Ну и как сейчас твоя Тесла? Куда на зиму ее поставил? Пробовал зимой выезжать на ней? Зимой то в ней хоть немного тепло? - топ самых часто задаваемых вопросов про машину от людей, которые считают электромобили ошибочной веткой развития автопрома :)
К их удивлению я езжу на машине каждый день в любую погоду и в -30 и в жуткий снегопад. Решил поделиться впечатлениями от зимней эксплуатации и особенностями машины.
1. Сразу говорю моя машина не стоит круглые сутки на улице, она может простоять весь день у офиса, но ночует либо в гараже (там температура примерно на 15 градусов выше чем на улице, т.е. если на улице -30, то в гараже -15, а если на улице -15, то в гараже около нуля) либо в подземной парковке (там температура постоянная около +7). При этом, когда машина подключена к розетке (в гараже) - она сама может прогревать батарею и держать ее температуру в нужном диапазоне, при зарядке машины иногда появляется специальный значок обогрева. Когда садишься в машину, которая долго простояла на улице - возле батареи появляется значок снежинки и надпись "Динамическое торможение снижено и восстановится в процессе движения", что означает, что рекуперации почти нет и по мере движения батарея прогреется и будет отдавать (и забирать) заряд полноценно.
2. "Ну вот, а ты оставь ее на сутки на улице в -30 и посмотрим что с ней будет" - тоже достаточно часто слышу эту фразу, но такое не пробовал. Если у меня в жизни будет такая необходимость, то я так сделаю. Скорее всего машина включится и поедет, но в режиме ограниченной мощности и по мере прогрева будет ее увеличивать.
3. "Сколько зимой км проезжает?" судя по расходу электричества проедет примерно 250-300 км. В основном отзыве я уже писал, что мои ежедневные поездки значительно короче, даже сейчас зимой я заряжаю ее раз в несколько дней. Съездить туда-обратно до Железногорска к родственникам жены (примерно 70 км в одну сторону) можно легко. На Ниссан Лиф 30 кВт зимой можно быть уехать только в одну сторону и там нужно было заряжаться. С момента покупки у меня ни разу не было ситуации, чтобы я разрядил машину ниже 20%. Поэтому зарядить до 100% и потратить весь заряд до 1% и посмотреть сколько км получится у меня пока не получилось :)
4. Как она себя ведет на дороге зимой. У меня полноприводная версия. Едет мощно, стабильно, но реализовать всю ее мощность с приходом холодов стало почти нереально (шины не могут обеспечить держак с дорогой), но ездить комфортно. Тут своими словами постараюсь объяснить ее поведение.
Если на обычной современной машине на скользкой дороге дать газ в пол, то срабатывает электроника и она тормозит колеса (со звуком как у АБС "тр-р-тр-р-р"), то у Теслы нет никаких торможений колес, а есть просто ограничение мощности электромотора. Стоите на светофоре - даете газ в пол, машина бесшумно ускоряется ровно настолько, насколько колеса цепляются за асфальт без посторонних звуков "тр-р-тр-р-р". Нет никакого дискомфорта при вождении мощной машины на скользком покрытии. Но есть один нюанс :) рекуперация. Едешь 60 км в час, дорога очень скользкая, батарея теплая и машина может полноценно рекуперировать энергию обратно в батарею (в основном отзыве я писал, что почти не пользуюсь тормозами, отпускаешь газ и она осаживается сама сбавляя скорость забирая энергию в батарею обратно), так вот, скользкая дорога, едешь себе 60 км/ч, перед тобой машина тормозит, ты по привычке просто отпускаешь газ, и Тесла просто блокирует колеса (юзом) т.к. рекуперация настолько сильная, что сцепления шин не хватает. Потом спустя секунду машина их (колеса) отпускает, видимо срабатывает электроника и далее ты уже тормозами останавливаешь ее, но эта секунда очень нервировала первое время, особенно если ты делал перестроение в этот момент. Но это было на сильном гололеде. Решения тут два - можно отключить (уменьшить) рекуперацию либо привыкнуть к этой особенности.
Именно у этой Теслы (Performance) прямо с экрана можно менять распределение мощности между передним и задним приводом от 0 до 100%. По умолчанию стоит 50/50. Можно сделать 0/100 (полностью заднеприводная), либо 100/0 либо 30/70 и любые другие варианты, а также отключать (тоже пропорционально) стабилизацию для возможности подрифтить.
Я езжу в режиме 50/50 и со слегка ослабленной стабилизацией, это значит, что в скользком повороте зад немного заносит, но не ставит машину боком, мне нравится такой режим. Боком (режим 0/100) она тоже ездит, попробовал на площадке, но в отличии от машины с ДВС, где ты дал газ и она пошла боком, тут надо постоянно держать нажатой педаль газа, если убираешь ногу - она почти мгновенно останавливается. Нужно привыкать.
5. Шины - я поставил новую липучку, т.к. все прошлые годы в Красноярске лили реагенты и 95% времени мы ездили по мокрым дорогам. В этом году реагенты вроде запретили, но за счет полного привода липучка держит машину хорошо за исключением описанного выше.
6. Еще из особенностей - если вам плохо продуют дверные ручки, то они замерзнут и открыть машину можно будет лишь если предварительно с приложения вы ее прогреете минут 5-7 - тогда тепло из салона пройдет через дверные карты и ручки отогреются. Поэтому обязательно на мойке лично проверяю чтобы при мне продули ручки еще раз.
7. Прогревается салон быстрее чем на ДВС, через 1-2 минуты в машине очень тепло, даже не нужно включать подогрев сидений. При движении тоже ничего никуда не выдувается, тепло. Езжу с выставленным на автомате климатом на 21 градус всегда.
Что еще написать? 31 декабря мыл машину, и мойщик меня спрашивает "А вот какие у нее есть три главных минуса?". Я честно даже растерялся. Исходя из всего опыта эксплуатации назвал:
1). низкая (например, заехать в паркинг на Маерчака напротив БЦ Баланс можно только по диагонали иначе цепляет брюхом);
2). очень много внимания привлекает (у меня уже огромная коллекция видео с регистратора, где пока она стоит люди вокруг нее ходят, фотаются на капоте, дети ее целуют, да-да и такое было), постоянно на улице что-то спрашивают либо просто фотают. Это все радует только первую неделю-две и потом слегка утомляет. Особенно когда на капоте сидят в твое отсутствие;
3). плохая шумоизоляция по сравнению с аналогичными по классу машинами с ДВС.
Резюмирую, что зимой на ней можно спокойно ездить, валить так как летом она не будет - нет сцепления с дорогой и реализовать ее мощность нельзя, ездит машина каждый день в любую погоду, нет такого, что я ее не беру если на улице, например, ниже -20. При этом, есть свои особенности при движении из-за рекуперации и после мойки.
P.S. уже написал отзыв и вспомнил еще вопрос - что сломалось в машине за это время? Технических поломок не было. Беда всех Тесел Модел 3 - задние поворотники, которые потеют. У меня после мойки он запотевал, потом спустя время погасла красная окантовка по периметру (сам поворотник моргает, но не горит красная подсветка). Сняли - а в нем литр воды, реально слили почти литр, оказалось, что вода заполнила его почти наполовину внутри. Цена вопроса около 15 тыс рублей за новый, но т.к. с новым может произойти аналогичная проблема - то его надо сразу обработать герметиком по периметру.
P.P.S. за это время двое моих знакомых купили себе Теслы всего один раз 5 минут прокатившись на моей.