Требовалась более большая, более тяжелая, более безопасная (относительно имеющихся Нивы и Spacio в 115 кузове) машина, т.к. была пара ситуаций на дороге, когда можно было прилично пострадать в ДТП по вине безмозглых низколетящих, третьей решил не дожидаться. С честным Full Time 4wd, т.к. дорожные условия там, где я езжу, весьма часто бывают достаточно суровые. Смотрел б/у Prado 120, Lexus RX300, Grand Vitara в бюджете около ляма... За зиму и весну не было найдено на местном рынке ни одного понравившегося варианта, все битое-перебитое, крашеное-перекрашеное (ну ладно там 1-2 элемента, но самая некрашеная машина была крашеной "всего лишь" наполовину) с множеством хозяев. А из нового в бюджете и удовлетворяющая всем условиям осталась только Grand Vitara, все остальные либо без честного фуллтайма, либо за пределами бюджета (ближайший это Pajero Sport c SuperSelect ~1.5 ляма). Ну что ж, Витара так витара, по сути японская Нива.
Разница в комплектациях невелика, из серьезного: автомат/ручка, есть стабилизация/нет стабилизации, двигло 2.0/2.4. Автомат, т.к. жена ручку не любит, да и ручка на витарах не особо удачная, а вот автомат кондовый, из "настоящих японцев" 90x годов, серии Aisin A340, куда только не ставился и везде весьма неплохо жил. Двигло 2.0, тоже кондовое "из 90x", правда удавленное Eвро-4. Двигло 2.4 еще на сотку дороже, с рядом неизвестно насколько вылеченных родовых болезней (жор масла, трескающиеся блоки, проблемы с роликами натяжения и тд), с более дорогим налогом (кобыл добавили чуть, а налог в разы), хоть и более приятное в эксплуатации, но все ж не настолько, чтобы компенсировать цену и "нежность". Стабилизация штука полезная, тем более, что в данном случае она еще и эмулирует межколесные блокировки, так что однозначно брать. В результате получилась комплектация JLX-E 2.0 AT.
В стоке это обычный кроссовер, значительно уступающий по проходимости стоковой Ниве, зато имеющий обалденную управляемость и стабильность траектории на наших дерьмовых дорогах. Но потенциальные возможности (единственный из кроссоверов с честным 4wd, блокировкой межосевого дифференциала и пониженной передачей) позволяют и изрядного грязелаза сделать, внедорожного тюнинга навалом, даже body lift возможен (передняя и задняя подвески смонтированы на подрамниках), хотя с подрамниками это не так эффективно, как с рамой. Ходы для независимой подвески приличные, больше чем у передней подвески Нивы, еле хватило не самого маленького подкатного домкрата, чтобы поднять, Ниву и спасио он поднимал с большим запасом.
По поводу жалоб на "дико жесткую подвеску": жесткость подвески примерно на уровне Нивы, даже чуть помягче. А причина жалоб - это штатная резина Bridgestone Dueler H/T в сочетании с данными по штатному давлению на табличке. Там указано давление 2.4 комфорт, 2.6 эконом, в сочетании с дубовейшей резиной это дает жуткий эффект передачи малейших неровностей дороги на человека, при этом спокойно "глотая" неровности более серьезные, типа лежачих полицейских. В результате с давлением выше 2.2 на этой резине ездить по нашим дорогам просто нереально, я поставил вовсе 2.0, стало вполне комфортно, на управляемости почти не сказалось.
Насчет "двигло 2.0 не едет": в центре города обороты более 3000 не востребованы вообще. Так и болтается стрелка на тахометре 1.8-3к. Устраивать дикие гонки просто негде и не та машина. После 3к двигло становится пободрее, после 4к заметный подхват, можно пообгонять. Двигло 2.4 пробовал, в городе отличается непринципиально, в основном чуть пободрее до 3к, основные отличия на трассе - 2.0 после 120км/ч вяловат, 2.4 еще более-менее. Если сравнивать динамику 2.0 с Toyota Corolla Spacio (1.8 7A-FE STD, 4wd), то примерно одинаково. Т.е. кто с обычной незаряженной легковухи пересел, ухудшения не почувствует (до 120км/ч, дальше аэродинамика кирпича сказывается).
Расход город/трасса (если не гонять, постоянно не обгонять и быстрее 120 не ехать, город проехать от дома до трассы, а не крутиться по нему) - 9л/100. Чисто трасса - 8л, если гнать быстрее 120, то ближе к 10л. Город от 10 до 20 в зависимости от загруженности, маршрута и степени нажатости тапки, в принципе можно и поболее добиться )
Дизайн классический, без замыленности и косоглазости. Салон тоже классический, скромный, без вычурности. Не хватает регулировки вылета руля (сиденья потенциально отодвигаются так далеко, что до руля не дотянешься), кнопки складывания зеркал (лопухи здоровые и на парковке могут задеть, так что складывать полезно, но вот приходится вручную) и регулировки поясничного подпора (подпор есть, но слабоват).
Приятно работает стабилизация, пробовал на грунтовках и гравийках, вмешивается совсем чуть и когда еще я заноса не почуял еще. Также разогнался по неидеальной гравийке, где все легковухи едут 20, до упора - получилось 70 км/ч, безукоризненно соблюдало траекторию, но быстрее разогнаться не давало. Сам бы я там ехал не более 60, если б не тест.
По дороге едет как по рельсам, "плавание" полностью отсутствует, даже на серьезных неровностях, подруливать не приходится. Несмотря на приличную парусность, удар бокового ветра выдерживает спокойно. Колейность не любит, но в пределах разумного, т.е. управляемость не теряется, хоть и приходится в руль покрепче вцепиться.