Что ж, прошел год, как я подружился с «кругляшом», можно и написать. Букв получится, скорее всего, много, так что на любителя. Начнем, как обычно, с истории приобретения…
Более 10 лет владения Toyota Sprinter Carib наложили отпечаток на мои привычки, взгляды и предпочтения. Сыновья повзрослели, стали самостоятельными и в какой-то момент высказали свою точку зрения в отношении авто. Пора менять. В число моих пожеланий (я бы сказал требований) к новому «члену семьи» входило:
- полный привод (желательно «честный»);
- руль левый;
- японец;
- коробка – механика (но не обязательно);
- бензин;
- габариты желательно поскромнее, нам с супругой вдвоем много не нужно;
- цвет НЕ черный.
Некоторые из этих пожеланий сформировались в процессе поиска, не сразу.
За пару месяцев перечитал кучу отчетов, рассмотрел тучу вариантов и накатался на автомобилях разных марок и моделей. Машин много замечательных, комфортных, но все как-то не то. Американцы отпали сразу, европа через какое-то время. Россия? Да, такие мысли тоже были, но мне иногда приходилось пользоваться Шевроле-Нивой, поэтому, что это за авто, знаю не понаслышке. К ШевиНиве я позже еще вернусь.
В один солнечный день в гости приехал мой одноклассник Борис. Человек он думающий и к выбору авто тоже подходил не шаляй-валяй. Приехал он на недавно приобретенной «круглой» Витаре. «Кругляш» на «палке», рестайл, двигатель 2 литра, к тому же машинка уже лифтованная на 2 дюйма и в купе с «мудовой» (Mud Terrain) резиной 235/70R16 от «Бориса Федоровича» (BFGoodrich) смотрелась очень интересно. Решили прокатиться, Борис на ШНиве, я на Витаре. Что говорил мой однокашник, выйдя из ШНивы, я здесь писать не буду (вдруг дети рядом), а вот мои ощущения были совсем противоположны. Как-то раньше я не обращал внимания на Suzuki в круглом кузове, обходил стороной или просто не попала она в варианты из-за моего достаточно скромного бюджета, «квадраты» я уже не рассматривал, а NEW дороговаты. И вновь поиски информации, чтение отчетов/отзывов… Попутно рассматривал «Джимник». Танк, конечно, но в размерах Оки и три двери… нет. На Запорожце нам когда-то вполне хватало, а сейчас уже как-то… не то.
Вот продан Кариб, прослуживший верой и правдой долгое время, добавились еще кое-какие денежки и сложилась определенная сумма. Со Славиком (мой шурин - надежный и разумный человек) выезжаем на поиски. На предварительные поиски. В той поездке я познакомился со своим будущим авто, но брать мы его не стали. Было все, что входило в мои пожелания:
- Двигатель J20, больше я и не хотел, к тому же этот двигатель мне кажется несколько проще. Учитывая отдаленность от серьезных СТО, приходится рассчитывать на собственные силы. Ну а рукожопым я себя не считаю. Некоторое неудобство доставляет объем масла в системе смазки двигателя – 5 литров. В двигатель заливаю синтетику 5W30 (привод ГРМ цепной, да и производитель рекомендует).
- Коробка… автомат. Да, коробка от Айсин вполне меня устраивает. По отчетам/отзывам не все владельцы довольны надежностью механики, но утверждать это я не могу и не буду.
- Год 2004. Мне реально понравился рестайлинговый салон. Старше 2003 года машинки этой модели я рассматривал неохотно.
- Кузов. Состояние меня устроило вполне. Цвет – серебристый, возможно это одно из немногих обстоятельств, которое меня остановило, вроде «как все». На сегодняшний день мне этот цвет нравится. Да, он мне нравится!
- Пробег… да кто сейчас на это смотрит.
Через две недели мы возвращались домой на двух машинках – «черный» (Кариб Славика) и серебристый «кругляш». С нами были мой младший сын и сын шурина – мой племяш, оба Саши. По дороге домой (400км) тест-драйв всем коллективом, все остались довольны.
На тот момент первые ощущения были достаточно мутными, но то, что это не гоночный болид стало ясно сразу. Хотя… с чем сравнивать? Динамика меня вполне устраивает, к тому же по непонятным мне причинам, желание «гонять» уже давно пропало. Подозреваю, что в этом может быть повинен Multitronics (Мультисистемный маршрутный компьютер www.multitronics.ru), который еще на Карибе зловеще напоминал о резком повышении расхода топлива в спортивном стиле езды. Тогда с ним случилась какая-то беда, но не буду сейчас об этом. В Сузуки я тоже установил бортовой компьютер VG1031UPL, который женским голосом напоминает мне о смене масла, воздушного фильтра, включении фар, продлении страхового полиса, напряжении в бортовой сети и, чтоб ей пусто было, о расходе топлива (там еще около 180 параметров, не буду перечислять). Если кто-то сталкивался и интересно, то добавлю, что бак тарировал по семи точкам, спидометр тарирую по GPS (это не сложно, не напрягает) сразу после смены колес, БК установлен над внутренним зеркалом.
Вернусь в салон авто… Посадка «табуреточная» и подушка сиденья несколько коротковата. Рост у меня небольшой, поэтому мне нормально. Сиденья с подогревом – приятная опция, но без регулировки. «Вкл» и «выкл», но температура снижается спустя какое-то время. Как эта сковорода снижает температуру, мне стало понятно только через полгода. Зеркала так же с подогревом (этим я уже пользовался на другом авто) и был доволен, что оно есть и работает. Полезная штука, даже летом бывает ночью или на перевалах. В общем, оно есть и помогает (как-то возвращался домой по ночи в сильный мороз, 350 км и зеркала не выключал, только выключу – затягивает сразу). Стоит отметить, что зеркала очень информативны, этакие выпуклые лопушкИ, в которые видно все, что нужно. Собственно к тому, что нравится, я бы еще добавил многое, но это по тексту…
Дворники – это нечто! Почему-то когда я их включал, создавалось ощущение, что сижу в «шестерке». Думаю, что короткие поводки стеклоочистителей и относительно вертикальное положение стекла так меня «пугали». На сегодняшний день, конечно, я уже привык и никаких глупых мыслей. К заднему дворнику вопросов не имею, но щетку нужно подбирать и желательно бескорпусную, тогда метла чистит как надо. Щиток приборов читается легко и сразу, очень быстро привыкаешь к расположению приборов и контрольных ламп. Вспоминаю Spacio, цифровая индикация заставляла дольше смотреть на прибор, что бы считать данные.
Есть один момент, который меня раздражает – это стеклоподъемник. У большинства «японцев» кнопка управления подъемом/опусканием стекла имеет 5 положений: среднее фиксированное (ничего не происходит), первое положение вверх/вниз (когда мы кнопку пальцем удерживаем и стекло поднимается/опускается) и крайние положения верх/вниз (когда стекло поднимается/опускается без участия водителя). У Витары нужно всегда кнопку держать. Крайнее положение кнопки есть только «вниз». К тому же управление стеклоподъемниками осуществляется только при включенном зажигании. А ведь достаточно одной релюшки, что бы работало по схеме: заглушил – ключ вытащил – открыл дверь – увидел, что открыто окно – нажал кнопку – закрыл окно – закрыл дверь – система обесточена. Неужели могучие япандские умы не могли сделать что-то более удобное. До сих пор раздражает, прямо как в ШНиве. Может управление с открытой дверью сам сделаю, а пока… Короче, пока привыкаю.
К рулевому управлению тоже пришлось привыкать. Дело в том, что руль «длинный», от упора до упора нужно сделать больше оборотов, чем обычно на легковых. Ах, какой на Карибе стоял руль! От Nardi Torino (и педали с ручкой тоже), ну просто шикарная «каралька». Рулевое было очень острое, информативное, с ненавязчивой обратной связью. Ух, как же мне нравилось это крутить! Да еще передергивая передачи, поглядывать на тахометр и радоваться звуку двигателя… Но это было на Карибе, а на Витаре… На Витаре бывало так, что мне не хватало радиуса только потому, что я баранку не докручивал – вот привычка, блин. Видимо длинный руль виноват и в незначительном рысканье Витары на яйцеобразных дорогах с непонятными уклонами, хотя на нормальных ровных трассах такого не наблюдал, да и нефиг лихачить. Печка хороша, по крайней мере, при -30 я чувствовал себя намного комфортнее, чем при таких же температурах в ШНиве или в Карибе (хотя на Карибовскую печку грех жаловаться). Воздуховоды к ногам пассажиров заднего ряда сидений работают как надо.
По салону можно еще поползать, но перейду к больной для многих теме – багажник. Багажник в Витаре мал? Да! Открываешь заднюю дверь и становится грустно. По этой причине я при выборе авто на XL7 заглядывал. Но, вспомнив багажники обычного легкового авто, я понял, что багажник в Витаре попросту вертикальный. Те, кто ходил в походы и укладывал рюкзак, поймут, о чем я. В качестве примера приведу покатушку на 4 дня по М-52. В машине была резиновая лодка, палатка, спальники, жрачка, теплая одежда (ночью в горах дубак), спиннинг, штатив, весла и всякая другая хрень, которая «вдруг пригодится». Если правильно укладывать рюкзак, то достать нужную вещь легко и быстро, здесь такая же система. Получается, мы, со времен каменного века (или раньше) привыкшие метить территорию (даже носками по дому), просто стараемся заполнить не пространство и объем, а площадь. Не буду лукавить, с таким багажником я впервые столкнулся в ШНиве. Если укладывать, то багажник… нормальный, если же абы как, то туда можно поставить только 3-4 пакета из супермаркета. А вот если ехать вдвоем и сложить задние сиденья, то вопросы размещения шмурдюка вообще отпадают. Кстати, спать в машине я не пробовал, мне вообще больше нравится в палатке, например. А в машине… только по острой необходимости.
Полный привод… Зачем? Я иногда сам себе не могу ответить на этот вопрос однозначно. Теоретически он мне нафиг не нужен, но до тех пор, пока я еду по асфальту и летом. Как только я съехал с асфальта, я понимаю, зачем мне нужен 4х4. Зимой дорога на работу часто напоминает драйв по сугробам или целику, особенно если с утра пораньше. А если повнимательнее присмотреться, то в селах иногда проще проехать, чем в некоторых городах (некоторых!). Неоднократно наблюдал, как, например, в Барнауле, монопривод задним ходом вылазит из двора. Почему задним? Потому что передом залез до куда смог, развернулся бы, да вертикального взлета не имеет. Недавно опять приезжал в Барнаул, к родителям. В городе решил «срезать» и как же мне жалко было хозяина Шевроле Круз (а еще больше саму машинку), который скребся по нечищеному переулку. Я за ним, как за грейдером. Но это все лирика, ни о чем. В таких ситуациях и паркетник будет на высоте, хотя многие из них изначально недоприводы…
Думаю, неплохо бы немного теории. Те, кто все знает про 4WD, могут спокойно пропустить этот абзац и сходить налить чайку. Итак, на Витаре полный привод типа Part Time. Если кто не знает, например, УАЗик тоже использует систему Part Time. В двух словах это означает, ведущая ось одна, а при необходимости включаем второй мост «кочергой» и получаем счастье. Т.е. включаем, когда нам надо Туда, а объехать никак. Если полный привод отключен, Витара использует RWD (он же задний, он же «классика»). По такому же принципу работает и система AWD, но включать вторую ось решает не водитель, а автомобиль (в большинстве случаев электроника). Меня этот вариант не устраивает, предпочитаю сам принимать решение. К тому же видел, как из полноприводной машина превращается в недопривод. Многие, видя на торпеде кнопку 4WD, считают, что это принудительное включение. Но эта кнопка не дает команду трансмиссии, а любезно просит компьютер, не соблаговолит ли он включить еще пару колесиков. Грустно, когда машинка стоит в каше или сугробе и ждет, когда в трансмиссии что-то остынет и компьютер разрешит использовать вторую ось. По этой самой причине я не рассматривал такие, как Honda CRV, Reno Duster и т.п. Ничего против таких авто не имею, для коротких прыжков/рывков может и нормально, но, повторюсь, меня такая схема Four Wheel Drive не устраивает, ну очень хотелось «честный» привод. Однажды наблюдал, как Hyundai Tucson тянули в перевал трактором. Да, перевал тяжелый, но за машинку было обидно. Та система, что мне нравится, называется Full Time. Постоянно все колеса являются ведущими.
По такой схеме работает Нива, по такой схеме работает и Кариб. Как-то сравнивал эти машинки: обе фултайм, обе с двигателями 1600 куб.см., но расход топлива у первой 10-12, у второй 7-9 л/100км. Странно, да? Автомобили, построенные по такой схеме, чаще всего имеют три дифференциала (два межколесных и один межосевой), а вот Part Time обычно только два – в мостах. Поэтому на Сузуках нельзя двигаться на полном приводе по сухому твердому покрытию. В какой-то мере изначально меня это напрягало, но став владельцем быстро привык и даже нравится.
Зачем я все это написал? Да пес его знает, написал и все, вдруг кому нужно… Но вернусь к объекту своей писанины - Витаре. Уже не один год мы семьями со Славиком (который шурин) катаемся по красивым и интересным для нас местам, а, как известно, дорога – это направление, в котором мы собираемся проехать и расстояние до цели на «полном» может превышать отведенное компьютером автомобиля время. Вот для этого нам и нужен автомобиль с полным, желательно честным приводом. Палатки, фотоаппараты, пыльные дороги и ужин с дымком – это наше… романтика!
К моменту покупки авто, я уже знал, что слабое место у круглой Витары – передний мост, точнее правая полуось. Дело в том, что она не имеет промежуточной опоры, установлена консольно. Со временем редуктор разбивает и полуось начинает гулять, как хрен в стакане, разбивая чашку дифференциала. Завод-изготовитель признал ошибку в конструкции и выпустил бюллетень, в котором описана процедура устранения (или предотвращения) люфта правой передней оси с помощью капролоновой втулки (номер детали там тоже указан). Оригинал втулки достаточно дорогой, но в России много умных и рукастых людей. Я договорился с одним из таких сузуководов и через неделю получил по почте втулку, которую установил в выходной день.
К тому времени на замену автомобиля «созрел» и мой шурин. Славику машину нашли на обмен с доплатой. Договорились, совершили сделку. Вот так и появилась еще одна Витара. Цвет бежевый, какой мне изначально нравился. Сразу ставим на нее злополучную втулку, а незадолго до «кругляша» Славика втулку поставили на Витару Бориса (всего три втулки взяты у Nikon из Самары, спасибо ему за оперативность). Далее весна и мы понемногу начали изучать конструкцию и способности автомобилей. Что-то немного намудрил с текстом про втулки, но, думаю, понятно.
Вот так плавненько переходим к теме «Что делали, что меняли…»
Как и в предыдущем отчете, здесь идет описание двух (иногда трех) практически одинаковых автомобилей (здесь Suzuki Grand Vitara). Как и с Карибами, нам c шуриным удобно иметь одинаковые автомобили. Третий авто у однокашника Бориса, который проживает в другом месте, но вместе мы иногда собираемся. Все, что делалось на моем «кругляше», в большинстве случаев делалось и на второй (иногда и третьей) Витаре. Поэтому, особо заострять внимание, на чьей именно, особого смысла не вижу.
Как обычно первым делом меняются расходники, ничего дефицитного нет, да и интереса тоже не представляет. Воздушный фильтр салона в двух машинках просто отсутствовал – установили. Установка втулки правой полуоси – это уже сказал выше. В один солнечный морозный денек еду к тёще на блины и паркуюсь правой стороной в сугроб. Но вот прошло время и пора уезжать, а вот дудки! Не могу из сугроба выехать. Все рычаги включены, но машина ведет себя, как недопривод. Через пару минут буксования в передней части появился звук, этакие раскаты разрушения, грохот чего-то ломающегося. Стыдно, но под издевки выталкивающих меня из сугроба мужиков, выезжаю и медленно направляюсь в гараж. Странные звуки меня сопровождают всю дорогу. Уже в гараже вскрытие показало: умер правый внешний шарнир равных угловых скоростей (он же ШРУС, он же «граната»), который до этого слегка постукивал в крайнем положении руля. Наивный, я надеялся, что кирдык гранате придет не скоро. Ан нет! Отсутствие межосевого дифференциала создает серьезные нагрузки. Что ж, гранаты менять приходилось, купили быстро, ценник на удивление вполне демократичный. В выходной день меняем (на помощь пришел Славик). Легкими ударами молотка, согласно букваря по Витаре, пытаюсь сбить ШРУС с полуоси… Получилось, как в известном фильме, где у А. Миронова «ловким движением руки брюки превращаются… брюки превращаются…». В ход пошла медная кувалда о 7 кг, хрен-то! В результате граната была снята с полуоси только с использованием болгарки. Как она (граната) должна была легким постукиванием соскочить с полуоси, я так и не понял. Канавка стопорного кольца не имеет фаски! Получается система ниппель: туда дуй, а оттуда - … да-да, он самый! В общем, с задачей справились.
Но вот возник вопрос: на кой ляд производитель заставляет вращаться детали переднего моста, когда он отключен? На «квадратах» ставили автоматические замки ступиц (чаще можно услышать Хабы), на «кругляшах» никаких. Часто спрашивают: «зачем они»? Колесный хаб – это муфта свободного хода, а точнее приспособление, которое предназначено для отключения колеса полноприводного автомобиля от полуоси. Думаю, больше объяснять не нужно. Брать у наших желтолицых братьев из Китая желания не было, все-таки узел должен быть надежным. Заказываю через некоего Дмитрия во Владивостоке две пары б/у хабов AISIN из «япандии». На почту приходит увесистая посылка. Промываем, смазываем, ставим, радуемся. Все же как-то легче на душе, когда едешь по замечательному асфальту километров 500-600, а передний мост просто отдыхает, изображая из себя запчасть. Затем включаешь хабы и съезжаешь в каку, дальше по обстоятельствам.
Еще у нас в машинках было много сгоревших ламп подсветки клавиш и т.п. Такое бывает, когда клеммы АКБ окисляются и он перестает выступать в роли стабилизатора бортовой сети (напряжение скачет). Поменяли всё и везде на светодиоды холодного синеватого цвета. Самым сложным было восстановить подсветку часов/термометра - подобраться сложно.
Подшипник паразитного ролика менял дважды (стОит копейки). Не пойму, что за подшипники, пока в руках, вращается замечательно. Запрессовал в ролик – капец, шарики то ли квадратными становятся… проворачивается с легкими рывками, ну а будучи установленный на место начинает тупо выть. И если это было только у меня! Плюнули, пусть подвывает, сволочь этакая, пока не возьмем подшипники другого производителя. На одной из машинок подшипник вообще развалился. Ни сепаратора, ни шариков только две обоймы… и все бы ничего, но ситуация сложилась вдали от магазинов запчастей. Как обычно, решение пришло само собой: в ближайшем сельмаге ближайшего села был найден подшипник с таким же внешним диаметром, а вот внутренний был значительно меньше и внутреннюю втулку в него установить… ну никак. Корончатая гайка выступила в роли направляющей со стороны двигла, а гайка, крепящая подшипник со стороны радиатора, была аккуратно сточена на конус и так же центрировала ролик. Эта конструкция прошла очень серьезные испытания по горным дорогам и еще какое-то время «по месту прописки» без замечаний.
Сигнализации, установленные в кругляшах прежними хозяевами, нам не понравились, какие-то бестолковые - закрыл/открыл. Взяли с автозапуском по температуре, напряжению, по таймеру и т.д. На Витару шурина я устанавливал сигу целый день, на свою - два вечера. Хочется заметить, что с перерывом даже на сутки ставить несколько сложнее, чем с утра и до упора. Один проводок все же слегка промазал, но нашел и исправил быстро. Из противоугонных устройств в машинах установлены еще штыри, механически блокирующие рычаг переключения скоростей. Пользовался пару раз, на всякий случай и ради прикола.
Славик, не мудрствуя лукаво, быстренько сообразил прицепное устройство. Человек он рукастый, сварка, болгарка плюс другие инструменты и все железное в его руках послушно превращается в то, что он задумал. Так что теперь мы еще и прицепами можем пользоваться. Для сельской местности очень даже удобно.
Головной свет нравится и устраивает вполне. Есть электрический корректор фар, но я им практически не пользуюсь. Противотуманные фары хорошо просвечивают обочины, а фары на кенгурятнике желательно бы заменить на прожекторы. Зато задний свет меня в тупик поставил. То, что находится в заднем бампере – это нормальные подфарники (стоп-сигналы, повороты и габариты), а вот верхние – обманки, в них только свет заднего хода и, в левом фонаре, задняя противотуманный фонарь. Кстати, за левым задним фонарем находится сапун заднего моста, а сапун переднего моста выведен к верху радиатора. Это ж на какие глубины бродов рассчитывали конструкторы из сузуки?
Как-то вечером Славик позвонил, племяш уехал потусоваться и заглох где-то на окраине. Ну ничего, на буксире тащу его в гараж, а на следующий день смотрим/ищем что случилось. Сняв ремень привода навесного оборудования, определяем заклинивший подшипник в генераторе. Не смертельно, временно на замену ставим от Toyota (от какой не помню) с новым, здесь же изготовленным кронштейном. Через неделю на разборе нашли генератор один в один, оказался от Prado. И вновь жизнь наладилась, солнце светит, колесики крутятся.
Кстати о колесиках. Вторые комплекты дисков прикупили практически сразу, а вот резину. Первоначально обули то, что было под рукой. У Славика это были «Бриджи» H/T (Half Terrain – грубо говоря, шоссейные). У меня нашлось 4 не новых зимних колеса КАМА на 16’’. У КАМЫ боковины были с трещинами, пришлось бортовать с камерами. Скажем так – хотелось бы клиренс иметь повыше, поэтому позже, в расчете на лифт, взяли китайские Maxxis Bravo 235/70R16. Резина высокая, АТ (All Terrain - для использования как на твердых дорожных покрытиях, так и на бездорожье) и машинки уже поднялись, но лифт в перспективе (на момент написания сего манускрипта два комплекта для лифта уже практически готовы)
Как и в былые времена, любая возня с автомобилем фиксируется на фото. Очень удобно и дата есть, и время, и нюансы видны. Эти фотографии, конечно же, я не буду здесь выкладывать. Здесь выложу только общие виды. Да, чуть не забыл, по машинке ведется журнал, в котором я записываю все, что делал, когда, сколько стОит и какой был на тот момент пробег. Времени много не занимает, но удобно очень. Проверено. На Карибе такой журнал более 10 лет вел, пока мы с ним вместе были.
В общем, машинками довольны. Да, есть кривизна, есть мелочи, но не критичны.
За сим пора ставить точку, итак много накалякал. Хотя… нет, поставлю запятую. Со временем постараюсь отчет обновлять, если будет чем… Ах, да. Я и про ШНиву хотел кое-что сказать, так как в чем-то есть сходство (только не надо пинать). Это тоже сделаю, но чуть позже.