузове, Альтезза 210ти сильная, Мазда Атенза спорт, Аккорд ЕвроР CL7, Хонда Инспайр UC1.
И вот здесь я встал на дорогу разочарований. Да простят меня владельцы этих авто, сейчас буду немножко выражать своё субъективное мнение. Вкратце: Альтезза тесная, Атенза страшная, Виндом сильно уж диваноподобный, Скай вялый и вообще не понятный (но приятен внутри оказался весьма), Аккорд-сарай несуразный какой-то (но электродверь впечатляет, да!).
Что осталось? Атмо Легаси, Еврик и Инспайр.
3.Решение
С таким вот, прямо скажем, специфическим списком двинул на наш авторынок. Ни разу не пожалел, что туда пошёл, т.к. после этого чётко усвоил, что покупать машину там крайне не рекомендуется. Чего только стоят два барыги, один из которых на мой вопрос про двухсотсильный аккорд-сарай сказал, что я всё равно такой никогда не куплю из-за налога (лошаро ), а второй пытался «на голубом глазу» впарить мне усталый атмолегась 2.0R с пробегом под 80 тык за 550 тыр (!). Последний при этом ещё и совершенно отказался двигаться по цене. Между делом, офигевая от попутавших берега продаванов, посмотрел Инспайр UC1 по подозрительно низкой на тот момент цене. И понял, что Инспайр для может быть только на коже, т.к. уж очень не привлекательно выглядит велюровый салон (а может, просто ассоциации с моей торнехой возникли).
После таких «плодотворных» прогулок по рынку закралась мысль: а не посмотреть ли мне новое да леворульное в такие деньги? Долго рассказывать не буду, скажу, что одно УГ (расшифровка не очень цензурная). Более менее походил на транспортное средство из протестированных вариантов только десятый лансер. Но адекватная комплектация уже однозначно вываливалась из бюджета.
А тем временем осень 2008го была в полном разгаре.
4.Тянуть дальше некуда
Пробег торнехи перевалил за 230 тык, и я понял, что “it’s time, baby!”. Тут как-то сложились в один ряд слова моего друга про то, что «каждый мужик, интересующийся автомобилями, должен раз в жизни поездить на мощной машине с механкой», демократизация цен на Красном Кольце, продажа моим знакомым Легася СпекБ в форм-факторе «сарай» (который я поехал потестдрайвить, однако брать не стал) и чуть-чуть не купленный мною ЕвроР, беганый по Новосибу (ушел более расторопному земляку). В итоге, абсолютно по будничному в один из глубоко осенних дней я заехал офис проверенной аукционной конторы, и, мысленно шмякнув шапкой оземь, заказал «Субару Легаси в кузове БЛ5 или БП5, на механике, турбо или БЛЕ на механике, пробег не более 50 тык, не белый и не серебристый».
Тут уместно сделать одну ремарку. Моя профессиональная деятельность абсолютно не зависит от моей мобильности, машина меня не кормит (я в вузе преподаю ). Кроме того, до работы мне идти 15 минут вялым шагом, так что я вполне могу обходиться вообще без авто. Если бы это было не так, вряд ли бы я так легко пошёл на эту авантюру.
Торговались не очень долго. Первоначально прикидка была только на СпекБ (2 литра турбо или 3 литра атмо), но тут подвернулся темно-синий GT параллельно с 3.0 Спеком. Интервал торгов – 2 часа, GT торговался первым. Прикинув, что в турбо Спеке по сравнению с просто GT из позитивных моментов только 18ое литьё и другая главная пара, решил ставить на оба. И, естественно, тут же покупается GT. При этом, как выясняется чуть позже, и трёхлитровый аппарат тоже мог быть мною выигран! Но жребий лёг – тёмно-синий Легась ГТ 2003го года с пробегом чуть более 26 тык уже начал свой путь на запад.
5.Ожидание и первые впечатления
Машина ехала два с половиной месяца, т.к. чётко попала в период ажиотажа, связанного с повышением пошлин. Растаможен аппарат оказался 29 декабря. Как заметил один мой приятель, «вы с аукционщиками прошли по офигенно тонкому льду». Где-то через полтора месяца ожидания полностью привык ходить пешком, и перестал считать дни. Правда, по нескольку раз на дню приходилось отбиваться от вопросов «ну когда уже?», но тут сам виноват – нефиг фотки было показывать.
Между делом была феерически продана торнеха – время между размещением объявления на сайте и звонком покупателя составило менее двух часов.
Получил аппарат совершенно буднично: позвонили, сказали «приехало, но пока стоит в сервисе». Выяснилось, аккумулятор сел, одно колесо просто проколото, второе – конкретно пробито («банан» на 17 – эпическое зрелище, конечно!). Раз такое дело, сразу зарядил парней поменять масло и купить зимнюю резину (пробитые летние колёса они качественно отремонтировали за свой счёт, и несколько позже отдали мне). Через день вечерком встретились в офисе, я отдал последние деньги, забрал документы, пожали руки, парни задарили мне рамки для номеров, сказали мне «удачи!», и оставили меня наедине с зубарой.
Вот тут-то я слегка подофигел: шесть вечера, движение почти стоит, я в центре города на абсолютно не знакомой машине с механической коробкой и горящей лампой «бензин – всё!». Дополняло картину то, что за час до этого я попал в аварию (в качестве пассажира). Но «глаза боятся, а руки рулят» - доехал (дополз!) до заправки, естественно, ошибся стороной, которой надо «причаливать» к колонке. А дальше уже «масть пошла» - машинка оказалась на удивление незлобивой, несмотря на скользкую дорогу.
6.Эксплуатация
Аппарат приехал в самые трескучие морозы, потому тут же пришлось проверить, насколько хорошо субары заводятся при резко отрицательных температурах. Скажу сразу – в итоге я машину-таки заморозил, когда оставил на 16 часов при минимальной температуре -32. Однако, после двух ночей при -29 аппарат завёлся (не без труда, пришлось покрутить секунд 6-8). Когда же машина не завелась, проблема решилась при повышении температуры до -10 (при более низких решил не мучать): принёс новый аккумулятор, и всё.
Из «морозных» нюансов: 1. Воет пару секунд при старте (предположительно, ГУР) – забил; 2. При газовании с вывернутым рулём раздаётся треск – поменял смазку в ШРУСах на более морозостойкую; 3. Внезапно произвольно перестали работать габариты и одна фара (очканул не на шутку, вплоть до заезда к официалам) – отогрелось, прошло; 4. Не работающий дисплей маршрутного компа – подождал до весны, перепаял резисторы; 5. Дохлые втулки стабов – поменял (но тут морозы не причём); 6. «Ватная» педаль тормоза – замена тормозной жидкости и прокачка.
Подогрев зеркал рулит. Дворники не так внушительно греются, приходилось иногда отковыривать. Опасался, что будут примерзать безрамочные двери – пока обходилось.
Во второй же день на стоянке добавили к царапинам из аукционного листа ещё одну – дверью соседского авто. Краска откалывается на морозе достаточно легко, что не есть гуд. Пока езжу так, особо не заметно. Сразу же отвалилась ручка полика багажного отсека – её оторвало катающимся по багажнику огнетушителем. Сделал оргвыводы: купил в багажник «органайзер» - сумку с липучками, куда поскидывал всё барахло.
Поставил охранный комплекс с замком на капот. Охраняет хорошо – иногда хрен сам заведёшь. Пришлось даже на «галстуке» разок прокатиться. В принципе, «заводской» иммо тоже неплох, но это, скорее, для удобства. Хотя встроенная функция открывания двери набором кода дверной ручкой может быть полезна, если вдруг ключи в машине закрыл.
Из других мелких «фич» - порадовало, что можно посмотреть уровень топлива на выключенной машине нажатием на кнопку одометра, не очень понял, почему штатная предустановка магнитолы – “wagon sound”, а не “sedan sound”, и отметил, что первый раз вижу авто, у которого ручка на потолке есть даже над водительским сиденьем (в каких ситуация за неё надо хвататься, интересно?).
Магнитола, кстати, вполне нормальная, несмотря на то, что не пресловутый «макинтош» (который реально – дешёвый кларион). Не стал даже радио адаптировать: купил FM-передатчик, пишу интернет радио на компе, потом с флэшки слушаю. Получается вполне сносно. Передатчик удачно прячется в подлокотнике, там как будто специально для него розетку припрятали. Ну если уж совсем надоест – есть 6 CD.
Пара слов по поводу эргономики. Явных недостатков почти нет. Разве что мало места для левой ноги. С моим скромным 42 размером в зимних берцах уже тесновато, а что делать тому, у кого лапа больше? Коробка включается не очень чётко, иногда при быстром переключении приходиться «продавливать» синхронизаторы. Сцепление мягче, чем ожидал (но пришло абсолютно живое, вывозит без проблем с 6 тыс оборотов). Кстати, «подогреть» сцепление в пробке с непривычки – вполне реально. Отменные огромные зеркала – реально большой плюс. Да и вообще, габариты машины чувствуются отлично. На хонде ставил парктроник, здесь - нет необходимости.
7.Езда
Накатал уже более 10 тык. Городской расход сильно зависит от манеры езды, но более 18ти литров не было даже на Красном Кольце (про это – позже). Если ехать по трассе в режиме 120-160, то залитого под завязку бака 98го чётко хватает от Красноярска до Кемерово. Машина кстати, вполне нормально переваривает 96ой. При острой необходимости можно без последствий разбодяжить 92ым (пришлось проверить, правда, потом старался не крутить двиг сильно). Быстро забивается воздушный фильтр. Менять приходится вместе с маслом. Ну, то, что масло каждые пять тык – это и так понятно. Лью MOTUL X-cess 5W40.
Не смог отказать себе в удовольствии позажигать по Красному Кольцу. В первый раз «дубасил» все 15 минут на все деньги (аж наболдашник рычага КПП открутил в пылу заезда). Показалось, что машина развалится к чертовой матери. Потом, конечно же, стал давать машине остыть. Т.к. процесс захватил, то решил немного затюнить аппарат, чтобы не прикончить его раньше времени. Во-первых, датчики (масло, наддув), во-вторых, маслокулер. Осталось немного подшаманить с распорками и стабами – и вообще будет супер. Не СТИ, конечно, но и не так уж сильно медленнее этого пресловутого СТИ (при значительно более симпатичном, вместительном и комфортном салоне).
Опять же, тюнинг «прокладки между рулём и сиденьем» тоже много пользы даёт. Откатал "школу вождения" Красного Кольца, теперь хоть знаю, как правильно по траектории ехать.
В чуть более дальней перспективе тюнинга – тормоза. Они достаточно неплохи, но при нескольких торможениях с высоких скоростей могут «поплыть», а то и начать «бить». Думаю, стоит ограничиться заменой дисков и колодок.
Для любителей гонок без поворотов скажу, что машина едет квотер 14,5-14,6 при нормальном педалировании. Я в первый раз проехал 15,1 (при этом вывез ская 350GT на автомате – говорю же, скай не едет). Но машина явно не для этого. До 2500 оборотов – овощь ещё тот. Не знаю, где там максимальный момент на 2400. Лично я его не ощущаю.
Рулится Легась неожиданно точно и предсказуемо, разве что при резких «перекладках» подзакусывает гидрач (но это надо реально быстро баранку крутить).
Кстати, после установки датчиков выяснилась интереснейшая штука относительно кнопки ECO. Некоторые знатоки тут утверждали, что это просто индиатор, указывающий, когда водитель двигается в экономичном режиме. Ага, щаззз! С нажатой ECO турбина давит максимум 0,7, с не нажатой – 1,1!
Недавно обзавёлся GPS навигатором и проверил максимальную скорость. Получилось 185 км/ч. После этого машина мягко упирается и ехать быстрее не желает. Но эта скорость набирается весьма шустро. Снятие ограничителя (не прошивкой, а установкой HKS SLD) получится в районе 7 тыр, дороговато.
8. Расходы
Ну как без этого-то… С февраля по июль потрачено (без бенза):
Резина зимняя (новая) – 30 000
Резина летняя (б/у) – 15 000
Ремонт боковой грыжи (нипавизло :) ) – 800
Развал – 700
Замена масла, 3 раза – 7500
Смазка в ШРУСах – 1500
Салонный фильтр – 1200
Воздушный фильтр (2 раза) – 1700
Сигналко – 23 000
Налог – 3 000 в месяц откладываю
ОСАГО – 3600
ТО 30000 – 7500
Замена разбитого маленького стекла (отлетел камень) – 2400
Радар-детектор – 2000
FM-передатчик – 900
Тюнинг не считаем, там вообще цены дикие.
В качестве резюме: машина специфическая, во многом компромиссная. Но это один из самых захватывающих «компромиссов», на которых когда-либо мне приходилось ездить.
Не продам! :)