Это не первый мой отзыв на DROMе, поэтому попытаюсь объединить предыдущие и собрать все воедино дополнив новым опытом обладания автопромом марки Subaru. За рулем я около 15 лет и у меня была возможность поэксплуатировать немало машин отечественного, немецкого и японского производства (ВАЗ-2106, 2113, Mercedes c180 w202, Toyota chaser 100, Toyota crown 170, Toyota mark II 110, BMW 528 e39). Но после долгих мук выбора я решил остановиться на Subaru. Окончательно принять решение мне помогла зима, когда я в очередной раз с лопатой в руках пытался откопать свой БУМЕР. На Subaru я засматривался давно, особенно, когда ездил на праворульных Toyota (chaser tourer s был у меня 5 лет, продавал с пробегом 370 тыс.км, кроме расходников ни одной поломки), мне нравилась Legacy B4, но была боязнь их гремучих и жестких подвесок, а также «слабых» движков. Но однажды один мой знакомый, являющийся владельцем Subaru не первый год, все-таки убедил меня посмотреть в сторону этой марки. Как он сказал, что Subaru хают те, у кого их никогда и не было. Началось долгое и мучительное изучения литературы и информации по моделям марки Subaru, взгляд мой все чаще и чаще падал на Forester. И началось все именно с Forester-а. Почему Forester, во-первых, дорожный просвет 200мм, реально надоели пузотерки, во-вторых, универсал, давно уже приглядывался к ним, так как семья увеличилась (жена давно намекала на универсал) и в хозяйстве нужен большой багажник, ну и в-третьих динамика, не хотелось после BMW садится на тихохода, хотя опасения все-таки по поводу турбины были.
Все решение принято, осталось только найти живой авто, единственное в чем сомневался брать с правым рулем или с левым (т.к. праворукие маркообразные оставили о себе только положительные впечатления и зарекомендовали себя очень надежными в отличии от авто немецкого производства). Решил что буду смотреть все, а уж какой понравится и будет отвечать всем моим требованиям, такой и возьму. Искал 2 месяца, реально посмотрел 6 машин, и в итоге нашел его - Subaru Forester 2.0ХТ 4АКПП 2004 г. за 500 рублей с пробегом 139 т.км и с очень хорошей комплектацией для Subaru (кожа, панорамный люк, круиз-контроль, климат-контроль однозонный, подогрев сидений, зеркал, зоны покоя дворников и т.д.), один владелец, который брал машину новой у официального дилера. Очень приятный момент – это двери без рамок (я просто балдел от кузова hardtop у chaser-а).
И вот началась эксплуатация. Никогда не было машины с турбиной + постоянный полный привод – реально новые ощущения. Подвеска изначально создавалась для более разнообразных условий, не только для асфальта – она более длинноходная и одновременно более энергоемкая, геометрическая проходимость его явно выше многих кроссоверов, да и нет боязни зацепится передним бампером при раскачке об какой-нибудь сугроб, какую-нибудь кочку. Ускорения на Subaru динамичные и подвеска практически не допускает раскачки машины на асфальтовых волнах. Поведение машины прогнозируется абсолютно, только чуть-чуть легкий руль.
Первые дни газ в пол, расход ниже 15 литров 98-го не опускался, в повороты входит как по рельсам – просто супер:
низкий центр тяжести
Горизонтально-оппозитные двигатели отличаются меньшей габаритной высотой, чем двигатели с рядным или V-образным расположением цилиндров, что позволяет снизить центр тяжести всего автомобиля.
небольшой вес
Благодаря сочетанию симметричного полного привода (SAWD) и горизонтально-оппозитного двигателя Subaru Boxer, силовой агрегат располагается симметрично относительно продольной оси автомобиля, а трансмиссия смещается назад, в пределы колесной базы. Такая компоновка оптимизирует продольно-поперечный баланс масс и обеспечивает стабильную тягу на любых покрытиях в разных условиях движения. Кроме того, достигается великолепная устойчивость на высоких скоростях и прекрасные характеристики поворачиваемости и чувствительности к управлению, что делает SAWD основной технологией Subaru.
турбина
К преимуществам турбированных моторов можно отнести высокую мощность при одинаковом с атмосферным двигателем рабочем объеме, более высокий крутящий момент – это сказывается на лучшей, чем у «атмосферника» динамике. К тому же турбированный мотор экологичнее (более эффективное сгорание топлива в цилиндрах), и издает меньше шума, чем атмосферный двигатель.
К недостаткам двигателя, оснащенного турбонаддувом, можно отнести сложности в эксплуатации. Такая силовая установка более чувствительна к качеству топлива и моторного масла (для турбированных двигателей рекомендовано к использованию специальное масло). Срок службы масла и масляного фильтра в таком двигателе сокращен, по сравнению с таковым у атмосферного, в полтора – два раза из-за того, что турбине приходится работать при более высоких температурах. Необходимо тщательно следить за состоянием масла и фильтра и менять их с рекомендованной производителем двигателя периодичностью. Также нужно следить за состоянием воздушного фильтра: если он будет забит, это ухудшит работу компрессора.
Еще один минус турбированного мотора – повышенный, по сравнению с атмосферным, расход топлива. Из-за того, что для приготовления смеси в цилиндрах используется больший объем воздуха, туда подается больший объем горючего. Не следует забывать, что турбина быстрее изнашивается, если сразу же при остановке автомобиля отключать мотор. Поэтому для продления срока эксплуатации турбины нужно давать мотору некоторое время поработать на холостых оборотах, чтобы охладилась турбина, и только затем выключать ее.
AWD
Зимой полный привод делает свое дело – зимой сплошной кайф. Хотя пересев с заднего я изначально понимал, что обратно на задок уже не пересяду. На Subaru полный привод постоянный, коим он и является, но распределение момента бывает разное, как и виды трансмиссии.
На Subaru Forester 2.0ХТ 4АКПП трансмиссия TZ.
Active AWD (или Active Torque Split AWD)
Ее особенности: в нормальных условиях при полностью сброшенном газе распределение момента составляет - 90/10, по мере нажатия на газ, фрикционы постепенно поджимаются и распределение моментов начинает изменяться в сторону 80/20... и т.д. Давление в магистрали изменялось не линейно, а скорее по параболе, так чтобы значительное перераспределение происходило при сильном нажатии газа (особенно на ранних моделях). При полностью утопленной педали фрикционы поджимались максимально и распределение составляло 60/40...55/45. Буквально "50/50" в этой схеме не достигается - это не жесткая блокировка.
Кроме того, на коробке стоят датчики частоты вращения переднего и заднего выходных валов, по которым определяется пробуксовка передних колес и момент перераспределяется назад независимо от дачи газа. При включении 1-й передачи АКПП (принудительно, селектором), фрикционы сразу поджимаются максимальным давлением - таким образом как бы определяются "сложные вседорожные условия" и привод становится самым постоянно полным (60/40).
Про средний расход могу сказать следующее: летом (трасса – 9л, город – 13л), зимой (трасса – 10л, город – 15л), замеры эти лично мои и делались на протяжении 2-х лет эксплуатации автомобиля. Очень понравилось наличие в автомобиле функции подогрева зоны покоя дворников (зимой незаменимая вещь), включается совместно с подогревом боковых зеркал, а также круиз-контроль и омыватель фар (особенно при езде на дальние расстояния). Автомобиль достаточно собранный. Subaru уступает немцам в плане комфорта и удобства на порядок, но не за это любят Subaru и я это уже оценил. Кроме как ABS никаких электронных помощников нет, но несмотря ни на что рулится авто классно, все настолько прогнозируемо и легко, что ни на что другое внимание не обращаешь. Forester этого поколения является образцом управляемости. Если же говорить о надежности полного привода и возможности перегреть муфту, то теоретически это сделать возможно, но механизм охлаждения реализован так, что скорее вы перегреете коробку нежели что-то случится с полным приводом. Автомат на Forester достаточно крепкий и надежный благодаря своей простой конструкции, но если сильно активничать и буксовать повиснув на брюхе, то можно остаться и без фрикционов. Также слабым местом почти всех Subaru являются тормоза, особенно тем кто любит поотжигать их, скорее всего, нужно будет дорабатывать или менять полностью, что естественно выльется в немалую копеечку. Вообще машина постоянно провоцирует тебя на агрессивную езду.
Владею данным Subaru Forester уже два года, пробег уже под 200 т. км. и с машиной все хорошо. В перспективе замена комплекта ГРМ со всеми вытекающими (Ремень с роликами и сальниками уже куплен и ждут своего часа). Масло заливаю Motul X-cess 8100 5W40. Канистра, 5 литров, от замены до замены. Замену масла провожу через 5-7т. км. В жоре масла мотор (у меня EJ205) замечен не был, может из-за частой замены, просто не успевало угорать, врать не буду. Турбина стоит родная (так сказал мастер), не знаю сколько она еще проходит, в сервисе объяснили, что первые признаки - это падение мощности (тяги) и жор масла. За 60 тысяч пробега менял только расходники, правда перестал работать люк (моторчик гудит – люк стоит на месте - умер привод люка) и умер стеклоподъемник водительской двери, подбиты два передних крыла (кузов очень крепкий и устойчив к коррозии). Вот вроде по Forester-у все. С Forester-а началась моя болезнь – диагноз - Subaru.
Шло время, которое диктовало свои условия жизни. Пока я ездил на работу, жене приходилось крутиться как белке в колесе (двое детей), и конечно же встал вопрос второго авто. Какой он будет? Конечно, я много думал о выборе машины: она должна быть бюджетной, надежной, крепкой и безопасной. И только одна мысль приходила мне в голову – Subaru. Сначала думал купить жене Impreza. Но цена кусалась на кузов, который нам реально нравился, да и маленькая она, на ней ведь тоже буду ездить я. Я начал смотреть объявления с Subaru Outback и Subaru Legacy Lancaster, так как начитавшись в интернете и посидевши на Subaru форумах не один час, пришел к выводу нужен Subaru Boxer H6, он и только, не смотря ни на расход бензина и на налог (свыше 200 л.с.). Subaru Forester решили оставить жене. Бюджет будущей машины 250-300 рублей. Искал долго, смотрел даже иногда 2-х литровые седаны Subaru Legacy В4, но то цена была конская, то состояние оставляло желать лучшего, просмотрел кучу Outback-ов, но то что мне нравилось было с космическим ценником, а занимать мне не хотелось. И вот однажды вечером, просматривая DROM, нахожу объявление с Subaru Legacy Lancaster 6 (3литра) 2002 года рестайлинговый, созвон с владельцем (первый и единственный владелец в России с 2008 года до введения новых пошлин), договариваемся о встречи. Не буду вдаваться в подробности покупки, но в итоге он мой – серебристый 3-х литровый Subaru Legacy Lancaster 6. Теперь поподробнее про эту машинку.
Двигатель:
Мощный подхват с самого низа. Крутящий момент достаточно ровный, без явных провалов и пиков, поэтому в любой момент машина очень хорошо тянет на все свои 220 л.с. Максимум крутящего приходится где-то на 4000 об/мин и вот где-то с момента 3000 об/мин у двигателя открывается "второе дыхание" и реально чувствуешь, как спину прижимает к сидению, а руки жестче держатся за баранку. Однозначно, в максимуме 2-хлитровый турбо жарит больше, но преимущество 3-х литров в том, что: имеется хороший подхват с низов, причем обороты двигателя легко варьируются от минимума к максимуму. И это можно делать так интенсивно, как требуется. Вообще, эти три литра на 1,6 тонны набирают 3-4 тысячи почти сразу, поэтому, когда нужно, можно ехать постоянно на пике крутящего момента. Так же из плюсов цепной привод ГРМ, так что менять ремень ГРМ не надо. Объем масла 5,5 литров, заливаю, кстати, также синтетику Motul X-cess 8100 5W40. Заводится без проблем, поначалу трепыхается, конечно, но почти сразу выходит на нужный уровень оборотов. Лью круглый год Лукойловский экто 95. В общем, пока особо много не делал замеров, но последний раз вышло по городу 13.5л/100км, по трассе 9.5л/100км со скоростью 100/110км/ч – что не может не радовать.
Плюсы и минусы атмосферного мотора
Несомненных плюсов у атмосферного двигателя три.
Большой моторесурс.
Как показывает практика эксплуатации атмосферных двигателей, неважно, бензиновых или дизельных, срок их ресурсной эксплуатации может исчисляться сотнями тысяч километров пробега. Известны факты, когда некоторые атмосферные двигатели «выхаживали» по 400-500, а то и по 700 тысяч километров без капитального ремонта. Причем, были экземпляры моторов-рекордсменов, которые устанавливали на другие автомобили, так как «родной» кузов уже сгнивал, и силовая установка работала до капремонта еще не один десяток тысяч километров пробега.
Надежность и простота эксплуатации.
Такие рекордные показатели обусловлены относительной простотой конструкции атмосферных двигателей и их «лояльному» отношению к качеству топлива и моторного масла. Атмосферный двигатель неплохо переваривает даже самый паршивый бензин, которого в наших краях пруд пруди. Конечно, при частой заправке таким горючим и у атмосферника могут наступить перебои в работе, но восстановить его жизнедеятельность будет в разы дешевле, чем у того же турбированного агрегата.
Высокая ремонтопригодность.
Упомянутая выше относительная простота конструкции атмосферного двигателя предполагает и его высокую ремонтопригодность. То есть, в случае выхода из строя того или иного узла двигателя его ремонт обойдется в сумму меньшую, чем ушла бы на починку мотора, оснащенного турбонаддувом.
Есть у атмосферных двигателей и свои недостатки. К ним можно отнести большую массу самого агрегата, меньшую, нежели у турбированного двигателя с аналогичным объемом, мощность, неспособность поддерживать высокую мощность при езде в гористой местности с разреженным воздухом. Наконец, автомобиль с атмосферным двигателем проигрывает турбированному в динамике.
Общие впечатления от автомобиля:
В целом, пришел к такому мнению: лучше трехлитрового Legacy может быть только трехлитровый Legacy. Подвеска на Legacy очень комфортная и достаточно мягкая (даже по сравнению с Forester), салон очень просторный, при полностью откатанном кресле водителя, сзади может сесть вполне немаленький пассажир и будет чувствовать себя отлично, задние сиденья регулируются по наклону, что очень удобно при езде на дальние расстояния, не хватает только круиза и подогрева сидений как на Forester. За полгода и 10 тыс.км на машине поломок никаких не вылезло (общий пробег 200 тыс.км).
Технические характеристики полного привода на Subaru Legacy Lancaster 6.
Система полного привода Subaru обеспечивает эффективное распределение тягового усилия по всем четырем колесам. Системы симметричного полного привода Subaru
Система полного привода VTD: Спортивная версия полного привода с электронным управлением, улучшающая характеристики поворачиваемости. Компактная система полного привода включает в себя межосевой планетарный дифференциал и многодисковую гидравлическую муфту блокировки с электронным управлением. Распределение крутящего момента между передними и задними колесами в соотношении 45:55 непрерывно корректируется блокировкой дифференциала с помощью многодисковой муфты. Распределение крутящего момента контролируется автоматически, что обеспечивает великолепную устойчивость, а за счет распределения крутящего момента с акцентом на задние колеса улучшаются характеристики поворачиваемости, что обеспечивает агрессивное спортивное вождение.
Машина оборудована системой Vehicle Dynamical Control (VDC). VDC представляет собой систему стабилизации курсовой устойчивости (ESC). Она может ограничивать тягу, развиваемую двигателем, и индивидуально притормаживать буксующие колёса. С АКПП, для обеспечения стабильности автомобиля, VDC сначала пытается отрегулировать распределение тяги между передним и задним мостом, а потом уже подтормаживать индивидуальные колёса, и затем ограничивать обороты двигателя.
Так что системы симметричного полного привода Subaru на Forester и Legacy Lancaster 6 различны, но их объединяет одно – это постоянный полный привод, который на все 100% прозрачен. Сейчас весь современный рынок авто направлен на дизайн, на «экономичность» и на «практичность», хотя на счет последнего глубоко сомневаюсь (у многих знакомых новые авто с коробками DSG, которые пробуксовывают на 50 тыс. км пробега, движки объемом 1,2 литра с мощностью в 140 л.с, требующие капитального ремонта после 60 тыс. км пробега, турбины постоянно выходящие из строя и стоящие под 150 рубликов и т.д. и т.п.. Все индивидуально, я за старые добрые и надежные ценности, я за классику Subaru, которые выпускались до 2008 года (сугубо мое личное мнение), да простят меня владельцы более свежих экземпляров. Но мой личный опыт владения авто и опыт знакомых говорит мне только об Этом.
Subaru это культ, это не просто машина, покупая Subaru ты уже не будешь таким как был раньше, ты только ждешь когда снова окажешься за рулем и будешь управлять мечтой. Всем удачи на дороге.