Вступлениe
Вот и настала пора и мне написать отзыв про Гравитару
Выбор
К выбору следующего автомобиля после Toyota Corolla Spacio 1998 я подошел основательно: определил требования к автомобилю, выбрал круг моделей, определился с характеристиками, которые могут повлиять на выбор и даже сделал сравнительную табличку. Требования: полноприводный, высокий, надежный кроссовер ценой до 1,2 млн. Среди конкурентов казались: Toyota RAV4, Toyota Highlander, Mazda CX-7, Mazda CX-9, Honda CRV, Kia Sportage, Huindai Santafe, Suzuki Grand Vitara, Nissan X-trail. После этого принялся изучать мнения людей о всех дошедших до финала автомобилях. В этом мне помогли клубные форумы марок и конечно же неоценимую помощь мне оказал
drom.ru. Часть автомобилей отсеилась по цене, какие-то не понравились внешне и в финал вышли Рав4, Гравитара и ЦХ-7. Сузуку я выбрал за хорошую проходимость и брутальный внешний вид.
Приобретение
Свой автомобиль я заказал в январе 2011 года у дилера Автомир-Новосибирск. В конце февраля Suzuki Grand Vitara 2.4 максимальной комплектации красивого бежевого цвета была в Новосибирске. Из доп. оборудования заказал защиты днища, сигнализацию с автозапуском, задний парктроник, зимние шины Yokogama шипованные, мухобойку и коврики. Без допов машина стоила 1229000 руб. Допы стоили не дорого, а вот их установка удивила своей ценой. Промурыжили меня в салоне весь день: то машина еще не готова, то кассовый аппарат сломался, то еще фигня какая-нибудь. Только в 6-ом часу вечера машину выгнали из салона вручили ключи, показали где педали и руль и пожелали счасливого пути.
Эксплуатация
С трясущимися коленями от голода и стресса кое-как выехал из Новосиба, остановился в придорожной кафешке, покушал, успокоился и поехал обкатывать обновку. Из первых положительных впечатлений была отличная посадка и обзорность, замечательный ближний свет. Ехал не более 100 км/ч при оборотах не более 3000 все как по инструкции. За 10 часов пути устал не очень сильно, так что посадка и регулировки водительского сиденья для меня достаточные. По началу было как то скользко сидеть на коже, но потом привык. Существует мнение что зимой на коже сидеть холодно, а летом жарко. Это все ерунда - зимой садишься на сиденье в штанах и не холодно, летом конечно жарковато садиться , если машина постояла на солнце, но ягодицы не обжигал не разу. Кстати посадочные места отделаны перфорированной кожей к которой голые ноги не липнут.
Во время обкатки до 1500 км ездил аккуратно, осваивался с габаритами, потом поехал на ТО-0. Там ничего интересного не было: все быстро и недорого проверили, заменили масло и отпустили восвояси. Для пущей надежности решил до ТО-1 не давать больше 4000 оборотов. Так и ездил потихоньку. Хотя как потихоньку... на 4000 по трассе скорость приближается к 160, а при разгоне динамики хватает для достаточно активной езды.
На ТО-1 установил у дилера предпусковой подогреватель Hidronic за 50000. Первый сезон не мог на него нарадоваться: машина всегда теплая заводится, стекла чистые, салон прогревается быстро, красота в общем. В конце второго сезона он начал парить мозг: через раз включался, стал показывать ошибку 52. Мне его отревизировали в специализированной организации, он отработал еще месяц и отказался работать совсем все с той же ошибкой. Я его опять отправил на ревизию и следующей зимой он проработал только месяц. В общем фигня а не подогреватель. В этом году заменю его на Вебасто, по ним вроде нет таких нареканий.
После ТО-1 перестал ездить к ОД и стал обслуживать машину сам по инструкции для тяжелых условий эксплуатации, так оно мне кажется надежней.
По проходимости стал экспериментировать только в начале второй зимы. Много раз застревал, несколько раз меня вытаскивали, лопата и хороший трос навсегда прописались в багажнике. Для себя я уяснил несколько правил зимней езды:
1. Никогда не ехать боком по склону - тебе начнет стаскивать, нагребешь сбоку кучу и сядешь.
2. По снежному целику нужно ехать в режиме с заблокированным межосевым дифференциалом и отключенной ESP, не отпуская педали газа, но не разгоняясь быстрее 40 км/ч. Тогда есть шансы уехать дальше. Проверено на глубине снега до 50 см и снежных заносах до 1 м глубиной.
3. Никогда не включать зимой пониженную передачу - машина моментально закапывается, садится на пузо и копать приходится гораздо дольше.
На следующую зиму, уже зная возможности машины копал гораздо реже. Даже прям заезжаешь куда нибудь в сугроб и проскакивает мысль 'сейчас придется копать'. Но в 90% случаев даже из машины не приходилось выходить.
Летом даже не могу вспомнить чтобы где то застревал, хотя и приходилось заезжать в сложно доступные места, куда паркетам путь заказан. Заблокированный межосевой диф и имитация блокировки межколесного при помощи автоматического подтормаживания буксующих колес и летом вывозят.
Несколько раз приходилось убеждаться, что Гравитара и Форестер это единственные кроссоверы, которые могут выехать из диагонального вывешивания. Х-трэйл, Спортаж новый, Сантафе, ИХ35, китайцы какие-то - вот список тех кого приходилось вытягивать из диагональных ямок. Ради интереса несколько раз заезжал туда, откуда только что вытянул коллегу, и самостоятельно выезжал.
В общем по проходимости Гравитаре пять.
Внутри машина так же как и снаружи не содержит модных изысков, все понятно, расположено там где нужно и даже может показаться аскетичной. Но мне нравится - настоящий мужской автомобиль.
Подвеска у Гравитары очень жесткая и энергоемкая. По началу после мягкой и валкой Спаськи показалось что подвески совсем нет. Однако после трех лет эксплуатации стало вроде помягче, может быть привык. Несомненным плюсом такой подвески является езда по гравийным дорогам: едешь так же уверенно как по асфальту, только шумнее становится. На кочки и ямки внимания можно не обращать (в разумных пределах) - проглатываются подвеской на ура. Пробоев передних стоек практически не случалось. Пару раз неудачно приземлялся прямо в кочку - тогда было слышно что стойка дошла до отбойника. По асфальту такая жесткая подвеска дает маленькие крены в поворотах. Но людям с больной спиной ездить на Гравитаре противопоказано.
Один раз решил проверить максимальную скорость на широкой ровной дороге - получилось 174 км/ч по навигатору. Дальше не разгонялась: или ограничитель стоит, или сопротивление ветра мешает (что менее вероятно, все таки мощности дофига и запас по оборотам был). Ощущения не очень комфортные. На немецких машинах скорость меньше ощущается. Но ездить на такой скорости как то не комфортно. Для себя я выбрал опытным путем оптимальную скорость 110 на асфальте и 90 на гравийке - для меня удобно.
Расход топлива по началу вгонял в уныние: при обкаточных 3000 оборотах на трассе получилось 14 литров на 100 км. В городском цикле было более 20. Сейчас расходы такие: летом в городе 14; зимой в городе до 17; по трассе при крейсерской скорости 110 - 10,5-11 в зависимости от рельефа (езжу в основном с круиз- контролем); минимальный расход был 9 литров на 100 км при скорости 85 км/ч.
Очень мне понравилась система курсовой устойчивости ESP. Эта система сбрасывает газ и подтормаживает нужные колеса, когда машина собирается в занос или какие-то колеса пробуксовывают. По обледенелой трассе можно ехать практически как угодно, порой даже удивляешься откуда тебя ЕСП вытащила. Трогаться по льду с этой системой и постоянным полным приводом - просто сказка! Ускорение как на сухом асфальте! На светофорах все еще жужжат шинами, а ты уже подъезжаешь к следующему светофору. Песня! Единственный минус - быстро изнашиваются тормозные колодки, пришлось менять на 45000 пробега при норме 60000.
Тормоза у этой машины дисковые и спереди и сзади. Педаль тормоза достаточно резкая, по началу клевал носом. Недостаток задних дисковых тормозов это то, что при езде по гравийке туда набиваются мелкие камешки и песчинки, которые начинают противно скрипеть и еще от них остаются следы на тормозном диске. Скрип и скрежет пропадает, если несколько раз интенсивно потормозить, а вот бороздки на диске никуда не денутся...
Тюнинг
По советам форумчан, после того как отказался от гарантии, решил кое-что улучшить в стоей машинке.
В первую очередь установил удлиненную трубку сапуна переднего редуктора, для того чтобы ездить по лужам без опасений хапнуть воды в передний мост.
Затем взгляд упал на заднюю буксировочную петлю, которая разогнулась после вытаскиваний коллег из затруднительных ситуаций. Сначала я пробовал выправить и усилить штатную петлю, но получилось как то не очень эстетично, хотя и надежно. Потом поставил проушину из Украины (простите за неполиткорекктность, но про Украину я еще не раз скажу), толстую и надежную.
Несмотря на то, что комплектация моей машины значилась как максимальная, в ней не обнаружилось таких штатных плюшек как: подсветка зоны выхода в передних дверях, ящик для мелочей под пассажирским сиденьем, сетка для мелочей на багажной двери. Все перечисленное было куплено в интернет-магазине и самостоятельно установлено.
Потом собрался почистить радиаторы от пуха и насекомых и заодно поставить пипикалки посолидней. Подошли гудки от Волги. Ставить обязаьельно раструбами вниз для защиты от влаги.
Далее настал черед защиты агрегатов под пузом. Защита, установленная ОД (скорее всего Шериф, судя по конструкции) справлялась со своей задачей, но задняя часть защиты, закрывающая раздатку, постоянно гнулась и начинала задевать за выхлопную трубу, издавая жуткие звуки. Приходилось ее периодически снимать и выправлять кувалдометром. Решил установить защиту Полигон (Украина). Она состоит из 5 частей, которые защищают картер двигателя, коробку передач, раздатку, топливопроводы и топливный фильтр, задний мост. При установке понадобилось рассверливать некоторые штатные отверстия и вставлять в них так называемые клепальные гайки, которые необходимо закреплять специальным инструментом. Если Вам придётся устанавливать подобные гайки ОБЯЗАТЕЛЬНО смазывайте поверхность гайки, прилегающую к инструменту, во избежание проблем при снятии инструмента. У меня он никак не хотел сниматься с одной из установленных гаек и в процессе демонтажа инструмента гайка разболталась и её пришлось сначала высверливать, затем спиливать. В остальном установка прошла без проблем, а эксплуатация показала хорошую прочность и не очень хорошое качество окраски.
После некоторых раздумий был установлен гражданский лифт: капролоновые проставки 4 см. спереди между стойками и кузовом, сзади - внизу под пружинами. Дорожный просвет увеличился до 24 см под самой нижней точкой (защита раздатки), чего вполне достаточно для морального спокойствия и умеренной проходимости. Однако субъективно машина стала более валкая в поворотах. Для исключения этого эффекта была установлена распорка между передними стойками производства того же Полигона. По опять же субъективным ощущениям крены стали меньше.
Для пущего улучшения проходимости на лето установил АТ-резину Yokogama Geolander 235/65 R17. Прибавка к клиренсу 5 мм, в грязи ведёт себя неплохо, по асфальту шумит не сильнее резины, поставляемой с завода. Износ по асфальту и пересечённой местности за 1 сезон порядка 3 мм.
Далее взялся за мультимедиа. Штатная магнитола с чейнджером на 6 МР3 дисков не устраивала отсутствием USB. В общем заказал у китайцев головное устройство с андроидом на борту, задней камерой, 2 USB для модема/wi-fi и флешки, 2 разъёма для microSD, видеорегистратором, выходом на задние экраны и т.п. Устанавливал самостоятельно, всё заработало с первого раза. встала как родная. Субъективно качество звука не изменилось (я не меломан), но появилось изображение и навигация. В общем уже год прошёл, а я всё ещё в восторге )).
Из дальнейших планов: установка мониторов в подголовники, внедрение под обшивку багажника инвертора.
Ремонт
На данный момент пробег 73000, срок эксплуатации 3,5 года. Из поломок:
35000 - отломалось крепление средней части глушителя (фото) - приварил на место. Причина - часто стучалось об защиту раздатки Шериф (будь она не ладна).
40800 - надоел стук в передней подвеске - замена стоек стабилизатора. Причина - состояние “дорог”.
47000 - подтёки масла на заднем редукторе - замена сальника левого привода. Причина - эксплуатация в мороз.
70000 - появились подтёки на раздатке - замена сальника переднего выходного вала. Причина - эксплуатация в мороз.
70400 - опять стук в передней подвеске - замена втулок стабилизатора и стоек стабилизатора. Причина - состояние “дорог” и манера езды.
71000 - гул сзади - замена обоих задних ступиц. Причина - состояние “дорог” и манера езды.
Заключение, плюсы и минусы.
Гранд Витара за 3 года, что на ней езжу, меня не разочаровала. Машина полностью оправдывает свою цену и назначение. Я всегда уверен, что без проблем доеду до намеченного пункта.
Достоинства:
- лучшая проходимость в своём классе.
- надёжная конструкция.
- внешне нравится)
Недостатки:
- маленький багажник