Привет всем.
Давно хотел написать отзыв о своем автомобиле. Так давно, что автомобиль этот уже успел сменить :) два раза. Теперь уже впору писать отзывы о трех автомобилях. К счастью они все родственники, двое – так вообще братья-соплатформенники. В порядке очередности владения получится такой список внедорожников марки Toyota:
Land Cruiser Prado KZJ95 1996 г.в. японец с правым рулем
Land Cruiser Prado KDJ120 2004 г.в. леворульный европеец
4Runner GRJ215 2008 г.в. произведенный в японии для рынка США
Подробно про прадики наверное напишу позднее, сейчас только в краце объясню историю приобретения, и почему собственно был куплен раннер.
Ездил я себе в ус не дул на праворульном зеленом дизельном японце 96 года выпуска, купленном в начале 2006 года. Надежнейший автомобиль, всем меня устраивал, иногда только жалел, что 5ти местная комплектация, всю семью за раз с дачи/ на дачу не увезешь, спать на разложенных 2х рядах не очень удобно, с тремя рядами получше. Через год по моему после покупки, прикрыли у нас лавочку с праворульными авто, запретив их ввоз. Ну меня авто устраивало, ездил себе дальше без проблем, не задумываясь о замене. Дорабатывал подвесу, лифтовал, ставил колеса побольше и т.д. И тут приходит год 2010й. В конце 2009 года выясняется, что с нового 2010 года таможенный союз с Россией и совсем другие ставки таможенных пошлин. Понимаю, что прадик не вечный и уже далеко не современный, и что после введения пошлин я уже ничего свежего и внедорожного от тойоты себе позволить не смогу, начинаю усиленно искать возможности приобретения чего-нить, а точнее прадика поновее. Благо до этого немного откладывали денег, было с чего начать. Выставил 95й на продажу – не берут, приезжают смотрят, но хотят совсем большую скидку, чуть не полцены. В сад отправляю всех, понимаю, что после нового года цена которую я просил покажется смешной на фоне новых пошлин. Решаюсь перезанять немного, хорошо что было у кого. В октябре начинаются поиски 7ми местного KDJ95 2000-2002 в европе. Несколько вариантов обламываются, время идет, ничего не получается. Тут другу покупают 120й дизель 2002 года в Литве. Эстонский, который был куплен и все время эксплуатировался в Эстонии (в итоге оказался очень даже не плохим, ездит до сих пор и радуется). И не шибко дороже, чем 95й который я искал. Даю задание искать и 120й тоже на всякий случай, расширяя себе одновременно кредитную линию :)
Ничего не находится, все оказывается дороже или уже продано. Сметали видимо наши все, что продавалось, потом пробки из ж.д. составов к новому году стояли под Алматой.
14 декабря хочу забирать деньги у поставщиков и тут увидел в Литве один 120й 2004 года по приемлемой цене. Продавец сразу отозвался на мыло, что документы на руках, поставщики есс-но чем деньги возвращать, покупают его не глядя. 15 декабря его уже забирают и отвозят на погрузку. 31го декабря ночью он приходит на свх, к этому времени уже растаможен по предварительной декларации. Вот такой подарочек на новый год. :)
С подарочком пришлось конечно повозится. Ну это тема отдельного отзыва. Скажу только вкратце, что к лету успел многое поправить, разобрался с топливной, кузов поправил, ходовку и т.д. Но тут в июле объявляют льготную растаможку на 1 год. Цены на авто падают. Зато появляется возможность поменять свой подарочек на подарочек посвежее. 95й так и не продал еще, ездил на обоих авто. К осени выставляю на продажу 120й, к октябрю он продается. Наученный опытом решаю брать машину со штатов, там все же есть карфакс/авточек с описанием страховых случаев, реальным пробегом и т.д. Хоть какая-то надежда купить не шрот. Машину брал с помощью Борис4Раннер, с профильного форума ленд-крузер.ру и нашего земляка – карагандинца по совместительству.
Выбирал сам на cars.com, знаю это дороже, но шансов на утиль поменьше. В итоге в ноябре был куплен темносерый 4Runner 08 модельного года (выпуск 09.2007), в семиместном исполнении, без люка и кожи (с люком потолок с моим ростом довольно близок к голове, а кожу просто не хотел, потому что не понравилась в 120м), погружен и отправлен в Караганду. Откуда я его забирал как раз в районе 8го марта. Переобул там в заранее отправленную друзьям зимнюю резину и помчали мы с другом на юг в Алмату. Дороги были чистые после недавней оттепели, поэтому почти сразу была проверена максималка )) Двигатель 1GR V6 4литра впечатлил тогда очень. Тянет с низов почти как дизель, тянет отлично, с тяжелой рамной машиной справляется, как с игрушкой. Даже на скоростях 120-130 всегда можно поддать еще и пойти на обгон, ускорение будет впечатляющим. На бездорожье тоже не пасует, был потом неоднократно проверен нашими степными и горными направлениями. Конечно тяга распределена в диапазоне рабочих оборотов по другому, чем на дизеле. Ездил по одному и тому же маршруту, в районе Чингельдов, с крутыми горками, камнями, зыбучими песками и др. На дизеле даже не задумывался о том, чтобы включать пониженную, а вот раннер приходилось либо крутить на подъемах до3тыс. оборотов, либо для уверенности включать пониженную. Такое же поведение оказалось зимой в снежной колее и каше. На прямой передаче надо ограничивать коробкой переключения вверх и крутить до 3тыс, либо включать пониженную. На пониженной прет как танк :) Все ограничения проходимости связаны в основном с геометрией машины, дорожной резиной и прокладкой между рулем и сиденьем :)
Геометрию немного подправил сначала проставками, потом подобрал пружины и амортизаторы получив довольно неплохой поведение автомобиля. Спереди пружины арб оме 2883, самый «легкий» вариант лифта от этого производителя, 4см без доп. нагрузки, сзади пружины тойтек, тоже с лифтом в 4см и увеличенной на 10% доп. нагрузкой. Амортизаторы бильштайн 5100 спереди, родные аморты от тлк100 сзади. Родная штатная подвеска, особенно задняя, чересчур мягкая, пассажиров укачивает на плохой дороге, аморты от 100ки исправляют эту ситуацию на 100%. Автомобиль становится собранным, пропадает раскачка и болтанка. Комфорт при этом почти не страдает, мелких неровностей автомобиль также не замечает, как и с родными амортами.
«Подымая – расширяй», поэтому взял второй комплект дисков с вылетом поменьше, чтоб колея стала пошире, резину ат-шную размером побольше. Посмотрев на расколотый другом на автодороге Алматы-УстьКаменогорск китайский диск взял оригинальные диски от фж-крузера, у них вылет на 15мм меньше, как раз по идее то, что надо. С меньшим вылетом резина размером 265/70R17 начинает задевать в передней арке за подкрылок со стороны бампера и с обратной стороны за брызговик. Требуется немного отогнуть подкрылок и закрепить саморезом поближе к переднему бамперу. Более кардинальных изменений типа бодика, резки подкрылков, ампутации брызговиков не хотелось, поэтому на этом решил остановиться. Все же автомобиль гражданский и загонять его в еб..я просто жалко :) Штатную защиту днища заменил на «шериф». Еще зачем то купил и поставил задний спойлер. Толку от него наверное 0, но без него вид какой-то недоделанный мне кажется.
В интерьере автомобиля были тоже изменены некоторые вещи. Заменил родную магнитолу на Caska (этот производитель известен в России под маркой Фантом), с навигацией, двд-плеером, usb и камерой заднего вида. С камерой стало очень удобно парковаться задом. Добавил кнопки на руле – в базовой комплектации раннера их нет. Ради этого пришлось поменять подушку безопасности, ну свою продал потом, разница не так ощутима получилась. Родной полиуретановый руль тоже не ахти. Сначала думал обшить его кожей, но потом подвернулся руль с черным «деревом», анатомией и перфорированной кожей. Поменял несколько комплектов ковров от 120го, все время чем-то не устраивали, пока наконец не заказали с местным сообществом раннероводов комплекты ковров Huskey Liners из америки. Получилось не дешево, зато отлично подходят, в багажник тоже положил пластиковое корыто этой марки, весь шмурдяк упаковал в специальную сумку, чтоб он не бегал по багажнику.
Приобрел китайский шнурок Mini-VCI скачал прогу Toyota techstream для диагностики авто, чтобы не пугаться каждого чека, что иногда выдает автомобиль. По опыту знаю, что много ошибок возникает из-за не до конца закрученной крышки бензобака. Это обычно по словам водителей выглядит так: «Заправился на одной заправке вылез чек» - «Заправился на другой - погас». Отсюда начинают делаться преждевременные выводы о качестве бензина и т.д. Кстати о бензине. Раннер прекрасно ездит на хорошем 92м, что и рекомендовано в его инструкции пользователя. 95й рекомендован для более лучшей отдачи двигателя, на нем больше заявленная мощность. Я сколько ни пробовал заливать 95й так ничего не ощутил ни в отдаче, ни в мощности, поэтому продолжаю лить 92й с проверенных заправок. Пока все тьфу-тьфу. Читал, что во впускной системе раннера использованы какие-то завихрения, которые позволяют избежать ранней детонации на 92м бензине, хоть и степень сжатия уже как бы намекает на необходимость 95го. Хитрые японцы в общем. Основные конкуренты раннера в америке потребляют их regular бензин, и японцы таким образом сделали раннер более конкурентным в сравнении. Американцы не любят лишние траты на высокооктановый бензин.
Расскажу немного о недостатках авто, для кого-то они такими являться не будут, мое мнение сугубо личное. Низкий потолок, в версии с люком он действительно низкий, поэтому я искал вариант без люка, лимитед и спорт без люка практически не найти, поэтому мне досталась простая комплектация ср5. Более «легковая» посадка чем в прадике, обусловлена, наверное, тем же низким потолком. Мне кстати, с ростом 192 немного не хватает диапазона регулировки сиденья. Хочется его еще отодвинуть на пару см назад. Надо как то доработать этот момент. В версии ср5 кстати еще отсутствует регулировка руля по вылету, есть только по высоте, что тоже кстати мешает удобно устроиться за рулем высокому человеку. Отодвигаешься до конца назад, и даже при самом вертикальном положении спинки руки немного тянуться к рулю, было бы неплохо подтянуть его немного ближе к себе. Подлокотников тоже нет, если рука лежит на крышке центрального бокса, то до руля она не достает, это напрягает в дальней дороге, руки устают. Слева на двери место для локтя есть, но с него тоже до руля достаю только кончиками пальцев. Приходится работать руками «по очереди» :)
Пробег за 2 года не большой, меньше 20тыс миль. Часто в городе ездит другой авто, а раннер в основном на выходных или на дальняк, но иногда и в городе катаю, когда соскучусь по нему.
В машине ничего пока не ломалось (тьфу*3), менялись только расходники – фильтра, масла, колодки и т.д.. Профилактически перебрали суппорты – там все отлично было, поменяли пыльники поршней, раз залезли.
Ну вот пока и все. Если что вспомню – еще допишу.
Всем дочитавшим до конца – привет, и пожелания хорошей дороги, как говорится, ни гвоздя ни жезла!
С уважением,
Андрей.