Привет всем читателям! Возможно, кому-то сей отзыв покажется долгим, но уж так получилось – долгая история и долгий отзыв. Невозможно в двух абзацах «излить» все, что «накипело». Среди Вас, как водится, будут и глубокие технари, знающие до винтика все поколения сузук, спорящие друг с другом на форумах о том, где стоит в двигателе цепь и сколько там компенсаторов, а также молодые парнишки, а может и девушки , мечтающие о ЖИПЕ и совершенно ничего не представляющие, что же скрывается под знаком «змеи» на радиаторной решетке… Я отношусь ко второй группе, но мечта моя сбылась и больше уже не владею этим ЖИПОМ на протяжении последних пяти месяцев. А теперь, собственно говоря, вот с чего все началось… (пролог)
Лето 2003 года. Не успев после электропоезда на заезжающий из Барнаула в Заринск автобус, чтобы добраться до своего колхоза, я, студент с сумкой, стоял на автовокзале… Наверное, это была судьба. Откуда ни возьмись, взялась какая-то тетушка-извозчик, которая, пешком ко мне подойдя, предложила довезти меня до колхоза за 350р. Поскольку билет на автобус тогда стоил примерно 60 руб, меня задавила жаба ехать за предложенную ей сумму, но поняв, что уже скоро стемнеет, а в кармане у меня всего 150р и до дома еще 100 км, и кроме ее там никого не было, я согласился…
Вскоре из гаража неподалеку, докуда мы прогулялись, показался небольшой квадратный черный джипчик, весело фыркая глушителем от наспех прогретой движки. Не успев тогда в потемках разглядеть название и марку, я все же запомнил блеснувшую при развороте на решетке радиатора букву «S»…(я – парень с колхоза, да еще и тогда первокурсник, только попал в город и них…на не разбирался еще в марках) Интересно, подумал я, раз поеду на нем, все же не на какой-нибудь раздолбаной девятине, как это часто бывало. Он был трехдверный и я, после того как на заднее сиденье уселся подбежавший мужичок( очевидно, ее гарантия того, что он сможет взыскать с меня на месте еще 200р, т.к. с собой у меня было всего 150))), благополучно уместился на переднем сиденье. Был очень удивлен, что несмотря на небольшие размеры, места внутри было как в отцовском К-700. Сразу понравилась удобная посадка и хорошая обзорность. На улице было жарко, а я попал в освеженный кондиционером салон и мы понеслись… Несмотря на загруженность (мы с мужичком вместе – примерно 150 кг и тетушка – еще килограмм 110-120), машинка очень резво набирала скорость, имела достойную динамику, что позволяло с легкостью обходить попутный транспорт. Скорость – 110-120 км/ч практически не ощущалась… Подвеска проглатывала все неровности дороги. Я с ужасом вспоминал недавнюю поездку на новенькой тогда девятке, после которой тогда у меня отнялась спина и мягкая часть тела… «А что это за машина?» - спросил я у тетушки, на что последовал ответ – «Сузуки эскудо». «А что это за рычажок около кпп?» - ответ : Повышенная и пониженная, - весело выкрикивал мужичок из под шторок сзади. Джипчик действительно шел очень легко и не было даже намека на полный привод (сразу вспоминалась поездка на УАЗике от колхоза до Барнаула со скоростью 80 км/ч и попрыгушка-верещалка нива брата) Прибыв домой под впечатлением от поездки и испытывая с детства слабость к полноприводным авто, я решил, что как только будет возможность, возьму себе эскудо…
И вот, 2012 год, весна, скоро рыбалка и все такое, ворон из хатсана пострелять из окна, грязь мешануть.. – вообщем, все поняли – захотелось авто и именно такое, что домчало меня до дома девять лет назад. Но трехдверный вариант смущал( как же без багажника и постоянно шыркать взад-перед сиденьем, чтобы взять что-то со второго ряда сидений… Вскоре мне попался «КОЧЕВНИК»(так переводится надпись «HOMADE»сзади около запаски)1991г(1.6л)мкпп, по сравнению с другими с сухим двиглом и раздаткой, нержавыми порогами и кузовом, приятной расцветкой, пятидверный. Салон подуставший, чехлы, коврики – на выброс, не было ручки со стороны водителя. Прокатившись вокруг дома, куда предыдущий хозяин подогнал его мне, я решил – буду брать, тем более в комплекте хорошая зимняя резина, аппарат еще живой, да и цена была – 160 штук, другие за свои ржавые аппараты с замасленными двигателями просили 180-190. Авто полностью затмило мой разум и я, должным образом не проверив его (на СТО), стал счастливым обладателем. День переоформления и вот – МЕЧТА СБЫЛАСЬ…
Можно даже сказать, что первые несколько дней я пытался наслаждаться своей сбывшейся мечтой, но как оказалось в дальнейшем, все это было самообманом. Мощности двигателя совершенно не хватает, хотя как сказали на СТО, он в бодром состоянии. Автомобиль ужасно кренится в поворотах, вот-вот перевернется… Большая часть нашего Барнаула покрыта дорогами не лучшего качества – поэтому в первый же день я проклял свою покупку… Мельчайшие неровности, не говоря уж е про ямы, сразу же отзывались на пятой точке вкупе с тряской и дребезжанием салона… Проверив подвеску, мастера ничего подозрительного кроме порванного пыльника привода и прикрученного не полностью суппорта не нашли, один даже прокатился со мной, заверив, что все в порядке, мол – тут ломаться то нечему, что и правда – сломать там что-то невозможно. Посоветовали поменять амортизаторы и стойки, что было сделано (передние 2200р за штуку и амортизаторы Каяба – 900 рубликов за один. Аморты менял сам. А помимо этого уменьшил давление в шинах с 2.2 до 1.7-1.8, стало чуть помягче, но жуткая тряска осталась – приходилось проезжать на 15-20 км/ч, что вызывало возмущение других участников движения, которые «пибикали» мне, объезжая то справа, то слева… Я рабочий на производстве и езда после работы в уставшем виде на этом авто не доставляла никакого удовольствия. Передачи коробки очень короткие – при разгоне обороты растут, а скорости нет. Поменял сцепление – минус 6000руб из бюджета рабочего) Диск на выброс, корзину и подшипник заменили. Железки ждал недели две – обошлись в 2300р за все. Остальные 3700р за работу. После замены сцепления стрелки тахометра и спидометра стали двигаться одновременно, раньше тахометр «убегал». Следующая проблема нарисовалась вслед за предыдущими – авто стало глохнуть на холостых и при сбросе газа. Решил, что что-то с питанием. Снял топливный бак, вытащил бензонасос… О, ужас! Как он вообще работал? Cеточка стояла упертой рабочей поверхностью в перегородку бензобака. Это равносильно тому, если зажать нос и пытаться дышать, не открывая рот. Купил насос от десятки (Бош) за 1300р – глохнуть перестал. Поменял масло в двигателе, свечи по 100р, воздухан(200р), топливный (400р) около бензобака – его вообще никто до меня не менял, наверное… После этого авто немного оживилось, но именно немного. Чуда не произошло, никакой динамики, мягкости и комфорта (я еще поменял чехлы, коврики, поставил мухобойку(еще минус 3000р). Выкинув убитую резину, я надеясь на улучшение ездовых качеств, поставил родной размер 205/70/15 вместо стоявшей тежеленной 265/70/15, но машина стала еще жестче, несмотря на рекомендуемое давление 1.8… В мыслях уже вертелось желание продать автомобиль. «Добили» мое разочарование поездки в колхоз по маршруту Барнаул-Заринск-Кытманово(160км), также Барнаул – Рубцовск - Ракиты(350км). Кто ездил по второму направлению знает, что претензий к качеству дорог там нет – на всем протяжении идеально ровный асфальт. Но и тут эскудик не потянул. При разгоне выше 80 км/ч задний редуктор начинал «завывать»( в дальнейшем, ознакомившись с ценами на его ремонт, я просто забил на него – окончательно было решено продавать МЕЧТУ…) Автомобиль подпригивал на незаметных глазу неровностях асфальта, что ужасно злило. Будто бы чувствуется даже соломинка, лежащая на дороге. Практически всю дорогу – 90 км/ч, редко 100! То и дело меня обходили старые москвичи, полные пассажиров (я ехал вдвоем с девушкой), старые пожелтевшие Уазики 70 –х годов. А я плелся как пенсионер на дачу, типа никуда не тороплюсь..))При подъеме в гору паскудик окончательно сдыхал несмотря на разгон на спуске вплоть до 1-2 передачи… Сказывается маленький вес и большая «парусность» - машина быстро теряет набранную скорость.. Через каждые 60-70 км приходилось останавливаться и выходить разминаться, т.к. ужасно затекает правая стопа и вся спина… За все время, а это около полугода езды, на трассе я обогнал трактор и велосипедиста… Отдельным моментом хочу отменить поездку Барнаул- Бобровка-Калиновка, где около 10 км пришлось ехать по «стиральной доске». Это был АД.
Проходимость – и тут не обошлось без эксцессов, но это уже, скорее, моя вина, нежели авто. Ехав из колхоза в город после обильного дождя, я решил испытать этот легендарный внедорожник на бездорожье. Спустившись под трассу на заднем приводе, где бежал ручеек и была небольшая ямка сантиметров 10 глубиной, я нырнул в нее и встал на подъеме(около 15 градусов), беспомощно гребя на месте ЛСД мостом. Ну думаю, щас я включу волшебный рычаг и вылечу оттуда! Тык! Весело загорелся зеленым цветом тумблер «4WD» и далее, чтобы не насиловать мотор «4L»(пониженная). Включаю первую, авто слегка дернулось (сработало подключение) и из под переднего колеса со стороны пассажира полетели куски грязи. Включаю заднюю – то же самое, Жип завилял и выскочил из ручья почти на трассу, но опять встал, закидывая себя грязью) В этот момент мимо меня по ручью спокойно проезжает дедок на старенькой копеечке с удочками в багажнике, нисколько не беспокоясь, что увязнет в глине. Присмотревшись к нему, я увидел задние покрышки с грязевым протектором))) Кое-как развернувшись, я решил взять подъем с разгона, чтобы взобраться на заветную заасфальтированную трассу… При подъезде на подъем переднее колесо зависло в воздухе и, уверенно подхватывая грязь с асфальта, закидало ей все лобовое стекло. На этом езда по бездорожью и подключение полного привода закончились. Менять резину на грязевую уже не было никакого желания.
Надежность – несколько раз отказывались светить фары. Дело в подрулевом переключателе, который на разборках не найти, не купить и не отремонтировать… Пришлось колхозить: купил двухрежимный переключатель от жигулей за 60руб, вмандил его в панель справа, где типа кнопка под туманки, протянул провода и все ОК. Потом отказали дворники по той же причине – опять хотел колхозить , но не успел – авто неожиданно купили)). Хотел сделать напоследок ручку для дворников как где-то видел, не то у КрАЗов, не то Зилов – никакой электроники – поворачиваешь по и против часовой стрелки, усилие передается дворникам))). Движок проблем не доставлял, масло за полгода не доливал – крайне неудобная система проверки уровня (на щупе весь уровень умещается в 1 см.) Бензин – АИ92, на 95-ом езда ничем не отличалась. Разок на рыбалке центральный замок сработал сам по себе – пришлось вызывать «автоспас»(400р), чтоб открыть – ключи остались внутри. С тех пор ключи всегда забирал с собой, либо оставлял приоткрытым окно. Задние сиденья пришлось притягивать цепями за подголовники к полу багажника – иначе тряска превращала их в колотушку- виброкресло…
Спать в этом авто и заниматься сексом НЕВОЗМОЖНО, если Вы только не карлик без позвоночника.
Теперь ПЛЮСЫ! ДА!, плюсы, о неустанный читатель, если Вы дошли до этого пункта, то Вы – настоящий Джипер и Вам уже нечего бояться… Итак: хорошая обзорность, удобная посадка, неплохая печка, приемлемый расход топлива (как ни замерял 2WD – около 8 л при 80-90км/ч, 4WD – не знаю точно, но точно - гораздо больше, проходимость (при наличии специальной резины), неплохой багажник, рамная конструкция, руль регулируется по высоте, надежный двигатель и подвеска. Отдельный плюс за дальний свет фар – святят прекрасно. Ну, и пожалуй ВСЕ! Да, увы, но хорошего помаленьку.
Итак, если Вы – пережиток первобытнообщинного собирательского строя, а именно: охотник-рыболов, пчеловод, грибник-ягодник; приверженец подсечно-огневого земледелия (заядлый дачник-садовод, летом и зимой не покидающий посевы), или просто маньяк-гряземес, ставящий на все что ездит шнорхели, защиты бензобаков и редукторов, лебедки и пр. – то это авто для Вас. Что уж тут обсуждать его недостатки, раз ОН скроен именно для этого! Ни в коем случае это не авто для девушки , если только она не входит в вышеперечисленный перечень.
А что касается меня – городского работяги, то я не согласен весь год трястись по кочкам и плестись позади всех на трассе ради нечастых выездов на природу, тем более всеравно у брата есть нива –доедем куда надо. Два Жипа в семье – перебор. А что было – не жалею, ведь у меня был настоящий внедорожник, который ни разу не подвел меня, он очень НАДЕЖЕН, хоть и ему стукнуло тогда больше двадцати лет и он быстро перешел в другие руки – спрос на них всегда будет, пока ОНИ есть.
ЭПИЛОГ. А тот «коротыш» с заринского вокзала из 2003 года до сих пор остается загадкой для меня, я так и не понял, как он мог так ехать. Может быть, у него был более мощный двигатель, скорее 2л, а также явно что-то переиначено с подвеской. Может вкупе с «двушкой» и короткой базой он легче идет? Не знаю, но точно одно – 1.6 бы не потянул и там, как он не тянет в пятидверном исполнении…