Хочу поделиться опытом замены ВВБ.
На Альфарде в 20 кузове батарея состоит из 2 частей, верхняя часть состоит и 9 длинных 12 ячеечных элементов. Нижняя часть состоит из 12 коротких 8 ячеечных элементов. Суммарное напряжение батареи свыше 500 Вольт. Расположена она посередине, в пространстве между водителем и пассажиром . Данная батарея полностью идентична батареи от Тойота Естима в 3 поколении.
Верхняя часть батареи имеет ресурс порядка 200-250 тысяч километров пробега. Нижняя часть как правило переживает 2 верхних части и имеет ресурс 400-500 тысяч километров.
Хочу отметить, что батарея это никельметаллогибридная, и срок ее эксплуатации напрямую зависит от пробега, так как элементы подвержены химическому процессу, который протекает одинаково вне зависимости от аккуратности вождения. Как правило в идеальных условиях альфард только на батареи может проехать не более 2 километров равномерного движения без наката и торможения, дальше включается двигатель. Малость этого расстояния является следствием очень узкого интервала работы батареи, как правило она не заряжается никогда свыше 90 процентов и не разряжается менее чем на 30, тем самым имеет огромный ресурс циклов зарядов, разрядов. Все элементы батареи соединены последовательно, соответственно и исчерпывают ресурс по разному. Когда разница в напряжении элементов батарей достигает критического уровня ( delta/soc ), бортовой компьютер выдает чек, на приборной панели загорается гирлянда, компьютер полностью отключает гибридную состовляющую автомобиля ( а именно батарею) , но Альфа может продолжить движения без нее. Данная ошибка сбрасывается путем отключения клеммы аккумулятора на 10 секунд, однако вскоре данная ошибка выскочит вновь.
При покупке гибридного автомобиля самое главное внимание по технической части необходимо уделять именно состоянию батареи, и сделать это можно только в специальном сервисе, на котором есть сканер. Состояние батареи проверяется только под нагрузкой, и неисправные элементы под ней сразу же "просаживаются" до критических значений. ( Можно провести аналогию со стандартным АКБ, ёмкость которого измеряют только нагрузочной вилкой). Теоретически можно проверить состояние батареи и без сканера, но как правило если она мертвая , и продавец недавно скинул ошибку, то у вас это не получится, хотя я заметил такой факт, что если вывести автомобиль на скорость 59 километров в час и в таком режиме проехать порядка 1,5 километров максимально ее нагрузив, то неисправная батарея обязательно выдаст ошибку.
Как итог: необходима замена батареи.
Заменить батарею можно либо в сборе полностью, либо заменить только верхнюю ее часть, либо заменить только неисправный элемент( но это как правило только отсрочит время гибели остальных элементов, к тому же новый элемент может пострадать и исчерпать свой ресурс гораздо быстрее).
Соответственно если менять всю батарею, это заказывать только с Владивостока, с распилов и т.д. цена на них от 60 ( за батарею 2008 года) до 120 тысяч( за батареи 2017 года и свежее), это б/у батареи, и заказывая их вы всегда рискуете купить ушатанное гавно, отдав при этом немалые деньги.
Новая батарея стоит порядка 190 тысяч -240 тысяч.
Взвесив все риски, я принял решение менять только верхнюю часть батареи, причем новых штатных элементов у нас в Новосибирске нет, зато есть новые элементы от Тойота Приус 20, и есть возможность замены 1 элемента Альфарда, 2 элементами от Тойота Приус 20, 30 и т.д. По своим электрическим параметрам 2 элемента приуса полностью соответствует 1 элементу Альфарда, однако по физическим параметрам собранная батарея из нештатных элементов получается немного шире и длиннее, приходится немного колхозить . итого в Альфарде 9 верхних элементов, умножаем на 2 , получаем необходимо 18 элементов от приуса. Каждый новый элемент стоит 4,5 тысячи , все перемножаем и с учётом работы - 100 тысяч рублей и 1,5 дня работы опытного специалиста, который в Новосибирске имеется. За эту сумму вы получаете полностью новую верхнюю часть, и гарантировано проедите на машине ещё 200-250 тысяч километров. Экономия по сравнению с бензиновым собратом получается в среднем 5 литров со 100 километров пробега, 200000 пробега делим на 100, умножаем на 5 итого 10000 литров умножаем на 40 рублей, получаем 400000 рублей экономии на пробеге батареи за минусом ее цены, получаем суммы порядка 300000 тысяч рублей.
Самостоятельную замену батареи при условии замены верхней части в сборе возможно сделать самому , колхозить приусовскими элементами , лучше доверить профессионалу.
Дополню текст работами товарищей гибридоводов и различной литературой, с которой успел ознакомиться при принятии решения по замене батареи.
https://abs-magazine.ru/article/tehnologii-remonta-i-obsluzhivanija-gibridnyh-avtomobilej-shkola-sergeja-gordeeva-urok-18 - настоящий профессионал, много уроков по гибридам.
Меняем Батарейку (ВВБ).- один из первопроходцев замены батареи своими руками