Скажу пару слов о предыдущих автомобилях, чтобы была понятна суть претензий.
Ford S-Max, комфортабельный реактивный космический корабль, который устраивал меня полностью, но хорошим он был лишь в городе и на трассе. Переехав жить в деревню, пришлось искать ему замену.
Toyota RAV-4 2005 (с постоянным полным приводом), брал с пробегом в 100К и в хорошем состоянии. Приподнял, подшаманил – доволен. Проходимости хватало, комфорта тоже. Но… хоть и тойота, всё же не было уверенности в надёжности при достаточно тяжёлых условиях эксплуатации.
Муки выбора.
Их не было. От автомобиля требовались надёжность, проходимость, простая АКП, без фанатизма в сторону той или иной марки. Объехал всех дилеров, недоприводные «внедорожники» с муфтами отпадали сразу. Пикапы отсеялись из-за дискомфорта на заднем ряду и непрактичного багажника, серьезные внедорожники (прадо, паджеро спорт) не прошли по цене. На форестер не решился, не для грязи он. Б/у не рассматривал по ряду причин (не люблю лотерею). Вот и осталась только гранд витара. «Прошлого» года выпуска, без каких либо допов. Ранее об этой марке ничего не знал.
Покупка.
Брал в кредит, в день покупки цена официально повысилась – это был отдельный праздник. Каско не из дешевых – 90 тыс. Осаго гуманное – менее 7 тыс. В салоне также приобрел сомнительные коврики (3 тыс), и терпимого качества защиту (7 тыс). Водительский коврик с вырезом под педалью газа - гениальное инженерное решение. Подложил снизу тряпочку, иначе ворс потом не оттереть от грязи.
Первые впечатления. Внутри.
Двери массивные (что редкость в наши дни), закрываются приятно (кроме задней правой). Пятая дверь сильно брякает при закрытии. Посадка и обзор – хорошие, ногам просторно, над головой – прилично места. Боковые подлокотники хотелось бы повыше, но в целом норм, дизайн у них классный, ручки скрипят. Сиденья достаточно удобны, но для долгих перегонов не предназначены. Органы управления понятные и привычные. Панель приборов – на отлично. Регулировка подсветки за рулем – очень неудобно, даже с длинными руками. Этой регулировкой я пользуюсь достаточно часто. Материал руля (полиуретан) – не очень приятный на ощупь, на руль хочется кожу. Рычаг АКП на месте, переключать удобно. Блестящее кольцо у основания селектора вообще не к месту. Кнопки на руле не особо удобны и функций у них маловато. В салоне слышно реле стопов, это показалось мне странным.
Ещё один неудобный для меня момент – при удобной посадке водителя, сзади остается очень мало места, даже для детского кресла.
Дизайн интерьера не напрягает. Да аскетично, да дубовый и гладкий пластик из прошлого века, да мультимедиа-система ровесник патифона, НО! Именно в этом автомобиле всё так и должно быть. У меня уже были хорошие материалы, люминиевые панели, цветные экраны и мягкие пластики – да это круто и радует пальцы и глаза, но это не имеет никакого отношения к основной функции моего автомобиля – доехать, во что бы то ни стало. А блестящих «крутышей» мы уже замучались из *овна вытаскивать. А они всё лезут и лезут – у меня же джЫп, вон крутилка 4WD из приятного пластика на глянцевой панели красуется.
По эргономике салона особых придирок нет. Штатно не снимаются задние сидения, на РАФе пользовался иногда – выгрузил сидения и превратился в пикап. Двери закрывают пороги – гут, багажник «не в ту сторону» открывается, ниша под полом маловата, карманов и прочих хламосборников после предыдущих авто катастрофически не хватает. Имею привычку возить с собой некоторые вещи экстренной необходимости и распихать их незаметно не получилось (компрессор, аптечка, провода, трос, мелкий инструмент, тушенка итд). Пришлось в ящик сложить. Ещё лопата, огнетушитель, топор, фонарь – вот уже и тесно в багажнике. Подсветка багажника слабая и включать её неудобно. Включать плафон сверху тоже не вариант – обивка потолка заляпается на раз.
Снаружи.
Про внешний вид нет смысла лить воду – обычный унитарный автомобиль, не вызывает ни отторжения, ни восторженных возгласов. Оптика симпатичная, передний бампер страшный, его прочность вызывает опасения при таране снежных переметов... Сразу надо ставить сетку на решетку радиатора, дворники какие-то чахлые к зиме менять придётся, пластиковая окантовка низа дверей – удобно. Массивный капот внушает уважение, расположение приводного ремня радует – это тот самый расходник, который очень важно суметь заменить самому (неплохо иметь запасной в багажнике). Доступ к аккумулятору – на отлично, не надо разбирать полкапота, марка АКБ доверия не внушает, площадка сделана с запасом по размеру, минусовая клемма прикрыта очень плохо (читай, не прикрыта). Щуп АКП далековато, щуп масла двигателя тоже не особо близко, горловина омывайки расположена удобно, уровни всех жижкостей хорошо видно. Но всё весьма кучно расположено – отмывать мотор от грязи будет проблематично.
Поехали.
Первое, что удивило – не очень удобно вставлять ключ в замок зажигания. Ладно, придираюсь. Переключатель коробки удобен, педали на месте, руль отрегулировался, отсутствие вылета не напрягает. Переключение центрального зеркала в режим «чтобы не слепило» вызывает смещение зеркала – печаль. Само зеркало на двух шарнирах – за ним удобно спрятать регистратор. Боковые зеркала – отлично, рычажок регулировки удобен. «Кнопка» сигнала на руле из ужасного пластика, я такого нигде не видел. Штатные гуделки огорчили (для предотвращения ДТП никак не годятся) – позже заменил на волговские, стало норм.
Из непривычного – отсутствие «наката» - отпускаешь газ, машина заметно замедляется. Пока не привык – под горку надо давить на газ. Работа коробки спокойная – переключения малозаметны. В городе принудительное включение третьей или второй, по обстоятельствам, убирает лишние дерганья.
От автосалона сразу на новое шоссе – чувствую каждую микротрещину на асфальте. Скидываю давление в шинах до 2 очков – не сильно помогло. Про обкатку писать не буду – я в общем и целом всегда стал спокойно ездить. Но мощности (140 сил) хватает не всегда – втыкаешь третью передачу, выдавливаешь тапку ниже пола, мотор завывает словно реактивный, уф, обогнал. Потом понимаешь – и нафига?
/// Небольшое лирическое отступление. Частенько на s-max гонял по разным городам и весям. Скоростной режим поездки по настроению – когда на пределе возможностей машины и на все деньги (173км/ч по gps), когда в режиме фуры 80-90. Разница во времени пути (1500км) была незначительна, а усталость и напряжение от быстрой езды – намного больше. Поэтому особо не гоняю, на мой век хватило, особенно учитывая многие потенциальные залеты на больших скоростях – не стоит оно того.///
Хочется пятую передачу, но и на 4-х ступке жить можно, к тому же после тойоты привык уже. Надо свыкнуться с мыслью, что для скорости придуманы другие автомобили. Знал что беру. Режим AT Power интересен, при желании можно оторваться от тупилова на шоссе, но двигатель жалко – бедолага воет что есть силы – «хватит меня крутитить-итить!!!».
Первым делом избавился от штатных шин (nexen) может я не раскусил их «изюминки», но мне не понравились. Как пластиковые колесики от роликов. Поставил bridgestone dueler A/T в штатном размере (225/70/16), стравил до 1.9 – стало намного комфортней, боковина держит нормально. Родные железные диски разочаровали своей геометрией – бороздка внутри отлично забивается глиной, после чего на асфальте начинается расколбас, а почистить проблематично. Но зима вовремя подоспела – поставил шипы на других дисках. Nordman 5 SUV 235/70/16 (шире штатных, влезли без проблем), машина стала намного мягче (вздохнул с облегчением) и намного шумней (слышу каждый шЫп, блин). Сразу подрос расход.
Про ежедневную езду по городу ничего не скажу – машина как машина. С рулёжкой/парковкой никаких проблем. Штатный свет – норм, радио ловит, печка греет, кружка-термос в подстаканнике удобно стоит – больше ничего не надо. Подлокотник добротный, регулируется, но открывать неудобно. Что не понравилось – фонарь заднего хода, что светит, что нет – в потёмках нихрена не видно.. В целях безопасности придётся этот вопрос решать, иначе черевато.
Прошли дожди, наша грунтовка раскисла. Собственно о главном – о земле матушке.
Раньше я худо бедно доезжал до дома на РАФе, это было так - воткнул первую, тапку в пол и глиняный метеорит полетел! Главное не останавливаться. Если застрял или слетел в колею – потихоньку назад и по новой напролом. Во внедорожном арсенале РАФа были большой просвет (менял пружины и стойки), первая передача на АКП, и полный привод, работающий по неведомому мне алгоритму. В распутицу у нас ездят только самые отчаянные – нивы и один товарищ на соренто (только за счет мощи двигателя – как катер над грязью).
На гранд витаре можно ползти неспешно, не раскидывая грязь на всю округу. Включил 4LL – машина превратилась в мини-трактор, прёт отлично (пока испытал только зимние шины по глине). Преключил на 4HL – и этого достаточно. Из колеи машина выгребает нормально, поперек колеи тоже нормально едет. Отсутствие есп не огорчает, а читая отзывы об этой системе и вовсе не жалею. Грязью не закидывает – очень хорошо, можно реже мыть машину. Но малый просвет и длинная база испортили всё впечатление. Двигаться приходится осторожно, на неровностях очень аккуратно, при проезде препятствий очень легко стукнуть по днищу, по битому кирпичу так вообще очково.. Под днищем прям кладовая узлов и агрегатов, и не всё прикрыто защитой. Особо порадовала раздатка, пониже бы ещё опустили. Машину придётся поднимать, пока не прошоркал дно до дыр и не оторвал всё что снизу, но как быть с гарантией – ещё не решил. До первого ТО терпения может и хватит.
Кстати, о ТО. Мануал рекомендует ТО-0 на 2000 км, но в сервисе сказали, что оно не обязательно (также узнал, что масло там не поменяют). Первую замену масла сделал на 1000км – родное слилось чистым. Залил mobil super 3000 5W-30 (позже понял, что затупил), на 2000км сделал вторую замену масла – слился черный мазут, залил mobil1 X1 (дорого, блин). Думаю с какой периодичностью менять – но точно меньше сервисных интервалов. Официальный сервис меня огорчил – не смогли дать рекомендаций по замене масла и вообще не понимают что в россии существуют «тяжёлые условия эксплуатации». Видимо их задача убить машину к концу гарантии, такой подход меня огорчил.
Малоприятные впечатления – очень скоро начался скрип в салоне (пробег 3500км), скрипят сиденья и передняя панель при проезде крупных неровностей (и это не от плохой эксплуатации – машину ещё берегу). Работа системы климат-контроля не сильно впечатлила - вроде держит температуру, но кондей очень рьяно реагирует на солнце, может начать резко морозить. С детьми в салоне это не есть гуд. Да и в целом, приходится часто крутить настройки климата, чтобы дети и не вспотели и не простыли (на форде достаточно было один раз выставить и забыть). Кстати, включение кондиционера не критично сказывается на динамике.
Шум в салоне напрягает, безобидная поездка в 150-200 км утомляет – причем штатная музыка не спасает, она ещё больше давит на уши. Да в этом плане сложно пересаживаться в гранд-витару после машины другого класса (раньше 1500 км в один пресест с двумя заправками и часовым перерывом на кофе не были проблемой, может старею, конечно). Хотя, сейчас билеты на самолёт дешевле стоимости бензина выходят.
Ещё из неудобств – задний диван фактически двухместный, не знаю, кто сможет ехать посередине. Задние сиденья не на рельсах, регулировка наклона спинки не очень понравилась. Посадка на задние сиденья не самая удобная. Задняя полка нормальная, а присоединение болтающихся тряпочек к сиденьям реализовано плохо.
Про надёжность.
Автомобиль новый, проблем нет. Уверен, что прослужит долго, если вовремя обслуживать – благо все болячки известны. Люди порой ездят до появления какого-нибудь хруста под капотом, а потом воют – где же хваленое японское качество? Не нужно надеяться на мастеров СТО, им не интересно в превентивных целях поменять масло в редукторе за один нормочас, им намного интересней поменять редуктор за десять нормочасов, когда он крякнет, поэтому следует включать голову и всё делать вовремя, а лучше заранее. Да это накладно и порой психологически сложно, но уж лучше, чем на морозе по грязи топать до автобуса. В крупнейшем сервисе форда в москве мне заявляли – масло в АКП рассчитано на весь срок службы автомобиля. Если верить их сказкам – через 100К пробега можно попасть на огромные деньги, хотя проще заранее всё сделать за 4-5 тыс рублей, и не надо говорить, что пользователь может и не разбираться в устройстве автомобиля. Пару часов вечером покурить форумы – не велика проблема.
Попробую резюмировать.
Ругать этот автомобиль сложно. Реальная аналогия – нива. Ты должен знать, для чего он тебе нужен, заранее знать обо всех недостатках, довести до ума и пользоваться по назначению.
Это максимально доступный компромисс цены/проходимости/надёжности/комфорта. Как и в любом компромиссе чем-то надо жертвовать и смириться с особенностями. Расход 12-14 л по городу не смущает (если машина рабочая лошадка и должна быть на ходу всегда – это окупается).
Многие говорят, что цена завышена (1.3м). Х.з., дастер в малость «комфортной» комплектации стоит миллион! И весь этот комфорт какой-то игрушечный и несерьезный. Комфортный соренто намного дороже – но он далеко не проедет вне асфальта; проходимый и комфортный L200/Hilux тесен и неудобен в повседневном использовании; комфортный, проходимый и просторный прадо – весьма недешев. Выбор есть, если что. Считаю стоимость универсальной гранд-витары, да ещё и сделанной в японии – адекватной.
Спасибо за внимание.
Много фото не будет, ничего интересного вокруг нет. Внутри тоже ))
Дополнения будут, про самодельные брызговики и поперечины багажника.