Время нелетнее, сейчас езжу мало, на зарплату препода коллежа сильно не разъездишься. Если бы еще в трех местах не работал, вообще ездил бы на одном трамвае.
Устранил причину подтраивания двигателя. Когда добирался до свечей, обнаружил на снятой катушке следы пробоя на массу (фото V, стрелками показаны следы утечки напруги и отломленный «сосок»). Счистил на сколько возможно поврежденный слой пластика и залил катушку холодной сваркой (эпоксидкой какой-то). Ей же восстановил «сосок» высоковольтного выхода, который отломился при попытке снять резиновое уплотнение (целая катушка на фото IV). Троение исчезло. Да, чтобы вывернуть свечу первого цилиндра (к остальным подходит обычный трубчатый ключ), пришлось укоротить купленный ключ с карданчиком. Зазор в старых свечах, кстати, с нормальным цветом нагара и без следов износа, был 1.2 мм. А по каталогу свечному на мой движок полагается 0.8. Не удивительно, что катушку прошило. Параллельно адаптировал фары под «евросвет». Не техосмотра ради, а из «любви к встречным».
Под капотиком (фото III) с левой стороны я разместил резиновое ведро, в которое сложил «шанцевый инструмент»: знак аварийный, насос и ключ баллонный. Его туда не очень удобно складывать, но зато в салоне ничего не болтается: не предусмотрели сузукины конструкторы никаких ящичков. Но когда через несколько месяцев я в это ведро за насосом полез, то обнаружил, что оно чуть не до краев водой заполнено! В дожди вода как раз этим путем проходила, а тут ведро… Инструмент просушил, а ведро закрыл сверху пакетом.
Течь масла из привода распределителя пока не возобновилась (я так и не заказал новое резиновое уплотнительное колечко), но появилась течь антифриза из-под какой-то крышки ниже распределителя. Течь небольшая, так что решил не связываться с ней до весны, когда буду систему охлаждения промывать.
Из трех защит 41-го москвича соорудил защиту силового агрегата, во все пузо (фото I), от переднего бампера до раздатки. Помучиться с ней пришлось немало, в жизни не встречал более неудобную машину для установки защиты. На форуме процесс установки описан подробно. Некоторые конструктивные решения явно являются изобретениями и заслуживают патентов. Сейчас защиту снял на доработку и покраску. За задними колесами обнаружил большие грязесборники. Я понимаю сузукиных конструкторов, они не знают, что на дорогах грязь бывает. А влажная грязь способствует коррозии... После удаления грязи закрыл эти места фартучками, сделанными из каких-то брызговиков (фото II).
Случайно нашел утечку хладагента из кондиционера. Ее выдали масляные следы. Микроскопическая утечка была из нагнетающей трубки, как раз над поперечиной, что перед движком (ее фото в первом отзыве). Дожидаться полного выхода кондиционера из строя не стал. Трубку почистил, обезжирил и быстро, пока масло снова не появилось, прогревая трубку феном, цианокрилатом гелевым (суперклеем) временно остановил течь. Потом в несколько слоев с армированием залил это место холодной сваркой. Разумеется, на форуме все это тоже описано. Будущим летом посмотрим, как холодить будет, раз уж минувшим летом кондиционером воспользоваться почти не пришлось.
Зима наступила поздновато и первая зимняя поездка случилась 29 ноября минувшего года. Поехали вчетвером в Новосибирск. Температура была градусов 5-10 ниже нуля. В машине жара, а стекла замерзли напрочь! Даже лобовое покрылось коркой по периметру, что обзору не мешало, но неприятно удивляло. Я, конечно, понимаю, в салоне четверо мужиков со средним весом килограмм по 100, но все равно это не дело. В Новосибе заметил, что когда машина некоторое время работает на месте, стекла начинают быстро оттаивать и «плакать». Приоткрыл стекла, приподнял люк в режим проветривания, так и вернулись обратно с чуть менее обмерзшими стеклами и расходом около 10 литров на сотню, что, при довольно приличной загрузке, пониженной забортной температуре и частых кикдаунах на обгонах по встречной можно считать нормальным. Кстати, задняя печка – незаменимая вещь для задних пассажиров.
На сузучьем форуме выяснили, что проблема обмерзших стекол является для Эвери (и не только для него) врожденной. Обследовал отопитель и выяснил, что, во-первых, у меня нет салонного фильтра, а его крышка с обломанными крепежными проушинами лежит в боковом кармашке (сам же по осени ее сломал, вернее доломал, сломали ее до меня). То есть, машина забирала воздух преимущественно из салона, что и дало такое жуткое обмерзание. Но у других-то крышки на месте, а проблема запотевания и обмерзания все равно присутствует. Для дальнейшего обследования разобрал морду и выявил, что заборник воздуха отопителя находится в полости, между левым крылом и боковиной морды. Вернее, это я и раньше знал, но не предполагал, что печка берет воздух лишь через небольшие щели, между крылом и дверью, что недостаточно даже для неподвижной машины (помните, что на месте стекла оттаивали?), а в движении эффект эжекции (если чего не путаю) вообще прекращал поступление воздуха снаружи, и печка «автоматически» переходила в режим рециркуляции. Купил на базаре жабру вентиляции салона от 40-го Москвича (люксового, вроде) и врезал ее в левое крыло (фото VI), почти напротив заборника печки. Проблему полностью это не решило, но печка определенно «задышала». Теперь боковые стекла при одиночных поездках почти не запотевают, да и при «групповухе» стало намного легче. Я вообще-то уже привередничаю, но во многих японках стекла все же много чище... Думаю, придется еще доработать систему вентиляции через заднюю дверь. Штатная в ней есть, о чем многие не подозревают, но она явно малоработоспособна. Да, основная вентиляция салона Эвери реализована весьма оригинально. Вытяжка снаружи осуществляется через окна в кузове, под задними фонарями, а из салона воздух забирается через решетки задних динамиков! Но сечения этих каналов желают быть большими.
В деле прозрачности боковых окошек очень помог бы режим воздухораспределения из печки, когда дуло бы не только на лобовое стекло и в ноги, но и на боковые стекла через передние сопла. Но штатно такого режима нет, так что придется делать самому. Только как? Лезть к заслонкам или можно обойтись перепайкой кнопок управления заслонками? Если лезть к заслонкам, то придется снимать айрбэги, а я не знаю, как это делается и потому их побаиваюсь. Кстати, никто не знает, как уживается сработавшая подушка и очки?
В начале это же поездки, при выезде на трассу, снова загоралась лампочка «проверь двигатель». И через несколько минут сама погасла. С учетом того, что на газ я сильно не давил и погода была определенно не жаркая, перегрев двигателя маловероятен. Интересно, что лампочка загорается почти в одном и том же месте трассы Барнаул-Новосибирск. Аномальная зона, однако...
Купил в шиномонтажке подходящие по вылету стальные колеса (в народе именуемые «дисками», что технически неверно) на «13», по 300 рэ, слегка ржавенькие, но отдавать тысячу за новую штамповку жаба задавила. Можно было и так нормально ездить много лет, но я с помощью преобразователя ржавчины и «орального» краскопульта придал колесам вид «с конвейера». Вообще, выбор шин «на 13» вроде бы большой, но реально из наших брать нечего, так что взял лучшие из худших: «Амтел-Нордмастер», шипованные. Родные шины «Эвери» имеют размер 165/65-14, но я специально поставил 175/70-13 (по наружному диаметру практически идентичны родным) и держу давление 1.8. Машина стала ощутимо мягче на мелких неровностях, ее так уже не трясет. А управляемости для наших обледеневших дорог (в Барнауле дороги чистят препоганейше) и на «70» профиле предостаточно.
4 «ВэДэ», это все ж таки хорошо, хотя и дорого. На обледеневшую горку при выезде из гаражей я забираюсь без проблем. Могу даже остановиться на ней и снова поехать вверх, правда при этом иногда не сразу: благодаря простым дифференциалам машина гребет только одной стороной, той, что на более гладком льду, но все равно выезжает. На переднем приводе это в принципе невозможно, не говоря уже о заднем. Пробовал забираться в сугробы, специально, можно было и вокруг проехать. Можно остановиться и снова поехать в любую сторону, вискомуфта привода передка срабатывает почти мгновенно. Гребет отлично и едет (наверное) пока капитально на пузо не сядет. А пузо, к сожалению, низковато над дорогой, хотя и выше, чем у большинства японок легковых. Но я же знал, что беру не «Ниву», поэтому пока ни разу не застревал, хотя и лез туда, куда бы на моноприводе не сунулся, и отовсюду сам выбирался, без сомнений, что могу застрять.
На дороге машина исключительно устойчива, в занос не желает срываться, даже если я его пытаюсь спровоцировать, что мне не нравится. На всех предыдущих машинах я проходил экстремальную подготовку, а эта шибко «умная» и едет сама по себе. Даже жалею, что не могу отключить у нее перед или зад. С другой стороны, знал же, что так себя и должен вести постоянный полный привод.
В районе Нового года у нас ощутимо похолодало. Ездил все морозы. При средней за неделю температуре чуть ниже -23 (перепады от -15 до -35) расход топлива в городе получился 15 литров на сотню. Если учесть многократные прогревы и стоянки с работающим движком, а также то, что масло в обоих редукторах мостов японское (наверняка не арктическое), расход нормальный. Как заводится машина в мороз, сказать не могу, так как она стоит в кирпичном гараже, где ниже -16 температура в самые лютые морозы не опускалась. После трехчасовой стоянки на улице при -20...25 никаких проблем с запуском не было, да и по отзывам с форума, Эвери нормально в холода заводится. Кстати, двум мужикам в зимней одежде на передних сиденьях тесновато, но летом никаких нареканий к ширине машины не было.
Да, сверчка под передней панелью, о котором упоминал в прошлом отзыве, я прибил. Оказалось, один из саморезов крепления салазок пепельницы отвернулся и упал в поддончик подстаканников. И зудел, падлюка так, как будто что-то за печкой отвернулось. Переставал работать электрозамок левой сдвижной двери. Мелкой наждачкой почистил контакты, что на торце двери и стойке, и все заработало.
Вот так мы с Эвери и живем. Старшая дочь от него в восторге и назвала «праворуким долгоносиком». Уверенность в машине растет каждый день. К сожалению, никаких книжек по нему найти пока не удалось, пришлось брать те, где есть аналогичные двигатели, хотя острой нужды в них нет. Но, если так дело дальше пойдет, придется самому книгу писать, я уже и материалы накапливаю...