Почему я взял такой микробус?
Во-первых, на ближайшие несколько лет у двух семей с общей численностью населения 7 человек придется иметь одну машину, поэтому обычный легковой автомобиль не подойдет.
Во-вторых, возить придется не только людей, но и некоторые грузы и не всегда стирильные, поэтому люксовый минивен тоже отпадает.
В-третьих, иногда приходится ездить по хреновым дорогам, значит 4WD.
В-четвертых, наличие двух маленьких дочерей требует двери справа, а у японцев праворуких это может быть только в пятидвером варианте.
В-пятых, АКПП, эта машина для спокойной езды, в основном по городу, а не для гонок.
В-шестых, не слишком высокая крыша, чтобы в гараж влезла.
В-седьмых, уложиться надо было в 220 тыс. руб. Потом сумма выросла до 250 (пытался взять Дайхатсу Атрай-7) и по чрезвычайным обстоятельствам упала до 200, но в любом случае, это праворукая машина. Русских таких нет вовсе, а у европейских или монопривод, или «палка-механика», ну и цена.
Вообще-то я собирался купить ТаунБокса Вайдового от Мицубиси, или Дайхатсу Атрай-7 (оно же – Тойота Спарки). У них неплохие грузовые трансформации салона, особенно у ТаунБокса. Довольно долго их с аукциона ждал, но то непроходные, то заднеприводные, то дорогие. В итоге время поджало, и я взял Сузуки Эвери плюс, который уже года полтора по Барнаулу бегал и набегал в итоге, если верить предыдущему владельцу, сто одну тысячу. Тщательный осмотр показал, что ему верить можно. По крайней мере, большое ТО на 100 000 он не проводил, оставив эту почетную работу будущему владельцу. Отзывы об Эвери в инете не в изобилии, но, в принципе, положительные. Хотя некоторые действующие его владельцы кроют его самыми последними словами, но я так и не понял, что же их не устраивает в машине. Короче, взял я Эвери, 1999 год, 4WD, семь мест, автомат разумеется. Из этой троицы (вместе с Таунбоксом и Атраем) Эвери больше всех похож на автомобиль. Но дизайнеры сузучьи над ним не слишком корпели, хотя у соверменной Гранд Витары дизайн очень похож на эверский. Взять хотя бы выхлопную трубу Эвери. Ее явно сантехники проектировали, похожа на загнутую трубу, соединяющую старинный смывной бачок с унитазом.
Родовая болезнь
Интересно, что у всех виденных мной Эвери плюсовых на задних стойках, по водосточным желобкам идут трещины, начинаясь от задней поверхности (за дверью) и выходят на боковину. Похоже, это у них родовая болезнь, как-нибудь доберусь до них и заварю, хотя они меня и не беспокоят.
Чей метр выше?
Высота ворот в моем гараже – 1900 мм. Высота Эвери – 1915 мм. И он в гараж влазит! Но только задом. Передом явно хочет упереться крышей в балку ворот. А казалось бы, какая разница. Все просто. Самая высокая точка Эвери – задний спойлер (с третьим стопом). При заезде задом он проходит под балкой и лишь потом здание колеса наезжают на въездную ступеньку пола, высотой сантиметров пять.
Костотряс
Подвеска у Эвери жесткая и короткоходовая, потому машину ощутимо трясет, чем-то похоже на спорткар, но лихачить на грунтовке не хочется. Полагаю, людям пожилым эта машина определенно не понравится именно из-за трясучести. Любая легковушка куда мягче идет. Но не столько у Эвери подвеска жесткая, сколько короткоходовая. Пробивается она на ямах с очень пологими краями. На скорости мягко так въезжает в яму и на выезде «Бум!» - выбран ход подвески на сжатие. Полагаю, свою лепту вносят и не слишком свежие амортизаторы. Сходу преодолевать дохлых полицейских (в Барнауле есть очень высокие) не стоит. Этому же способствуют довольно низкопрофильные шины: 165/65-14, хотя на моей машине стоят сейчас какие-то зимние российские 175/65-14, на фирменном сузучьем литье (оно у них в базовой комплектации). Да, это литье очень нежное, в районе закраины, гнется легко, а кувалдой его не выправить, отколется закраина. Так что за давлением в шинах и ямами на дороге следить надо постоянно. А необходимость держать в шинах довольно высокое давление способствует тряске… С другой стороны, возможно благодаря такой подвеске машина не слишком реагирует на встречные и попутные грузовики, не склонна к продольной раскачке или кренам на поворотах, но, лихачить в поворотах тоже не стоит, все ж таки машинка очень высокая. Пожалуй, попробую на зиму обуть его во что-то шипованое размером 175/70-13, посмотрю, уменьшится ли тряска на всяких трещинах и мелких выбоинах. На фото спереди я примерил высоченную 13-дюймовую зимнюю резину (подспущенную после летнего хранения) местного шинного завода. Подходит с запасом по нише и тормозному суппорту.
Силовой агрегат
Двигатель, объемом 1300 имеет 85 сил на тонну с небольшим веса. Разгон вполне пристойный, по крайней мере, отечественным жестянкам не уступает, а сколько уходит на разгон до сотни, пока не проверял. На кикдауне крутится до 6 тысяч. Возможно, автомат «интеллектуальный». По крайней мере, логика его работы иногда мне недоступна. Бывает, топнешь по газу, а он разгоняется не слишком бодро, не желая переходить на пониженную. Но если ехать «активно», то остальные машины только рассыпаться по сторонам успевают, не ожидают такой прыти от серого пони. Расход топлива (А-92) по замерам по отсечке на заправке оказался: в городе 10.2 на сотню, за городом 7.2, это если ездить размеренно. Некоторые продавцы уверяют, что микробусы едят литров пять. Врут, падлюки, не может большая (миниатюрность микробусов кажущаяся), а тем более полноприводная машина страдать анорексией. Предыдущий хозяин Эвери честно сказал про десятку на сотню. Да, в жизни не видел машины с так удобно расположенным масляным фильтром. На фото (пластиковый кожух снят) видно, что заменить его может и однорукий калека без всяких приспособ и мучений.
Тормоза
Про тормоза ничего не скажу особого, тормоза как тормоза, с ABS, хотя чтобы понять, работает ли она, пришлось специально на грунтовке разогнаться и втопить педаль тормоза… Работает абээска, в самый последний момент педаль начинает «зудить». Я хотя и имею некоторый опыт экстремальной и спортивной езды, но с такой частотой тормозить ступенчато или прерывисто никогда не смогу. А тут можно тормозить и рулить одновременно, хотя, пока не знаю, как себя эта штуковина на льду поведет. Интересно, что в «дромовском» каталоге в приводе тормозов не значится усилитель (у Таунбокса и Атрая, помнится, тоже), но он реально есть.
Рулевое
Руль (с подушкой, есть она и у пассажира) с вертикальной регулировкой и электроусилителем, что вроде бы хорошо, течь из рулевого ничего не будет и двигатель постоянно насос крутить не будет. А я поначалу не понял, что это за лампочка на панели: EPS. Хотя, о том, что не гидро (а в каталогах с «Дрома» написано, что именно «гидро»), я знал сразу - к рейке никакие шланги не подходят. Руль достаточно легкий и информативный, в общем, руль как руль, вот только крутить его надо на много оборотов, четыре, вроде бы от упора до упора, хотя я привык к трем оборотам. Но здесь это, думаю, обосновано, сложнее машину на бок положить будет резким маневром. Зато радиус поворота в 4.5 метра удивляет пассажиров и окружающих.
Сомнения…
Пока накатал не более двух тысяч. Ничего, вроде бы, не отпало и не сломалось. Но тревожно мне, все предыдущие машины, даже нерусские, я мог ремонтировать сам, капитально или в дороге. А с этой что делать? По ней не существует книг, по крайней мере, до сих пор найти не удалось, даже на аглицком. Вероятно, леворукого аналога не существует вовсе, хотя изначально сузуковцы такой планировали, на пластиковой накладке стеклоочитсителя это заметно. Остается надеяться на легендарное японское качество, до сих пор эти надежды всегда оправдывались. Кстати, я и на десятилетней «Таврии» первые года три не возил с собой ни отвертки, ни троса, как-то не требовалось.
Большое ТО
После первой тысячи сгонял машину на стотысячное ТО. Некоторые говорят, что для замены ремня ГРМ у Эвери надо снимать двигатель, с коробкой и раздаткой. Не надо. Ремень, ролик, сальники распредвала и коленвала (кстати, одной величины), помпа и ремни привода генератора (и помпы) и кондиционера меняются снизу, даже без снятия поперечины под двигателем. Но при таких работах слесаря ругаются грязно и громко… Это – расплата за компактность. Целый день у мастера СТО ушел на все работы, включая замену в магазине неподошедшего ремня и поиски помпы в других магазинах. А помпу мне порекомендовали заменить, потому как она имела небольшой люфтец и слегка шумела при работе. Думаю, тысяч тридцать она бы еще могла люфтить и шуметь (как и ремень ГРМ), но раз уж залезли туда, лучше поменять и забыть. А то потечет она где-нибудь в диких Алтайских горах… Кстати, нужды в замене сальников тоже не было. А вот ремни навесных агрегатов были все порепаные и, хотя тоже еще могли бы походить (несколько тысяч, как минимум), но свистели иногда противно. Да, все запчасти и расходники были в наличии в наших магазинах, ничего заказывать не потребовалось. Ремень ГРМ с роликом и сальниками взял оригинальные, сузучьи, их ведь лишний раз менять не хочется.
4WD full time, но не джип
Насчет вездеходных качеств такой техники обольщаться не стоит. Это не Нива и уж тем более не Уазик. Дорожный просвет где-то сантиметров 16-17 (155 по каталогу на родной резине). При этом ниже всего расположены (после редуктора заднего моста) – поддоны автомата и двигателя, ну и раздатка. Короче, на бездорожье главное – аккуратность. Но визуально дорожный просвет кажется большим. А высокая посадка усиливает этот обман зрения. Вот кто-то до меня и согнул обо что-то поперечину под движком (она под пластиковым кожухом, для крепления которого и служит). Выправил поперечину с помощью рычага-трубы, притянув ее струбцинами. Сейчас вешаю под днище защиту. В жизни не видел более неудобную машину для установки защиты, не за что ее цеплять. Но три защиты от 41-го москвича должны закрыть все, от переднего бампера до раздатки. Клиренс при этом на пару сантиметров упадет, но шансов проломить что-то снизу или оторвать силовой агрегат от опор (обычное дело для микробусников) будет куда меньше. Тогда самым беззащитным становится топливный бак, наверное, и его чем-то прикрыть стоит, хотя бы и листом толстого пластика.
Как-то увязался по грунтовке за грузовой Тойотой ЛайтЭйс, полноприводной, слегка груженой картошкой. Да, эта грунтовка проходит вдоль асфальтовой дорожки, но ее состояние таково, что многие, не слишком низколетящие, способные преодолеть съезд и выезд с асфальта, предпочитают грунт, что у нас довольно распространено. Так вот, то ли у лайтэйса что с передком, то ли что еще, но на горку довольно крутую он забрался со второй попытки и с буксованием (вроде бы на обеих осях). Эвери (тоже груженый) легко тронулся на этой горке без намека на буксование. А ведь у него передок подключается через вискомуфту, то есть только при пробуксовке задка. И если пытаться долго штурмовать тяжелое бездорожье, эта муфта даст дуба. У Эвери, в отличие скажем, от Атрая, пороги стальные и подняты высоко. У Атрая вместо порогов снаружи идет пластиковый обвес дверей, довольно низковисящий. Так вот, пусть металл порогов Эвери не вводит в заблуждение. Если на машину посмотреть из ямы, становится ясно, что пороги хлипкие, дократ под них ставить нельзя. А ставить его надо, если я правильно понял, спереди: под специальные выступы рычагов подвески, а сзади – под кронштейны амортизаторов. Но, все-таки, хорошо, что пороги достаточно высоко висят над дорогой. У меня на даче даже отечественные «джипы» типа ВАЗ-2106 цепляют порогами за торчащую наполовину из земли магистральную трубу водопровода, проходящую поперек улицы, а Эвери – без намека на это. Только про поддон автомата не забудьте…
Что под капотом?
У Эвери есть капот. Некоторые под ним пытаются найти двигатель. Но двигатель у Эвери под попами водителя и переднего пассажира. А под капотом радиаторы (три штуки), стелоочиститель и стеклоомыватель, бачок с антифризом, бачок с тормозухой. Ну и домкрат, конечно. Там же есть место для знака аварийной остановки, инструмента, насоса, незамерзайки и прочего. Я это все (кроме незамерзайки) в резиновое ведро загрузил и закрепил на левой стороне под капотом. Довольно большое для автобуса пространство под этим капотиком. Чем этот багажничек еще удобен, так это тем, что при любой загрузке салона к основном инструменту и прочим вещам первой и не очень необходимости доступ есть всегда. И пассажиров в случае чего из салона выгонять под дождь не придется. Да, под капотом же меняются лампочки в фарах. А вот чтобы заменить лампы в противотуманках, похоже, нужно снимать бампер.
Комфорт
Что еще можно сказать об Эвери? Вполне пристойная посадка всех, от водителя до пассажиров на заднем, третьем ряду сидений, хотя сами сиденья и не высший класс, практически без боковой поддержки, но это я придираюсь, чай автобус это семейный, а не спорткар. Удобной вещью оказался огромный лючище в крыше, как это только я раньше без такой фичи жить мог? Не понравился поликарбонат фар, легко царапается. Пожалуй, лучше бы они стекло ставили. Но мода сейчас такая. Сзади стекла с «мясорубками». Что интересно, опускаются они в два этапа. Сначала крутишь и примерно на 2/3 хода стекло останавливается. Чтобы опустить ниже, нужно ручку чуть крутнуть обратно и снова вниз. Думал, баг, но так на обоих стеклах. Похоже, это еще одна защита от детей, чтобы втихаря стекло не опустили и не выпали.
Две печки и два кондиционера. Кондиционер включаю редко, а морозов пока нет.
Недостатки
Салон у Эвери легковой. То есть задние сиденья раскладываются в лучшем случае в не очень ровный для груза диван, но 600 кг картошки я в нем привез за раз. Пожалуй, это его единственный минус по сравнению с конкурентами. Зато родня и знакомые шкафы не будут просить перевозить.
Дефекты
Где-то под передней панелью завелись два горластых сверчка. Как-то надо их придушить. И еще при слишком активной езде (динамичной или быстрой, или с весовой перегрузкой) минут через десять-пятнадцать загорается лампочка «проверь двигатель». После спокойной езды гаснет сама. Странно это, но я с такой фигней не один столкнулся, пока ответа нет. На ХХ временами есть пропуски воспламенения (и до покупки были), чувствуется по подергиванию двигателя. Тахометр на это не реагирует. Думал – свечи. Ошибся. Возможно, форсунки. Или ВВ провода. А может быть и еще что. Во всяком случае, катализатор пока не сплавился. В движении это не проявляется. Как-нибудь заеду на полную диагностику, может быть, чего выявят. А о таком поведении лампочки меня бывший владелец сразу предупреждал. Вяло сочится масло из под сливной пробки на поддоне двигателя, буду менять масло, поменяю прокладочку. По капле в день подтекает масло из привода распределителя, но не нашлось в Барнауле убогого резинового колечка нужного размера. Забил на это пока. Однажды обнаружил приличное отпотевание поддона автомата. Оказалось, открутился поддон. Вероятно, криворукий японский слесарь, меняя автоматный фильтр, недотянул крепеж. Я подтянул. Когда буду менять автоматную жижу, поставлю болты на герметик.
О правом руле
Я на праворуких ездил когда-то, лет пять назад. Три года на грузовичке откатал. Сел в Эвери и почувствовал, как будто уже давно на нем ездил. Только поначалу стекло поворотниками пытался почистить, да воду на стекло дальним светом подавал. Зато высота посадки в Эвери заслуживает высокой оценки. Высоко сижу, далеко гляжу. И стекло ветровое в грязную погоду остается чистым в разы дольше, чем у обычных легковушек. Думаю, года 3 мне на Эвери ездить, а там видно будет.