Привет всем любителям Сузуки Джимни, а в частности классической модели, именуемой в народе Самураем. Решился я все таки написать свой отзыв об этой машине, надеюсь, что кому-то он будет полезным при выборе будущей машины, кто-то подчеркнет для себя что-то новое, а кому-то будет просто интересной информацией. Начну немного с истории.
Насколько я знаю, выпускать эту машину начали в 68 году (Suzuki Jimny LJ 10),но на экспорт первая модель SJ413 вышла лишь в 1986 году. То есть только через два года после появления внедорожника на рынке.
Характеристики Джимника 68 года смешны для нас сегодня, ибо двухтактный двигатель 360 см3, правда при массе 600 кг, напоминает больше мотоцикл на раме и жестянкой, но в любом случае – это был настоящий рамный внедорожник.
Далее в истории появилась очередная модель, уже с 3-цилиндровым двухтактным двигателем водяным охлаждения объемом 550 см3. Это случилось в 1974 году. Эта модель уже имела закрытый кузов и запаску заднюю.
Время шло, автомобиль развивался, появлялись новые модели: 1977 год - у внедорожника появился 4-тактный 4-цилиндровый двигатель объемом 800 см3 и мощностью 41 л.с. Наконец, в 1981 году был выпущен привычный знающим людям классический LJ410, и следом за ним в 1984 – LJ413 (люксовая модификация с высокой крышей и двумя дополнительными окнами). В 1987 году свет увидела модификация Long Body c удлиненным кузовом и увеличенной колесной базой.
История моей покупки.
До этого у меня было множество автомобилей разного калибра. Был дизельный универсал 88 года (Королла), бензиновый универсал (Н. Ад), далее была спортивная комплектация Карины ЕД, после этого я пересаживался на более крупный автомобиль (Н. Караван), предпоследней машиной перед покупкой Самика был Т. Левин, как некий временный автомобиль в период повышения цен на топливо и временное избавление от долгов.
Мыслей было множество перед определением своего будущего автомобиля. Никто бы не мог подумать, что сначала я задумывался, причем серьезно, о покупке комфортного автомобиля. Выбор был очевиден – Тоёта Краун, но был “но…..”, большой “но…..”. Этим летом 2008 года я крепко с одноклассником подсел на поездки на природу. Понятно, что на Левине подобные поездки заканчивались небольшими неприятностями, которые постоянно меня нервировали: то глушителем чиркнешь, то днищем цепанешь, то защиту под крылом оторвешь, хотя машинка была не в тюнинге и не низкая при внешнем рассмотрении. Последней точкой кипения моего, была поездка во Врангель, где был настолько крутой подъем, посыпанный грунтом и песком, на который на переднем приводе я заехать так и не смог – вытащили на буксире. Поразмыслив о своей жизненной концепции, сопоставив все плюсы и минусы, ну и наконец, уговоры моего одноклассника, с которым мы каждые выходные выбирались на природу, я сделал выводы. Краун – это хорошо и звучит громко, но это 15 литров бензина, задний провод, Плюс ко всему, это повторение оторванных защит, чирканья глушителем и днищем. Ходовые качества надежные и комфортные, но не для бездорожья, и если что-то начинает брянкать, то мой музыкальный слух будет напрягаться. Сам одноклассник ездит на Сурфе, и конечно же я загорелся джипом. Удовольствие это конечно недешевое, но цель есть, а когда есть цель, то нужно её добиваться. Всегда был поклонником великого TD-27, конечно же Нисан Террано. Пересмотрел я на свой бюджет их около десятка. Без пробега дороговато для меня, а вот те, что в хорошем состоянии либо не продают, либо просто цена опять же не по моему карману. TD-42 – это ,пока что в мечтах. Сколько я “утиля” насмотрелся, аж противно было, что за такие деньги, такой хлам. Я конечно понимаю, что документы на Террано около 5000 у.е. стоят, но 3000 за что???? За гнилой кузов, замасленный двигатель, угаженный, как после тайги, салон? Неее. Это не дело. Однажды я загорелся отличным красавцем Дайхатсу Рокки. Поднят, 30 колеса, ухоженный салон, приемлемая цена. Посмотрев, прокатившись, я понял, что машина хорошая, но видимо изрядно уставшая, плюс ко всему коробка с керамическим сцеплением мне никак не давались. Решил я присмотреться на Сузуки Эскудо. Был у моего батюшки такой аппарат. Хорошая и надежная машина, но те варианты, что я смотрел мне не подходили. Мой друг ездит на Джимнике 98 года. Этакий “колобок” хорош – два моста, рама, но как-то мотор 1.3 меня не восхищал. Мол моторесурс для такова мал, а про 660 кубовые с турбиной я вообще смеялся. Но однажды я прокатился на таком, и был ошарашен. Это конечно не болид, динамика не та, то ходовые качества превосходные. Почитав множество отзывов, убедился в том, что нужно к нему присмотреться, но не попадалось ничего такова для меня, чтобы аж затронуло душу. Однажды утром, на работе, уже хорошо подружившись с
www.drom.ru, я увидел, то, что так долго искал. Это капитально уходит в разрез тому, что я искал. Suzuki Jimny Sierra 95 год. Без пробега. Грязевая резина, сигналка, багажник на крышу – приятные мелочи и все же основанием было не это, а то, что машина меня реально зацепила, да и цена была по мне, несмотря на то, что пришлось немного занять.
Встретился в этот же день с продавцом. Оказалось, что он просто продавец машин. Покатался месяц на природу и продает…да и коробку, с его слов, он не особо любит. Осмотрел я двигатель, все чисто, в двигателе полусинтетика, что меня порадовало. Синтетика хороша для такова двигателя, но на мой взгляд , не для такова года. Что по кузову. По кузову, никакой практически ржавчины, что меня тоже очень поразило и порадовало. Кузов точно не крашен, потому что был косяк один – полезший лак на капоте и крыше. Кто-то говорит, что это из-за того, что машина долго стояла без действия, кто-то, что на капоте лак лезет из-за кондиционера, который так любят использовать японцы. Не буду судить, но полезший лак для меня не было причиной не покупать машину, да и такие мелочи только украшают такую боевую машину. Кстати, работающий кондиционер меня совсем убил наповал. Я не привык им пользоваться, тем более был готов к тому, что на этой машине будет многое, что не работать, и в первую очередь кондиционер, но он работал, причем очень даже хорошо. Что по салону. Все в пыли, ибо продавец, как сказал, позавчера приехал с природы. Но сидения, пластик – все чистенько, не прокурено. Ходовые качества, после Левинов, Караванов и тд. заметно отличается. Жестко. Все гремит, но, а что вы хотели от 4 пакетов рессор??? Тронулся я с первого раза, даже не заглох, хотя на коробке ездил только на дизельной машине. Непривычно было, но хозяин говорит:”Привыкнешь.. Это по началу кажется, что от такой тряски и грохота салона, сейчас все развалится”. Передачи переключались, как по маслу. Мне всегда нравилась такая модель Джимников, но меня всегда пугал возраст машины и малолитражный двигатель, но машина была в действительно прекрасном состоянии, хотя понимал, что многое нужно будет довести до ума. Батюшка осмотрел мой выбор, посмеялся, сказал, что меня не видит в этой машине, но по состоянию нареканий у него не было, за исключением 3 дырок в раме, но это все заваривается.
И вот я стал обладателем машины… Был период когда, у нас во Владивостоке закрыли все автомагазины, и поставить машину на учет было очень сложно… Эту проблему я решил, также, как и ту, что вся машина затонирована, включая лобовое стекло. Очень кстати, помогает – от сколов, от встречных фар, от слепящего солнца. Хотя сейчас могу сказать, что ночью в дождь тяжело ездить – ничего не видно.
На номера поставил машину, решил все бюрократические нюансы. Далее приступил к процессу привыкания к машине и переделывания её под себя любимого
Первым делом я разобрал весь салон (не включая торпеду)…под покрытием никакой ржавчины, так мелкие точки….Пропылесосил, постелил утеплитель. Далее все подкрутил, зажал. Специальным средством прочистил печку. Следующим шагом было покрытие антикоррозийным средством, купил 2 баллона. Японец все-таки любил машину, почему она и была не такой ржавой, тем более облегчил мне задачу. Все арки, горловину бензобака, пороги, он уже обработал антикоррозийкой. Я лишь доделал то, что посчитал нужным: бензобак, дверные петли, низ дуги, и так по мелочи. Машинка внешне преобразилась, но полезший лак на капоте и крыше меня все таки начал нервировать… решил не заморачиваться и сделал “аля карбон капот”, просто задул его антикоррозийкой, так же и крышу… Получилось эффектно и бюджетно.. сразу скажу, что водой не смывается (из кершера не поливал, но не хочу пробовать). Несколько наклеек для эффектности.
Штатные противотуманки светят тускло, плюс на одной была перегоревшая лампочка. Воткнул новые по 100W. Теперь что касается двигателя. Все просто и надежно. Стоит не EFI, а EPI , проще говоря, моновпрыск. Было пару косяков. Во-первых, когда работает мотор, слышны мелкие удары, но на расход не влияет, обороты не бегают, масло в норме. Решил поменять свечи. Стал выдергивать контакты бронепроводов и тут казус. Один контакт так и остался на свече. Пришлось поменять бронепровода. Задача эта не из легких - найти что-то на такой двигатель. Пробегал все Военное Шоссе в поисках, и только в конце базара, под заказ, мне привезли новые провода за 1000 рублей. Зараз и поменял свечи. Машина стала работать ровнее, но мелкие удары так до сих пор и не ушли. Второй косяк я не считаю за косяк. Иногда мерцает лампочка “Перегрев катализатора”. Менять ламба-зонд не стал. Он однопроводной и толку с него почти никакого, кто бы со мной не спорил. Он у меня не оборван, просто видимо где-то контакт “прикипел”. Расходом топлива доволен, поэтому не заморачиваюсь. Летом на грязевой резине 21575 на 15 Dueler Brighstone расход по городу 10 литров, за городом 9 литров. Удивительный момент получается, на новых Джимниках стоит специальная система, которая поддерживает расход топлива на скорости. На самурае, расход чувствительно ощущается на скорости – при скорости выше 80 кмч расход увеличивается, а на 60-70кмч топливо просто нюхает. Поэтому при поездках за город, моя крейсерская скорость не выше 70 кмч. Сама машина не провоцирует на быструю езду и не потому что не может, потому что такой он Джимник и не в этом его стихия. Хотелось бы отметить еще небольшой, но приятный момент, который тоже влияет на расход. Это ручные хабы. Не знаю, как у других, у меня стоят AISIN. Ну, а коли я затронул тему динамики машины, продолжу свои ощущения. Первая передача короткая. Я не особо люблю переключать передачи на высоких оборотах. Кто-то выходит на вторую на 4000, а обычно на все скорости переключаю на ровной дороге, на 2500-2700, иногда на 3000. В горочку накручиваю до 3500. Вторая скорость тоже не длинная. На третью также перехожу на 2500-2700. Вобщем стараюсь бережно эксплуатировать машину. Плюс коробки от автомата во многом. Кто-то говорит, что на коробке и больших колесах легко спалить сцепление, но я не на больших колесах и плюсы коробки большие. Во-первых, легко варьировать оборотами двигателя, если на “колобке” и на автомате, машина часто знает 3000 оборотов, то на коробе 3000 только при разгоне. Огромную роль играет и 5-ая передача. Можно спокойно не напрягать двигатель. В пробке на 1 передаче не газую и не играю педалями, она просто медленно катится. Зимой так само удовольствие. Первую воткнул и катишься по льду.
Сейчас немного расскажу о подвеске. Думаю рассказывать о том, что все предельно просто до безобразия не стоит. А вот что сделал, расскажу. Около гаража есть небольшой неровный подъемчик. Пытался взять его с разгона. Шустро вскочил на него, но из-за того, что машина неловко накренилась лопнула подкоренная рессорина. Пообщавшись со знакомыми, узнал о том, что рессоры в большинстве случаев лопаются не только из-за нагрузки или старости, но из-за трения. Поэтому поводу решил полностью перебрать всю ходовку, зараз всю её смазал графитной смазкой. Но перед этим задумался о лифте автомобиля. Если кто-то читал про лифт, то знают, что машину лифтуют разными способами: удлинение сережек, перенос рессор поверх мостов, тюнингованые рессоры. Тюнингованые рессоры для меня совсем не бюджетный вариант, перенос рессор, если не своими руками примерно будет стоить у нас 7000-8000, если не ошибаюсь, но устойчивость машины нарушается. Потребуется ставить большие колеса, делать вынос дисков. Монстра строить не собираюсь, потому что машину использую для повседневной езды. Хотел немного приподнять машину, чтобы смотрелась бодрее и увереннее. Размер колес варьировался от 23575 на 15 до 22580 на 15. Первый размер, клиренс увеличивает на 1 см(по сравнению с моими 21575 на 15), а вот второй хороший размер, но грязевая резина либо очень редкая, либо такой нет – не знаю. Поэтому первый размер как-то меня не особо удовлетворяет. В мыслях до сих пор пребываю. Самый край 30 колеса, но я еще много раз сопоставлю все “за” и “против”. Размер 23575 на 15 – это самый последний размер, который можно ставить на эту машину без лифта. Максимум подрезать боковые пластмаски на бампере, либо просто убрать их. Если будут задевать при повороте о рессоры, то тут либо литье с выносом, либо проставки.
Оставался единственный способ лифта – удлинение сережек. Способ простой, но тут есть свои ньюансы. Стандартные серьги – 100 мм. Сзади удлинять можно хоть на сколько, но тут главное не переборщить, иначе всё ими собирать будешь, а если что-нибудь заденешь, то можно и рессорину коренную сломать. Спереди там еще все сложнее, если серьга очень длинная такие же проблемы могут быть, как и сзади, но к этому можно добавить вибрации, с которыми можно столкнуться при попадании колеса в яму. Машину начинает так “колбасить”, что это чревато плохими последствиями. Нужна как минимум тяга-панара, или балка между ними самими. Но нужно ли это??? Что касается доноров. Ставят, кто не знает, от российского автопрома - от москвича, газели. Порывшись в интернете, узнал о том, что у меня уже стоят не родные – “TAK”. Они длиннее штатных на 25мм. А более и не надо мне. С серьгами я успокоился. Нашел 4 пакета рессор с машины 91 года, достались можно сказать на халяву 1500 рублей. Почистил их турбинкой, смазал графитным средством против трения, соберу и поставлю на место своих, заменю некоторые листы. Добавлю небольшие резинки на концы листов, для мягкости и для небольшого подъема. Есть люди, которые считают, что это не лучший вариант брать листы от других пакетов, но в моем случае никак. На заказ один пакет новых русских рессор изготовить из стали хорошей, я узнал стоит 4000, того 16000 – не вариант для меня. Спереди собираюсь доложить по листу, ибо жесткости не хватает. Так что спереди у меня будет 4 вместо 3 листов. На задних пакетах стоят по одному грузовому листу(они обычно либо прямые, либо выгнуты в обратную сторону). По науке они должны быть прямые. Их обычно убирают, либо заменяют на пару обычных. Кстати, колхозить рессоры можно и с русских машин. Но не все идеально встают: что-то шире, что-то длиннее, что-то жестче, что-то наоборот, что-то резинки съедает быстро. Короче, мне повезло, что нашел от того, что надо. Грузовые листы я оставил.
Что касается амортизаторов. Тут можно мастрячить все что угодно, но есть тоже свои ньансы. Если ставить “доноры”, то нужно иметь ввиду, что амортизатор в сжатом состоянии должен быть по длине одинаковым с родным, иначе его будет пробивать, либо в моем случае, удлинить отбойники на расстояние разницы в длинах амортизаторов. Если в растянутом длинее, то понятно, что предполагается лифт. Сзади я поставил усиленные газовые от Бигхорна. Безумно жесткие амортизаторы. По началу, сомневался их ставить, ибо многие считали, что машина в комплексе с рессорами будет дубовой, но нет. Машина жесткая, но зато нагрузка на рессоры спала, подгружать задок можно смелее, ну и надежность вечная. Короче дискомфорта не ощущаю. Спереди поставил от дизельной Тоёты Калдина. Тут немного пробивает на больших кочках. Нужно перед приподнять, либо как я уже сказал – удлинить отбойник. Можно попробовать от Короллы, я не пробовал. А от российских, если не ошибаюсь ставят от Нивы, Волги.
Вобщем покрасил мосты черной краской для эстетического вида, вывел сапуны выше уровня мостов. На мостах, есть сапуны, которые убирают избыточное давление. Если ездить часто по воде, то вода попадает во внутрь моста, а это я думаю понятно к чему приведет. Поэтому пассатижами вырвал колпачки и на сапуны одел шланг, затянул металлическим хомутом. Спереди шланг вывел под капот, сзади выше бампера. На раздатке есть шланг небольшой длины (100 мм примерно), его тоже можно защитить. Что касается всяких мелких шланчиков, то их на пластмассовые хомутки спрятал от нечаянных повреждений.
Несколько слов о салоне. Из плюсов могу выделить ручку возле переднего пассажирского сидения, за которую очень удобно держаться, когда машина “козлит”, салон быстро прогревается и даже на мелкой скорости работы грелки, становится душно, материал обшивки по-армейски практичный и легко чистится. А вот и минусы. Не хватает подлокотника, но эту проблему я решил своими руками. Поставил подлокотник от Хайса. Часов нет, это напрягает, поэтому придется ставить от прикуривателя или довольствоваться тем, что есть в магнитоле, которую можно поставить только узкую (1DIN). Руль обычно с Японии уже стоит не родной, а спортивный, потому что при родном руле рукам мешает дверь. С задними сидушками делать можно все что угодно.. Кто-то убирает их вообще, кто-то убирает одну за водительским сидением. Я ничего пока не убирал, но места в багажнике практически нет – это огромный минус. Одно радует, что сидушки складываются. На передних сидениях конечно не развалишься.. Порой напрягает то, что хода у сидений небольшие, но зато если снять подголовники, опустить сидения, постелить что-нибудь мягкое, то очень удобно спать на природе. Кое-как нашел коврики под ноги, пришлось брать те, что нужно резать. Спереди конструкция не продумана. Кстати, о приятных мелочах. Под капотом, где на удивление можно найти домкрат, есть много сводного пространства. Я туда прикрутил короб для воздушного фильтра от Субару Доминго(просто куча запчастей в гараже валяется). Теперь этот короб у меня бардачок, в нем храню перчатки, пару ключей, воронку небольшую.
Что же еще рассказать?? Совсем недавно поставил на крышу “люстру” с четырьмя фарами, а к багажнику прицепил на металлический хомут лопатку. Процесс установки люстры не быстрый. Балка и сами фары японские (JAOS), пришлось полностью их перебрать и почистить. Лампочки поставил не мощные (55W). Большие по мощности не ставил, поберег свой генератор. Может сгореть. Стоит штатный 45ый, но слышал что от Сузуки Свифт с таким же мотором ставят – он на 60 (если я не ошибаюсь). Cветят хорошо, я доволен. Провод брал толстый, чтобы избежать нагрузки на электрику и перегрев, провод управления тоньше – там нагрузка незначительная. Далее вывел тумблер на панель. Силовое реле взял от Таун Айса, но модель машины не важна, главное реле. Предохранители лучше брать на разборке, с других машин(такие солидные внешне и внутри), потому что простые покупные в 15-20А почему-то не всегда держат. Я воспользовался каким-то судовым. Тьфу-тьфу-тьфу. Вроде работает. Далее, все соединения – это очень важно. Главное правило – минимум потерь!!! В строительном магазине купил соединительные шлицы. Проще говоря, чтобы концы проводов зажимались болтами, а не скручивались.
В планах самодельный шнорхель. Самодельный и дешевле и на таких машинах по-моему его только сами мастерят, да и сморится лучше. Все просто, главное заготовить материал. Метр жестяной трубы(лучше жестяной, потому что сантехнические смотрятся некрасиво и не факт, что не треснут), далее угловые трубки (снять можно с любой машины – у меня будут от Ипсума “царство ему небесное”). Гусак буду делать по направлению движения. Говорят из-за подачи воздуха динамика улучшается. Поставлю, проверю.
В дальнейших планах все-таки приподнять машинку, поставить защиту на бак и раздатку, воткнуть рулевой демфер. Кстати, легко и самому сделать, у некоторых машин он идет в штатном положении. Силовые бампера, лебедки, блокировки, смены передаточных чисел – это далекое будущее. А сейчас и так всегда есть чем заняться.
Ну и наконец, несколько слов о проходимости. Если читали отзывы ниже, то повторюсь – идет там, где монстры просто встают. Вес действительно небольшой - 3 корефана, взявшись за переднюю дугу, смогли сместить с места. Узкая база – это просто прекрасно. Узкий в ширину – это конечно не есть гуд (порой страшно бывает когда машина под наклоном), хотя и исправляется широкой резиной, дисками с минусовым вылетом или просто проставками, но зато проехать можно легко, как в городе(между машинами в пробке или при парковке), либо в лесу (между деревьями). В грязи, как рыба в воде. Метет, несет, забрасывает, но идет. По каменистому грунту бывает напрягается, но тут мне кажется, просто резина не та. Взбираться можно на препятствия почти под 90 градусов
Общие впечатления.
Когда у меня спрашивают:”Как машина? Нравится?” Я отвечаю:”Эта машина для души”. Нет комфорта, нет гламура, со стороны смотришься как “мальчонка в коробчонке”, среди крузаков и сафарей, смотрится смешно, но прокатившись на Самике, можно влюбиться в эту машину. Обычно эту машину используют, как вариант для поездок на природу, охоту, рыбалку, но я с удовольствием езжу по городу и доволен. Как приятно, когда можешь припарковаться где угодно, в пробке в любую дыру впихнуться, когда тебя пропускают те, кто знает и уважает эту машину или боятся те, кто боится ударится (бампер всегда молотком можно простучать или вообще его выкинуть), подкрасить спокойно антикоррозийкой )
Вот наступила зима. Заехал на СТО. Тут меня ожидала приятная неожиданность. Все масла где только можно – синтетика. Холода ударили и порой, как и многие Сузуки плохо заводится, но выручает хороший аккумулятор, накрайняк с толкоча можно завестись. Поставил резину поуже – 19580 на 15. По городу летает по льду без 4ВД. Резина конечно хорошая, но и все же она не главная. Недавно с главной дороги заезжал на ледяной подъем, на котором стоять тяжело, катишься. Так вот заехал бы на 2 вд, просто спереди стоял грузовичек, пришлось сбавить газ и застрять. Вышел, включил хабы, воткнул 4Вд и далее, как стоял, так и поехал, даже не носило. В снегу еще не пробовал – снега мало в этом году.
Вобщем, если задумались брать эту машину, то сначала сопоставьте свой образ жизни, и если точно задумались о покупке этой машины, то дерзайте!!! Достойная машина.
p.s. Не судите отчет по одной фотографии. Скоро выложу большой фотоотчет.